http://forumfiles.ru/files/0012/57/91/19816.png
ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ: «ЗАНАВЕС ПОДНИМАЕТСЯ: АКТРИСЫ»
http://forumfiles.ru/files/0012/57/91/42904.png
     
Для начала я вынуждена попросить прощения у читателей. Ибо, схватив столь интересную и многообещающую профессию, я наткнулась на ничтожно малое количество обобщающей информации. По большей части мне пришлось ориентироваться на биографии знаменитых актрис 19-го — начала 20-го веков и делать какие-то выводы.

Меня, как автора исследования, интересовали бытовые подробности: как становились актрисами, где учились этому мастерству, на какой ступени иерархической лестницы оказывались девушки, вышедшие на сцену, как часто их деятельность была связана с богатыми покровителями. Увы, четких ответов на эти вопросы я не получила.

Поэтому то, что вы прочтете — это мои собственные выводы и попытки реконструировать события (Вполне в духе Шерлока Холмса — по капельке воды установить существование знаменитого водопада:). Но если кто-то из читателей владеет информацией и готов сделать поправки и замечания — я это только приветствую! Ваши возражения и дополнения можно писать в комментариях или отправлять в личку. Глава будет исправлена, а ваше имя упомянуто с благодарностью.

Я все время возвращаюсь к попыткам женщин быть независимыми и самостоятельными. Театр в этом смысле являлся отличной возможностью. Причем — вполне ожидаемой. Если при Шекспире женские роли исполняли мужчины, то в 1660 году путь на сцену открылся и для девушек. Так что к 19 веку профессия актрисы, пусть и рискованная для репутации, не выглядела чем-то из ряда вон выходящим. Это вам не фантастическая карьера леди-врача или дамы-инженера.

Как же становились актрисами? Судя по всему, было два пути:

1. Семейный.
Девушка из актерской семьи (или даже целой династии) с малолетства вовлечена в театральное действо. Она видит репетиции, «варится» в обществе актеров, драматургов, режиссеров, публики. Она выходит на сцену, играя детей, эльфов, зверьков. Постепенно роли усложняются, требуют все больше сил и мастерства… Далее может родиться как великая актриса, так и просто крепкая профессионалка. Из известных английских актрис в этом пункте можно назвать Фанни Кимбл, Эллен Терри, Весту Тилли.

2. Со стороны.
В этом случае девушка происходит из семьи, никак с театром не связанной. Причем это может быть как семья ремесленника, так и аристократа. Но главное — в определенный момент к мисс (или миссис) приходит понимание, что судьба дала ей способности, с которыми можно создать себе новую жизнь. Заработать деньги, помочь семье, возвыситься над окружением. Причем шаг делается прямо на сцену, и уже там происходит обучение. Среднее звено, такое как театральное училище, отсутствует. В лучшем случае, это частные уроки музыки, пения или актерского мастерства. Но бывало, обходились и без оных. Именно путь в актрисы со стороны проделали Стелла Кемпбелл, Лилли Лэнгтри, Мари Ллойд.

Мне трудно что-либо прояснить по поводу циничного афоризма «Путь на экран лежит через диван». Опять же, судя по тому, что удалось накопать, далеко не все актрисы оказывались повязаны на неких «благодетелях». Если среди их любовников и числились режиссеры или драматурги, то уже в тот период, когда дама сделала себе имя. То есть начинающая актриса от милости избранника не очень-то и зависела. Например, Стелла Кэмпбелл была возлюбленной Бернарда Шоу. Именно для нее он написал бессмертного «Пигмалиона». Но Стелла вполне позволяла себе ссоры с Шоу, уезжала, возвращалась, выходила замуж и расставалась с мужьями… Их отношения были диалогом натур талантливых и страстных, гордых и непростых. Но нельзя говорить о «попытке навязать любовь существу, от тебя зависящему».

Но, думаю, для девушки, которая не имела защиты в лице отца-актера или знатного происхождения, дорога на сцену могла пролегать и через унижения и позор. Только вот информация об этом чрезвычайно скудна.

Раз уж зашла речь о Стелле Кэмпбелл, родившейся в 1865 году, посмотрим на нее внимательнее.

Ее судьба очень интересна и достойна фильма (которого пока нет) или романа. Отец Стеллы — англичанин Джон Таннер, человек без определенных занятий, легкомысленный и расточительный. Мать — итальянка, из обедневшего графского рода. Семья жила под покровительством Генри Таннера, брата невезучего Джона. Именно дядю девочка и воспринимала отцом, ибо настоящий папа вечно пропадал в дальних краях.

