Прошу прощения, если обзор не ко времени. Но необходимо чем-то занять мозг, и руки.
Итак, новелла "Месть".
Одна из самых любимых в сериале. Яркое свидетельство умения авторов пройтись по лезвию бритвы. Показать страшную правду жизни - и не скатиться в грязь, безнадегу и фальшивый гламур, как это произошло с творцами продолжения.
Думаю, одно из главных достоинств - авторы не стали множить сущности. Судьба ОДНОЙ девушки - целиком. Короткая и страшная. Сколько лет Жене? Не думаю, что она сильно страше Анны. "Графиней" ее сделали в 12. ДО этого - избиение и смерть матери на глазах дочери. После - побег, улица, бродяжничество. Удивительно правда, откуда в девушке столько внутренней гордости при этом, и манеры. Мы мало видим Женю-большую. Но она и правда, лего вписывается в образ дворянки, сброшенной на дно. Откуда в ней это? Или после побега было какой-то не худший период в жизни? Кто-то приютил и чему-то обучил? А потом она снова осталась одна? Или еще мать все же успела что-то заложить в девочку? Жаль, не показано, какой была Женя на момент побега. К Анне она приходит совсем маленькой - лет восьми, не больше.
И - удивительно, но то, как себя дочь (падчерица?) мастерового, несколько лет проведшая в борделе, держит - не вызывает недоверия. Почему? Может быть, оттого что Женя, пусть изломанная, травмированная, исступленная - все-таки сильная. Веришь, что она могла быть вот такой. "Графиней".
Тема проституции меня волновала всегда. И я, скорее, на стороне Анны и студента. Увы, но к известной поговорке "От сумы да от тюрьмы..." я бы добавила - "и от панели...". