У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

Аудиокниги и клипы по произведениям наших авторов теперь можно смотреть и слушать в ю-тубе и рутубе

Наш канал на ютубе - Ссылка

Наш канал на рутубе - Ссылка

Встроенный аудиоплеер на форуме все еще работает с перебоями, увы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Академия пана Кляксы » Задание №2. Домашнее задание. "Макошь"


Задание №2. Домашнее задание. "Макошь"

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Рассказ писался на мастер-классе "Мусагета" ещё в 2008 году. И тогда меня он не удовлетворил. Сейчас ещё подправило, но не уверена. что деталь в нём и сейчас работает, как задумано.

МАКОШЬ

Мать поёт:
    - Ой, Леля-лёля,
    Где ты, моя доля?
    Доля дитятко дала,
    А недоля унесла.
Привычные руки порхают над туеском с грибами, что сестра Светланка принесла поутру.
    - Ой, Леля-лёля…
Чик ножом раз, чик ещё. Шляпка отправляется в одну кадушку, ножка в другую.
    - … где ты, моя доля?
    Макошь нитку пряла,
    А Морена рвала.
Голос у матери спокойный, глаза усталые. Только руки всё равно неутомимы.
Лепша знает: Макошь старая, косматая, с большой головой. В руках у неё прялка, а на прялке кудель. Из той кудели прядёт Макошь долю для каждого, а злая белая девка Морена норовит оборвать нитку, спутать кудель.
Лепше страшно. Вдруг Макошь зазевается, и Морена порвёт его, Лепшину нитку?
Отцу не нравится, когда мать поминает старых богов. Он говорит Лепше, что бояться не надо. Потому что добрый Христос сделал так, чтобы после смерти всем праведным душам было хорошо. И если ты не творил зла, Христос возьмёт тебя в рай. Отцовский рай не похож на тот ирий, о котором поёт мать:
    - Гуси-лебеди летали,
    в ирий дитятко забрали.
И Лепше вдруг страшно делается и материного ирия, и гусей-лебедей.
В избе остро пахнет грибами. И материны руки пахнут грибами. И молоком. И чем-то ещё родным, от чего у Лепши свербит в носу, будто хочется плакать. Только чего же он будет плакать, как глуздырь неразумный? Лепше в жнива шестой годок пойдёт. Пусть сопливый Милорад плачет. А Лепша мужик, ему скоро новые порты пошьют.
    - Ой, Леля-лёля…
Лучина мигает в кованом, на стебель похожем светце, и отгоревший конец падает в мису с водой.
Меньшой Лепшин братец Милорад суётся матери под руки, норовит забраться на колени. Руки перестают порхать от кадушки к кадушке и ласково теребят льняные редкие кудряшки. У Лепши снова щиплет в носу, теперь от обиды. Он угрюмо сопит и подвигается к матери тоже. Но мать не даёт уткнуться в неё:
- Беги, дитятко, играй!
Она снова берёт ножик и – чик-чик – новый гриб отправляется в две разные кадушки.
А всё этот противный Милорад с вечной возгрей в носу! У Лепши от ненависти чернеет в глазах. Было время, когда материны колени принадлежали только ему. Сестра Светланка не в счёт, она уже большая. Летось выткала себе понёву и уже ходит на беседы – приманивать женихов.
После Милорада мать снова кое-то время ходила в тягости, но сороки-вороны подменили дитя в утробе – мальчик родился мёртвый. С той поры мать поёт грустные песни.
- Ой, Леля-лёля…
Милорад уже ползает по полу, сажает в старый лапоть Лепшину соломенную куколку. Вечно он берёт не спросясь, возгря бестолковая! Лепша по-хозяйски подходит и отвешивает ему леща. Волосы у Милорада лёгкие, как пух, затылок тёплый. Голова дёргается на цыплячьей шейке. Милорад подымает на Лепшу глаза, в которых чёрная обида, потом надувает губы. Сейчас заревёт! Лепша брезгливо отворачивается, подобрав куколку. Играть ему не хочется, но вещь должна место знать.
Несильный шлепок неожиданно приходится по Лепшиной заднице. Это безмозглый братец запустил в него лаптем. Лепша с рёвом кидается в бой и тут же прижимает слабосилка к полу. Милорад копошится под ним, пыхтя от натуги.
- Цыц, чертеняки!
Светланка поднимает Лепшу и отвешивает ему подзатыльник. Наведя порядок, она возвращается на лавку, где оставила веретено. Не иначе, это она с досады. Скучно день-деньской прясть. Тоже, поди, поиграть хочет? Но у них свои женские занятия.
