У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

Аудиокниги и клипы по произведениям наших авторов теперь можно смотреть и слушать в ю-тубе и рутубе

Наш канал на ютубе - Ссылка

Наш канал на рутубе - Ссылка

Встроенный аудиоплеер на форуме все еще работает с перебоями, увы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Штольман. Почва и судьба » Глава 16а. Отец


Глава 16а. Отец

Сообщений 1 страница 30 из 30

1

https://forumstatic.ru/files/0012/57/91/39818.png
 
Почти век назад...
 
***
     Генрих Якоб Штольман, потомственный ремесленник — из цеховых ремесленников вольного города Любека, гордый 38-летний домовладелец и хозяин большой кузни, в 1806 году разорился дотла…

Его крепкий дом красного кирпича, из-за острой ступенчатой крыши похожий на резной пряник — его наследный, фамильный дом теперь стоял гулким и пустым. Мебель большей частью была распродана, и обстановка, и без того протестантски-скромная, удручала глаз. Из четырех этажей дома семейство Штольманов смогло отапливать лишь три комнаты первого этажа, где ютились вчетвером, и вечерами подкреплялись немудрящим ужином.

Канун Рождества застал Генриха, жену его Клару, тихую тринадцатилетнюю дочку Иду, и годовалого Польди отрезвляющей правдой дырявых башмаков и невозможностью купить Иде новенькую альбу к конфирмации. Ту льняную, белоснежную, расшитую шелковыми распятиями альбу, которую Клара еще год назад высмотрела для своей девочки в витрине церковной лавки семейства Шульц. Теперь у Иды в ее важный день не будет прекрасного белого одеяния и венка из роз, как у других девочек, и ее добрая мать не сможет собрать достойный стол для гостей… Это было настолько врасплох, что Клара впервые за несколько лет расплакалась.

Генрих беспомощно смотрел на плачущую жену, и его усы никли от горя. Он покачивал колыбель сына, который весело пускал пузыри во сне, и взглядывал на читающую у камина Иду. Генрих думал, что пришла пора продавать кузню… а по всему выходило, что и дом тоже.

Огонь пылал в простом кирпичном камине, куда была заправлена целая куча колючего сухого вереска, и в столовой, где они вечеряли всем семейством, было тепло, но надолго ли?.. И как теперь сложится будущее почтенного семейства? Около года назад у обескураженной четы Штольманов народился наследник, Леопольд Клаус Штольман, поразивший всю улицу роскошным весом, и которого сразу после крещения стали ласково называть домашним именем Польди. Клара так радовалась прибавлению в семействе, строила планы на долгое счастье, и Генрих был отчаянно горд собой… А теперь выходило, что ему, пусть немолодому, но уважаемому гражданину города, нечего оставить своим детям в наследство…

Улицы старого города, напоминавшие скелет огромной рыбы с изогнутыми костями, сквозь тенистые парки и купеческие садики всегда неизменно приводящие к воде, эти улицы, исхоженные Генрихом вдоль и поперек, нынче тревожили. Там, на голубой воде, опоясывающей Любек сверкающим кольцом, на причалах двух рек — Траве и Вакениц — сколько себя помнил Генрих, с лодок и парусных судов сгружались товары: соль и крепкое сукно, рыба, хорошее зерно, и русская пушнина, и желтый воск… И всего было в избытке, и грузы всегда шли нарасхват. А нынче всё было не так: судов приходило все меньше, и грузы стали скудными: горожане отчаянно экономили. Прославленные цеховики: кузнецы и портные, кондитеры и сапожники — бросали свои дела и нанимались — oh, mein Gott — в батраки к англичанам и французам! Дворяне немецких городов, вспомнившие о щедрых обещаниях полувековой давности русской царицы Екатерины, перебирались в далекую Россию.

Любек опустел. И теперь многие пряничные дома стояли заколоченными и холодными…

Во всем были виноваты паровые машины англичан, беспощадно перевернувшие устоявшийся мир вольных немецких городов, и Генрих думал об этом с ненавистью. Вся Голштиния, да что там говорить, все ганзейские земли, еще могучие или утерявшие былое величие, но полные самоуважения, вошли в девятнадцатый век так, как и подобает добрым государствам — по единому образцу, положенному предками. Везде совершался веками устоявшийся ритуал: феодалы владели землями и душами, монархи с переменным успехом дрались за право владеть феодалами, а ремесленники всех мастей помогали и тем, и другим скрашивать их почтенный быт. И Генрих от рождения знал: в немецких городах всем заправляет труд и порядок. И потому год за годом здесь не бывает революций и промышленных бурь, несущих хаос и слом укладов, как повелось в мятежной Англии или самовлюбленной Франции… И потому-то цеховики вольных городов не бывают бедны, а напротив, они всеми уважаемы, и всегда заканчивают жизнь в своих постелях. Генрих Штольман совершенно одобрял такой ход вещей, и собирался скончаться уважаемым цеховым ремесленником ровно так же, как его прадед, и дед, и отец его, и желал, чтобы и его сын, и сын его сына повторили этот путь.

Но рынки Любека, и Гамбурга, и Бремена заполонили дешевые изделия французских и английских фабрик. Иностранные, прекрасно сделанные вещи все прибывали и прибывали, и наплыва их было не остановить… Уже и крупные голштинские купцы понастроили пыхтящих дымами заводиков, и сами превратились в юрких заводчиков массовых вещиц… Куда уж с этаким молохом тягаться ручному ремесленнику, у которого на выделывание одного заказа уходили недели?..

Кузня Штольманов простаивала. О нет, меха еще раздувались под ее сводами, и каменный купол еще оглашался тяжелым боем молотов и перезвонами молоточков о наковальни, а подмастерья все еще обжигали шеи и фартуки жаркими искрами, но ремесло замирало и больше не приносило дохода. В тяжелых снах Генриха его трехвековые предки укоризненно качали головами…

По Любеку ходили пугающие новости, что Саксония занята Наполеоном, и что вся прусская армия сдается французам. Однажды утром Генрих вышел за табаком, и уже распахнул было тяжелую дубовую дверь лавки, как вдруг заметил свежеприкрепленный франкфуртский газетный листок с новостями и объявлениями со всего света. Серый лист пестрел колонками: «ИЗ РИМА», «ИЗ ЛИФЛЯНДИИ», «ИЗ БАВАРИИ», а колонка под заголовком «ИЗ РОССИИ» кричала:
 
Манифест русского императора!
НАБОР в народное ополчение русской армии!

 
Чувствуя, что волнуется, кузнец аккуратно сорвал бумажку и медленно, по складам прочел:
 
«Всему свету известные происшествия, наполнившие Европу ужасами кровопролития и разрушений чрез властолюбие и алчность правительства, возникшего во Франции …заставляют Нас обратиться к более сильным средствам для предотвращения её, создав местные временные ополчения или милиции, готовые всюду и мгновенно на подкрепление армий регулярных… Вся составляемая ныне внутренняя сила не есть постоянная милиция или рекрутский набор, но временное верных сынов России ополчение, устроенное из предосторожности в подкрепление войскам и для надежнейшего охранения Отечества. Каждый из Военноначальников и воинов при новом звании своем сохраняет прежнее, даже не принуждается к перемене одежды, и по прошествии надобности, то есть по изгнании неприятеля из земли Нашей, всяк возвратится с честью и славою в первобытное свое состояние и к прежним своим обязанностям. Мы же Императорским словом Нашим торжественно обещаем и поставим Себе священною обязанностью от лица благодарного Отечества излить щедроты и милости Наши и вознаградить почестями и знаками отличия, в честь добродетелям и заслугам установленными, всех достойных сынов Отечества…

Александр I, самодержец Всероссийский»
 
Генрих думал два дня. Он побродил под вратами своего дома, украшенного пожелтевшим мраморным гербом… На этом старом мраморе когда-то, в перекрестье двух копий, высекли прозвание далекого его предка: «Stolle-mann», от которого и пошел, по преданию, славный род Штольманов. Красноречивое, едкое прозвище «Stolle»  («колючка», «игла», «терние», «шип», нем.; «mann» — «мужчина», «воин», нем.)  для крестоносца-копейщика, должно быть, являлось приятной и лестной похвалой его умениям, а другого имени этот доблестный вояка потомкам не оставил. Вот в этом-то прозвище прапрадед Генриха убрал всего только одну букву, и, соединив оба воинственных слова в одно, навеки закрепил фамильное: «Stollmann».

Генрих еще полюбовался на герб, повздыхал, потом отсчитал немного денег, закинул за могучее плечо отцовскую кожаную сумку, поцеловал спящих домашних и ушел в порт. На первом же корабле он пересек седое, холодное Остзее, стараясь не думать о серых глазах Клары, близоруких глазках Иды, и крутом лобике своего сына… А сойдя на ледяную заснеженную пристань Петербурга, в тот же день разыскал военную канцелярию и записался в ополчение русского фронта.

