01. Глава Первая. Директория и Ампир, 1793 - 1820.
Если ваша героиня — современница сестер Беннет, или Дэшвуд, живет в одно время с Наташей Ростовой, могла бы быть подругой Тани Лариной, или Бекки Шарп, — вам сюда!
Начинать именно с этой эпохи лично мне очень приятно и интересно. Первые два десятилетия 19 века выглядит совершенно новой страницей в истории костюма, особенно по контрасту с ушедшим временем.
Правда, на деле переход к новому стилю был не столь резок. Не было такого, чтобы дамы легли спать, сняв с себя корсеты, парики и фижмы, а утром обнаружили в руках горничной только легкое платье с завышенной талией. Все совершалось постепенно, в течении пары десятилетий.
Самую рискованную, самую «голую моду» обычно начинают отсчитывать от Великой французской революции. Но, еще за несколько лет до нее дамы примерили упрощенный вариант платьев, из легких белых тканей, с очень небольшим каркасом под юбкой. Лиф таких платьев часто был на восточный манер, с запАхом, на талии повязывался шарф, или лента, а декольте прикрывалось воздушной косынкой. Даже такой, достаточно скромный наряд многие именовали «ночными рубашками» и считали крайне неприличным.
(Томас Гейнсборо «Портрет леди Чад»
https://regnum.ru/uploads/pictures/news … normal.jpg).)
Дальше было хуже. Для скромников и моралистов. В 1790-хх годах во Франции создается костюм для новых свободных граждан. Ничто в нем не должно было напоминать роскошные облачения привилегированного класса! За вдохновением обратились к наследию античности.
И вот — временно уходит из обращения корсет. Нет нужды в широких юбках, поэтому модницы перестают носить панье и фижмы (деревянные или стальные обручи, связанные тесемками). Идеальное платье должно лежать простыми, благородными складками, и — о ужас, — обрисовывать фигуру.
(Жак-Луи Давид «Портрет мадам де Вернинак»
https://cp12.nevsepic.com.ua/82-1/13550 … com.ua.jpg).
Исключение одно — английский придворный женский наряд. До 1820-хх в него по-прежнему входили фижмы. А талия уже была завышена! Получалось очень забавно, словно «фигура на чайник». Но в повседневной, не дворцовой жизни, никаких каркасов не надевали.
Второе десятилетие 19 века сохраняет силуэт с завышенной талией, хотя к 1820-м годам пояс опускается почти на естественное место. Однако, «неприличностей» становится меньше. Ткани приветствуются более плотные, юбка приобретает форму колокольчика, и украшается все большим количеством оборок.
(Жозеф Франсуа Дюк «Портрет Мэри Лодж»
Из чего же должен состоять костюм героини, если она живет в самом конце 18 — в начале 19 века?
Сорочка
Основа основ и мужского, и женского наряда старинных времен — нижняя сорочка из льна или хлопка. У женщины она была длинной — ниже колен, с глубоким вырезом, и крохотными рукавчиками, а то без них. Сорочка нужна не только для тепла и удобства. Она защищает платье героини от нее самой, она впитывает пот и ароматы тела. Потому что постирать и отбелить сорочку можно и нужно, а вот платье зачастую — нельзя. Ибо это будет смерть отделке, а то и самой ткани, так как методы стирки пока требуют значительных физических усилий. Кстати, по этой же причине наша сорочка не будет слишком обильно в этот период украшена кружевом и вышивкой. Чем проще — тем безопаснее стирать.
Поэтому без сорочки — никуда. НО. Если ваша героиня может позволить себе шокировать общество, в короткий период самого рубежа эпох (1795 — 1800-е) ее появление без сорочки будет вполне оправдано. Платье из полупрозрачной ткани надевается на голое тело.
(Жак-Луи Давид «Портрет мадам Рекамье»
--).
Корсет в таком случае тоже не нужен. Особенно, если он по старинке, на косточках. Представляете, как затянутый без рубашки, этот предмет оцарапает и натрет нежную кожу хозяйки?
