Чтобы отделить красоты природы от архитектурных излишеств, заведу эту тему, чтобы показывать разные интересные и красивые места. В данном случае — Киева, в котором, как вы знаете, обретается грешный и окаянный аз, некогда унесённый ветром службы от родной северо-западной стороны.
Не лепо ли ны бяшет, братие, начати старыми словесы трудных повестий? Допустим, лепо. Опять-таки, как говорится в предисловии к песне "Коммунальная квартира" группы "Дюна": "Аракы бар? — Бар!", что в переводе с татарского означает "Водка есть? — Есть!"
Именно насчёт татар историки спорят (им ведь только дай поспорить, это их, как говорил тов. Бунша, profession de foi, то есть исповедание веры, Atenae и Robbing Good подтвердят ) — татары ли разрушили монашескую обитель, о которой я хочу рассказать, или некие кочевники предыдущей волны.
Факт остаётся фактом: древний пещерный монастырь, построенный на великокняжеских загородных охотничьих угодьях под названием Зверинец, или Зверинецкая гора, с разрешения Всеволода Ярославича (1030–1093) — к слову, первого из древнерусских правителей, кто ввёл в оборот титулование "Великий князь всея Руси" — так вот, этот монастырь был разрушен при штурме Киева какой-то из кочевнических орд. Чтобы крепость не оставалась в тылу войска, нападавшие просто закопали все выходы и выходы в подземную часть обители, так что все её насельники, а также древние русичи, прибежавшие из окрестных поселений укрыться от набега, задохнулись и пролежали в сырой земле до тех пор, пока их покой не потревожили в 1888 году.
Вот как эти склоны на задах большого Ботанического сада Академии наук выглядят сейчас, в незастроенной части, у самого обрыва крутого холма. (В Киеве есть два ботанических сада — старый, малый, в самом центре города, возле университета, и большой — на склонах Днепра, о которых идёт речь.)
А вот как в застроенной части:
[indent]
По более-менее задокументированной полулегенде, откопался Зверинецкий монастырь так: некая Феодосия Матвиенко, жившая на самой окраине Киева, у крутого спуска к Днепру, несколько ночей подряд видела сон, в котором радуга упиралась в некий провал на её участке. Удивлённая настойчивостью видения, г-жа Матвиенко осмотрела склон, который был показан ей во сне, и увидела провал, явно ведущий в подземелье. Забравшись в дыру в земле, она увидела множество скелетов, и следующим её действием был поход в расположенный неподалёку Свято-Троицкий монастырь:
(Об этом Свято-Троицком монастыре, построенном св. Ионой Киевским, любимым батюшкой многих киевлян XIX века, учеником св. Серафима Саровского, как-нибудь в другой раз; тоже примечательное святое место, именно на его территории теперь находится большой Ботанический сад, а монастырю принадлежит лишь крошечная часть. Пусть вас не удивляет обилие храмов в Киеве, они тут буквально на каждом шагу. В XIX веке из-за количества и огромной посещаемости святых мест была популярна поговорка «Киев — Иерусалим земли Русской».)
Итак, г-жа Матвиенко сообщила об открытии спуска в пещеру настоятелю близлежащего монастыря, батюшке Ионе: так, мол, и так, лежат кости, снится радуга — наверное, неизвестные покойники хотят, чтобы их наконец похоронили с отпеванием.
Сейчас у входа в Свято-Троицкий монастырь есть мозаика, на которой изображён св. Иона Киевский, вот она:
Батюшка Иона благословил нескольких монахов выяснить, в чём дело. Когда они вместе с владелицей участка прибыли на место и спустились в провал, то поняли, что открылся некий неизвестный пещерный монастырь — к сожалению, уже обшаренный ворами, потому что на склоне местные жители часто пасли коз, и одинокая Феодосия ничего не могла с этим поделать. Стало понятно, почему ей снится сон: покойников потревожили мародёры, и души, владевшие когда-то этими костями, просят защиты от хамского поведения потомков.
Монахи сообщили о находке отцу Ионе, а тот — в Киевское историческое общество. Но поскольку у общества не было возможности целенаправленно заниматься раскопками, то монахи Свято-Троицкого монастыря отслужили заупокойную службу, и провал снова закопали — до получения историками финансирования.
