За помощь и консультации благодарю Афину и Робин Гуда
Постыдные связи
«Пора, пора раз и навсегда разобраться со всеми моими женщинами. Вот женюсь на одной, остальные враз засохнут. Осталось решить – на ком…»
(А.Белянин «Век святого Скиминока»)
- Я тоже не понимаю Вернера. Но…
Проходившая мимо кабинета Зиночка тут же остановилась, оглянулась и на цыпочках приблизилась к дверям. Обычно отцовские разговоры она не подслушивала, так как глава семьи с посетителями куда чаще обсуждал скучные денежные дела, а не бытие соседей. Но нет правил без исключения – и в мужской беседе могут порой захрустеть чьи-то перемываемые косточки. Вот как сейчас.
- Нет, вы подумайте, - перебил тонкий голос, принадлежавший папиному гостю, господину Хорькову, - сын водится с юной еврейкой, приглашает ее в дом – а отец и ухом не ведет! Хех!
Зиночка мысленно увидела, как заблестели маленькие глазки Хорькова, как пригладил он пушистые усики над крупной красной губой. Этот господин, вопреки фамилии, ничем не напоминал хорька - скорее уж сытого толстого кота, который, тем не менее, никогда не откажется от лишней мисочки сметаны.
- Абсурд, - признал папа, - я бы понял, будь она из богатой уважаемой, - насколько это можно - семьи. Но здесь…
- Ну… - насмешливо протянул Хорьков, - пара-тройка лет, и получит наш Александр Карлович чернявенького внучка!
Зиночка вспыхнула и невольно попятилась прочь.
- Послушайте, но нам-то достойно ли такое обсуждать? – попытался прервать собеседника папа.
- Не скажите-с… - с насмешливой укоризной возразил Хорьков, - вы, как родитель, должны понимать. Когда детишки … шалят-с, кто же остановит безобразие? Только общественное мнение!
Терзаясь самыми противоречивыми чувствами, раскрасневшаяся Зиночка бросилась в свою комнату. Там она присела на стул, вскочила, дрожащими пальцами стала собирать в стопку учебники, рассыпала их по столу… Наконец, замерла у окна, не замечая точек и тире, оставленных дождем.
Какой позор! Быть влюб… То есть испытывать… Нет. Понимать, что тебе нравится человек, который медленно, но верно делается посмешищем города, - это ужасно! Вот до чего дошло – Яшу и эту Мануич воспринимают, как будущих… Как настоящую пару!
Незаконную и постыдную!
Как никогда Зиночка ощущала тесное родство со своей Авророй Романовной, преданной и опозоренной. Мучимой страшным стыдом за то, что так доверчиво подарила благосклонность недостойному человеку. Что ж, она, Зиночка, отомстит за них обеих. Якоб фон Штофф будет скован своим подлым браком по рукам и ногам, а его супруга… О, этой супругой он никак не сможет гордиться!
Карандаш опять ожил в пальцах писательницы, неся справедливое возмездие…
«Сияя горькой бледностью и голубыми очами, Аврора Романовна шествовала по улице, замкнувшись на все ледяные замки своего богатого духовного мира. Мало кто готов был последнее время мешать духовидице странствовать по аристократическим чертогам ее женского разума, опасаясь пробудить раненое чувство гордости и достоинства. Но сегодня такой грубиян нашелся, и слетел с пролетки посредине улицы, столбом вырастая на пути Авроры.
Мятый и страшный, как ненужный и поруганный лист бумаги, фон Штофф взмолился:
- Одарите меня драгоценной минутой внимания, Аврора Романовна. Позвольте излиться моему покаянию и признанию! Я должен был раньше разоблачиться перед вами!
- Это не перевернуло бы стрелки жестокой реальности! – хриплым от боли скальпелем резанула графиня, - вы - чужой муж, а значит, даже взглядом трогать меня не имеете права!
- Неужели вашему высокому уму и пылкой фантазии неинтересно, с кем повязал меня алтарь?!
- И кто же она, та, под чьи ноги вы столь жестоко кинули мою честь и счастливую жизнь?! – суровые глаза графини плясали танец смерти.
Дабы разделить с бедной девицей груз кошмарного признания, сыщик попытался свести все к игре в шарады:
- Вы и сами сможете догадаться, о светоч разума и логики! Хотя бы с трех раз. Подсказываю – вы знаете мою жену!
Ужасающая, как незваный вампир на кладбище, догадка пробежала по лицу Авроры, оставляя следы, полные отвращения и гнева. Ее непревзойдённый мозг уже выдернул нужное воспоминание и припечатал коварное имя. Его и выплюнули искривленные губы обманутой невинности:
- Вы сочетали себя с… Амалией фон Моргенштерн?
