Я тут в ожидании аудиопроды пошла смотреть "Аватаров" и обнаружила, что, оказывается, не оставила на это чудо отзыв! Дико извиняюсь, срочно исправляюсь.
Ну что сказать, вставки из индийского фильма (или сериала?) весьма и весьма оживили череду статичных кадров прогулки и рассказа профессора. Впрочем, как и сценки из нашего любимого канона. То, как сменяют друг друга видеоотрывки и просто кадры, придаёт фильму неповторимый ритм. А уж как красиво оформлены Анины воспоминания-ассоциации, когда она проговаривается о мертвецкой – круги по воде, будто в думосброс нырнуть)
А ещё, оказывается, стихия Шивы, как и трефовой масти – тоже огонь. На миниатюрах это есть, но я как-то раньше не обратила внимания, а в фильме это куда как виднее. (про себя, с интонацией ПИ: – Вот не зря, не зря Челси мордой в костре оказался!)
Как там было? «Парвати всегда любила Шиву и знала, что суждена ему, но чтобы преодолеть его отчаянье и вырвать из аскезы, ей пришлось пройти настоящее подвижничество, следуя за любимым...» – меня поразило, как подан этот момент: единение Шивы и Парвати, и тут же сцена в гостинице. Совсем другое время, другое место, а пара – и сама ситуация! – очень похожа. Будто монета покатилась, зазвенев, и повернулась к зрителю другой стороной... Иные лики, а суть одна...
Ещё в плане удачных кадров понравилось, как внезапно расступаются джунгли – и открывается вид на дворец.
И совершенно чудесный обмен взглядами в конце первой серии! Залюбовалась!
Калидас здесь очень харизматичный, даже чем-то интереснее, чем в тексте. Но самый потрясающий момент во второй серии – конечно же, Танец Шивы. Снова как будто монета или медаль, звеня, поворачивается то одной, то другой стороной: то Шива в боевой ипостаси Бхайравы – то яростный Штольман; то разрушительный танец в огне – то драка в ночи у костра; и всё под ритмичную, энергичную музыку... Ух, короче. А потом всё стихает – и крупным планом лица противников. Победителя и проигравшего. Аж мурашки по спине.
А ещё тронуло то, как показана возможная духовная смерть этих двоих друг без друга: Яков в трактире с коньяком, после "Инженера" – и Анна, почти забывшая себя под воздействием Магистра. И третья картинка – вместе... всё-таки вместе, и оттого, вопреки всему – сильнее.
«Значит, теперь ты знаешь, почему женщина высшей касты обязана взойти на жертвенный костёр вместе с телом своего мужа».
Ох, ёлки! А ведь то, что с самого начала упоминается в "Возвращении легенды", то, что Анна вознамерилась сделать, если вдруг Яков уйдёт первым... это же сати и есть! Пусть не через огонь – просто уйти в транс и догнать мужа... суть-то не меняется! М-да, теперь я несколько другим взглядом буду смотреть на этот факт... с оглядкой на "Сердце Шивы". Ведь сто процентов, не могла Анна не вспомнить об этом индийском обычае, когда показывала ученикам альбомы из путешествий... и не подумать, что принятое ею решение вполне соответствует той философии, которой когда-то учил Калидас – странной, страшной... и прекрасной. Ну, раз уж они аватары...
И третья часть, уже без экшена и напряженности. Светлая и исполненная любви. Снова – чудесные индийские пейзажи. И ещё чудесней – диалог АВ и ЯП. И финал – визит в храм Кали, где теперь "правит бал" спокойная и прекрасная Шакти. Какая плавная, торжественная смена кадров – так и видится, будто сама плывешь по этой лестнице вперёд и вверх, к храму. И эта мелодия, сопровождающая "лекцию по мифологии", иначе говоря, подведение итогов – сначала лирическая, а затем торжествующая... Шикарно.
Браво, Маэстры! Какой труд – и какой восхитительный результат!
P. S. Говорите, собираетесь кое-что переделать в повести в образе Калидаса, специально под А. Баччана? Буду рада это прочесть... и услышать))