Что оставалось делать бедной покинутой жене? Куда и кому может пожаловаться добропорядочная женщина на оскорбление ее душевного чувства? Для таких жалоб земля еще слишком тверда, а небо слишком высоко… Никто не услышал тихие жалобы Клары. Дом с садиком был продан, не сыскавшая покупателя кузня закрыта на висячий замок, а на вырученные деньги женщина перебралась с дочерью и сыном в другое жилище.

Это были съемные комнаты в купецком доме, в одной из которых Клара устроила маленькую мастерскую по починке шляп и одежды. Комната теперь всегда была увешана ремнями, лентами и кусочками материй, на полках свернулись тугими свитками холсты, а на маленьком столике у окна стояли мерные шляпные болванки и помещались лекала для всевозможного раскроя. На каменной ограде, ровно против Клариного окна, с улицы можно было прочесть объявление:
 
«Здесь починяют, чистят, а также и вновь перетягивают материей всякие, дождевые и летние шляпы, а также берут в починку нарядное платье, и еще переставляют пуговицы».
 
Через год, как вычитала Клара в новостных листках, в Эстляндию и Лифляндию стали возвращаться с русского фронта некоторые ополченцы — русское ополчение за ненадобностью распустили… Но люди рассказывали, что многих оставшихся принудили служить в рекрутах против обещания императора. В Эстляндских и Лифляндских провинциях жены, дети и отцы роптали, писали жалобы и прошения, и если бы Клара умела, то и она бы последовала их примеру, но Клара не умела этого, и только часто сокрушалась, что ее бедного мужа удерживают на войне силой. Это было истинной правдой, и любекский кузнец не вылезал с европейских фронтов, коих происходило в преизбытке, но одного Клара не знала — Генрих остался в рекрутах по доброй воле, и там, где другие ненавидели — он благодарил судьбу…

Она ждала его год, другой, но Генрих не возвращался. Жизнь текла неостановимо: дети росли, ходили в воскресную школу, им нужны были теплые постели и еда. Клара дала себе волю, четыре месяца поплакала, и смирилась. Лепта, добываемая Кларой, не была ничтожной, как могло показаться со стороны. Ей хватало на скромную одежду и еду для детей, на всегда горячий очаг и книги для Иды, она даже смогла прикупить в комнаты новых стульев! Соседи уважали ее, и частенько угощали фрау Штольман яблочным штруделем.

Она старалась неустанно поддерживать «дом», радушно принимала на скромных воскресных обедах семью пастора и достойного соседского булочника, герра Блюма. И уже через пять лет смогла выдать свою тихую Иду за пасторского сына.

А в 1816 году, где-то через год после падения Наполеона, тихой солнечной осенью дошли к Кларе от Генриха сразу два истертых письма девятилетней давности: одно из Пруссии, одно из польского Вроцлава. Неловкими каракулями кузнецкой руки были выведены сердечные слова: «жена моя Клара. и дочь моя Ида, и сын мой Польди, я не забыл вас. Я вернус до вас скоро, как смогу. Не ругайте Генриха, не ропщите на бога, и всегда ждите отца. миром живите с соседями, они помогут», и Клара поплакала еще…

Так они и проживали. Польди старался быть хорошим сыном своей гордой матери, и когда подрос, всякое лето нанимался в порт драить трюмы и помогать в разгрузке кораблей. В 1821 году, едва Польди минуло 16 лет, Клара снарядила его в Бремен — попыта<i></i>ть счастья странствующим подмастерьем. Теперь многие мастеровые, былой цвет ремесленничества, ходили по дорогам с ящиками и тележками, набитыми инструментами: они нанимались в деревнях на починку сараев, а в городках — на любую подработку. Вот и Польди Штольман, снабженный молитвами и наставлениями матери, три года странствовал по Голштинии, пока не выучился всему понемногу: и портняжничать, и скорняжить, и подковывать лошадей, а после, заработав немного денег, вернулся в Любек. Они с матерью выкупили в собственность мастерскую и продолжили шить и починять шляпы, перетягивать зонты и править их костяные ручки, и даже изготавливали перчатки.

В 1826 году, когда Польди исполнилось 20 лет, и Клара собралась, наконец, принять честное предложение герра Блюма, внезапно объявился Генрих, которого в семье Штольманов давно почитали погибшим. Он вошел, весь увешанный медалями, опаленный порохом, хромой и незнакомый старик, и обвисшие, совершенно седые усы его странно контрастировали со все еще могучим размахом плеч, и гладкой, продубленной на солнце кожей его лица. Глаза Генриха голубели. Он поставил в угол костыль, произнес: «мир дому нашему, Клара», и Клара, сидевшая над работой, вскрикнула. Польди вышел вперед, встал напротив незнакомца, и осознав, что этот старик его отец, ответил: «твоего дома здесь больше нет». Генрих немного помолчал и поклонился им в ноги. Странно, но их сердца смягчились, и они простили его.

Генрих не привез ничего, кроме своих наград и ран, беглого русского языка, да красно-зеленого мундира Преображенского лейб-гвардии полка, в котором он дослужился до подпоручика. И еще — отчаянной веры в то, что боевое товарищество с полковником лейб-гвардии бароном Константином Антоновичем Шлиппенбахом, которого Генрих вынес из-под огня где-то под французским местечком Краон, обернется для Штольманов дорогою в новую жизнь. Барон наградил его за свое спасение золотою шпагой на черно-желтой перевязи с красивой русской надписью «За храбрость», после чего они обменялись нательными крестами: барон Константин снял свой греко-российский, а Генрих свой лютеранский, и они сделались побратимами.

Скрипуче и тяжко кашляя, Генрих подолгу рассказывал сыну, как воевал на кровавых полях Пруссии и Польши, как стоял на Немане, где видел Наполеона, которого еще нескоро смогли побить союзники… Как сражался в Финляндии против шведов, как отступал из сумасшедшей снежной Москвы в зареве пожарищ, а после — дошел с бароном до Парижа. Что русский царь еще двадцать лет назад раздавал ополченцам Петербурга дворянство — за просто так! От богатства своего! А ему, Генриху, не досталось того… И он продолжил воевать за российскую державу, аккуратно считая растущую выслугу лет, и подавая без проволочек на повышение чина. И в конце концов выслужил Генрих по российской табели 10 класс — вовсе неплохая награда для безвестного немецкого кузнеца!

«О, в России надо лишь дослужиться до правильного класса или, показав беспримерную храбрость, получить Владимирский орден или «Егория», и тогда! — Генрих покачнулся и прикрыл глаза рукой, — тогда!.. В Лифляндии и Эстляндии, говорят, много хорошей земли, и ее теперь даром раздают русским дворянам! Надо лишь дослужить еще чуть-чуть — до пожалования дворянства…». Он устало потер грудь, и Польди протянул ему кружку сахарной воды.

Польди очень внимательно слушал отца. Генрих все бредил новою жизнью, звал Клару и сына в Россию, но Клара однажды уставила руки в боки, упрямо помотала головой и сказала: «нихт». Генрих был не жилец, он все надрывнее кашлял, окропляя рубаху алыми сгустками, а к весне совершенно слег и скоро умер, как и мечтал когда-то — в собственной постели в окружении семьи…

Польди как раз исполнился 21 год. Ранним утром, как и Генрих когда-то, он снарядил походный мешок, погладил ладонью нательный православный крестик на груди, взял отцовскую саблю, расцеловал плачущую мать, и отплыл с любекской пристани в Петербург.

Он нашел барона Шлиппенбаха, который обрадовался, узнав в нем сына побратима, и тут же взял его под свое начало в Преображенский лейб-гвардии полк. Польди стал Платоном для русских товарищей. Он воевал так отчаянно и бесшабашно, что вся его мундирная грудь покрылась наградами, среди которых был и солдатский «Егорий». Через три года он был взят в штаб новоиспеченного командира полка генерал-майора принца Петра Георгиевича Ольденбургского. За участие в подавлении польского восстания принц получил Анну и Владимира, а Польди — еще одного, старшего Георгия, и главное, <b>Высочайшее Благоволение</b> императора, награду, открывавшую перед ним все двери.

Польди прослужил в гвардии восемнадцать лет, когда за выдающиеся фронтовые заслуги ему даровали значительную пенсию, первый офицерский чин, а с ним и личное дворянство. Он послужил еще четыре года, выслужился до 7 класса, и при содействии полюбившего его некогда принца получил в личное владение старую полумызу с двумя деревеньками в Лифляндии.

Польди выиграл новую жизнь.

Он приехал в Лифляндию, куда-то под Дерпт, написал матери сдержанное, горделивое письмо, а через год женился на 17-летней остзейской дворянке, знавшей грамоте и красиво игравшей на фортепиано.