Ответ был каллиграфически выписан на поникшем и поседевшем лице Якоба фон Штоффа. Через секунду в это же самое лицо впечаталась громогласная пощечина, которая в самых понятных выражениях сообщала мнение графини по поводу выбора неверного избранника…»
Амалия фон Моргенштерн и правда, упоминалась в книге Ребушинского. Эта дама меняла мужчин, как перчатки, а убивала с невероятной легкостью и изобретательностью. Зиночка улыбнулась. Вот с этой хладнокровной бестией, преступницей, развратницей отныне будет фон Штофф влачить жалкое существование. Раз не оценил чистейшей воды бриллиант по имени «Аврора»!
От порыва осеннего ветра задребезжали стекла, а дождь застучал по ним крупным горохом. Но среди вполне заурядных звуков Зиночке послышался тихий и страшный голос, полный с трудом сдерживаемой ярости:
- Никогда, фройлян! Ни-ког-да я не женился бы на Амалии! И вообще ни на ком, кроме…
Зиночка зажала уши, и замотала головой, надеясь избавиться от непрошенных возражений. Не женился бы он! Да кто его, персонажа, спрашивает? Она – автор, она так видит.
- Неужели вам совсем не совестно? – печально и сочувственно спросил другой голос – женский.
Нет. Ей никогда не бывает совестно. И вообще – разве слишком много о себе возомнивший гордец, одержимый странной работой, не заслуживает наказания? Вот пусть теперь, попав во всевозможные ловушки, замарав себя предательством и изменой, он и пьет унижения полной чашей!
А прекрасная Аврора, напротив, будет возвышаться над бывшим избранником, как… как… «Стальная белоснежная лилия над грязным пресмыкающимся дождевым червем».
Да, кусочек с пощечиной был чудо как хорош. Гораздо лучше, чем схожий момент у господина Ребушинского. Ибо там Аврора наказала сыщика, находясь под воздействием ужасной гипнотической машины. А гений писательницы Ломакиной создал современную и независимую женщину, которая вовсе не желала быть на десятом месте после работы избранника, и его иных жен. Он еще и угадайку устраивает – «А вот сами додумайтесь, на ком я женат!». Ха!
Однако начинать историю с данного эпизода не стоит. Пусть гром грянет ближе к середине, дабы герои (и возможные читатели) не расслаблялись. Что же такое придумать? Какое убийство послужит фоном для очередного торжества Премудрой Спиритки?
Учительница словесности, Анастасия Дмитриевна, последнее время повадилась устраивать обсуждение книг Ивана Тургенева. Многие девочки в классе с радостью эту инициативу подхватили, так что спрятаться от его романов оказалось совершенно невозможно! Поэтому нынче в Зиночкиной голове мелькали дворянские гнезда, речистые молодые люди и жаждущие благородного поприща девушки. Не сказать, что это сильно угнетало. Неплохо писал Иван Сергеевич, что уж там. Правда, симпатии барышни Ломакиной часто доставались не тем героям. Например, гордая красавица Ирина Ратмирова* нравилась ей гораздо больше толстенькой невразумительной Тани**. Но многие гимназистки на внешность последней вообще не обратили внимания! «Ах, она в своем имение устроила школу! Сама преподает крестьянским детям!».
А уж Елена Стахова***… Сумасшедшая какая-то! Выйти замуж за бедного и больного, овдоветь, и не в благополучный отчий дом возвратиться, а уехать в чужую страну, на войну – сестрой милосердия. Где и сгинуть.
Хотя… Это вполне независимо. А еще модно – до сих пор. Что-то там возвращать народу, нести свет, помощь, и так далее. Зиночка передернула плечами, - никакой вины перед народом она сама не ощущала. Но что-то в этом есть – стоять, такой вот молодой, красивой, к лицу одетой, и совершать подвиг.
Да это же прямо то, что нужно для Авроры Романовны! Подвиг! Чтобы все, а особенно фон Штофф поняли и осознали, какая великая женщина жила рядом. А они – не оценили. А только обижали, унижали и предавали ее.
Что же выбрать? Зиночка задумчиво покатала по столу карандаш. Профессия Авроры диктовала именно медицинский путь на вершины славы. Но образ благородной учительницы, которая милостиво склоняется к детям «чьи нищие головки извлечены из мрака грязи и неграмотности, и обвиты шёлковыми лентами и кружевными воротниками», тоже хотелось воплотить. Ничего! Она придумает еще одну героиню.