Благодаря дяде Стелла получила хорошее образование, а также закончила Гилдхоллскую школу музыки (в 1935 году к это наименование расширилось  — «музыки и театра»). В Париже девушка училась пению у лучших педагогов. Но, будучи совсем юной, влюбилась, вышла замуж, родила двоих детей… И поняла, что на супруга рассчитывать нечего, слишком он похож на ее собственного отца. Патрик Кэмпбелл рванул в колонии, надеясь поправить свои дела.

«Многие годы она получала от супруга письма: то наивно-восторженные, то жалобно-беспомощные. Но если он мог позволить себе «искать удачу», то Стелле пришлось много и тяжело трудиться, чтобы содержать себя, детей, а заодно и высылать деньги Патрику на его очередные «прожекты» разбогатеть. … Стелла оказалась на удивление стойкой, мужественной и любящей женщиной. Она годами ждала своего Патрика. Ее близкие друзья говорили, что она отдала себя без остатка — всю свою любовь, нежность, сострадание, понимание и боль — мужу, и от нее осталась одна великая актриса» (Зиолковская А.В., Рудычева И.А., Иовлева Т. «50 знаменитых любовниц»).

Все совпало — необходимость искать заработка, музыкальный и артистический талант, а также случайность, которую любят использовать в сюжетах о внезапно прославившейся девушке. В любительской постановке Стелла заменяет заболевшую актрису. После чего с миссис Кемпбелл заключают контракт, и леди выходит на профессиональную сцену.

Казалось бы, вот оно, счастье. Успех, деньги, независимость. Не тут-то было. Бесконечные переезды, постоянные репетиции, разлука с детьми, которых Стелла оставила матери. Возмущение «приличного общества».

«Парижская тетя писала с негодованием: «Ты совершила безумный поступок: тебя ждут стыд, унижение от того, что ты выставляешь себя на позор перед добропорядочными людьми» (Зиолковская А.В., Рудычева И.А., Иовлева Т. «50 знаменитых любовниц»).

А главное — Стелла не могла играть в полсилы. Каждая роль выматывала, требовала невероятного напряжения нервов. Сказывалось отсутствие опыта, тот самый приход на сцену со стороны. Но помогали талант и работоспособность. Воздействие Стеллы на публику было невероятным. Однажды, прямо на выступлении в трагической роли, с актрисы упала юбка. Стелла подхватила ее и произносила дальнейшие слова, придерживая одежду рукой. В зале не раздалось ни одного смешка.

Блиставшая в ролях своих современниц, Стелла не была оценена в пьесах Шекспира. Ее трактовка образов зачастую была слишком смелой и субъективной, к чему публика оказалась не готова.

Характер «миссис Пат» был нелегким. Независимая, резкая, гордая, она не желала считаться с мнениями режиссеров, журналистов, даже возлюбленного Шоу. Ей удалось стать хозяйкой своей жизни, вырастить детей, прославиться. Вершиной карьеры уже немолодой актрисы стала роль Элизы Дулиттл в пьесе «Пигмалион».

Но. Ее сын погиб на Первой Мировой. Дочь, также ставшая актрисой, не унаследовала таланта матери. После автомобильной катастрофы миссис Кемпбелл пришлось заново учиться ходить. Очередной супруг, слишком молодой и безответственный, не принес актрисе счастья. Тускнела слава, финансовые дела вновь пришли в упадок.

Стелла не унывает. Она продает огромный дом и поселяется в скромном коттедже, пишет и публикует мемуары. Путешествует и опять выходит на сцену. Только ни за что не идет против своего характера.

«Весь земной шар был у ее ног. Но она поддала ногой этот шар и уже не могла достать его оттуда, куда он откатился» (Бернард Шоу).

Подробнее об отношениях Стеллы Кемпбелл и Бернарда Шоу можно узнать из фильма «Милый лжец», по одноименной пьесе. За напоминание о нем спасибо моей бете, Мое_имя_не_Эсмеральда. Я сама фильм не смотрела.