Корсет
Очень многие дамы от корсета в этот период и правда, отказались. Талия перестала иметь значение, так зачем же мучиться и ее утягивать? В новом наряде главное свобода и кажущаяся естественность!
Но корсет не только утягивает. Он еще и поддерживает, и разглаживает линии тела. Ведь, увы, не на каждой фигуре платье будет сидеть красиво само по себе. Не забываем, что спорт, особенно женский, в задуманный нами период в обиход еще не вошел. Верховая езда и танцы для обеспеченных, и тяжелая работа для бедных. Но это немного не те упражнения, которые корректируют бюст и укрепляют позвоночник.
Красавицы, решившиеся примерить античный полупрозрачный наряд без корсета и запечатленные в таком виде художниками, далеко не всегда выглядят привлекательно.
Жак-Луи Давид «Портрет женщины в белом
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ … 016-1a.jpg
Если формы у вашей героини пышные, лучше надеть на нее облегченный корсет. Это некий прообраз бюстгальтера, очень короткий, и состоящий из нескольких слоев простеганного хлопка. Могли быть и длинные варианты, которые помогали держать линию платья. Кстати, именно в корсетах этого периода появилось место для груди — две отдельные чашечки. Грудь разводилась в стороны, чтобы не создалась ложбинка, которая тогда считалась некрасивой. Старые жесткие корсеты 18 века и ранее грудь сплющивали, либо выталкивали вверх.
Но если наша героиня молода, и стройна, то здесь и сейчас она может обойтись без корсета. Только не стоит совмещать в наряде отсутствие нижней сорочки, «бескорсетность» и полупрозрачное тонкое платье, если ваша барышня — девушка скромная, из приличной семьи, где блюдут добродетель и репутацию. Сорочка и платье вполне для нее подойдут. Хотя матушка и бабушка героини могут поужасаться на тему — «В наше время в ЭТОМ можно было бы находиться только в спальне!».
Поверх жесткого корсета старого образца предполагается короткая рубашечка «камисолька», которая защищает от корсета уже верхнее платье.
Нижняя юбка
В начале 19 века — скорее еще одна сорочка. Все-таки именно юбку закрепить под грудью проблематично, поэтому к ней чаще всего пришивали узкие лямочки, или лиф.
Демонстрировать ноги — привилегия тех самых модных «причудниц» коротких послереволюционных лет во Франции. Этим дамам почти все позволено, даже эпатировать публику. Обычные же девушки, приподнимая подол, нижнюю юбку не трогают. Чтобы не дай бог, ножки не обнажились.
На такой случай нижние юбки украшаются вышивкой, кружевами, — чтобы не стыдно было показать. Но в самом начале 19 века — еще не очень обильно. Пестрота и пышность не в моде.
Чулки
К 19 веку уже распространились чулки, связанные машинным способом, и носили их почти все слои общества. Отличались изделия качеством и ценой.
Самые дорогие — кружевные. Позволить их себе могли очень немногие дамы. Неудивительно, ведь их когда-то ввела в обиход королевская фаворитка. Зато шелковые, или хлопковые (фильдекосовые) чулочки уже вполне могут носить женщины из состоятельных семей. Хотя и эти изделия недешевы. Самый бюджетный вариант — шерстяные чулки. Не на бал, разумеется.
В 18 веке дамские чулки были разных оттенков, а кроме того украшались вышивкой. В начале 19 века, к простым светлым платьям куда больше подходил белый цвет. Чтобы чулки не соскальзывали, использовались подвязки. Наша героиня будет закреплять эти детали туалета ленточками, повязывая их вокруг ноги, чуть выше колена. На ее счастье, в это время подвязки стали делать более мягкими, простёгивая несколько слоев ткани, чтобы они не слишком сильно впивались в тело. Те, кто побогаче, могли позволить подвязки с пружинкой, — они держали более надежно.
И все равно, необходимость «поправить подвязку» будет возникать регулярно. Только прилюдно делать это ни в коем случае нельзя! Опять-таки, если героиня — девушка приличная.
Панталоны
А вот здесь нужно просто включить торжественный марш. ВПЕРВЫЕ в истории женского костюма, в начале 19 века появляется эта деталь одежды. И то, в достаточно странном виде.
