В Киеве очень много интересной мозаики на жилых домах и административных зданиях конца 1960-80-х годов. Я такие вещи очень люблю и с удовольствием покажу. Попадаются замечательнейшие панно, в которых, как комар в янтаре, запечатлено время, "брежневские золотые годы". Это действительно была вершина достижений советской эпохи (можно даже сказать — цивилизации), и такое монументальное искусство, как мозаика, конечно же, проникнуто символизмом того времени.
Если кто помнит мой пеший поход к монументу Славы 9 мая этого года, то некоторую часть пути я проходил по бульвару Леси Украинки: мимо израильского посольства. Посольство находится справа, в непрезентабельном здании бывшего конструкторского бюро то ли лакокрасочной, то ли полиграфической части (точно какая-то химия там была), а слева — "Царское село", дома нуворишей начала 90-х.
А на той стороне бульвара, где я стою, делая фотографию "царскосельской" панорамы, находится "Длинный дом". На первый взгляд — типичное жилое здание 70-х, каких полно от Калининграда до Владивостока:
Но двери всех его магазинов на первом этаже украшены мозаичными сценами райской жизни в понимании эпохи. Картинки кликабельны, можно рассмотреть интересные детали.
Начинается всё с архетипического изображения девушки на природе. Советские художники взяли тот же эпизод рая глазами Адама: после того как он называл-называл животных, понял, что они ему не пара, заскучал — тут Бог его и решил обрадовать.
Что там за животные изображены на мозаике, лично мне осталось непонятно. Наверное, слоны. Или мамонты?
С другой стороны от двери — птичий мир. Тут мы видим, что павлин проявляет свою павлинью сущность так, что другие птицы (даже петух со своим хвостом) теряются при виде павлиньего великолепия:
Над самой дверью, похоже, изображены только что вылупившиеся пингвинята, сохраняющие форму яйца:
Мозаика по обе стороны от следующей двери представляет чисто мужской мир. После видения девушки, нюхающей цветы, в окружении животных и птиц, и после инструкции, полученной от павлина, мужчина тоже развернул свой хвост в виде научно-технической деятельности. И животные, которые его окружают, — это созвездия:
Вот, собственно, плоды его вдохновенных трудов:
Над дверью — похоже, созвездие Рыб и просто пара одиноких звёзд и комета, или, может, пульсар:
Далее зритель возвращается на Землю, снова на природу, и видит пастуха в горах (судя по наряду, откуда-то из Закарпатья):
Леса, горы, бараны дерутся (это, может, не так идиллически, но правда):
Дальше счастье рыбака...
... и охотника:
Над дверью обильно "летять уткы", как пел Лёлик в "Бриллиантовой руке" (и какое-то странное изображение справа; отпечаток ноги "снежного человека", что ли? В 70-е советская интеллигенция страшно увлекатась всяким таким туристически-паранормальным, может, и художник этого панно был в теме, вот и изобразил радость сердца):
Озеро, камыши, утки — всё, как надо:
Далее ещё есть много всего интересного, потому что дом действительно длинный! Но поскольку завтра меня ждут великие дела , то сегодня я прервусь, чтобы пораньше лечь спать.
Так что продолжение следует ))
Мозаика советских времён
Сообщений 1 страница 10 из 10
Поделиться131.07.2020 23:04
Поделиться201.08.2020 07:41
Белое здание, в свое время было частью института Гипрогражданпромстрой. Вся его проектная часть базировалась там, пока на Воровского строили ему новое здание. Вот в это самое здание я отказалась везти после рабочего дня чертежи, за что меня на следующий день и покарали: перевели складывать синьки в отдел выпуска. ("синьки" - это размноженные на машине отпечатки с кальки. Для молодых рассказываю))): чертеж делался на ватмане карандашом, потом копировщицы снимали с него копию, делая ее тушью на прозрачной "восковке", которую протирали машинным маслом для прозрачности. Потом это все сверял автор чертежей, а потом это шло в копировальную машину, из которой выходили чертежи на рулоне, нестерпимо воняющим аммиаком. Его надо было разрезать согласно оттискам и сложить определенным образом. Вот резка и укладка были моей работой. Учитывая, что до этого я полгода уже проработала мл. техником, разрабатывая в группе деталировку чертежей опалубки - это была первая в Союзе машина опалубки для стройки жилых домов, перевод был не просто наказанием за непослушанием: это в институте, в его иерархии, было равносильно отправке в трущобы.))) А еще меня посылали возить чертежи на начавшуюся стройку Киноконцертного зала "Украина", который проектировал и строил наш институт. Вот это уже было куда интересней, потому что я видела, как начинают стройку, и как это делается. Кстати, эта стройка была роковой для всех, кто руководил этим проектом, начиная с директора института Нарижного. Его труп нашли с разбитой головой на склонах Днепра. Остальные - кто смертельно заболел, кто в дорожной аварии погиб.
Вот, напомнили мне о моей первой работе.))
А как делались эти мозаики - это цирк. Потому что это были хорошо оплачиваемые заказы, и за них дрались.))))
Отредактировано Стелла (01.08.2020 09:14)
Поделиться311.08.2020 16:06
Стелла, сейчас там осталась пара проектных институтов — НИИ мостостроения и еще что-то такое. А израильское посольство всё-таки в следующем здании, где был "Гипрохиммаш" (колба в шестерёнке был их логотип).