Как видно на примере Стеллы Кемпбелл, актриса могла стать выше правил, приличий, неписанных законов общества. Эта профессия давала возможность находиться в кругу известных, талантливых людей, быть независимой, обеспеченной. Но при этом все равно ставило леди «вне» привычной иерархии. Гневное письмо тетушки Стеллы — вполне обычная реакция общества. Леди — на сцене, под взглядами посторонних людей, мужчин! Произносит монологи о любви и страсти, часто изображает героинь, далеких от строгих моральных устоев. Зарабатывает этим деньги! Скандал. Куда катится мир…

Что не исключало для актрисы как любовных отношений, так законного брака. Оставаться ли после этого на сцене — вот вопрос. Ответ на него зависел не только от желания женщины, но естественно, и от взглядов мужа.

Следующая знаменитость, о которой хочется рассказать подробней — Эллен Терри, родившаяся в актерской семье в 1848 году.

«Эллен Терри не получила театрального образования в нашем понимании этого слова, хотя бы потому, что театральных школ тогда в Англии не существовало. Она училась у живого театра, практически познавая сцену» (сайт http://www.culturemass.ru/lemas-891-1.html «Сценический метод Элен Терри»).

Сначала маленькая Эллен играет подходящие ей по возрасту роли. Играет легко, как многие дети, не отдавая себе в этом отчета. Но материал, с которым она соприкасается — самой высокой пробы. Это Шекспир, Шеридан, Гете.

Юная Эллен оказывается не просто способной. Она умна, наблюдательна, трудолюбива. Девочка пытается поставить себя на место героя, ощутить его чувства и мотивы. Постепенно мисс Терри переходит к более сложным ролям, которые требуют проработки характеров и настоящего перевоплощения.

Ей 16 лет, и она уже знаменита. Эллен приглашают позировать для художника Джорджа Фредерика Уоттса. Ее лицо теперь можно увидеть на многих полотнах живописца. Уоттс предлагает Эллен замужество, и девушка соглашается. Увы, муж настаивает на том, чтобы она покинула театр.

Брак продлился около года. Что стало причиной расставания? Разница в возрасте — Уоттс был старше Эллен на 30 лет? Несхожесть характеров и привычек? Неизвестно.

Эллен возвращается на сцену, но английский театр в этот момент переживает упадок. Возможно, это облегчает Эллен ее второй уход, уже ради настоящей любви, продолжавшейся много лет. Она вступает в связь с архитектором Эдвардом Годвином. На свет появляются дочь и сын. Сын, Гордон Крэг, также впоследствии стал знаменитым актером.

Но все-таки в 1874 году Эллен возвращается на сцену. Она играет и в проходных пьесах, и в классике. Настоящую славу Терри приносят роли шекспировских героинь:

«Порция в «Венецианском купце» была ее триумфом. Как пленительна была она, как носила свою мантию и четырехугольную докторскую шапочку, с какой подкупающей серьезностью вершила суд над Шейлоком и Антонио. В течение нескольких недель только и говорили, что о Порции Эллен Терри» (Поль Виллар, французский критик).

Творческая манера Эллен была наполнена душевным теплом, человечностью, щедростью. Правда, это частенько затрудняло работу над другими образами.

«Даже для леди Макбет, Э. Терри искала оправдания и сочувствия, делая акцент на судьбе тяжело страдающей женщины» (сайт http://www.culturemass.ru/lemas-891-1.html «Сценический метод Эллен Терри»).

С такой леди Макбет согласились далеко не все зрители и критики.

Генри Ирвинг, возглавлявший «Лицеум», очень ценил Эллен. Творческое содружество этих людей продолжалось долгие годы. Их взгляды на искусство не всегда совпадали, но они дополняли друг друга.

Тем не менее, в начале 20 века Терри покидает «Лицеум». Театральная жизнь меняется, молодежь вооружается новыми методами, не всегда понятными Эллен. Она продолжает играть, блистает в «Виндзорских насмешницах», помогает своему сыну Гордону Крэгу, который уже стал взрослым. Их отношения отличались большой теплотой, и он первым напишет книгу о своей знаменитой матери.

Последней ролью Эллен Терри стала великолепно сыгранная кормилица Джульетты.

Взгляды Эллен Терри на жизнь, и на театр, отличались ясностью и оптимизмом. Она считала, что актер имеет право на личную трактовку роли, что нельзя застывать в шаблонах и типажах. Сама Эллен старалась понять до конца своих героинь, как сильных, так и слабых. Она утверждала моральную правоту первых (Беатриче, Виолы, Порции) и стремилась вызвать сочувствие и жалость ко вторым (Офелии, Маргарите).