Все предыдущие времена нижних штанишек европейские дамы не носили. Нижняя рубашка и многочисленные юбки надежно закрывали от посторонних взглядов. В холодное время надевалась еще и стеганная теплая юбка. Привычное нам белье, закрывающее определенные места, могло быть только у мужчин.
Безусловно, исключения были. Часто можно найти сведения о бриджах Екатерины Медичи, и о штанах венецианских куртизанок. Но и это не являлось нижним бельем, и носилось не среднестатистическими женщинами. И крестьянки, и дворянки ограничивались юбками, разного качества и количества.
Штаны (даже в роли белья) на даме полагались неприличными. Удивительно, но факт. Это воспринималось, как посягательство на права другого пола, а значит — распущенность.
Но у героини, живущей в начале 19 века, и лишившейся многочисленных слоев одежды, появился шанс таки примерить панталоны. Для нее они представляют собой две не сшитые между собой трубы. На каждую ножку — отдельно. Уже на талии штанины соединяли завязками. Так что интимные зоны оставались по-прежнему, неприкрытыми.
Только вот предубеждение против панталон настолько велико, что смотрят на них все еще как на вещь крайне неудобную, уродливую, и опять-таки — неприличную. Бывали случаи, когда тесемки ослабевали, и одна из штанин падала с ноги. Подобрать ее (и тем признать, что вы ТАКОЕ носите) было стыдно. А ведь стоила подобная новинка немало…
Поэтому, если в вашей истории затрагивается тема панталон — их может и не быть. Примерно до середины 19 века. Эта вещь только-только пробирается в дамский гардероб, и ей там пока не очень рады. Особенно во Франции
Поэтому лихое гусарское «поднять девчонке юбки» не затрагивает тему иных преград. Их нет! А если и есть новомодные штанины, между собой они не сшиты. И ничему не мешают.
В заметках и письмах, касающихся тех времен, можно найти сведения о розовом трико, надеваемом под смелые платья. Не спешите награждать таким вариантом белья девушку, если она не является знаменитой хозяйкой салона из высших кругов, певицей, актрисой, или куртизанкой. Подобная вещь слишком дорога, а главное — несет еще не менее скандальную славу, чем несчастные панталоны. Заплатить за трико, и решиться его надеть может не каждая модница.
Платье
И опять звуки марша! Именно в этот период платья окончательно разделились на группы утренних, дневных и вечерних.
Утренние платья — неформальные, домашние. Они же самые простые и скромные. Очень небольшой вырез (иногда прикрытый прозрачной вставочкой, или косынкой), и длинные рукава. Во многих экранизациях этим пренебрегают, в угоду современным вкусам. Но в жизни даже летом, утренний, да и дневной наряд не открывал сильно руки и шею. Что логично, если вспомнить отношение к загару. Девушка из приличной семьи, не работающая на открытом воздухе, должна быть белокожа. Значит, в самое светлое время суток должна по возможности закрываться от солнца.
По правилам, утренние платья носятся до обеда. В принципе, в это время они могут использоваться, как прогулочные, особенно, если дополняются верхней одеждой. И обязательно шляпкой! Если ваша героиня замужем, в помещении на ней будет кружевной чепчик.
Дневное платье наша героиня надевает после полудня. Оно будет уже наряднее. Если дама может себе позволить столько смен одежды, то для визитов и променадов (прогулок по центральным улицам, магазинам и городским паркам) у нее будут отдельные костюмы. Тоже не оголяющие сильно свою хозяйку. Существовали платья для поездок в экипаже. И не забываем о наличие амазонки — костюма для верховой езды. Никаких бриджей он в себя не включает. Это платье, обычно из более темного и плотного материала. По моде времени — с завышенной талией. Правда, жакет, надетый сверху, будет спускать почти до пояса. А юбка справа гораздо длинней, чтобы драпировать красивыми складками ноги хозяйки, когда она изящно сядет в дамское боковое седло.
Вечерние платья — самые парадные, самые красивые, и самые оголяющие. У них есть декольте (порой, очень смелое), и короткий рукав. Именно эти платья дополняются длинными перчатками. Обязательно.