И что заказ на такие мозаики мог позволить художнику купить себе кооперативную квартиру — это само собой. В то время воспринималось, как неприличная сервильная халтура, а сейчас видится как "мир - труд - май", свидетельство о высшей точке расцвета советского варианта организации русского пространства.
Продолжаю показывать мозаики "Длинного дома".
После рыбака и охотника нам показывают, говоря словами Гребенщикова, "праздник урожая во дворце труда". В данном случае — процесс завершения винодельческого сезона. Девушка с виноградом, виноградные лозы и ёмкости с продуктом брожения ))
Над дверями висит, похоже, чурчхела:
Далее идёт длинное мозаичное панно неизвестного содержания. То ли художник никак не мог отойти после изображения винодельческих трудов, то ли решил зашифровать своё послание в вечность для потомков... Возможно, это корзина с ягодами. Целиком на телефон снять не удалось, помещу несколько ракурсов:
Этим панно "длинный дом" заканчивается, далее идут разные административные здания, о которых говорилось выше, и следующий жилой дом с магазинами на первом этаже уже не такой длинный, но тоже с интересными мозаиками.
Открывается следующий дом зрелищем лесоповала:
На этом интригующем месте )) я прервусь и продолжу в следующее свободное время.
Поделиться411.08.2020 16:28
Судя по листикам, это инжир.)))
Поделиться524.08.2020 01:58
Стелла, вот эти спиленные деревья — инжир? А они бывают такие толстые?
Или Вы имеете в виду плоды, которые в той непонятной корзине с "длинного дома"?
Поделиться624.08.2020 06:29
Старый дипломат, я про плоды. Хотя при той манере стилизации, что на этих мозаиках, обо всем надо догадываться.)))) Только сейчас поняла. что рядом с лукошком - грибы.)))) Это точно не инжир.
Инжир (дерево) бывает толстый, но конечно, не как сосна или дуб. У дочери в саду растет такое, ему лет 30, оно сантиметров 40 в диаметре. Плоды огромные, с женский кулачок, но поесть почти не удалось в этом году никому - это вотчина летучих мышей. Они просто отслеживают каждый плод, гаденыши, и надкусывают. После них никто есть не станет.
Поделиться724.08.2020 19:35
Стелла, надо же, плоды пострадали от мышей... И логика мышиная: як не з'їм, то понадкусую.
Может, в той корзине круглое - это шляпки грибов? В общем, со стилизацией у автора перебор, а ведь стилизация-то хороша тем, что являет зародыш образа. Когда чуть меньше — и просто линии и каляки-маляки или детский рисунок, требующий пояснения.
Поделиться825.08.2020 09:36
Старый дипломат, как в том анекдоте.)) Но такая логика и у зеленых попугаев и у скврцов майн - они не столько едят (было бы не жаль, всего вдоволь растет вокруг), сколько портят. Фермеры не выдерживают: получили разрешение на отстрел.
Поделиться1005.08.2022 14:24
Сегодня, продолжая рассказывать об интересных местах в Киеве, покажу вам, дорогие форумчане, ещё один редкий артефакт советского монументализма, уцелевший, как антарктический айсберг в тёплых широтах Индийского океана. Это холл станции метро, которая ныне называется нейтрально-топонимически "Лыбедская" (по названию малой речки Лыбедь, сейчас она убрана в коллектор), а ранее, в годы "грозных дат"(с), носила чрезвычайно экспрессивное имя "Дзержинская". На поверхности над этой станцией метро находилась площадь Чекистов с соответствующим страшненьким (эстетически имеется в виду) памятником: кадка, а в ней помещались две лупоглазые головы, как бы обрубленные с двух сторон, одна в будёновке, другая в фуражке. Скульптура производила тягостное впечатление, и то, что её убрали, послужило площади, пользуясь словами Грибоедова "много к украшенью". Тем более что в последние дни своего существования памятник был кругом описан лозунгами и представлял собой крайне неприятный, на мой взгляд, классический образ гражданской трусости: труп льва, побиваемый ослиными копытами.
А сама станция метро - образец подлинно художественного взгляда. Я уже показывал, как скульпторы Метростроя мастерски обыграли такое неаппетитное явление, как революционное для медицины удаление жёлчного пузыря, на станции метро "Мечникова" (ныне "Кловская").
А вот как советские скульпторы 1970-х культурно осмыслили наличие госбезопасности и представили глазам народа эти самые "застенки ЧК" и "коридоры КГБ":
Не могу сейчас протолкнуть через телефон крупное фото светильников, они тоже эстетически "в теме", но их можно видеть на первой фотографии станции метро. Позже попробую и картинку со светильниками вывесить отдельно. О, сейчас получилось:
Так символически собраны все памятные места страны: название станции апеллирует к московской Лубянке, светильники отсылают к питерским "Крестам", месторасположение самого здания (вот его старое фото, в быту здание называлось "на Владимирской", и всем было ясно, что речь идёт не о Святой Софии, не об университете и не о рынке, а именно о ГБ) - это не только упоминание князя-крестителя (куратор КГБ, к слову, назывался "кум"), но и Владимирской пересыльной тюрьмы. Как мы видим, киевское здание - это классический сталинский ампир, бутовый камень, колонны, портик - всё при нём.
На мой взгляд, станция метро "Дзержинская" в Киеве гораздо точнее всей гулаговской скульптурной эпопеи Эрнста Неизвестного передаёт дух государственной тайной полиции.
Привет Варфоломееву и победившей на данном этапе в одном отдельно взятом губернском городе змее Нине.
[indent]
Отредактировано Старый дипломат (05.08.2022 14:31)