Фэндом: Анна-детективъ |
01. Глава первая. "Примечай!"
Сообщений 1 страница 17 из 17
Поделиться108.10.2020 16:27
Поделиться208.10.2020 16:28
"Примечай!"
Ненужных вещей дедушка не говорил никогда. Только главное. Да и то повторял с большой неохотой, оттого Игорь еще в детстве усвоил – всё, что рассказывает дед о своём деле, следует запоминать с первого раза и накрепко.
– Смотри да примечай. Всё видеть должен: чего не хватает, что не на месте, а чего вовсе не должно быть, а оно есть. В сыскном деле каждая мелочь важна…
Слова эти были не дедовы, он сам признавался. Так наставлял юного Васю Смирного первый его учитель, во времена, самому Игорю казавшиеся седой, почти легендарной древностью. О которой теперь снимали кино наравне с фильмами про индейцев. Еще мальчишкой, посмотрев какие– нибудь «Огненные версты», Игорь, случалось, спрашивал у деда – так оно и было? Тот обычно лишь плечами пожимал.
– Где-то там – наверное. Годы лихие были. Но у нас-то что? Тверское захолустье. Тихо было.
Случавшаяся при таких разговорах бабушка неизменно фыркала и вскидывала левую бровь:
– Вот уж действительно. Тишина и благолепие. Какие там происшествия с приключениями, Игорёк, там мухи дохли на лету от одного стального взгляда героического начальника уездного угро!.
– Двух героических начальников, – бурчал дедушка, скрываясь за газетой от насмешливых глаз жены. – Ну ладно-ладно… Всяко бывало. Бегали, дрались и стреляли. А что оставалось? У нас и было то на всю милицию три «Н»: ноги, нюх и наган.
– А с кем дрались, дедушка? – без особой надежды спрашивал Игорь.
Ответ деда Василия обычно бывал основателен, но короток:
– С уродами.
Узнать какие– либо подробности из героического прошлого родственников случалось иногда у дяди Вани. Если быть точным, дядей Игорю он не был – тоже дедушка, бабушкин младший брат. Но полноценный дед из него не получался никак. Какой дед, если у него сыновья – ровесники Игорю? Им всем дядя Ваня и рассказывал порой о событиях, свидетелем которых сам был в детстве, когда жили они в маленьком городке под Калинином, где дед и прадед работали в милиции. Иногда было смешно, иногда страшно, а иногда выходило похлеще, чем у Буссенара в «Похитителях бриллиантов», так, что Игорь просто терялся: верить или нет. Дядя Ваня в семье был известен, как большой шутник. Дедушка Вася, если приходилось ему тоже слышать рассказы шурина о самом себе, рано или поздно начинал вздыхать, ёрзать и, наконец, просил:
– Ванька, заткни фонтан!
Дядя Ваня на это только хмыкал весело и заговорщицки подмигивал мальчишкам:
– Мне не верите – так с Васькой в баню сходите! На нём же все подвиги расписаны!
– Дурость моя на мне расписана, – сердился старый сыщик. – Вот уж с чего не нужно пример брать!
Но именно к дедушке Васе Игорь приехал тогда, за несколько месяцев до окончания школы, приняв самое первое – и самое важное, как ему казалось, решение в жизни. Ему первому сказал.
Василий Степанович, выслушав внука, молчал так долго, что Игорь начал тревожиться. Спросил прямо:
– Ты против?
Дед молча покачал головой. А потом цепко и пристально взглянул на внука исподлобья.
– Ну, что по отцовской дороге ты не пойдёшь, это ясно было. С нашим ростом в самолёте неудобно быть в полёте. А что по моей… Не потому ведь, что ты Ванькиных баек наслушался? И книжек про героического… про Шерлока Холмса начитался?
– Нет, – стараясь говорить твёрдо ответил Игорь. – Я давно уже понял. Просто не говорил никому.
– А родители что? – прищурился старший Смирной. – Иринка расстроится…
Игоря этот вопрос тоже тревожил. Но деду он своих сомнений выдавать не стал, только мотнул упрямо головой:
– Поймёт. Мама в восемнадцать на фронт пошла. Сама.
– Потому и расстроится, – проницательно заметил Василий Степанович. – Тебе-то уж точно есть, из чего выбирать. А ты в тот же омут…
– Думаешь, не справлюсь?
Голос зазвенел от волнения. Старый милиционер только мрачно хмыкнул.
– Да я не о том… Ты Семёна Круглова помнишь? – спросил он вдруг. – Семёна Архиповича?
– Помню, – недоумённо кивнул Игорь. Дедушка резко и незнакомо дёрнул щекой и промолвил угрюмо:
– Вот мы с ним так же сидели. Тому без малого пятьдесят лет. Он в твоих годах как раз был, сопляк сопляком. И я ему говорю: мы, мол, с тобой в грязи копаемся, чтобы внукам руки не пачкать… И вот... Полвека прошло, а воз и ныне там. Другой бы раздувался индюком, что внук по его стопам решил идти. А я прямо и не знаю. Больно уж дорога у нас… ухабистая. Но отговаривать не стану. Ты только сейчас главное запомни!
Дед ухмыльнулся криво и зло. Давний шрам на его виске потемнел, делаясь заметным.
– То, что сыщик пули бояться не должен, так это больше для книжек и кино. И для Ванькиных россказней. Это в родимые двадцатые в милицию разные ухари палили почём зря, да и сама милиция не отставала. Да еще в войну и после войны. А сейчас любой выстрел – караул, ЧП районного масштаба и разборки аж в министерстве. Так что пуля бандитская нынче далеко не главное. А вот грязь как была, так и осталась…
Голос старого сыщика, и так не шибко ласковый, посуровел еще больше. Он внезапно встал с кресла. Игорь торопливо поднялся следом – и с некоторым изумлением понял, что смотрит на высокого деда вровень, глаза в глаза. Тот произнёс жёстко:
– Сыскарь грязи бояться не должен. Ни той, что под руками, ни той, что здесь, – Василий Степанович чувствительно хлопнул Игоря по груди. – И та, что внутри – мерзее всего!
Голос деда внезапно дрогнул.
– Ты не думай… – произнёс он неожиданно хрипло, словно с усилием. – Я и впрямь горжусь. И батя, прадед твой, гордился бы. Стержень у тебя есть, в нашей семье без него не рождаются. А справишься или нет – это, Игорь Яковлевич, только жизнь покажет. Но если поймёшь, что не твоё – уходи. Сразу. Хоть в бухгалтеры.
– Вы… Ты мне ведь поможешь? – тихо спросил Игорь. Василий Степанович ехидно прищурился:
– По служебной лестнице не потащу, даже и не думай. Сам шишки и звёздочки зарабатывать будешь. Да и какая из меня протекция? Участковый из Нижних Мымр!
С этим Игорь мог бы и поспорить. Великих чинов и званий дед и впрямь не выслужил, всю жизнь промотавшись вслед за бабушкой по разным медвежьим углам. Чуть ли не на двадцать лет застрял в майорах милиции. Правда, самого Василия Смирного это мало трогало. В Москве уже, почти перед самой пенсией, получив подполковника, старый сыщик лишь плечами пожал.
– Сподобился, – сыронизировал он, примеряя перед зеркалом мундир с обновлёнными погонами. – В гроб надворным советником лягу!
Бабушка Вера, при этом присутствовавшая, немедленно запустила в мужа полотенцем. Дедушка увернулся и добавил чуть виновато:
– Ну, хоть перед Яков Платонычем теперь не стыдно. Сослуживцы бывшие расстарались, не иначе…
Сослуживцы Василия Смирного и впрямь не забывали, даже на пенсии. Когда бы ни заглянул Игорь к дедушке с бабушкой, на столе у старого сыщика всегда красовалась стопка писем: сыновья дяди Вани, Витька и Петька, заядлые филателисты, порою чуть не дрались из-за какой-нибудь марки со штемпелем особо дальних Нижних Мымр. И телефон не умолкал. Недели не проходило без очередного звонка: «Василий Степанович? Нам тут порекомендовали к вам обратиться…» И очередные милиционеры, молодые и не очень, кто в штатском, кто в форме, порой и с лампасами куда шире дедовых, внимательно выслушивали, что говорит им седой сыскарь с цепким и пронзительным взглядом…
Словно подслушав мысли Игоря, дед промолвил:
– Что знаю – всё твоё. Вот только пригодится ли? Ты другой совсем. Голова по-иному устроена, – добавил он с ухмылкой, заметив, как вскинулся Игорь. – Ну, так сыщики – они разные. И не только в книжках. Я всяких навидался. Потом, нынче в нашем деле придумок всяких хоть задницей ешь, я вон до пенсии и половины не освоил. Вот только главное знание, оно как сто лет назад было, так и осталось. Смотри да примечай…
Поделиться308.10.2020 18:38
SOlga, герои воистину все наши.
"Ответ деда Василия обычно бывал основателен, но короток:
- С уродами".
Это прямо классика жанра. Мой дядя, мамин старший брат, тоже милиционер и тоже Василий, всегда так же говорил.