«Венчаются Беата Ульрика София Стендбок и Леопольд Клаус Штольман» — звучало под сводами Дерптской кирхи, и многочисленное семейство Стендбоков утирало умиленные слезы. Старенькая Клара не смогла бы осилить дальнюю дорогу, и не приехала на свадьбу сына, но прислала с письмом свое материнское благословение.

Через год, 20-го сентября 1850-го года у Польди родился сын, Якоб Штольман. Польди на ту пору минуло 45 лет.

***
Ранее утро врывается в раскрытое окно спальни скрипом подъезжающих телег и криками крестьян: это к дубовым дверям высокого овина, выстроенного слева от господского дома, подвозят на просушку снопы. Мать легонько дует Якобу в лоб и он, еще спящий, разнеженный кренделек, трет закрытые глазки тонкими батистовыми рукавами ночной рубашки. Он сладко потягивается в постели — и Ульрика, забывая вздохнуть, замирает над ним в едином для всех матерей, извечном нежном удивленье… Ее удлиненное, остренькое лицо расцветает улыбкой, и она гладит круглый лобик, заостренный плавничок подбородка и выгнутую шейку ребенка, а затем щекотно водит по круглой розовой пятке, торчащей из-под одеяла.

Она сидит на белоснежной — всё оборки и буфы — постели своего единственного сына, здорового яблочно-румяного мальчика трех лет отроду, и — сама наполненная недавним сном, заправляет выбившиеся пряди в тугую прическу, под высокий чепец с кружевами, и потягивается, и улыбается… Ее серые глаза под сенью горячих, почти золотых ресниц, излучают уверенность в завтрашнем дне, свойственную доверчивой юности, ведь жизнь еще не стерла с ее высоких скул рассыпчатые веселые веснушки и нежные скобочки возле губ. И эти знаки явственно проступают на лице Ульрики при любом воспоминании о недавнем задорном девичестве. Она одета в тонкое пикейное платье со множеством кругленьких, похожих на горошины, маленьких пуговок. И Якоб принимается крутить их юркими пальчиками и говорить, говорить взахлеб о том, что приснился ему великан, огромный, как гора, и он убил его золотою саблей, которая висит на стене в отцовском кабинете, и так завораживает мальчика.

Ясеневая кроватка с резным бортиком и кисеёю, пара крутобоких сундуков, длинная скамья вдоль стены, а на низеньком столике — Библия, да еще большое деревянное распятие над изголовьем кроватки с костяною фигуркой Христа, — вот и все убранство этого младенческого мирка, в котором Ульрика чувствует себя счастливейшей в мире матерью. Одно только изображение украшает комнату: большой офорт с гравированным рисунком острых башен и крыш Любека…

У высокого окна, в котором сияет последними звездами предрассветное, зеленовато-голубое небо, висит на медной проволоке клетка. В ней проснулась желтая канарейка, она скачет, и звонко подает голос… Ульрика взглядывает в окно: и видит, как от дома разбегается во всю ширь большой влажный луг, заросший синими люпинами, где лифляндские крестьянки уже принялись накашивать первые стога. Луг опоясывают высокие березы, и Ульрика созерцает, как они, собираясь в стройные ряды, уходят вдаль трепещущей аллей… Аллея ведет в полудикий мызный парк, полный мхов и валежника, и за позволение рубить в нем хворост и драть кору крестьяне отрабатывают в год по пятьдесят пеших дней…

Густой лес окружает мызу со всех сторон. Он наступает, осторожно выплескивается низеньким подлеском: крошечные клены и елки крадутся через покосные луга к дому, и каждый сентябрь здесь вдосталь набираются огромные корзины белых грибов. Иногда из леса выходят любопытные косули и замирают точеными головками, стоя невдалеке…

В центре усадебных угодий плещется рыбное озеро с двумя островками. Озеро наполняется водой от речной плотины, на перекатах которой мостится каменная водяная мельничка.

Хорошо идут дела на мызе Польди Штольмана: охота и рыбная ловля сдаются в аренду деревенским, и они исправно поставляют к барскому столу свежую форель и дичь. В хозяйстве имеется своя кузня, широкая конюшня и каретный сарай, хороший амбар и три кирпичных овина, а также сыроварня и павильон с чудными растениями.

Ульрика слушает пение птиц, оглаживает по маковке дитя, и вспоминает, что уже через два месяца после рождения сына Польди запряг вороного и отвез их в деревню, где в лютеранской кирхе пастор Абель крестил мальчика именем Georg Jacob Stollmann. С тех пор они жили здесь, как в раю.

На крещение к ним приехали погостить родственники Ульрики и несколько военных товарищей Польди, и молодая хозяйка обновила убранство дома. На окнах были развешены новые занавеси; с фортепиано убран чехол, а бронзовые канделябры во всем доме были освобождены из окутывавшей их целый год кисеи. Обитые голубым репсом стулья и кресла сбросили свои коленкоровые накидки, и всюду прислуга прошлась вениками, да метлами. А еще, на всю залу в первом этаже был разостлан огромный ковер, подаренный к свадьбе Штольманов бабушкой Ульрики…

Августовское солнце плеснуло в комнату свои первые лучи, озолотило выбеленные стены и зеленые глазки мальчика… «Вставай, мой кренделек», — говорит Ульрика, и детская болтовня раздается с удвоенной силой, сплетаясь с радостным цвиканьем канарейки, и стрекотом кузнечиков за окном, и тут же к ним присоединяется дрозд, который живет в зарослях дикого винограда, под окнами второго этажа…

Мыза просыпается, и двор наполняется криками горластых петухов, и гоготом выпущенных на волю гусей. Скрипит колодезный ворот, женщины во дворе поют протяжную песню, и облитая светом Ульрика насыпает канарейке семян и наполняет поилку из пузатого кувшина.

Якоб просит попить, но сделав два торопливых глотка, перелезает через бортик кровати и бежит по деревянным половицам к окну. Он с неуловимой ловкостью взбирается на подоконник — мать только ахнуть успела, и упершись крепкими босыми ножками, что есть силы кричит:

— Вернер! Здравствуй! Ты уже вырезал мне свистульку?

Невысокий коренастый старик, с угловатою головою и густыми черными, с проседью, волосами, которые все зовут дикими, отставляет вилы, оборачивается с вершины переполненной телеги, и на весь двор раздается его, похожее на воронье карканье, приветствие:

— Доброго дня, маленький господин! Сделал, как и обещал!

В руке Вернера взблескивает ослепительное солнце, и с маленького стеклышка, зажатого в коричневой ладони, вспархивает солнечный зайчик и перепрыгивает прямо в глаза мальчику. Якоб вскрикивает: «ай-и!», вертится у открытого окна, закрывается манжетой рукава, но старик не дает пощады и совсем слепит мальчишку, и в конце концов беспокойно оберегающая сына мать хватает его за длинную ночную рубаху и стаскивает с подоконника. Зажмурившийся Якоб дрыгает пятками, хохочет во все горло, и не может остановиться! Так Ульрика и несет на вытянутых руках свое хохочущее трехлетнее чудо: на первый этаж, в столовую…

Она сама печет ему свеклу под тмином и накладывает мягкий, еще теплый сыр на белый хлебный брусочек, нацеживает в глиняную кружку молока. Якоб выбегает на двор, едва маменька переодевает его и приглаживает щеткой мягкие длинные вихры. И мир распахивается навстречу огромным ликующим солнцем, встающим над постройками двора, над головами работных людей, над резной зеленью травы и листьев, в которых заливаются дрозды, и над дальними полями мызы.

Ульрика выходит следом за ним на крыльцо. Работницы усадьбы тянутся к ней поздороваться и пожелать хорошего дня:

— Доброго утречка, фрау Штольман!

Вскоре маменька уходит раздавать указания к обеду, и к сбору яблок, и еще следует проследить за стиркой… Мальчик остается на попечении няньки.

***
На ветреном возвышении в торце дома крестьяне наладили первый обмолот. Женщины разложили золотистые снопы вкруг столба, на привязи которого две сильных лошадки тянут волокуши. Работники подхватывают зерна лопатами и провеивают на ветру, собирая в бурт чистые зерна.

Взрослый мальчик водит под уздцы лошадей, и Якоб, выдернув у няньки руку, важно вышагивает рядом. Но ость летит в глаза, и соскучившись, он убегает за дом — под густую таинственную сень, где огромные деревья срастаются ветвями, образуя плотный лиственный шатер. В глубине шатра есть старый, вросший валунами в землю колодец, где, говорят, живет одинокая ведьма Лаума, которая от горя утаскивает у матерей любимых детей… Якоб осторожно заглядывает в сумрак колодца, хотя ему это строго-настрого запрещено! Ухает в него протяжно, и долгое эхо отражается от мшистых зеленых стен… мальчику становится не по себе.