Вечерние наряды тоже бывают нескольких видов. Есть платья для ужина. Для посещения оперы. И конечно, бальные платья. Последние не только декольтированы, но и немного укорочены. Чтобы, веселясь, не наступить на собственный подол. Поэтому, не отправляйте героиню танцевать в наряде, для бала не предназначенном, позаботьтесь о переодевании.
Для юных девушек предпочтительны светлые платья. В самом начале века — настоящий культ белого цвета. Но постепенно, вместе с более плотными тканями, ближе ко второму десятилетию, возвращаются в моду яркие и сочные оттенки.
Акцент часто делается на поясе.
(Франсуа-Джозеф Кинсон «Портрет Полины
Бонапарт»https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/63/Pauline_Bonaparte.jpg/1200px-Pauline_Bonaparte.jpg).
Это может быть лента контрастного цвета, драгоценный металл, или даже цветная шаль.
В первые годы века платья часто делают со шлейфом (не бальные, разумеется). Во втором десятилетии шлейф остается только в придворной моде.
Легкие платья начала века шьются из муслина, газа, дымки, тонкого шелка. В 1810-е их все чаще заменяют плотный шелк, бархат, и атлас.
Для девушки, ведущей светскую жизнь, дресс-код очень строгий. В утреннем платье она не может показаться в опере, а в прогулочном не поедет на бал. Дневной наряд не годится для ужина. Именно поэтому, отправляясь даже на пару дней погостить в соседнее имение (или оставшись там вынужденно), барышня посылала домой за своими вещами.
Если ваша героиня живет в сельской местности, не очень богата, но принадлежит к семье джентльмена (или стремится жить по правилам такой семьи), слишком большого разнообразия туалетов у нее может и не быть. Но три смены, на утро, день и вечер — это обязательно.
Женщины в услужении обходились еще более скромным гардеробом. Но даже горничным полагалось один раз переодеться. Утром девушки делали грязную работу в светлом простом платье, а днем и вечером обслуживали хозяев в темном. Форма женской прислуги в это время еще не сложилась,
поэтому цвет может быть не обязательно черным. Но чепец и фартук совершенно необходимы.
(Джордж Данлоп Лесли «У очага»
https://2.bp.blogspot.com/-JWDZNfcNvP0/ … c41e9e.jpg).
Платья гувернанток должны были быть приличными, аккуратными, и очень скромными. Домашняя учительница могла манипулировать мелкими деталями наряда (воротничком, или поясом) и тем менять назначение платья. Но в ее гардеробе вряд ли будет бальный декольтированный наряд. Он ей не по средствам и не по чину.
Верхняя одежда
Климат большинства стран, подхвативших моду Античности, был далек от средиземноморского. Тонкие открытые платья, и несерьезный слой белья под ними делал этот стиль очень опасным. На протяжении всего 19 века простуда являлась крайне серьезным, и часто — смертельным заболеванием, причем для человека любого сословия. Начало же столетия унесло огромное количество жизней молодых дам, из-за их слепого следования «голой моде». Появился даже специальный термин для обозначения диагноза — «муслиновая простуда».
(Кстати, если вам по сюжету нужно умертвить героиню — быстро, трагично и от естественных причин — можете смело использовать подобный обоснуй. Выпорхнула с бала, вся разгоряченная и взмокшая, вовремя не закуталась, в коридоре, или на лестнице просквозило… И все, сгорела за пару дней).
Утепляться было необходимо. Но как это сделать, не разрушив образа красавицы из греческих мифов?
На выручку модницам пришли индийские шали. Тонкие, теплые, яркие, они отлично драпировались, согревали, и оживляли светлые, часто однотонные платья.
(Аглая Романи «Портрет Аглаи-Констанции Будар в красном бархатном платье»https://img-fotki.yandex.ru/get/101645/346069169.105/0_178fb1_acf6c5ad_XXXL.jpg).
Шали изящно накидывали на плечо и руку, прикрывали декольте, повязывали на манер пояса. Способов их ношения было множество. Самые богатые дамы, вроде Жозефины Бонапарт, заказывают себе платье, сшитое из нескольких шалей!