Как мы видим, эта удивительная женщина попрала все нормы своего века. Она с малолетства выступала на сцене, она оказалась «изгнанной женой», она решилась на связь без брака, родила «незаконных» детей. И, тем не менее, в памяти людской осталась светлой, доброй, талантливой и человечной.

Если вспомнить о Шерлоке Холмсе, именно такую возлюбленную из мира театра я бы ему и пожелала.:)

Правда, большинство вспоминает другую актрису, упомянутую на страницах Шерлокианы — Ирэн Адлер, в замужестве Нортон. Неслучайно эта дама так волнует читателей. Сэру Артуру удалось создать образ яркий и привлекательный.

О моем отношении к пейрингу Холмс/Ирэн я уже много говорила в соответствующей главе. Повторяться не буду.

Но была ли такая женщина в реальности? Да.

Большинство исследователей полагают, что создавая мисс Адлер, Конан-Дойль вдохновлялся «Джерсийской Лилией» — Лили Лэнгтри.

В 1853 году на острове Джерси, в семье приходского священника Ле Бретона родилась дочь, Эмилия Шарлотта. Однако весьма скоро девочку стали называть «Лили», благодаря ее нежной белой коже. Правда, на хрупкий цветок дитя вовсе не походило. Единственная девочка среди шестерых братьев, она росла проказливой и храброй. Свое настоящее имя ненавидела и с радостью откликалась на «Лили».

Вместе с братьями девочка устраивала засады на кладбище, лазала по деревьям, носилась по берегу моря. Вместе с братьями она и училась, усваивая латынь, греческий, математику, искусство. Но довольно рано девушка начала осознавать, что ее красота — это возможность подняться очень высоко. А вековать век на родном острове Лили не желала.

Ее первый выход в лондонское общество прошел неудачно. Лили чувствовала себя неловкой, смешной. Провинциальной. Но, вернувшись домой, снова приступила к занятиям, не теряя надежды покорить вершины.

На свадьбе своего брата она познакомилась с вдовцом Эдвардом Лэнгтри. И очень быстро получила от него предложение руки и сердца. Вопреки воле семьи, Лили ответила согласием.

Сам Эдвард не стремился в столицу. Но жена переубедила его, упирая на то, что перемена обстановки пойдет на пользу ее здоровью. Чета Лэнгтри отправляется в Лондон.

Умирает любимый младший брат Лили. Молодая женщина искренне горюет и винит себя. Брат не хотел ее свадьбы, отъезда… Лили облачается в траур. И вот вся в черном, без драгоценностей, бледная и печальная, она появляется в гостиной на приеме у леди Себрайт.

Какова же внешность реальной «Ирэн Адлер»? Занятно, что советская экранизация, случайно, или нет, но почти попала в яблочко. Лили — стройна, белокожа, с ясными голубыми глазами и узлом рыжих волос.

Честно скажу, у меня самой слегка треснул шаблон. Упорно считала Ирэн похожей на Лину Кавалери — страстной, экзотической брюнеткой.

Поищите портреты Лили, и будете удивлены. Ее можно принять за милую, строгую гувернантку или юную послушницу, но уже никак не за светскую львицу, околдовывавшую художников и королей…

Уже на том, первом вечере художник Милс сделал несколько рисунков с миссис Лэнгтри.

«На следующий день портрет вызвал такой общественный интерес, что в течение недели не было других разговоров, как только о Лилли, рисунки с портрета продавались лучше всех других рисунков красавиц и представителей великосветского общества» (https://www.liveinternet.ru/users/42575 … 156515167/)

А где же король?

Первый — Принц Уэльский, будущий Эдуард Седьмой. Берти, хоть и был женат, строгим поведением не отличался и любил красивых женщин. Лили привлекает его внимания, и скоро они становятся любовниками. В Борнмуте принц снял дом, а также представил миссис Лэнгтри королеве. Но Виктория приняла даму сердца сына довольно холодно. Однако Лили это не сильно обескуражило. Зато она теперь могла посещать светские мероприятия самого высокого уровня.

Три года продолжается связь Принца с «Джерсийской лилией». А затем Берти увлекается Сарой Бернар. Лили, не оставшись в долгу, очаровывает принца Людвига Баттенберга.