Ведьму в колодце не разглядеть, зато по отвесной стенке из темноты медленно поднялась к Якобу изумрудная лягушка. Она доверчиво повела круглыми глазами и уставилась на него, он замер и стал смотреть на нее, и так они некоторое время изучали друг друга. Мальчик от напряжения еле заметно шевельнулся, и в тот же миг лягушка спружинила и прыгнула высоко вверх! Якоб от неожиданности засмеялся! А подоспевшая запыхавшаяся нянька унесла его от греха к скамье под деревьями.

Тут висят веревочные качели: подвязанная отцом перекладина меж толстых ветвей бука, и Якоб качается до дурноты, а потом свешивается вниз головой и висит так, пристально глядя на перевернутый мир, на плетеную отгородку от скота, на нянькину расшитую красным узором юбку, на тропку, уходящую вглубь тенистого сада…

Потом они спешат к денникам, где нянька долго болтает с конюхом Фридрихом, а мальчик завороженно смотрит, как чистят и запрягают огромных лошадей. Он боится их, ведь они такие огромные! У них ходят бока, и дышат они с фырками, раздувая ноздри, как трубы… Лошади у Польди Штольмана сильные, крепкие как львы, вороные, и спины их лоснятся атласно. Когда их расчесывают, они стоят тихо, только косят на мальчика выпуклыми глазами.

Отец как-то усадил Якоба перед собою в седле, и мать все приговаривала: «Польди, нихт! Ему рано!», а отец усмехался в усы и отвечал покровительственно: «Проедем шагом вокруг дома, не бойся, Ульрика».

Мальчик запомнил это замирание от ходящей ходуном высоты, и ужас, и восторг от поездки в крепких отцовых руках. От отца жутко пахло табаком, и рюмкой яблочной водки, и крепким, трехдневным крестьянским потом — от него всегда так пахло… Сегодня отца не было в конюшне. Якоб вообще видит его редко, в основном по вечерам, когда тот рассчитывает работников…

«Няня, — Якоб дернул болтушку за рукав, — идем к Вернеру!». И они идут с няней по зеленому выпасу, где гуляют красноносые гуси, и они предусмотрительно огибают их по большой кривой: всем известно, как гусаки шипят и дерутся. Зато прямо перед ними встает, покачиваясь на ломких ногах новорожденный теленок, и Якоб радостно гладит его влажный кожистый нос. Корова, как огромная гора, задумчиво жует рядом, но Якоб ее не боится, она пахнет хлевом и молоком, и он звонко целует в нос смешного теленка…

Вернер выстругал ему деревянную саблю, и мальчик до-о-олго сражается с крапивой! Потом бежит к длинному столу, где маменька вместе с помощницами режет пахучие, ароматные яблоки. Ульрика нежно гладит его по щечке, протягивает очищенную дольку, и мимоходом учит счету. Эйнс! цвейнс! дрейнс! — кричит Якоб, и женщины хорошо смеются, отгоняя липкими ладонями надоедливых ос. Невдалеке работники увязывают мешки на продажу — нынче на мызе хороший урожай.

Звон разогретого полудня летит над мызой до легких облачков, а Якоб, присев в траве, наблюдает, как шмели справляют свои будни над золотыми цветками мальв. Якоб играет, пока его не кричат к обеду.

Под ветвями раскидистой березы, за длинным деревянным столом рассаживаются все: и хозяева, и работники. Едят густой картофельный суп, и кнедлики, и свиные, запеченные в тесте ноги, и ушки, и много хлеба, и пива. А потом — ароматные румяные пироги с бузинным чаем. После обеда Якоб, сморившись, засыпает, и мать относит его в спаленку, где тихонько опускает над ним кисейный полог.

Вечером, забежав в дом, Якоб слышит, как в зале бьют тяжелые часы, а мать наигрывает на фортепьяно что-то неуловимо-светлое и задумчивое… Солнце медленно спускается по небу, заполняет вечерним светом нутро дома, и глаза утомленных людей…

После заката, во дворе, отец рассчитывает работников. Он сидит, облокотившись о стол сильными загорелыми руками, рубаха его намокла от пота, и он, ослабив тугой ворот, начинает задумчиво водить пером по исписанной книжице. На столе светит ровным огнем масляная лампа, и вокруг нее вьются искорками мошки. Крестьяне в этой мирной тишине, сняв картузы, стоят и ждут расчета. Якоб же восседает на колене у Вернера, держится за пуговицу Вернерова камзола, и внимательно наблюдает за процессом.

— Благодарим, герр Штольман. Спокойного сна, герр Штольман. — монотонно благодарят мужики, и глаза Якоба слипаются…

Иными вечерами маменька ходит в деревенскую больничку, проведывает бедняков. Тогда она оставляет своего мальчика на Петру, и веселая толстушка Петра приносит ему перед сном тарелочку чищеных вишен, а потом треплет его за ушко, тормошит, целует в макушку, и прижимает к фартучку, от которого сладко пахнет глаженым льном.

Изредка Ульрика берет сына с собой. Как-то Якоб видел, как на гумне кричал молодой работник: его руку затянуло в жернова на обмолоте, и мать всю неделю ходила его проведывать. Парень лежал в избе, слабо улыбался фрау и мальчику, и жена его, и дочери с протестантским смирением благодарили Ульрику за подарки и мази.

Каждое воскресенье к ним наведывается пастор Абель, просветленный после общей молитвы в кирхе. Еще приходит мельник с белокурою востроглазой женой и тремя мальчиками-погодками. Мельниковы мальчики так похожи один на другого, словно хорошая кондитерская наварила свежих эклеров: беленьких, воздушных, с черными изюминками глаз — маленькие копии своей матери. Иногда приезжают соседские мызники или маменькины сестры с детьми из Дерпта, и все они садятся за праздничный щедрый обед. И маменька опять играет на фортепиано, и гости слушают, а Якоб тогда немного проказничает с ребятней.

Перед сном Якоб всегда просит у Бога здравия маменьке, и домашним, и хорошего урожая отцу, а еще — чтобы отвезли его на широкое поле подсолнухов, которое волнуется солнечными головками под бескрайним голубеющим небом. Мама читает ему на ночь из старинной немецкой книжки древние сказания о море у крутых скал, о тевтонских рыцарях и песнях немецких дев, и у Якова счастливо путается в голове: он засыпает, умиротворенный. А назавтра его ждет еще один, полный открытий и веселой беготни день.

Когда Якобу исполнилось четыре, отец разрешил ему сбегать вдоль пруда — по тропинке — до мельницы, в сопровождении охранной собаки. Гордый собой, маленький Штольман отправляется в неблизкое путешествие, и, изведав немало приключений, долго резвится с мальчиками на реке.

Когда же наступает зима, и мороз расцвечивает окна льдистыми цветами и листьями, закутанный в тулупчик Якоб ходит вместе с Верманом удить рыбу в озерной полынье. А к Рождеству его возят на санях в деревню колядовать с деревенской ребятней.

Как-то летом, аккурат перед пятилетием сына, Ульрика позвала сноровистого художника и заказала ему две работы: большой поясной потрет Якоба и точь-в-точь такой же миниатюрный — чтобы носить на груди. Целую неделю Якоба наряжают в красный кафтан, напомаживают непослушные волосы маслом — так, что кудри делаются прилизанными, как у пастора Абеля; и устраивают в кожаном кресле отцовского кабинета, где ему нестерпимо скучно сидеть.

Мальчик разглядывает со скуки львиные лапы на старинном комоде. Разглядывает висящие на стене два блестящих двуствольных ружья, а между ними — золотую саблю Генриха… Он ждет, пока затеплят на камине две свечи, и войдет отец: сядет на оттоманку, покрытую верблюжьим одеялом, и скажет ему несколько ободряющих слов.

Художник работает споро и нестрого, и вскоре уже разрешает мальчику стоять, опершись на подушку, когда он хочет, и Якобу становится веселее. Потрет вышел гладеньким, но мать осталась довольна, и картину торжественно повесили рядом с оружием.

***
Якоб жил на свете уже шестой год, когда тревожные вести о том, что российский император хочет отнять у остзейских дворян власть и волю, заполнили их дом… Отец ездил в Дерпт на заседания ландтагов, где мызники Лифляндии, большие и малые, взволнованно спорили и решали между собой, как сделать так, чтобы и русскому царю угодить, и не позволить балтским крестьянам заиметь паспорта и плюнуть на многовековую барщину. Дворяне сопротивлялись, но крестьянские бунты и недовольство делали свое дело. Царь уже покусился на дворянское право телесных наказаний, а теперь хочет отнять последнюю силу?

Польди приезжал домой мрачный, полный сварливого гнева. Он выпивал по вечерам больше обычного, и Ульрика с сыном старались не попадаться ему на глаза… Он теперь все время боялся. На войне не боялся Польди, а нынче страх обваривал его душу, как кипящая смола. Он боялся, что время и чужая власть опять сомнет семейство Штольманов, как слабую ветку, и им придется бедовать… Что, если остзейских дворян лишат последнего? Как он это переживет? Он уже терял всё, и мочи терять снова у него почти не осталось… Мыза, доставшаяся ему такой болью и кровью, его мыза, на которой они так счастливо жили эти годы, стала приносить меньше дохода, и Польди горевал… Но он помнил, что один выход всегда есть.