Только вот стоили настоящие изделия из Кашмира очень и очень дорого. Наравне с драгоценностями, шали отдельным пунктом указывали в завещании! Поэтому, серьезно обдумайте вопрос, может ли ваша героиня обладать столь статусной вещью.
Впрочем, в России и в странах Европы в ответ на данную моду стало развиваться свое производство теплых шалей и платков. Они, кончено, были и раньше, но тут пришлось сделать все, чтобы местные изделия могли конкурировать с заморской красотой.
Поэтому, у небогатой дворянки или горожанки может быть шаль, но, конечно, не кашемировая.
Понятно, что работающим женщинам оставались недорогие, и куда менее изящные шали, зачастую собственными руками и сделанные.
А вот спенсер могла себе позволить и не слишком богатая барышня. Он не хуже шали вписывался в новый стиль, согревал и прикрывал плечи и руки, а также вносил разнообразие в наряд.
Спенсер — это короткая курточка с длинными рукавами, сшитая из шелка, бархата, шерсти, или сукна. Самые теплые варианты могли быть даже подбиты мехом. По контрасту с платьями, спенсеры обычно делали темных или ярких цветов — черных, зеленых, алых, синих…
(Франсуа-Эдуард Пико «Портрет Марии Аделаиды Клерет»
https://epdlp.com/fotos/picot4.
Но и от пастельных оттенков дамы не отказывались.
Появились и легкие разновидности, домашние, или бальные. Поскольку они были нужны не для тепла, то и шились с короткими рукавами. Платье под таким спенсером могло представлять собой только юбку, лиф же отсутствовал.
(Джозеф Кловер «Портрет дамы в шляпе со страусовым пером»
https://ru.wahooart.com/Art.nsf/O/AQUCM … me-Hat.jpg)
Обе части одежды соединялись специальными крючками, и никакого зазора между ними видно не было.
Кстати, пришел спенсер в дамскую моду из мужской. Как гласит легенда, граф Джордж Спенсер подпалил фалды своего фрака у камина. И — отрезал пострадавшие части. Так мол, и родился этот укороченный предмет, очень пригодившийся в ампирной женской моде с завышенной талией.
Редингтон — длинное пальто, часто с пелериной, тоже был позаимствован у сильного пола. Редингтон подчеркивал модный силуэт, и обычно целиком скрывал платье.
Предположу, что на даме с этого портрета — именно шелковые редингтон.
(Мерри Джозеф Блондель «Фелисите Луиза Жюли Констанс де Дюрфор»
https://366days.ru/media/article_images … 101gbw.jpg).
Еще один вид пальто — пелис. Он мог быть очень легким, шелковым, без подкладки, и в таком случае носился в теплое время года. Для настоящих холодов пелисы шили из плотных тканей, и даже подбивали мехом. Пелис обычно не застегивался до конца, оставляя полы распахнутыми.
И пелис и редингтон, повторяя линию платья, могли быть с широкими буфами (фонариками) у плеч.
Если героиня надевает плащ, то в означенное время он еще шьется без рукавов. Это свободная широкая накидка с капюшоном, как теплая (из сукна, или шерсти), так и легкая (шелковая, или атласная). Теплый плащ обычно был из темных или ярких материй. А вот декоративный, из тонкой ткани — нежных, светлых тонов.
Если желаете одеть героиню в шубку — это возможно, особенно если речь идет о России. Только помните, что мехом наружу одежду носили только простые люди. Для остальных шубка сверху покрывалась тканью — сукном, или бархатом. Мех оставался внутри, и его демонстрировали на вороте и манжетах. По талии шубка не отрезалась, а расширялась за счет вставленных в боковой шов клиньев.
А еще один нюанс заключается в том, что те, старинные шубки были довольно тяжелыми, и красиво носить их нужно было уметь. Поэтому, если героиня надевает меховую одежду впервые, вес одежды может стать интересным открытием.
Обувь
Вихрь античной моды почти на два десятилетия унес из женского гардероба высокие каблуки. Поэтому домашние, бальные, прогулочные туфли этого периода — практически на плоской подошве.