Спасибо!
Поделиться408.10.2020 18:48
Какая Москва была потрясающая в 69-70годах! Пестрая, модная, шумная, нарядная, летящая по Арбату. Это была МОЯ Москва, которой я была очарована, с которой не хотела расставаться.
Напомнили мне молодость.
Поделиться508.10.2020 20:31
И снова радость необыкновенная! Дорогие наши Авторы! Спасибо Вам огромное, что не даёте пропасть под напором неблагоприятных обстоятельств! Наша Вселенная прирастает ещё одной повестью! Ну что за «выстрел дуплетом»! Атака с двух сторон: из 1925 и 1970 года. Двойное напоминание, вытягивающее из пучины сомнений и переживаний: наши герои вместе и навсегда, и жизнь их продолжается в следующем поколении теперь уже многочисленного семейства Штольманов-Смирных.
Вот он, уже правнук. Игорь Яковлевич Смирной. Встречаем!Удивительно подобран на роль Игоря Игорь Петренко. В его лице можно разглядеть черты и ЯП, И АВ, и Василия Степановича. Как же здорово, что Василий здесь появляется вместе с Верой! Мне почему-то кажется, что с годами он даже внешне тоже, как и Ванька, стал на Штольмана походить. Духовное родство и во внешности проявляется неизбежно. А Василий - истинный сын Якова Платоновича. Даже «батей» его называет. Научился, переступил неуверенность и сомнения! И язвить он стал совершенно по-штольмановски!
«- Сподобился, - сыронизировал он, примеряя перед зеркалом мундир с обновлёнными погонами. – В гроб надворным советником лягу! » - точь в точь «загробный юмор» Якова Платоновича! И разговор Игоря с дедом «за жизнь» до боли напомнил стародавние беседы Штольмана и Василия. Теперь Васина очередь. И как Игорь продолжит семейное дело и какой он - не терпится увидеть!
А вот эта фраза :«... когда жили они в маленьком городке под Калинином... » - так за душу цепанула... Это моё, личное. Моё детство в маленьком городке под Калинином. Ещё одно пересечение, уже со счёта сбилась, которое.
SOlga , спасибо!
P.S. Обложка великолепна!
Поделиться608.10.2020 21:59
Вот про каждого бы читала и читала и читала из этой династии... Про их избранниц/избранников, и детей. Вот мелькнула Ирина, что на фронт в 18 лет ушла - тоже ведь интересно!
Эх, а как там Дмитрий Яковлевич? Единственной его любовью осталась Светлана (кто бы ее мог играть, интересно, даже внешность неизвестна), или встретил еще кого-то? Анна Дмитриевна сам уже мама, думаю. Она ровесница моей бабушки.
А Игорь - настоящий Штольман. Вот, это теперь даже не единица измерения, определение качества человека!))) Все тоже самое - "Надобно служить, коль обещались", причем, без пафоса, не ради славы, а ради своей чести и совести.
А еще - пора к картам Затонска и окрестностей составлять генеалогическое дерево Штольманов, начиная с зачинателей - Анны Викторовны и Якова Платоновича. А то даже я, читательница и почитательница со стажем, начинаю слега подвисать на молодом поколении.
Поделиться708.10.2020 22:32
А еще - пора к картам Затонска и окрестностей составлять генеалогическое дерево Штольманов, начиная с зачинателей - Анны Викторовны и Якова Платоновича. А то даже я, читательница и почитательница со стажем, начинаю слега подвисать на молодом поколении.
Да ушш...
В 70-м году Штольманов уже довольно много, хотя некоторые из них носят фамилию Смирной)) Но считают себя полноправными Штольманами.
Прошу прощения у читателей. Мы прыгнули аж на 45 лет вперед от последней повести и как-то и не подумали, что это может оказаться довольно трудно с генеалогической точки зрения.
Хотя пока еще не очень сложно. Васю с Верой вы точно знаете))
Яшка и Гришка,соответственно Яков и Григорий Васильевичи Смирные - их сыновья, как и обещал Васька Семену Кудрявцеву в 23 году. С Яковом Васильевичем мы уже встречались, в 25 году он носит белую панамку и пошел в детский сад)) Григорий Васильевич чутка помладше.
Игорь - он Яковлевич. Вон он, на обложке, на заднем плане.
А у Ваньки, как и было предсказано в 45, Виктор и Петр Ивановичи)) Родились уже после войны, примерно ровесники Игорю.