Жизнь научила Польди Штольмана простой мудрости: разорившегося немца всегда выручает война. Войн в Европе веками водилось в избытке.

А еще жизнь вот этому скверному страху научила Польди: всё, что есть у него, может рухнуть в одночасье. И сын его останется ни с чем, и род Штольманов не выживет… Стало быть, надо снова быть готовым ко всему, решил 50-летний Польди, и пора научить этому сына: Якоб должен стать солдатом, хорошим солдатом!...

В эту пору в заполненный тревогой мызный дом приехал погостить к Польди давний его товарищ по Польской кампании, штабс-капитан Новицкий — такой же продубленный порохом, и сильный, как Штольман, но нрава совсем другого: громкого, бесшабашного. Якоб подслушал, как старые вояки вспоминали былые деньки, хмелея от имбирного пива, как дымили трубками и пели шальные песни. А когда капитан все же заметил его, подглядывающего из-за двери, и поманил, хохоча белыми как, чеснок зубами, то Якоб подбежал к нему без боязни, взобрался на колени, и дернул капитана за ус. Тот развеселился еще больше, и позволил Якобу поиграть с оружием.

И гость был веселый, и отец чуть размягчел, но маменька почему-то все больше таилась, и бродила по дому с красными глазами. Однажды Якоб услышал, как Ульрика, заламывая тонкие руки, умоляющим голосом говоила:

— Польди, но может быть, отдадим его в Дерптскую гимназию? Выучится, станет профессором…

— Никакой гимназии, только корпус. — отрезал Польди, — он должен быть солдатом, тогда не пропадет.

И мать зарыдала, горько, безутешно.

Вскоре Новицкий уехал, увезя с собой в Петербург письмо, которому надлежало перевернуть судьбу маленького Якоба Штольмана. Письмо было адресовано барону Шлиппебаху, недавно еще служившему директором Первого кадетского корпуса, а ныне — исполняющему обязанности инспектора военно-учебных заведений империи.

Через месяц от барона пришел ответ, что он, конечно же, помнит бесстрашных Штольманов, а особенно немецкого своего брата Генриха! И охотно поможет с устройством младшего Штольмана в кадетский корпус.
   
…Ты только держи меня крепче, не отпускай, мама. Если я не почувствую жара твоей руки, то потеряюсь навсегда. Спрячь меня, мама, спрячь от войны и чужих людей, от огня и дыма. От горькой правды и тоски — спрячь. Укрой меня, мама, покрывалом своих волос, не отдавай злой ведьме Лауме. Не отдавай меня в солдаты, мама!...
   
Рыдающая мать обнимает Якоба в последней тоске, прижимает к синему шерстяному платью, к золотым своим ресницам, и побледневшим веснушкам, но не может изменить ничью судьбу… Неумолимый, строгий отец отрывает от нее сына, вскидывает на плечо, и несет бунтующего мальчика в сани, которые помчат их сначала в Дерпт, а потом в огромный порт, где они сядут на корабль и отправятся в холодный, чужой Петербург.

Маменька умерла от тоски и горя уже через год, и Якоб больше никогда не видел ее…

***
В марте 1874 года в гудевший работой кабинет на Офицерской, к столу 24-летнего чиновника столичного Сыска, коллежскому асессору Якову Платоновичу Штольману, тиская в руках хорошую шапку, робко подошел согнутый годами и горем старик. Он был сморщен, почти лыс, и только усы его, густые, белоснежные, да голубеющие в коричневых складках кожи глаза выдавали былую стать. Яков поднял голову от бумаг, враз оледеневшим сердцем узнал в просителе отца, и не смог произнести ни слова…

— Умоляю. — дрожащим голосом, по-немецки выплакал Польди. — Умоляю, помоги Курту!

— Здравствуй, отец, — дрожащим голосом выговорил Яков.

— Мой мальчик… — прошептал Польди.

Боль была огромной, огромнее Якова, она не помещалась в груди, распирала ребра так, что дышать почти не получалось. Он скрутил эту ноющую в груди струну, встал из-за стола, подался к Штольману-старшему, потянулся — обнять…

— Мой мальчик… он страдает… Я умоляю тебя, Якоб, помоги ему!

Якоб отпрянул, и закусил руку, до боли, до слез. Чуть справившись с собой, он спросил:

— Что случилось, отец?

И Польди рассказал: Курт Генрих Штольман, шестнадцатилетний кокаинист, единственная любовь и отрада Польди Штольмана, доставшаяся ему от второго, маетного, полного страсти и горя брака с русской актрисой, которая бросила мужа и сына, и сбежала с любовником в Италию, пропал.

Польди, давным-давно продавший мызу и осевший в Петербурге, успевший послужить в Военном департаменте интендантом и теперь доживающий свой век на Васильевском мирном острове, не знал, куда и броситься на поиски. Все знакомые сочувствовали его беде, но разводили руками. Куда ходит Курт, где прожигает небольшие отцовские деньги, Польди не знал…

Яков принял официально оформленное прошение Штольмана-старшего. Смиряя сердце, он предпринял все, что мог и умел, и через три недели нашел Курта, бледного, синюшного мальчика в каком-то тихом притоне в Галерной гавани, где блиннолицые китайцы варили опий, а в коконах затхлых одежд лежали по лавкам бледные тени невменяемых людей. Он крепко встряхнул мальчугана, но голова Курта бессильно обмякла. Пришлось взвалить его на плечо, и вынести на свет Божий, на воздух, под мартовское столичное небо.

При свете дня Яков рассмотрел брата, и с ревнивым горьким чувством узнал и характерный штольманов подбородок, и высокие скулы, которые не сумела скрыть многодневная, мягкая, как у ягненка, щетина…

Мальчишка был плох. Яков намеревался определить его в лечебницу, но сначала все же повез к отцу. Где-то в глубине острова, в заросших деревьями тихих двориках он разыскал домик Польди, и постучал в дверь.

Едва увидев Курта, завернутый в шаль старик заохал, запричитал и сделался совершенно помешанным. Яков испугался за его рассудок, но стоять на пороге было негоже, он тяжело вздохнул, взвалил брата на плечо и перенес его в залу, на софу. Курт застонал, и старик бросился накрывать сына одеялом.

— Отец, Курта следует срочно определить в лечебницу. Он может не пережить весны, — сказал Яков и сморщился от спертого воздуха жилища.

— Что?! Какая лечебница, Якоб. Ты сумасшедший? Мальчик останется дома, здесь, со мной. — проговорил дребезжащим голосом Польди.

— Отец, я сейчас его заберу… — с мягкой настойчивостью повторил Яков.

-Нет! — взвизгнул тоненьким фальцетом Польди и пошел грудью на Якова. — Не позволю забрать его у меня!

Яков молча смотрел на него, и Польди вдруг осекся, оборотился к софе, зарыдал, сотрясаясь всем телом, и сквозь рыдания Яков услышал:

— Вот бу-уэет-у тебя с-с-в-вой-сы-ын-н. Т-тогда… п-пой-мешь м-меня.

У Якова натянулась на фамильных скулах кожа, и — словно бы зазмеилась горячими трещинами. Стало так нестерпимо больно.
   
Маменька и ее протянутые руки,
золотая сабля отца, которая так нравилась маленькому Якобу…

 
— Прощайте, герр Штольман. — негромко бросил он в согбенную спину Польди, вышел в переднюю, и следом — толкнув дверь — под мартовское небо Петербурга.
   
https://forumstatic.ru/files/0012/57/91/24102.png
   
Содержание

+2

2

У Заболотского Петра Ефимовича, крепкого русского художника из мещан, писавшего русские типы, и дослужившегося до звания академика Императорской Академии художеств, я однажды увидела прелестный "Портрет мальчика в красном".

Знакомым, улыбчивым взглядом зеленоватых глаз, с чуть уловимой мягкой иронией смотрел на меня из 19 века маленький Штольман ! 😇 Это выражение глаз нельзя перепутать или забыть — он узнаваем. И пусть портреты художника страдают гладкописью и некоторой условностью черт, все же в этом мальчике мне так ясно видится пятилений Якоб — маменькин баловень, живший свою счастливую жизнь на мызе Лифляндии...
https://i.imgur.com/jMdCVtKm.jpg

+2

3

Мыза (эст. - mõis, фин. - moisio, латыш. – muiža) — это отдельно стоящее поместье с обширным хозяйством и прикрепленными к нему деревнями.
~~~~ ~~~~ ~~~~ ~~~~ ~~~~ ~~~~ ~~~~

Основой мызы обычно был двух-трехэтажный господский дом с балконом и мансардой 🏡. На территории мызы располагались: амбары, дом управляющего, каретный сарай… При мызе обязательно имелся сад, парк с прудом.

Площадь мызы могла достигать до 390 кв. км (площадь острова Мальта, к примеру 😊). Управляющий мызы именовался мызником, в его ведении находились конюх, ключник, огородник, садовник и тд. Мызы были окружены лесами и полями, покосными лугами. За барщину местные балтийские крестьяне обрабатывали земли, и занимались охотой и рыбной ловлей.