Рядом со Светланкой на лавке сидит статная незнакомая девка с прялкой. Девка бросила разбирать кудель и  сурово глядит на Лепшу большими серыми глазами.
Милораду что? – снова возится на полу с лаптем, воображает, будто это ладья. Но Лепша так оставлять не намерен. Он громко сопит, а потом пускается в рёв. Этот рёв замечает отец.
Колени у отца – не то,  что у матери – неудобные, костлявые. Но Лепша всё равно любит, когда отец подымает его большими руками и сажает на своё жёсткое колено. Если бы ещё на другое он не сажал паршивца Милорада!
- Негоже, сынко, - говорит отец, не сердясь. – Брат за брата стоять должен. Милорад тебе родная кровь. Он для тебя заступой будет, ты для него!
Лепша всё равно сердит на Милорада. Но отец умеет говорить так, что обида стихает, и становится хорошо и покойно. Противный меньшой братец по-хозяйски расселся на правом колене и теребит отцовский турьей кожи наборный пояс. Но отцовская жёсткая рука лежит у Лепши на спине, и тому уже не хочется отлупить надоедного.
Бухает дверь, и в горницу, не сотворив креста, шагает высокий, в собольей шапке.
- Ну, Твёрд, не надумал ли?
Отец спускает Лепшу с колен. Непоседа Милорад уже ползает со своим лаптем у отцовских сапог.
- Здрав буди, Туровский князь, - негромко говорит отец, подымаясь, неспешно оправляет льняную рубаху. Когда он стоит, Лепша ему ровно до пояса.
Тот, в собольей шапке, ниже отца. Но его лица всё равно не видать, потому что он ходит туда-сюда по горнице, хлопая плетью по сапогу. Движения у него резкие, голос спёртый:
- Пожалеешь, воевода! Вокняжусь – не пощажу!
Плечи отца расправляются, тяжёлые руки ложатся на пояс.
- А то, князь, как Господь положит. Может и вокняжишься. А может, подойдёт Борис да со всей дружиной. Не гневи Бога, Святополк Ярополчич!
- Что сказал? – резко обернулся Соболья Шапка.
- Правду сказал. Не дело затеваешь, князь! – голос вроде женский, но странный какой-то – глубокий, будто копань в саду.
Соболья Шапка сунулся в женский кут. И Лепша за ним: любопытно, кто молвил?
Говорила незнакомая девка, что отец нынче в дом пустил переночевать. И глядела на князя, как давеча на Лепшу.
- Не бабьего ума дело! – рыкнул пришедший. – Болтлив, воевода! Почему у тебя домашние знают, чего не след? И дочек распустил, Твёрд, - не в свои дела суются.
Отец вырос за спиной князя, так же держась за пояс:
- Ты, князь, моих домашних не совести! А что гостья молвила – то истина. Знаю, бережёшь свои секреты, да только и я их никому не раскрывал. Шила в мешке не утаишь – вылезет всё одно. Одумайся! Негоже братскую кровь лить! А коли дело не хочешь слушать, помысли сам: у Ростовского князя Бориса кмети не горох во поле стерегут. Они печенега не раз били. Побьют и твоих Путшу с Тальцом, коли до дела дойдёт. Да и сам Борис – воин не последний. Эх, князь, совесть молчит, так послушайся разума!
Соболья Шапка резко вздёргивает голову. В короткой бороде вдруг по-собачьи щерятся мелкие зубы:
- Это Борис мне братская кровь? А хоть и братская… не впервой в Рюриковом роду братскую кровь лить. Не помнишь, что Владимир над Ярополком учинил? Владимир мне дядька, Ярополк – отец! И ты меня совестишь?
Отец головой повёл:
- Твоя правда, князь. А всё одно - негоже.
Поздний гость подступает к нему – глаза в глаза:
- В последний раз говорю, Твёрд. Нужен ты мне. Со мною пойдёшь – озолочу. Встанешь против – пожалеешь. Всё одно, по-моему будет!
- На то божья воля, князь, - отвечает отец. И кладёт руку на Лепшину кудрявую голову.
Гость выходит, не простившись, в ярости чуть косяк не снеся. Мать от кадушек оторвалась, смотрит на отца и молчит. Отец тоже молчит, хмурится.
Незнакомая девка вдруг говорит вышедшему вслед:
- Будет по-твоему, князь! Всё будет, как задумал. Всё свершишь, всё своё получишь. На весь свет прославишься, Святополк Окаянный!
Быстрые пальцы разбирают кудель, и новая нить начинает свой бег от проворного её веретена.