К самым рискованным, прозрачным платьям смелые модницы рубежа веков надевали сандалии. Но основной обувью дам стали туфли, немного напоминающие балетки. В самом начале века их носки были острыми, во втором десятилетие — закругленными. Крепились туфли с помощью лент, завязанных на ноге крест на крест — напоминая все те же античные сандалии.
(Мерри Джозеф Блондель «Мария-Луиза де Дюрфор»
https://kashmirlife.net/wp-content/uplo … fts-02.jpg).
Уличная обувь отличалась более толстой кожаной подошвой, и порой даже маленьким каблучком. Верх таких туфелек шился из более плотной ткани, порой с кожаными вставками.
Любительницы долгих пеших прогулок могли надеть короткие, едва достигающие щиколоток ботинки. А вот сапоги дамы пока носят в основном с амазонками.
Бальные туфельки — шелковые, атласные, бархатные. Век их очень короток, и дольше одного бала они не живут. Потому что протираются очень быстро, особенное, если хозяйка молода и привлекательна, то есть без партнеров по танцам не остается.
Цвет туфель обычно гармонировал с платьем. В качестве украшений чаще использовали банты и розетки, а вот пряжки были в те годы не слишком популярны.
А еще помните, что на правую и левую обувь еще не делилась.
Прическа
Короткую женскую стрижку обычно связывают с двадцатым веком. Но в рассматриваемый нами период она тоже была популярна. Не все, конечно, решались отрезать волосы. Но самые храбрые, модные и экстравагантные дамы на рубеже веков прощались с длинными косами. Короткие волосы завивали, чтобы кудри обрамляли лицо.
(Луи-Леопольд Буальи «Портрет мадам де Фуле»
https://i.etsystatic.com/18244063/r/il/ … 6_58qm.jpg)
Прямые волосы вообще не в почете. Какую бы прическу не решила сделать ваша героиня, скорее всего ей понадобятся локоны.
До середины двадцатого столетия распущенные волосы, особенно у взрослых девушек и замужних дам считались чем-то неприличным. Но опять-таки, в короткий отрезок времени после Французской Революции было модно делать прическу из распущенных и даже словно растрепанных волос. Как и короткая стрижка, она позволяла выказать солидарность с теми, кто был приговорен к казни.
Более мягкий и симпатичный вариант — завитые крупными кудрями волосы свободно падают на спину и плечи. Слегка придерживает их лента или легкий шарф.
(Боровиковский Владимир Лукич «Портрет Скобеевой»
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/ … f0a3/s1200).
Но такая прическа позволительна в домашней неформальной обстановке. На прием, или бал (если это не специальный «бал жертв») с распущенными волосами не являлись.
Но такая прическа позволительна в домашней неформальной обстановке. На прием, или бал (если это не специальный «бал жертв») с распущенными волосами не являлись.
Самой популярной в эпоху ампир стала прическа «а-ля грек». На затылке волосы собирались в пучок, зачесываясь как можно выше. Спереди короткие пряди закручивали в локоны. В самом начале века они практически полностью скрывали лоб и брови. Но к концу десятилетия расступаются, перемещаясь на виски. Волосы начинают делить пробором, и этот прием задерживается очень надолго.
(Гилберт Стюарт «Миссис Харрисон Грей»
http://upload.turkcewiki.org/wikipedia/ … y_Otis.jpg).
Если густоты своих волос недоставало, использовались шиньоны из чужих. Не желающие возиться с прической дамы могли целиком скрыть волосы кружевным чепчиком — и прилично, и не хлопотно. Правда, и не кокетливо.
Именно так поступила Джейн Остин, когда юный возраст остался позади.
К 1820-м годам прически становятся все пышнее и вычурнее. Узел на затылке превращается в настоящую корзинку из кос на макушке. Но это уже — признак последующего стиля, бидермейера.
Бальные прически дополнялись лентами, веночками, диадемами. Интерес к Востоку принес такие украшения, как тюрбаны — их надевали именно на балы.
А чем прикрывали головки вне танцевальной залы?