~~~~ ~~~~ ~~~~ ~~~~ ~~~~ ~~~~ ~~~~
Существовали ● Рыцарские Мызы, ● Мызы государственные, и так называемые ● Полумызы (отделённые от основных усадеб маленькие хозяйства).
~~~~ ~~~~ ~~~~ ~~~~ ~~~~ ~~~~ ~~~~

🕍 На протяжении многих веков только дворянство имело право приобретать ● Рыцарские мызы ● (это правило стало размываться лишь со второй четверти XIX в.). Сохраняя мызу на протяжении многих лет в руках одного дворянского семейства, владельцы крупных мыз в середине XVIII века создали так называемые родовые владения.

⛪ Другой тип Рыцарской мызы, ● государственная мыза ●, которая была передаваема в пользование лицу благородного происхождения, имевшему дворянство, и получившему права, связанные с рыцарской мызой, но не являвшемуся её собственником (обычная аренда).

🏡 Рыцарская мыза могла иметь экономически самостоятельные, расположенные в удалении от главного имения хозяйства: побочные мызы и скотоводческие мызы. И они назывались ● Полумызами ●.

Полумызы были самостоятельны в сельскохозяйственном отношении, но небольшой площади, и у них отсутствовали права Рыцарской мызы.

Именно таку мызу, по моему представлению, и получил во владение отец Якова — Польди Штольман 🙂.

~~~~ ~~~~ ~~~~ ~~~~ ~~~~ ~~~~ ~~~~
Мызы встречались в Пруссии, Прибалтике, Петербурге и Петербургском округе, и исчислялись сотнями хозяйств. Сегодня большая часть из них исчезла, но есть те, которые взяты на баланс лесничеств, или города, и в них устроены дома отдыха.

Самые известные и крупные мызы Петербурга:
● Сарская Мыза, ставшая позже Царским Селом (ныне город Пушкин).
● Ропшинская мыза, Ропша.
● Гатчинская мыза, Гатчина, где большую часть своего царствования провел Александр III с семьей.
● мыза Стрелина.

На фото:

● Мыза Саусти, Эстония
https://i.imgur.com/pyTUJ6am.jpg

● Мыза Лайтсе, Эстония
https://i.imgur.com/6iFv2Kkm.jpg

● Мыза Вазалем, Эстония
https://i.imgur.com/vIaLdYgm.jpg

+1

4

Елена, не в обиду, но вот эта глава для меня совершенно вываливается из композиции. Не вижу связи с предыдущими. Чем был вызван этот флэшбэк? И почему именно сейчас, в этот момент жизни?

+2

5

Странно!  У меня тоже некоторое чувство.  Вернее НЕ чувство.  Я не почувствовала никаких эмоций прочитав эту главу. Может потом придут ощущения , но пока, как что-то постороннее. Пожалуйста, не обижайтесь.  Скорее всего я ее не поняла.

+1

6

Мне кажется, эта глава вызвана мечтами Якова из предыдущих глав. Она отчасти объясняет почему Затонск действует на него успокаивающе, о чем он мечтает, думая о своём доме и семье, и почему убеждён, что для него это невозможно и у него не получится. Может быть у Елены на этот счёт другие мысли и дальнейшее повествование иначе все объяснит. Вот только, мне, с одной стороны, очень жалко Якова, которого все постоянно предают, а с другой, немного непонятно откуда в нем рыцарство и благородство при таких отце и деде?

+1

7

Алиса написал(а):

Мне кажется, эта глава вызвана мечтами Якова из предыдущих глав. Она отчасти объясняет почему Затонск действует на него успокаивающе, о чем он мечтает, думая о своём доме и семье, и почему убеждён, что для него это невозможно и у него не получится.

ППКС 8-)

Алиса написал(а):

Вот только, мне, с одной стороны, очень жалко Якова, которого все постоянно предают, а с другой, немного непонятно откуда в нем рыцарство и благородство при таких отце и деде?

Думаю, тут яркий пример того, когда ребенок вырастает сильной и самостоятельной личностью "не благодаря, а вопреки". Такое ведь нередко случается. Мне кажется, в прошлые века, до эпохи детоцентризма это было еще более распространено.
Возможно, я не права, но мне кажется, что во времена, когда было немодно растравлять детские травмы, их куда чаще перерастали и забывали, особенно личности изначально цельные и сильные. Эпоха не приветствовала излишнее самокопание. И уж тем более не искали оправданий каким-то дурным чертам характера в "несчастном детстве", что сейчас происходит повсеместно.
Маленького Якова жалко очень. И разумеется, то был психологический надлом - но его при этом никто не растравлял внешне. С точки зрения общества всё было в рамках нормы. Никто не ужасался, что ребенка шести лет оторвали от матери и послали в учебное заведение. Наверняка он не один был там такой. Возможно, наоборот, это оказалось и к лучшему, что Яков вырос без отцовского влияния.
В прошлых главах много сказано про то, какое значение для него имел Путилин. Ведь он повстречал его по сути, еще мальчишкой.

Прошу прощения у автора за оффтоп, но у нас в РЗВ просто есть свой герой с похожим путём - Вася Смирной. Выросший с суровой матерью и безвольным отцом пьяницей. Вот, казалось, что хорошего могло вырасти? А вот поди ж ты)) Не всё зависит от отцов и дедов.

+6

8

Девушки, тут получилось большое обсуждение. Постараюсь ответить здесь на все вопросы вместе:
1. Никаких обид! Обратная связь меня очень интересует, поэтому спасибо всем, кто высказался!
2. Сама ощущаю, что глава получилась несколько инородной, прежде всего по стилю изложения. Дело в том, что для погружения в жизнь немецкой семьи пришлось полностью прочесть "Островитян" Лескова, да еще кое-что, это сильно повлияло на подход, на форму изложения. Сколько раз зарекалась читать большие чужие тексты в момент писания -- сильно сбивает камертон )
3. Для чего этот флешбек? Он был задуман давно, я действую по планнингу (внутренняя связь с событиями сериала, след. серии посвящены отцу Анны, стало быть, пора дать материал и об отце Якова. Это внутрення композиция, не видная глазу читателя, но она у меня есть). Главу следовало бы сильнее связать с текущим изложением, однако она и так огромна - 30000 знаков, и наверчивать еще связок не было ни сил, ни времени... А связки все же нужны, ведь здесь совершенно смещен фокус - рассказ идет как бы со стороны, без вовлечения мыслей и чувств сегодняшнего Якова -- теперь видно, что это ошибочный ход. Главу нужно будет переписать.
4. Алиса точно подметила, что здесь должна быть параллель с мечтами Якова о своем гнезде, своем доме.
5. Как вышел такой характер? Но ведь черты несгибаемого мужества, решительности его предкам присущи на все сто, причем и женщинам, и мужчинам. Другое дело, что они действовали, как умели, Генрих пытался заработать статус и денег на фронтах, но не забывал семью и вернулся к ним. Так он понимал верность. Это тоже верность, только понятая своеобразно. О Польди вынесу из фикбука:

"К сожалению, Польди был не такой, как Генрих. Его слишком надломила нужда и уязвимость их с матерью. Он страстно желал вырваться в другой класс общества, причем навсегда. И ему вроде удалось. Но человек полагает, а судьба располагает по-своему... Когда грянули трудности у остзейских феодалов, он от навсегда засевшего в нем страха вбросил сына в единственное, во что верил: в военную карьеру. Он не был жесток от природы, но поступок его жестокий из-за семейной травмы... Но главное -- он не любил Якова. И мать его -- тоже не любил, женился по приятному расчету. Яков в детстве видел отца редко, общались они мало. Яков потому и тянулся к Вернеру, который охотно с ним возился. А когда умерла Ульрика, отец с головой окунулся в еще одну новую жизнь. И вторую жену уже любил, а сына Курта, вообще, -- болезненно. "

6. Яков никак не мог иначе оказаться в кадетском корпусе, как быть оторванным от матери и от семьи. Если брать за аксиому, что он там воспитывался (а в таких заведениях воспитывалось до половины, если не больше, всех дворянских мальчиков), то другого варианта, кроме разрыва в детстве с семьей, не было...
7. Все это мне, как автору, необходимо было объяснить читателю в главе, но я слишком увлеклась материалом, как таковым ) Будем считать, что это сырая заготовка будущей главы )
8. Пока планирую двигаться дальше, не застревать здесь. Но ее я переработаю.
Всем спасибо!