+1

2

Ох... вот прямо не знаю, что сказать.
Потому как много всего увидела.
Если про выполнение задания и непосредственно про художественную деталь, то однозначно кудель. На это указывает и название, и само развитие сюжета. Нить жизни в руках Макоши.
Славная бытовая картинка. Вроде текст совсем небольшой, а всех успеваешь представить.
Смешной детский конфликт старшего братика, который ревнует к младшему, вдруг пересекается со страшным взрослым: брат задумал пойти на брата. Из истории знаешь, чем там дело закончится, потому страшно: воеводу, скорее всего, убьют, да и вся семья погибнет.
Еще одно пересечение: старые боги, новые боги. Отец верует в Христа, но обращаются к нему по славянскому имени. Мне понравился один штрих к образу Тверда: не любит, когда жена поминает старых богов. Не скрывает своего недовольства. Но не запрещает же!
Девку-странницу в дом пустил - тоже интересная подробность. Не видит зла, доверяет незнакомке, раз та ночевала под одной крышей с семьей.
Вот это еще хочется отметить: старое и новое.
Оба делают свой выбор - Святополк и Тверд. Сами. Никто не подсказывает. Святополка пытаются предостеречь и от имени старых богов, и от имени новых. И со стороны одних, и со стороны других выбор Святополка греховен.
Святополк не слушает.
Потому Макошь начинает новую нить. Выбор сделан, у человека будет другая судьба.
Как-то так.

Отредактировано Джиль из Лисса (10.02.2013 14:11)

0

3

Деталь работает, только тут не одна деталь, а несколько. Это и материнские руки, ловко расправляющиеся с грибами. Мать за мерной, мирной домашней работой, заготовкой - символ налаженной жизни. Оттого острее чувтсвуется надвигающаяся опасность. Дети в семье.Бытовой детский конфликт и смешн и грустен, в отличии от взрослого, перспективы которого, угадываемы и исторчески известны тоже. Другая деталь - мимолётный образ незнакомой девки, как мы понимаем, ведуньи, который появляется православно-трёхкратно в тексте. И главная деталь, сюжетообразующая - конечно, кудель. В определении её значения полностью согласна с предыдущим участником форума.

0

4

Мои три гроша (вернее, не мои, а моего внутреннего Зверя Обоснуя). На фоне старославянской реальности имя Светлана выглядит крайне чужеродно, поскольку имя это сугубо современное (века эдак 19-го, и то широкое распространение получило несколько позднее). Одно время была версия, что имя, дескать, славянское, но проверки версия не выдержала. Да и ни в одной летописи ни одной Светланы не упоминается. Так что Обоснуй сердито ворчит и топорщит усы - нам с ним глаз резануло крепко.
Что до детали, то в анализе текста я не сильна и могу поделиться только субъективным ощущением: кудель как бы рвется. Деталь, и даже понятно, что задумана как связующая, но по моему впечатлению - до конца не срабатывает, линия не непрерывна, разрывы есть. Вот прорисовке данного мира - да, служит исправно.

0

5

Рыжая, спасибо за критический отзыв. Имена в тексте вобще не самые органичные. Например, Милорад, коего я не встречала в русских текстах. Токмо от генерала Милорадовича. Да и Лепша тоже "из головы". Я исходила не из частоты употреляемых имён, а из обычая формировать их по законам старорусского именования из прилагательных по воле нарекающего: Твёрд - твёрдый, Лепша - лепый, Милорад - тут милость и радость, Светлана - светлая. Они нужны мне для того, чтобы подчеркнуть атмосферу, которую старшие хотят создать в семье - атмосферу мира и согласия, света.
Кстати, не я первая использую имя Светлана для эпохи Киевской Руси. Если на то пошло, есть ещё "Царьградская пленница" Александра Мелентьевича Волкова. Вроде, его за недостоверность не упрекали, м?
Теперь про кудель. Деталь, в отличие от художественного образа, не должна идти сквозняком через весь текст, ИМХО. Она должна мелькать время от времени, придавая повествованию новые оттенки, поворачивая сюжет или восприятие в иную сторону.
Или она не увиделась Вами вообще? Тогда это мой непоправимый косяк. и без того я её не дала "классически" - троекратно.
Или "кудель рвётся" в смысле "сюжет разваливается"? Что Вы имели в виду?