Преемник о. Ионы, о. Валентин, проявил особую настойчивость в вопросе раскопок Зверинецких пещер. В начале 1911 года, чтобы привлечь внимание общественности к уникальной находке, вот уже 20 лет не нужной историкам, он построил себе возле заложенного провала небольшой шалаш и переселился в него. Что руководитель одного из самых почитаемых монастырей Киева живёт в холоде, на страшном днепровском сквозняке, и служит панихиды по древнерусским покойникам, стало известно городской прессе. В газетах стали говорить о "русской Трое, на которую ни у кого нет денег". К шалашу о. Валентина начали приходить паломники, и чем дальше, тем больше, причём к лету известие о скрытой в земле древнерусской святыне стало достоянием всей империи, и в Киев специально почтить память тогда ещё совершенно не известных покойников XI-XIII века и внести копейку на раскопки приходили из Архангельска, Кавказа и Сибири.
Из-за толп паломников городские власти, наконец, заинтересовались артефактом, и шалаш о. Валентина в конце октября 1911 года посетил старший советник Киевского губернского управления, князь Владимир Давыдович Жевахов из древнего грузинского рода Джавахишвили. Надо сказать, что брат-близнец В. Д. Жевахова, Николай, в это время уже тоже сделал карьеру в Санкт-Петербурге, став секретарём обер-прокурора Синода.
Вдвоём братья нашли необходимое финансирование: сначала внесли личные средства, потом были выделены деньги из киевской казны, деньги по подписке киевлян, часть средств дал из церковной казны митрополит Киевский и Галицкий Флавиан. Начались плановые, с привлечением известных археологов России, раскопки Зверинецкого монастыря.
К счастью, оказалось, что мародёры потревожили только небольшую часть обители. Историки высказали предположение, что монастырь на самом деле огромный, гораздо больше известной Киево-Печерской лавры, и тянется, наверное, под всей Зверинецкой горой. Самые ценные для историков вещи остались в глубине нетронутыми. (Нужно сказать, что и сейчас откопана только небольшая часть древнего монастыря; на самом деле он простирается на всю ширину Ботсада — так показало инфракрасное просвечивание Зверинецкой горы.)
В 1914 году руководитель группы археологов И. М. Каманин опубликовал доклад о раскопках и уникальных находках Зверинецкого монастыря. В этом же году была издана книга с фотографиями таких бесценных артефактов, как, например, эмалевая икона Богородицы XI века, киевские монеты того времени, нательные и напрестольные кресты и т.д. Каманин доказал, что упомянутый в летописи один из двух Михайловских монастырей в Киеве, основанных первым митрополитом всея Руси Михаилом, является именно Зверинецкий, а не Выдубицкий (Выдубицкий находится на месте свержения идола Перуна, в школьных учебниках это событие часто упоминается: "Выдыбай, батюшка Перун, выдыбай", то бишь "вылезь, выйди на берег" — но не вышел )
Для историков это были именины сердца — раскопки таких древностей. В Киев для участия в них постоянно приезжали археологи из Москвы и СПб, а газета "Киевские ведомости" вела колонку, посвящённую чуть ли не ежедневно извлекаемым находкам.
Для собственно духовной жизни над входом в пещеры был построен Зверинецкий скит и в нем небольшой храм, где служили монахи Свято-Троицкого монастыря.
Но началась Первая мировая война, и раскопки законсервировали. Потом, во время революции, их совершенно забросили. Большинство историков и археологов уехали в эмиграцию, пропали бесценные сокровища. И только князь Владимир Жевахов не оставлял обитель, едва раскопанную в малой части и вновь заброшенную. Нужно сказать, что участие в раскопках совершенно изменило его жизнь. Он оставил профессию юриста, перестал вести светскую жизнь, полностью посвятил себя археологии, а потом и духовной жизни, заинтересовался своими корнями и нашёл там много интересного.
Его брат-близнец Николай уехал из Петербурга в эмиграцию, а Владимир остался в Киеве и в 1924 году принял монашество с именем родственника своего дальнего предка по матери, св. Иоасафа. Тот св. Иоасаф известен в русских святцах как Иоасаф Белгородский (в своё время он нашёл и открыл для всей России такой святой средневековый артефакт, как Изюмская икона Божьей Матери покровительница воинов-пограничников), а князь Владимир стал известен как новомученик Иоасаф Могилёвский, потому что во время гонений на Церковь он в 1926 году был сослан в Соловецкий лагерь на три года и по освобождении был переведён священноначалием в Могилёв, в надежде, что в Могилёве никто не будет знать его как князя Жевахова. Но это, конечно, не помогло, и в 1937 году он был расстрелян.