+2

9

Алиса написал(а):

Вот только, мне, с одной стороны, очень жалко Якова, которого все постоянно предают, а с другой, немного непонятно откуда в нем рыцарство и благородство при таких отце и деде?

>немного непонятно откуда в нем рыцарство и благородство при таких отце и деде?
От воспитания норм военного рыцарства в кадетском корпусе, и от Путилина ? :) Будут ведь еще главы о формировании его характера.

Если говорить именно о моей главе, то в ней предал его только отец... (который считал, что вот так он заботится о сыне). И эта драма мною узналась из просмотра 1 сезона: ни семьи, ни воспоминаний о маме или отце, ничего о корнях Штольмана не было рассказано, даже намека. Сразу сложилось ощущение, что он вынужденный сирота. Военная выправка и решительность дали ощущение, что он учился в военных заведениях -- такое не выколотить за всю жизнь ) Но как-то он попал в сыщики? Так появился Путилин, который его и переманил ) Об этом еще будет рассказ.

+1

10

SOlga написал(а):

Думаю, тут яркий пример того, когда ребенок вырастает сильной и самостоятельной личностью "не благодаря, а вопреки". Такое ведь нередко случается. Мне кажется, в прошлые века, до эпохи детоцентризма это было еще более распространено.
...
С точки зрения общества всё было в рамках нормы. Никто не ужасался, что ребенка шести лет оторвали от матери и послали в учебное заведение. Наверняка он не один был там такой. Возможно, наоборот, это оказалось и к лучшему, что Яков вырос без отцовского влияния.
...
Прошу прощения у автора за оффтоп, но у нас в РЗВ просто есть свой герой с похожим путём - Вася Смирной. Выросший с суровой матерью и безвольным отцом пьяницей. Вот, казалось, что хорошего могло вырасти? А вот поди ж ты)) Не всё зависит от отцов и дедов.

ППКС, конечно, не всё! Совсем может не зависеть, в жизни полно таких примеров. Про ту эпоху Вы все верно сказали, Ольга, тогда натуры были цельные, не занимавшиеся отслеживанием детских травм, это мы тут связи выстраиваем ) К тому, же его очень любила мать, нежная и уютная, она его успела достаточно сформировать, и он навсегда сохранил рыцарский пиетет к женщине. А мужские гены силы и мужества довершили остальное.

Детей в кадеты отдавали с 5-7 лет, это было исторической нормой, и в корпусе он был не один такой, конечно. Хорошо, если везло с наставниками, они заменяли детям родителей, а если нет?... Так и получалось, что мальчиков "предавали". Это из сегодня так видится, а тогда -- не предавали, а устраивали их жизнь и карьеру.

У меня частично Яков уже вспоминал в главе "В Затонск":

"...Звезда вечного сиротства, под которой он родился, прибрала его еще с младенчества - он уверовал в это. С той самой ночи, как отец вырвал Якова, перепуганного пятилетнего совенка, из горячих дрожащих рук маменьки, сиротская звезда заполучила его тело и душу.

Отец привез его в мрачное здание бывших казарм, подавленного и опухшего от слез, сдал на руки дядьке Кузьмичу, и более ни разу не приехал. Так исчез домашний баловень Якоб и на свет появился незнакомый ему кадет Штольман пяти лет от роду, в форменной курточке и фуражке с красным околышем, который издалека отразился в зеркале приемной залы. И кадет Штольман не смог разглядеть свое лицо меж других бледных лиц с одинаковыми чернильными глазами, полными ужаса и тоски.  Первое построение и речь директора о присяге и дисциплине он не запомнил…"

+2

11

марина259 написал(а):

Я не почувствовала никаких эмоций прочитав эту главу.

Если глава выбивается диссонансом, то глаз вообще может отказываться воспринимать текст, я вас понимаю, это нормально. Но все же хочется спросить, неужели даже кусочки не легли на средце ? ) И даже жизнь на мызе и воркование с маменькой не затронули ? :)

0

12

Елена Лунна написал(а):

Если глава выбивается диссонансом, то глаз вообще может отказываться воспринимать текст, я вас понимаю, это нормально. Но все же хочется спросить, неужели даже кусочки не легли на средце ? ) И даже жизнь на мызе и воркование с маменькой не затронули ?

Мне жизнь и маменька понравились больше всего. А вот папенька мутный какой-то. Если он так стремился обеспечить своих наследников за счёт службы, то почему сослал старшего и больше вообще не интересовался его судьбой? Яков же как раз наследник и есть, как ни крути. И почему из младшего такого ушлёпка вырастил? Тем более надо было его в кадеты, раз семья разорилась. в общем, что-то тут логика от меня лично ускользает. А главное, что мешает -  я не могу понять, что делает эта глава вот именно в этом месте - после Сметня. Вот вывалилась она у меня - и всё тут.

0

13

Atenae написал(а):

А главное, что мешает -  я не могу понять, что делает эта глава вот именно в этом месте - после Сметня. Вот вывалилась она у меня - и всё тут.

В принципе, можно вообще пока ее убрать из списка глав, вероятно, ее место в другом моменте времени (я даже подозреваю, что уже после Сатисфакции). Что скажете, коллеги, убрать, пока не переписано?

0

14

Елена Лунна написал(а):

В принципе, можно вообще пока ее убрать из списка глав, вероятно, ее место в другом моменте времени (я даже подозреваю, что уже после Сатисфакции). Что скажете, коллеги, убрать, пока не переписано?

Думаю, Вам виднее. Мы же не знаем Ваших замыслов. Если она где-то будет более увязана с происходящим, потом можно будет передвинуть её туда. Но, как я понимаю, эта глава ещё не написана? Потому не торопитесь убирать. Перемонтировать готовый текст всегда можно будет. Это не сложно.

+1

15

Atenae написал(а):

Думаю, Вам виднее. Мы же не знаем Ваших замыслов. Если она где-то будет более увязана с происходящим, потом можно будет передвинуть её туда. Но, как я понимаю, эта глава ещё не написана? Потому не торопитесь убирать. Перемонтировать готовый текст всегда можно будет. Это не сложно.

Ну да, пока еще пишутся следующие главы. Ладно, там видно будет, тут похоже мыслить нужно блоком.

+1

16

Елена Лунна написал(а):

>

От воспитания норм военного рыцарства в кадетском корпусе, и от Путилина ?  Будут ведь еще главы о формировании его характера.

Если говорить именно о моей главе, то в ней предал его только отец... (который считал, что вот так он заботится о сыне). И эта драма мною узналась из просмотра 1 сезона: ни семьи, ни воспоминаний о маме или отце, ничего о корнях Штольмана не было рассказано, даже намека. Сразу сложилось ощущение, что он вынужденный сирота. Военная выправка и решительность дали ощущение, что он учился в военных заведениях -- такое не выколотить за всю жизнь ) Но как-то он попал в сыщики? Так появился Путилин, который его и переманил ) Об этом еще будет рассказ.

Под предательством я имела ввиду не отправку в корпус, а слова отца «вот когда у тебя будет свой сын...». Вот это было, по-моему, самое большое предательство в уже вполне взрослом возрасте. И оно становится в один ряд с Аделью и Ниной. Получается, что все, кому Штольман хоть немного открывается, его предают. Кроме Путилина, о влиянии которого я тоже подумала. Но несмотря на окружавшие его жёсткость и цинизм, в нем живет понятие настоящей верности и любви. И вот это меня по хорошему удивляет. Но я согласна, не все зависит от отцов и дедов, и мне нравится ваша интерпретация - вся предистория очень хорошо ложится на отношения Штольмана с АВ и обьясняет многие его поступки.

Отредактировано Алиса (24.01.2021 00:24)

+1

17

Вот я тоже разглядела в Штольмане сиротство. Причём, очень раннее, иначе бы он умел хоть как-то выражать свои чувства. И кадетский корпус там за выправкой прямо читается.
Елена, а если не секрет, Вы по профессии кто?

+2

18

Atenae написал(а):

Елена, а если не секрет, Вы по профессии кто?

Одной профессии на всю жизнь у меня не случилось. Университет, высшая математика -- образование, а потом десять лет специалист по допечатной подготовке в полноцвете, а когда "промышленная революция" похерила эту цветущую отрасль и все ушло в интернет, работала в разных местах: и в газете, и в церкви, и тьютором при аутисте. А последние годы с регулярностью фрилансю написанием статей ) и думаю, могла бы сдать необходимый минимум на психолога, много знаний накопила в этой области.