На свет появляется девочка, Жанна Мари. Кто из принцев ее отец — загадка. Лили отправляет ребенка к своим родителям. Долгое время Жанна считала миссис Лэнгтри своей тетей. Близости между ними никогда не было.

Лили становится изгоем. Не из-за дочери. Просто на одном вечер состоялась громкая ссора Принца Уэльского и миссис Лэнгтри. Женщина отказалась принести извинения. Фавор превратился в опалу. Сама Лили оказалась на грани банкротства.

Эдвард Лэнгтри не мог, да и не хотел оплачивать расходы «верной» жены. И тогда, по совету Оскара Уайлда, Лили шагнула на сцену.

«В декабре 1881 года она впервые выходит на сцену: играет одну из главных ролей в пьесе Оливера Голдсмита «Ночь ошибок, или унижение паче гордости». И, конечно же, имеет оглушительный успех» (http://www.womanontop.ru/2012/01/lili-l … henshhina/).

Выступления Лили всюду сопровождались аншлагами. Красивая, знаменитая, образованная, умеющая подать себя, она блистала. Насколько велики были ее способности — теперь уже трудно говорить объективно. Англия и Америка, кажется, были готовы просто смотреть на «Джерсийскую Лилию», даже если бы она только стояла на подмостках.

Миссис Лэнгтри оставила театр, когда ее возраст подошел к семидесяти. А еще в 1899 году вышла замуж за аристократа Гуго де Бата, который был моложе ее на 19 лет.

Лили Лэнгтри была иконой моды и стиля, переодевшись, участвовала в скачках, одной из первых купила автомобиль, выпускала вино и покупала землю. Ее именем называли детей. Факты жизни актрисы использовал Уайльд при создании пьесы «Веер леди Уиндермир».

А еще она стала прообразом Ирэн Адлер.

Но, почитав несколько вариантов биографии Лили, осмелюсь сказать следующее. Все-таки мисс Адлер, при всей ее авантюрности и смелости, человек куда более душевный и чистый. «Джерсийскую Лилию» назвать таковой трудно. Она изумляет, ее путь наверх не может не вызвать некого восхищения. Но не покидает ощущения, что Лили была слишком расчетливой и эгоистичной. Эдвард Лэнгтри стал первой ступенькой к Лондону. Принцы — статусными призами. Дочь — побочным и мешающим фактором… В Ирэн мне всю жизнь виделось больше благородства, гордости и искренней нежности к избранному мужу.

Впрочем, если вы сторонники Ирэн — как образа роковой женщины-хищницы, вам, возможно, душевный облик Лили придется по сердцу.

Профессия актрисы прекрасно вписывается в фанфик, ориентированный на викторианский канон. Можно брать героиню любого социального положения, наделять ее талантом, храбростью и — выводить на подмостки. Она может быть дочкой актера, рабочего, торговца, дворянина. Девицей, замужней, вдовой. Не иметь систематического образования, или же, напротив, знать куда больше положенного. Главное — способности и характер. Если девушка пуглива и робка или излишне строга вплоть до ханжества, если искренне считает, что выступать в театре — грех, то служение Мельпомене не для нее.

Но ведь мы уже решили, что Холмсу нравятся леди активные и храбрые?

Театр может быть ее призванием или спасением от бедности. Путем, на который девушку благословили близкие — и средством борьбы с ними же. Игра как состояние души — и страшное напряжение, оборачивающееся опустошением.

Да и театральные интриги не стоит забывать. Даже если героиня — великая и признанная актриса, никто не отменял злобы, зависти и ревности поклонников и конкуренток.

Даже странно, что так мало театра в рассказах Конан-Дойля. И всего две актрисы — певица Ирэн Адлер и циркачка Эжени Рондер. Такие декорации не были использованы!

Зато фанфикерам дана полная свобода, чтобы ввести театральную линию в свой сюжет. А для вдохновения, как всегда, советую несколько фильмов.

Каким могло оказаться замужество для актрисы? Об этом хорошо расскажет фильм «Рабство: Правдивая история Фанни Кимбл», 2000 год.

Это история реальной женщины. Фанни родилась в актерской семье и сама рано вышла на подмостки. Кроме того, она была наблюдательна, хорошо владела словом и постоянно вела дневники. Ее заметки стоили того, чтобы их напечатали.