Поделиться808.10.2020 22:46
Яшка и Гришка,соответственно Яков и Григорий Васильевичи Смирные - их сыновья, как и обещал Васька Семену Кудрявцеву в 23 году. С Яковом Васильевичем мы уже встречались, в 25 году он носит белую панамку и пошел в детский сад)) Григорий Васильевич чутка помладше.
Игорь - он Яковлевич. Вон он, на обложке, на заднем плане.
А у Ваньки, как и было предсказано в 45, Виктор и Петр Ивановичи)) Родились уже после войны, примерно ровесники Игорю.
На таком уровне я понимаю и представляю. Но хочется знать годы рождения, имена мам, или пап, если те пришлые в семье). Как Ванину избранницу зовут, когда Витька и Петька родились)) Нет ли у Виктора Ивановича Второго дочери Ани))) И так далее))
Я понимаю, это тоже работа, время и силы. Готова помочь, чем могу, хотя мой опыт ограничивается вычерчиванием простенькой схемы со стрелочками для собственной саги в духе "Вечного зова", которая существует только в голове, но подробностями обрастала в течении 20 лет))
Поделиться909.10.2020 08:26
На таком уровне я понимаю и представляю. Но хочется знать годы рождения, имена мам, или пап, если те пришлые в семье). Как Ванину избранницу зовут, когда Витька и Петька родились))
Это потихоньку будет проясняться по тексту. Непременно встретимся и с Ванькой, и с его избранницей. И со всеми, кто соизволит показаться. Остальных постараемся вкратце упомянуть))
А по окончанию и древо составим "корни которого упираются ветвями во Вселенную" (с)))
Поделиться1009.10.2020 10:44
А по окончанию и древо составим "корни которого упираются ветвями во Вселенную" (с)))
В конце-концов, в одной из историй будущего появятся капитан космического корабля Ярк Штоорм, и юная астронавигатор Анира Мирн))))))
Поделиться1109.10.2020 11:44
В конце-концов, в одной из историй будущего появятся капитан космического корабля Ярк Штоорм, и юная астронавигатор Анира Мирн))))))
Не пугайте вы нас так)))
Поделиться1209.10.2020 12:12
Не пугайте вы нас так)))
Это не страшно, это здорово! Потомки служат, коль обещались, уже всему человечеству на просторах Космоса)))))
Поделиться1310.10.2020 14:31
"...а иногда выходило похлеще, чем у Буссенара в «Охотниках за бриллиантами»...!
Справедливости для, а не придирки ради. Роман Л. Буссенара называется "Похитители бриллиантов". А слово "охотники" вынесено в заглавие другого произведения этого автора. Называется оно "Канадские охотники".
Но эта мелкая придирка не меняет сути: произведение у Вас замечательное.
Поделиться1410.10.2020 16:54
"...а иногда выходило похлеще, чем у Буссенара в «Охотниках за бриллиантами»...!
Справедливости для, а не придирки ради. Роман Л. Буссенара называется "Похитители бриллиантов". А слово "охотники" вынесено в заглавие другого произведения этого автора. Называется оно "Канадские охотники".
Но эта мелкая придирка не меняет сути: произведение у Вас замечательное.
Спасибо большое за уточнение. Конечно, "Похитители бриллиантов". Видно спутала с какими-нибудь "Охотниками за головами")))
Сейчас поправлю.
Поделиться1510.10.2020 18:11
У Буссенара есть роман "Охотники за каучуком". А вот "Охотников за головами", увы, нет... Вот у пана Шклярского имеется. "Томек среди охотников за человеческими головами". Но это уже совсем другая опера
Поделиться1611.10.2020 07:26
Ух ты!!!!!!! Здорово!!! А кто-нибудь из потомков с духами общается? Про Анну Дмитриевну помню. Бабушка-не-бабушка, но дети у нее должны быть. Кто-нибудь из них? Или у кого-нибудь другого отпрыска Штольман-Смирных проявилось? А как теперь у Анютки фамилия? Оставила ли она как Верочка фамилию Штольман? Ой-й-й-й-й-й-й-й, девоньки, милые !!!! Спасибище,ОГРОМНОЕ!!!!!!!!
Поделиться1712.10.2023 00:54
На сладкое откладывала еше одну повесть про наших Штольманов, и конечно же не ужержалась, прибежала посмотреть, каким стал Вася и его семейство, что ж там в мирное время творится... А вот про надворного советник и гроб: так никто и не повествовал, как же наши АВ и ЯП ангелами стали, и куда еще пошел дар, помимо маленькой (уже большой, да) Анечки... Столько вопросов, а ответы будем выуживать из текста, который, слава богам, не прерывается, а тянется красной нитью через века уже...
Пост написан 12.10.2023 00:32