История кровавого преступления сложилась довольно быстро. Итак, туманным седым утром на охоте погиб князь Малинин – благодетель и гуманист. В его имении был создана школы для детей бедняков, которых обучала молодая дама – Вера Ястребова.
«Общественное мнение ясно чувствовало, что связь князя и Веры не могла быть простой и невинной. Большинство близких и дальних князю людей полагали, что сия особа, выросшая в доме Малинина, дарила оному свою роль нежной соблазнительной аманты. И плотная неизвестность скрывала, как это отпечатывалось в душе супруга Веры – княжеского охотника Ястребова».
Зиночка прикрыла глаза, рисуя мысленно портрет учительницы. Воображение не подвело – писательница как наяву увидела стройную женщину в очень узком темном платье, которое оживлял лишь кружевной воротник, и скромная драпировка юбки. Увы, воображение забыло напомнить девочке, что ей просто-напросто вспомнился фотографический потрет бабушки в молодости. Именно тогда, в 70-е годы, когда временно опал турнюр, и носили подобные наряды. А значит, быть модно одетой Вера Ястребова, живущая значительно позже, никак не могла.
Но кого это волновало…
«Позднеосенний лес мрачно хлопал подмороженными ветками, метко бросая кровавую рябину под ноги и сапоги княжеской охоты. Седой, морщинистый, и благородный князь готовился явить себя истинным стрелком. Его соратники, среди коих находился и близкий друг, господин В, украшенный светящейся лысиной и очками, рассредоточивались в кустах, готовя все свое мужество и зоркость. Ястребов верно и преданно обратился в правую руку князя Малинина, дабы нести тому всяческую помощь и содействие.
Ярчайшей вспышкой шарахнулась лиса. Но прозвучавший выстрел порвал общие нервы полной неожиданностью и громким вскриком. Высокородный хозяин лесов и нынешней охоты падал, словно сраженный ясень на взволнованные руки Ястребова, разбрызгивая кругом реки крови…»
Тяжело раненного, но живого князя принесли в дом. И вот тут на сцене и появилась Вера, бросившаяся к умирающему благодетелю.
«Гордое, однако нежное и смертельно бледное лицо ее было залито глубочайшей скорбью и печалью. Князь Малинин же посылал ей последние улыбки гаснущими глазами, и повторял, что ничьей вины в его умирании нет. Вера же стискивала свои и его пальцы, обещая несчастному любовь, память и благодарность…»
Зиночка ощутила некоторое недовольство. Новая героиня как-то очень уж ярко засияла в сюжете, тесня Аврору Романовну – а ведь пока даже рядом с графиней не постояла! И кого-то она сильно напоминает… Ту, которую даже не хочется вспоминать… Писательница тряхнула головой, отгоняя неприятные мысли, и вернулась к творчеству.
«Суровая и прекрасная, как справедливый смертный приговор, величественно шествовала Аврора Романовна на службу. Но едва ее шаги спустились по ступеням особняка, прямо перед спириткой над сугробом завис дух князя Малинина.
- О нет, - непоколебимо сошлись на переносице крылатые брови графини, - я говорила, говорю, и буду говорить, что разговаривать с призраками, жаждущими правды не буду! Хватит отбирать мои нервы и время!
- Моя дщерь! Протяни ей руку помощи! -загробно простонал князь.
- Вот и предупреждайте вашу дщерь, а не мою бедную истерзанную голову!
И чертя по дороге полностью параллельный всему внеземному перпендикуляр, Аврора Романовна вихрем домчалась до больничных чертогов…»
Между тем в лесу, на месте злосчастной охоты вовсю шло следствие. Гектор Гордеевич Сундуков, дабы установить путь каждой пули, принялся кропотливо и изобретательно повторять возможные выстрелы.
«Вытащив из кармана огромную дальнобойную рогатку, он поочередно вживлялся во все места кущ и зарослей, кои хранили следы охотников. Запускаемые снаряды летели по своей геометрической параболе, и печально оседали в жухлую траву, оставляя немеркнущие след из привязанных к ним цветных ленточек…»
"Майн гот, фройлян, в чем высокий смысл сего странного эксперимента? – снова услышала успокоившаяся было писательница, - занести в протокол точный полет ружейной пули невозможно через рогатку! Или мой бедный свихнувшийся под вашей рукой помощник впал в детство, где недострелял по безвинным воробышкам?"