Икону, как правило, пишут парную: св. Иоасаф Белгородский — святой XVIII века пишется слева, а потомок его сестры, св. Иоасаф Могилёвский, святой ХХ века, Шампольон Русской земли, — справа.
Но вот уже время закончить предисловие и подойти к самому Зверинецкому монастырю.
Путь начинается от станции метро "Проспект Дружбы Народов", застройка — обычная советская послевоенная. Вокруг абсолютно ничего не предвещает архитектурных красот:
С кем я ни общался насчёт Зверинецкого монастыря, все, кто имеет к нему отношение, говорили, что он открывается только тем, кому это нужно. Я рад показать вам, друзья, этот филиал невидимого града Китежа на днепровских кручах.
(Подавляющее большинство жителей Киева не знает о его существовании. Я сам впервые прочитал о нём ещё в советские времена, когда только приехал из Питера в Киев, в небольшой заметке в газете "Вечерний Киев", что есть-де в одном из киевских холмов древняя недораскопанная святыня, там в пещерах некоторые монахи перед смертью выцарапывали на стенах свои имена, и среди идентифицированных есть св. Иван Зверинецкий, который оставил такую запись: "Иване грешный здесь жил и есмь". Но ни где это находится, ни посмотреть на эту надпись мне тогда не хотелось, я очень скучал по родному городу, глубоко провинциальный Киев ненавидел всеми фибрами своей столичной души и стремился как можно быстрее из него вырваться Но Богу было угодно другое.)
Красоты не открываются и далее, когда по дороге в монастырь попадаешь и вовсе в какую-то малозаметную щель, гордо именуемую улицей Мичурина:
Наконец, что-то там такое виднеется вдали, когда взбираешься на гору, проходя мимо уродливых заборов, скрывающих виллы нуворишей:
Ещё чуть-чуть подняться — и открываются ворота центрального входа:
Входим внутрь:
И попадаем в невероятное место, в четырёхярусную обитель, площадь которой кажется невообразимо огромной, со многими спусками и подъёмами, с огромным количеством храмов, чудесным садом и, конечно же, с удивительными пещерами, и всё это на площади 26 кв. м, зажатой между элитными особняками и задней калиткой Ботанического сада. Само по себе чудо и фантастика, как это всё располагается в кубе с таким малым основанием! Какое-то раздвижение пространства! ))
Вас приветствует наместник обители, Архангел Михаил:
Благодаря тому, что осталась книга Каманина, сохранилось описание и фотографии многих артефактов. По ним восстановили, насколько это было возможно, вид наиболее интересных святынь, открытых во время раскопок. Некоторые находки чудом сохранились, о них я скажу отдельно. Остальное современные иконописцы и зодчие написали и построили уже своими собственными талантами:
План Зверинецких пещер:
На этой стенной росписи изображён процесс археологических раскопок и одновременно строительством скита над пещерами. Слева — Свято-Троицкий монастырь, который как бы покровительствовал над новостройкой и в то же время являлся храмом-потомком первоначальной святыни. Владимир Жевахов в процессе работы становится всё старше и из молодого археолога-любителя превращается в монаха, а затем и в святого Иоасафа:
У царских врат центрального храма, видна икона Архангела Михаила:
По дороге в монастырский сад, который расположен наверху, примыкая к калитке Ботанического сада:
Надпещерная часть монастыря:
Продолжение следует. Это только несколько небольших фрагментов храмового комплекса неописуемой красоты, а я вам ещё покажу и пещеры, и их святыни, и подробно обо всём расскажу
Архитектурная часть — в основном работа современных грузинских мастеров, а росписи — белорусских. С начала возрождения Зверинецких пещер в 1990 году здесь постоянно трудится интернациональный коллектив из разных православных стран. Чудом является и то, что при внешних политических нестроениях (дипломатично назовём это так) обители ничто не мешает жить, развиваться и принимать гостей, она с каждым днём становится всё прекраснее ))
[indent]
Отредактировано Старый дипломат (14.04.2020 01:24)