Шляпки
Самым популярным головным убором становятся капоры. У них высокая, часто мягкая тулья, под которую удобно прятать узел волос на затылке. Жесткие поля делались спереди. Порой они были столь широки, что разглядеть сбоку лицо дамы не представлялось возможным. Если все-таки поля продолжались и на затылке, там они были намного уже.
Появились забавные варианты капора-кибитки, с маленькими полями, или вовсе без оных. В такую шляпку вшивались жёсткие полукольца, и головной убор получал возможность раздвигаться и складываться, словно верх у коляски.
Держались капоры с помощью широких лент — мантоньерок. Они завязывались бантом под подбородком. Бант мог располагаться как прямо, так и сбоку. Чаще всего ленты были пришиты к шляпке, но бывали модели, к которым мантоньерки прикалывались булавками.
(«Дама в белом», приписывается художнику Джорджу Клинту
http://shoppingator.ru/pict/tovar/https … -74734.jpg).
Носят так же объемные береты, и токи — невысокие цилиндрические шляпки без полей.
С непокрытой головой ходить неприлично, особенно в общественном месте. Шляпка — обязательный элемент наряда порядочной особы. Даже служанки старались накопить денег на простенькую шляпку. Если средств не хватало, бедные девушки носили платки и чепчики.
Украшения
Внешняя простота и скромность даже начального периода ампир на украшениях не отразилась. Их носили, и надевали одновременно много предметов. Разумеется, если были деньги и положение в обществе. Появляются парюры — наборы украшений в одном стиле.
(Жан-Батист Рено «Жозефина де Богарне»
https://s02.yapfiles.ru/files/2410970/4_resized.jpg).
В это время огромную популярность приобретают броши, которыми закалывают шали. Браслеты украшают не только руки, но и ноги смелых красавиц, благо, тонкие муслиновые платья мало что способны скрыть. Ожерелья порой надевают в несколько рядов, а кольца сияют едва ли не на каждом пальце. В ушах поблескивают серьги-жирандоли, по форме напоминающие перевернутый подсвечник, с грушевидными подвесками. А прически а-ля грек дополняются драгоценными диадемами.
Самый популярный металл — золото. Серебро войдет в моду немного позже. Кроме того, появляются изделия из чугуна и стали, — и эти сплавы так же используют для ювелирных украшений.
Большой любовью пользуется жемчуг. Причем, к началу 19 века уже умели делать искусственные жемчужины. Не считалось зазорным использовать стразы, которые тоже впервые появились в этот период. Ограненные, они так эффектно преломляли свет, что не могли не очаровать модниц.
Безусловно, настоящие драгоценные камни носят тоже с огромным удовольствием. Наряду с бриллиантами и сапфирами используются топаз, агат, и оникс.
Интерес к античности сделал очень популярными геммы и камеи. Это украшения, выполненные в технике резьбы по камню, состоящему из нескольких разноцветных слоев. В круглую или овальную рамку могла быть вписана и многофигурная композиция, и одиночный портрет. Настоящие древние геммы стоили очень дорого, но в ходу были и современные имитации. И диадемы, и кольца, и браслеты могли быть украшены в подобной технике. Самыми дешевыми стали геммы и камеи, изготовленные из ракушек.
Наиболее роскошные драгоценности надевали в вечернее время, днем — поскромнее. Для молодых незамужних девушек более предпочтительным считался жемчуг, а не бриллианты.
Аксессуары
Обязательно перчатки — короткие на каждый день, длинные для вечерних нарядов. Популярны были и митенки, не имеющие пальцев. Для жарких дней митенки делались из кружева.
Да, и кольца поверх перчаток — это дурной тон.
Зонтики-парасоли — шелковые, или кружевные. В закрытом виде они могли использоваться, как трость. А вот зонтов от дождя пока не существует.
Сумочки ридикюли, для хранения необходимых мелочей — флакончик нюхательных солей, платок, кошелек, зеркальце. Платья сузились, количество нижних юбок стремилось к нулю, поэтому что-то спрятать, как раньше, «в складках» стало невозможно. Ридикюли шились из тех же тканей, что и платья, украшались вышивкой, или бисером. Могли быть вязанные сумочки. Ридикюли представляли собой мешочек, стянутый шнуром — других замков еще не придумали.