0

19

Алиса написал(а):

Под предательством я имела ввиду не отправку в корпус, а слова отца «вот когда у тебя будет свой сын...». Вот это было, по-моему, самое большое предательство в уже вполне взрослом возрасте. И оно становится в один ряд с Аделью и Ниной. Получается, что все, кому Штольман хоть немного открывается, его предают. Кроме Путилина, о влиянии которого я тоже подумала. Но несмотря на окружавшие его жёсткость и цинизм, в нем живет понятие настоящей верности и любви. И вот это меня по хорошему удивляет. Но я согласна, не все зависит от отцов и дедов, и мне нравится ваша интерпретация - вся предистория очень хорошо ложится на отношения Штольмана с АВ и обьясняет многие его поступки.

Отредактировано Алиса (Сегодня 01:24)

>Под предательством я имела ввиду не отправку в корпус, а слова отца «вот когда у тебя будет свой сын...». Вот это было, по-моему, самое большое предательство в уже вполне взрослом возрасте.
Это точно, только началось это предательство гораздо раньше, мы видим в конце этой главы лишь следствие. Отец бросил Якова в корпус и не приехал к нему ни разу. А потом вообще завел новую семью. Но он сделал все, чтобы его туда устроить -- напряг свои лучшие связи и определил Якова на военное поприще, то есть позаботился о его будущем, как мог. А чувства детей кого тогда волновали?
Еще раз хотелось бы вспомнить о том, что подобное отношение к детям тогда было нормой. И таких брошенных на воспитателей отпрысков было множество: и среди обедневших дворян, и даже среди монарших фамилий. Многим из сегодня трудно представить, но маленький Николай I и его братья были брошены матерью на жестокого воспитателя, который их бил о стену до потери сознания, лишал еды, и никого это не заботило, он сам писал это в своих дневниках. И таких историй масса. Жизнь людей прошлой формации очень отличались от нашей -- социальные нормы были другими, жестокими по нашему понятию, а тогда - привычными.

Вы равняете потерю интереса к Якову Адели с поведением Нины?... Да что вы. Адель не причинила Якову никакой большой боли и не отравила так, как Нина, их нельзя ставить на одну доску, по моему убеждению. Им обоим сразу было понятно, что это ненадолго, они из разных социальных страт, хотя и из одного класса. Это было легкое волнующее увлечение, где девушка сама проявила инициативу, сама и прекратила все, а Яков был пассивной принимающей стороной. Нина дала Якову дом и довольно долгие отношения, из которых он выпутывался еще очень долго -- это совсем иная история, кмк.

+2

20

Елена Лунна написал(а):

Одной профессии на всю жизнь у меня не случилось. Университет, высшая математика -- образование, а потом десять лет специалист по допечатной подготовке в полноцвете, а когда "промышленная революция" похерила эту цветущую отрасль и все ушло в интернет, работала в разных местах: и в газете, и в церкви, и тьютором при аутисте. А последние годы с регулярностью фрилансю написанием статей ) и думаю, могла бы сдать необходимый минимум на психолога, много знаний накопила в этой области.

Так я и думала, что Вы с психологией хорошо знакомы. Это не только стихийное мастерство писателя и знание жизни, но и профессиональные знания.

+2

21

Елена Лунна написал(а):

>
Вы равняете потерю интереса к Якову Адели с поведением Нины?... Да что вы. Адель не причинила Якову никакой большой боли и не отравила так, как Нина, их нельзя ставить на одну доску, по моему убеждению. Им обоим сразу было понятно, что это ненадолго, они из разных социальных страт, хотя и из одного класса. Это было легкое волнующее увлечение, где девушка сама проявила инициативу, сама и прекратила все, а Яков был пассивной принимающей стороной. Нина дала Якову дом и довольно долгие отношения, из которых он выпутывался еще очень долго -- это совсем иная история, кмк.

Нет, конечно, не равняю. Конечно, отношения с Аделью были более легкие, и разрыв не сравнить с той болью, которую причинила ему Нина. Но, насколько я поняла, это был первый роман Штольмана и он тоже не был основан на глубоком чувстве. Я это поняла, как рассказ о первой влюбленности и первом разочаровании Якова, ещё одной черточкой в объяснении, почему он такой и почему ему так сложно поверить Анне, ведь в его жизни практически не было настоящей любви и верности. Но эти чувства, тем не менее, в нем живут. И это хорошоооо!

Может быть я неправильно поняла про Адель, и эти отношения не оставили такого следа.

+2

22

Алиса написал(а):

Нет, конечно, не равняю. Конечно, отношения с Аделью были более легкие, и разрыв не сравнить с той болью, которую причинила ему Нина. Но, насколько я поняла, это был первый роман Штольмана и он тоже не был основан на глубоком чувстве. Я это поняла, как рассказ о первой влюбленности и первом разочаровании Якова, ещё одной черточкой в объяснении, почему он такой и почему ему так сложно поверить Анне, ведь в его жизни практически не было настоящей любви и верности. Но эти чувства, тем не менее, в нем живут. И это хорошоооо!

Ваша интерпретация полностью совпадает с моим видением! :) Просто я вас неверно поняла раньше.
Да, очень хорошо! Что Яков способен на глубокую привязанность, и вообще сформировался человеком чести. У него были в жизни и другие привязанности, его дружеские близкие связи я еще прослежу в некоторых ближайших главах.
Спасибо вам, Алиса, за  благосклонное внимание к моему тексту!

+1

23

Здравствуйте, Елена. Прошу прощения, можно ли узнать, когда вы намерены напечатать продолжение своего произведения. Очень хочется что то ваше почитать.  Ваш роман настолько интересен.  Очень нравится ваше видение судьбы главного героя. Жду продолжения. Спасибо.

0

24

Лиля Сав написал(а):

Здравствуйте, Елена. Прошу прощения, можно ли узнать, когда вы намерены напечатать продолжение своего произведения. Очень хочется что то ваше почитать.  Ваш роман настолько интересен.  Очень нравится ваше видение судьбы главного героя. Жду продолжения. Спасибо.

Добрый день, Лиля! Завтра начинаю плотно работать над большим блоком глав, который продумала перед отпуском. И по мере написания буду выкладывать... ну, надеюсь, раз в неделю получится свежая глава. Поэтому ожидайте главы по новелле "Сатисфакция", а затем нырнем в прошлое Якова, в его жизнь в кадетском корпусе. Спасибо за интерес к моей работе )

+2

25

Елена Лунна написал(а):

Добрый день, Лиля! Завтра начинаю плотно работать над большим блоком глав, который продумала перед отпуском. И по мере написания буду выкладывать... ну, надеюсь, раз в неделю получится свежая глава. Поэтому ожидайте главы по новелле "Сатисфакция", а затем нырнем в прошлое Якова, в его жизнь в кадетском корпусе. Спасибо за интерес к моей работе )

Спасибо Вам за ответ. Ваши работы настолько хороши, что западают в душу.  Читаем вместе с семилетней моей внучкой. Ей тоже очень нравится. Ждем с нетерпением. Здоровья Вам и вдохновения.

0

26

Лиля Сав написал(а):

Спасибо Вам за ответ. Ваши работы настолько хороши, что западают в душу.  Читаем вместе с семилетней моей внучкой. Ей тоже очень нравится. Ждем с нетерпением. Здоровья Вам и вдохновения.

Спасибо, Лиля! Мне очень приятно.

0

27

Елена Лунна, у нас в параллельной теме был вопрос Марии Валерьевны, почему отцы XIX века были так черствы с детьми. Вот и ответ в Вашей главе. Если жизнь так хрумкает твоими нервами с малолетства, то - "получите, распишитесь".
[indent]

Отредактировано Старый дипломат (09.03.2021 01:38)

0

28

Старый дипломат"], о да, жизнь 19 и половины 20 века была суровей в разы, нам и не знакомы эти сломы... Войны не переводились, людей пермалывало, как зерна в муку. Не то, что не до детей отцам было, не до жен даже. Не принято было ни чувства друг другу показывать, ни уделять этому внимание. И мальчики всех империй с малолетства выращивались, как маленькие солдаты. Понятно, что вырастая, они получались черствыми, и продолжали тот же цикл...

Само понятие детства появилось лишь после Второй мировой войны. Тогда только детей рассмотрели - автономных существ с душой и чувствами... Взрослый мир начал учиться их уважать. А до того о них бытовало представление, как о маленьких, неуклюжих, недоделанных людях, и спрос с них был не детский.

+1

29

Елена, огромное спасибо, за доставленное удовольствие! Особенно за бытовые подробности. Просто прелесть! Хотелось бы продолжения;) Можно на это рассчитывать?

0

30

Мышка Норушка, спасибо за ваш теплый читательский привет ) автору приятно.
Конечно, продолжение будет, сейчас у меня перерыв до середины июня примерно, после - снова появятся главы романа и главы из Досье Штольмана по расследованиям в Петербурге. Кстати, если у вас есть выход в VK, то здесь можно посмотреть иллюстрации и исторические справки по всем написанным главам: https://vk.com/pochva_i_sudba

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » Штольман. Почва и судьба » Глава 16а. Отец