0

6

Atenae - "Царьградскую пленницу", увы, читала давным-давно, по диагонали, и впечатление, насколько помню, не очень. Волков, кстати, по образованию ни разу не историк, а имя Светлана для меня как раз не укладывается в систему образования имен. Светлина, Светозара, Светлица, но не Светлана - окончание нетипичное для славянского имени. Собственно, я тоже не одинока в своем мнении - имя не славянское, хотя одно время таковым считалось. :-) Увы, про Киевскую Русь писали-то многие, но не многие были внимательны к достоверности деталей. Я же к ним очень придирчива.
Про кудель: я имела в виду, что деталь, призванная объединять сюжет, мной как таковая не замечена. Объединяет фрагменты (учтите, что это чисто субъективное мнение, а не претензия на литературный анализ), но не сюжет. Это я и имела в виду, говоря "кудель рвется" - мне попросту не хватает непрерывности, уж не знаю, как ее добиться. Я ни в коем случае не анализирую, правильно деталь использована или неправильно, для этого у меня катастрофически нет знаний. Я анализирую свое восприятие.

0

7

Ага, теперь поняла. Так оно и было задумано. Кудель должна была намекать на Макошь. В первый раз она даётся как атрибут Макоши в рассказе о богине. Второй раз она незаметно упоминается в описании девки. А в последний раз сопутствует предсказанию незнакомки. Построение дедуктивного умозаключения - от общего к частному. Из третьего упоминания должно родиться понимание, кем именно является незнакомая девка.
Если это не сработало, значит, построено было неправильно.

0

8

А, теперь и я поняла - меня сбил с толку термин "сюжетообразующая деталь". Намеки - да, дает. Я бы постаралась, разве что, чуть поярче их выразить, но суть уловила. Работает.
P.S. У меня сейчас несколько сдвинуто субъективное восприятие яркости деталей, поскольку уже четвертый день безвылазно живу в мире Марии Семеновой - а там эмоциональный фон значительно выше, так что я могла и банально не уловить настрой в достаточной степени. Порог восприятия задрался. :-) Временно.

0

9

Ну, с Семёновой тягаться мне было бы крайне самонадеянно. Она - Мастер. С большой буквы М. А это просто зарисовка, почти бытовая, с лёгким оттенком мистики. И с паралельной композицией.

0

10

С большим интересом всегда читаю произведения на славянскую тематику. Погружаешься в давно забытую культуру, но несмотря на это в душе эта короткая картина вызвала отголосок. Мастерски передан быт посредством специфического языка, в котором присутствует диалект малороссийских народов. Рассказ меня захватил с первых строк и я была удивлена, что он закончился так скоро. У меня сразу же возник вопрос: а что дальше будет? Надеюсь, что Atenae скоро напишет продолжение))

0

11

JuliaL, что будет дальше, увы, понятно. Именно потому, что мы знаем, кто такой Святополк Окаянный. И если он не погнушался поднять руку на братьев, то не пощадит и хрупкий мир в семье воеводы. И смешной детский конфликт двух малышей, скорее всего, не успеет ни утрястись, ни разростись. Хотя... если взяться за авантюрный сюжет, можно и из этого выкрутиться. Только я пока не знаю, хочу ли я за него браться. Описывать кровавую распрю начала XI века меня не тянет, и без того уже дважды обращалась к этой теме - в "Агоне" и здесь. А творить альтернативную историю не хотелось бы, не вижу причин. Эта эпоха и этот конфликт интересны сами по себе - своим нравственным содержанием.

0

12

Кстати, о Светлане. Это южнославянская огласовка.  У болгар и сербов так: Богужана, Миражана, Снежана. У восточных славян была бы СветлЁна. Но мне это не режет слух, потому как от одного общеславянского корня происходит. Мало ли? Может у неё бабка холопкой на Русь попала из южных земель?

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » Академия пана Кляксы » Задание №2. Домашнее задание. "Макошь"