Зиночка боязливо оглянулась, но опять никого не увидела. Она из всех сил вцепилась в карандаш, словно только он и мог отогнать от нее непрошенных критиков. Все-то им не нравится! Подумаешь, невозможно определить! Зато какое зрелище: голый лес, следователь с рогаткой, и пестрые ленты на бурой смерзшейся земле.
- Во-первых, это красиво! – отвергла все претензии писательница голосом дрожащим, но уверенным.
Ответом был тяжкий вздох, и звук, с которым обычно со всего маха шлёпают себя по лбу ладонью.
«В это время в приюте милосердной больницы доктор Стравинский добрым словом наставлял Аврору Романовну:
- Пора вам самой научиться говорить грубую правду людям в лицо! Впрочем, у вас это иногда получается вполне интересно. Совершенствуйтесь в общении, ибо я скоро уеду, и мое чуткое руководство вас боле не выручит!
- Куда? – ошарашилась спиритка, которой жаль было потерять наконец-то оценившего ее воителя медицинского поприща.
- Я еду в Китай! В Х., охваченный непобедимой эпидемией чумы. Здесь я закисаю и засаливаюсь в бочонке вульгарности и обыденности. А там смогу прогреметь, как истинный профессионал!»
... Около года назад семья Ломакиных гостила в Москве у близких друзей. В их доме Зиночка заприметила фотографию, на которой была изображена круглолицая темноглазая девушка. Не красавица, но чем-то неуловимо притягательная, даже на взыскательный взгляд гостьи. Портрет окружала траурная рамка, а рядом стоял маленький букет свежих цветов.
- Это моя двоюродная племянница. Совсем молоденькая… Она была сестрой милосердия, и добровольно уехала в Харбин, когда там понадобилась помощь. Возможно, вы слышали о ней, ведь газеты писали о погибших русских медиках. Анна Снежина****…
Нет, Зиночка тогда услыхала это имя впервые, ибо мама, когда правда об эпидемии прорвалась в печать, запретила упоминать дома «чумные ужасы». Ну а Ломакина-младшая тоже не стремилась узнавать подробности о болезни, косившей жителей далекого городка.
Однако, фото юной сестры милосердия, которая так и не вернулась домой, пробудила в сердце волнение, тревогу и грусть… Ненадолго, правда. Шумная яркая Москва подхватила и закружила театрами, праздниками, гуляниями, надежно заслонив трагическую историю Анны Снежиной.
А вот сейчас все вспомнилось, и заставило слегка рассердиться – ну вот, опять Анна! Но тем не менее, это весьма кстати…
Итак, побеседовав с доктором Стравинским, Аврора Романовна вышла на улицу, и – встретила коварного фон Штоффа, который предложил угадать имя его жены.
« - Вы сочетали себя с… Амалией фон Моргенштерн?
Ответ был каллиграфически выписан на поникшем и поседевшем лице Якоба фон Штоффа. Через секунду в это же самое лицо впечаталась громогласная пощечина, которая в самых понятных выражениях сообщала мнение графини по поводу выбора неверного избранника…
Словно умирающая птица, со всех ног неслась графиня Морозова по камням и тротуарам мостовой, потрясая жителей до самых подвалов их душ. Ибо в который раз жестокая жизнь проехалась по лицу спиритки, оставляя неизгладимые следы рокового опыта.
«Все! Я лишаю этот город своей окончательной милости! Никто не любит меня, и не исполняет моих пылких желаний! Так пусть пропадают они все – и живые и мертвые. А я уеду творить подвиг на ниве опасностей и кошмаров, дабы позже газеты принесли на его порог весть о моей возвышенной и драматической смерти…
- О, доктор Стравинский! – воззвала стремительная красавица, черной стрелой в изящной шляпке ворвавшись в больницу, - возрадуйтесь, ибо вы не одиноки в стремлениях добра вселенской пользы! Я еду с вами в Китай!»
________________________________________
*Ирина Ратмирова, **Таня - героини романа И.С.Тургенева "Дым"
***Елена Стахова - героиня романа И.С.Тургенева "Накануне"
****Анна Снежина - прототипом вымышленной героини является Анна Снежкова, сестра милосердия. Во время эпидемии чумы работала в Харбине – в изоляционном бараке. Заразившись, умерла 13 февраля 1911 года.
Источник: https://milmed.spb.ru/skazhite-mne-vo-sne-li-eto-bylo/
Сведений о семье Анны Снежковой я не нашла.
Фотография в московском доме придумана мной.
P.S. Надеюсь, продолжение выложу в течении этой недели.
Отредактировано Мария_Валерьевна (23.11.2021 23:42)