Фанни играет Джейн Сеймур — одна из самых ярких и талантливых актрис. И вот мы видим девушку гордую, порывистую, страстную и очень искреннюю. Ей претит мысль об ограничении свободы — для себя или других. Но выступая в Америке, Фанни влюбляется в богатого плантатора, хозяина чернокожих рабов — Пирса Батлера.

Пирс — сама галантность и доброта, настоящий джентльмен, влюбленный и нежный. Но — сразу за свадьбой следует размолвка. Супруг против того, чтобы записи Фанни появились в печати. Ибо не везде она ласково отзывается о Новом Свете.

А ведь в период жениховства мистер Батлер обещал никак не ущемлять свободу жены…

Но самое страшное даже не это. Обидно, да, но слыша весьма едкие и язвительные цитаты из дневников Фанни, Пирса тоже в чем-то понять можно. Америка — его страна, его родина.

Но вот Фанни приезжает на плантацию мужа. И оказывается, что нежный Пирс, обожающий жену и дочек — жестокий хозяин. Грязь, унижения, болезни — вот какова жизнь принадлежащих ему людей. И вполне понятное желание сострадательной женщины что-то сделать наталкивается на суровый запрет.

Но Фанни не отступит. Даже если на карту нужно будет поставить собственное благополучие. Выговоры от мужа, ссоры и запреты, угрозы лишить ее детей, недоверие самих рабов. Даже удар хлыстом по спине, когда женщина заслонит собой привязанного к столбу негра…

В конце фильма Фанни, пройдя через многое, опять встречается с Пирсом, который прочел опубликованные женой записи. Те, что касались его плантации. И мистер Батлер растерянно и грустно произносит:

— Я все думал, пока читал, кто же этот ужасный человек. А оказывается, это — я…

Да, театра в этом фильме мало. Но тема несвободы — от брачной до общественной — освещена очень ярко.

Кстати, в итоге Фанни все-таки вернулась на сцену. Как всеми любимый декламатор пьес Шекспира.

В фильме есть интересный момент, когда подруга выговаривает юной Фанни за неосторожность. Мол, как ты могла встречаться наедине с холостым мужчиной! То есть понятие «актриса»  далеко не всегда равнялось понятию «куртизанка». Эти девушки тоже могли блюсти честь, а их семьи — переживать за репутацию.

Тревога матери-актрисы за дочь и ее будущее хорошо показана в фильме «Невидимая женщина» 2012 года.

За основу авторы взяли историю отношений уже немолодого Чарльза Диккенса и молодой актрисы Эллен Тернан. Название фильма неслучайно — мисс Тернан и вправду сделалась практически невидимкой, и отыскать свидетельства того, насколько тесной была ее связь с писателем — невозможно.

Но фильм предлагает нам вполне обоснованную и логично выстроенную версию.

Миссис Тернан — бывшая актриса. Три ее дочери тоже выступают на сцене. Их семья вполне уважаема, мать всюду сопровождает девочек, чтобы никто не мог сказать дурного слова. Девушек Тернан привлекают к участию в спектакле по пьесе Диккенса «Замерзшая пучина». Но старшая сестра вынуждена уехать, и подменить ее приходится юной Эллен. Так на репетиции и происходит ее знакомство с Диккенсом.

Вообще в этой истории Диккенс (которого очень люблю как писателя) выглядит крайне неприятным человеком. Конечно, жена такая глупая и ничего не понимает в его работе! Поэтому писательская тонкая душа рвется к молодой девочке, с которой можно обсудить концовку будущего романа. А по сути, бедная Кэтрин, перенесшая с десяток родов, просто постарела, пополнела и, как и призывал женщин Диккенс, всю себя отдала детям и дому. И лишилась не только любви мужа, но и его уважения.

Потому что присылать жену в дом к намеченной любовнице, дабы она лично передала девушке подарок — это верх цинизма.

Эллен — на распутье. Она любит театр и хочет играть. Но — способности ее слишком малы. Это видят и мать, и сестры, чей разговор подслушивает Эллен. Девушке нравится Диккенс, который явно отличает ее, втягивает в беседы, оказывает внимание. Но когда писатель знакомит ее с невенчанной женой Уилки Коллинза, Эллен сидит на диване, не сняв капора и поджав губы. Она считает себя оскорбленной присутствием «падшей» женщины.

Влечение перерастает в сильное чувство. Эллен делает выбор и становится любовницей писателя. Мать благословляет ее на этот шаг, считая, что Диккенс не обидит ее дочь, а лишенная таланта Эллен не будет бедствовать.