Для дам существовали и специальные лорнеты — лорнетки. Два стеклышка в оправе помогали что-то рассмотреть, или прямо взглянуть на мужчину, не боясь осуждения. Сквозь лорнет — можно. Если хозяйка не страдает близорукостью, стекла в лорнетку вставлялись самые обыкновенные.
Веера данной эпохи становятся меньше и скромнее своих предшественников, чтобы не отвлекать взоры от античной простоты наряда. Очень популярными были веера из слоновой кости, или рога, украшенные резьбой, а то и драгоценными камнями. Однако кружево и шелк тоже не сходят полностью со сцены. В начале 19 века у веера появилось специальное кольцо, в которое продевался шнур, что позволяло носить аксессуар на запястье.
И еще несколько слов:
Если ваша героиня — ребенок, она носит почти такие же платья, как маменька, только немного короче. Именно девочкам положены панталончики (не сшитые, разумеется), и то не всегда.
(Альфред Эдвард Шалон «Портрет матери с детьми»
http://wikiooimg.wikioo.org/ADC/Art-Img … terior.Jpg).
https://i.imgur.com/m2G6Vn4m.jpg
Если в вашем произведении присутствуют пожилые особы, их наряды более скромные и закрытые, а чепец (ток, тюрбан на выход) обязателен. Даже если дама не была замужем.
Если героиня готовит свадебное платье, ему необязательно быть белым. Голубое, золотистое, розовое, кремовое тоже подойдет. Обычай белоснежного наряда появится позже, начиная с 30-хх годов. Пока для венчания шьют (или выбирают из имеющихся) просто красивое платье с модным силуэтом, и подходящий к нему головной убор. Но и на белое невеста имеет полное право, ибо этот цвет в тренде сам по себе.
Удачи, и вдохновения!!
Продолжение следует.
______________________________
Список литературы
Книги:
Мерцалова Мария Николаевна
История костюма/ М.Н.Мерцалова — М.: Искусство, 1972 — 197 с.
Нанн Джоанн
История костюма/ Дж.Нанн — М.: Астрель, 2008 — 343 с.
Стил Валери
Корсет/В.Стил — М.: Новое литературное обозрение, 2010 — 272с.
Рибейро Эйлин
Мода и мораль/Э.Рибейо — М.: Новое литературное обозрение, 2012 — 264 с.
Периодика:
Журнал «История моды» —
«Ампир. Имперский стиль Наполеона», № 12/2016
«Высокий классицизм. Ампир с русской душой», № 19/2016
«Ампир. Эпоха Регентства в Англии», № 46/2017
«Неглиже. История нижнего белья от древности до эпохи ампира», № 56/2017
«Франция после Революции. От моды Директории к имперскому стилю»,
№ 121/2018
Источники из интернета
Дзен-канал «История моды с Марьяной С.»
(Марьяны Скуратовской, историка моды)
https://zen.yandex.ru/eregwen:
«Панталончики в 19 веке: с ними, или без них?»
«Вызывает интерес вот такой еще разрез»
«От куколок к нимфам»
«Дорогие шали»
«Русские шали и импортозамещение в 19 веке»
«Сколько платьев нужно для счастья, если вы живете в 19 веке?»
«Причуды придворной моды»
«Гордость и предубеждение-1995, или Декольте сестер Беннет»
«Гордость и предубеждение-1995, или Что носили под платьями сестры Беннет»
«Сорочка королевы, или скандальное платье Марии-Антуанетты»
«Что такое «ридикюль»
«Белые платья Великой французской революции»
«Стильная стрижка… двести лет назад!»
«Бальное платье Наташи Ростовой»
«Семья Ростовых собирается на бал»
«Бальные прически Ростовых»
«Как не мерзли без панталон»
«Наполеон и муслин: ненависть и борьба»
«Наряд крепостной, ставшей графиней»
Отредактировано Мария_Валерьевна (27.10.2020 20:41)