Фильм красивый и грустный. Он бередит душу и ставит много важных вопросов. На чьей стороне быть — каждый зритель волен решить сам.

Что-то мы все о классическом театре. Но ведь конец 19 века — это время расцвета мюзик-холлов, которые тоже могли похвалиться талантливыми актерами и актрисами.

«В своем простейшем виде мюзик-холл представляет собой сборный концерт, где участвуют певцы, танцоры, жонглеры, акробаты, фокусники, которые выступают на сцене, в то время как публика, расположившись за столами, отдает должное ужину и внимает их искусству»(Е.Хайченко «Этот нелегкий легкий жанр», «Театр», № 15 — 2013г.).

Так же, много интересного о мюзик-холлах можно узнать из исследования Натальи Поваляевой «Мюзик-холл в неовикторианском романе»:
https://e-libra.ru/read/379831-obraz-my … omane.html
(За дополнение спасибо, опять же, моей бете).

Мэри Ллойд обрела успех и славу именно в мюзик-холле. Этой замечательной певице, и неординарной женщине посвящен фильм «Мисс Мэри Ллойд», снятый в 2007 году. К сожалению, на русский язык он пока не дублирован, но есть версия с титрами. Так что — очень рекомендую.

Настоящее имя героини — Матильда Вуд. Девочка родилась в 1870 году, в семье изготовителя искусственных цветов и портнихи. Еще в детстве Матильда организовала младших братьев и сестер в целый музыкальный ансамбль. Они выступали в миссиях и церквях с песнями о воздержании и праведной жизни.

К сожалению, авторы фильма почему-то упустили этот момент, оставив Тилли одного младшего брата, который всю жизнь проведет, помогая сестре.

Уже в 15 лет Матильда, с полного одобрения родителей, начинает выступать в мюзик-холле. Особенно нравится публике песня — «Мой парень там, на галерее, видите, он машет мне кепкой?». При этом подруга Матильды просила кого-то из зрителей помахать кепкой.

В фильме отсутствуют и родители Матильды, и ее подруга. Судьбу талантливой девушки круто меняет встреча с Перси Кортни. Он оттачивает манеру выступления актрисы, помогает выбрать псевдоним, договориться с прежними исполнителями песен…

На самом деле, к моменту встречи с Перси, Мэри уже вполне состоявшаяся звезда. История умалчивает, насколько велика была помощь первого мужа. Но начиналось все, и в жизни, и на экране, очень счастливо.

«Для нескольких поколений англичан имя Мари Ллойд означало нечто большее, чем просто известную актрису мюзик-холла. Макс Бирбом причислял ее к трем наиболее выдающимся женщинам своей эпохи наряду с королевой Викторией и Флоренс Найтингейл. Ее искусством восхищались Сара Бернар, Бернард Шоу, Томас Стернз Эллиот» (Е.Хайченко «Этот нелегкий легкий жанр», «Театр», № 15 — 2013г.).

Фильм помогает увидеть главное — личность яркую, притягательную, талантливую. То невероятно самоуверенную, то — павшую духом и разочарованную. Ее мужья не могли и не хотели делить ее с публикой (правда, от денег не отказывались), а сама Мэри была готова работать столько, сколько потребуется.

«Нередко она выступала сразу в трех мюзик-холлах за ночь. Например, в 21:40 — «Оксфорд», в 22:10 — «Павильон», в 22:35 — «Тиволи», так что на отдых между сценическими выходами оставалось всего несколько минут» (Е.Хайченко «Этот нелегкий легкий жанр», «Театр», № 15 — 2013г.).

Она пела от лица девушки-горожанки, которая впервые влюбилась. Она спрашивала публику — «Все ли здесь счастливы? Уверена, что да!». Мэри могла надеть весьма смелые по тем временам наряды, щеголяя бельем в разрезах платья.

Теперь ее героиня — щеголиха, модница, которая спрашивает — «Не слишком ли коротко мое платье? Если и коротко, то чуть-чуть! Оно показывает мои формы, но мужчинам это нравится!»

За подобные песни и наряды Комитет Бдительности попытался призвать актрису к ответу. Но ничего не вышло. Ибо главное было не в текстах песен, которые Мэри честно представила на суд. Огонек им придавало исполнение.

В фильме Джесси Уоллес, сыгравшая Мэри, великолепна во всех эпизодах. И театральных, и личных. Мисс Ллойд не была худышкой, и мы видим именно пышную, модную по тем временам фигуру. Актриса смеется на сцене, и забываешь, что там, за кулисами, остается ее настоящая жизнь. Жизнь, где опять пьет и буянит муж, где она, по своей вине, поссорилась с братом, а газеты смакуют очередной скандал с мисс Ллойд.

Увы, многое осталось за кадром. Но фильм все равно хорош. И я очень его советую. Тем, кто любит помечтать об ОЧЕНЬ неравном браке (или отношениях) для Холмса, он поможет создать образ девушки простой, не слишком-то образованной, но талантливой. А еще справедливой. Ибо, будучи звездой, Мэри понимала тяготы не столь знаменитых коллег. Мисс Ллойд присоединилась к забастовке, которую однажды объявили артисты Лондона в начале 20 века, требуя достойной оплаты и человеческих условий труда.

Есть еще один фильм-биография, который рассказывает о жизни актрисы. Он посвящен той самой «Джерсийской Лилии».

«Лилли», 1978 год. Увы, фильм (вернее, мини-сериал) не только не дублирован, но и русскими титрами не снабжен. Так что целиком, вероятно, англомолчащие его не смогут осилить. Как и я:). Но если смотреть выборочно, с перемоткой, можно насладиться отлично переданной атмосферой, костюмами, лицами актеров. В роли Лилли — прелестная Франческа Аннис. Такая красивая, трогательная, беспомощная… И при этом — прекрасно понимающая, чего она хочет. Вся жизнь миссис Лэнгтри будет рассказана подробно — и детство на Джерси, и замужество, и тот самый лондонский прием, и, конечно, любовь принцев. Посмотрите, в сети фильм есть.

Ну, и закончить данный раздел хочу отечественной лентой, снятой в 1991 году — «Призраки зеленой комнаты». Это — экранизация повести Джона Пристли «Дженни Вильерс».

В сюжете сходятся два времени — вторая половина 20-го века, и середина 19-го. Пожилой драматург (в исполнении В.Тихонова), Мартин Чиверел, устал и разочаровался в жизни. Встречи с ним добивается молодая актриса, но Чиверел не хочет ее слушать. Один, он дремлет в зеленой комнате — своеобразном музее прошлого.

И вот — комната наполняется людьми, которых больше нет. Это артисты труппы Лэдлоу, выступавшей здесь … 100 лет назад. Руководитель сообщает им о бегстве одной актрисы — и представляет новую «Виолу, Офелию, Джульетту» Дженни Вильерс.

Она красива и очень талантлива. Мартин Чиверел, невольный наблюдатель, ловит ее жесты и слова, такие простые, искренние. Совсем юная, Дженни понимает, что многие театральные приемы устарели, что произносить слова так, как это делалось раньше, уже нельзя. Она ищет свой тон, жесты, чтобы правдивее показать героиню.

Но Дженни умирает совсем молодой. Умирает от преданной любви и разбитого сердца. А говоря проще — из-за бегства любовника и сделанного аборта.

Но, только посмотрев экранизацию, я расслышала слова Джулиана, который бросил Дженни, и уехал в Лондон. А он, отвечая на упреки, бывшего коллеги, говорит:

— Если бы она стала моей женой… Приносила мне рагу и чистые носки. Да таким образом я еще верней погубил бы ее!!!

Думать об этом надо было раньше. Вот единственная поправка. А так, по сути, грустная правда в словах Джулиана тоже есть.

Несмотря на печальный сюжет, фильм очень светлый. Проникновенный, очищающий. Не зря призрак Дженни повторяет такие слова:

— Неважно, что стало со мной… Главное, чтобы пламя оставалось чистым.

А нам опять пора прощаться.

Занавес опускается. Огни гаснут. Джульетта смывает грим, закалывает в узел волосы, надевает обычное платье. Дочь Капулетти становится снова мисс Энн Смит или Кэтрин Браун. Она выходит на лондонскую улицу. Дождь. Цокают копыта по мостовой. Подъезжает кэб…

«Пускай лошадка поспешит
Сквозь полночь наугад.
А уж потом судьба решит,
Кто прав, кто виноват»

       
http://forumfiles.ru/files/0012/57/91/42904.png
   
Следующая глава         Содержание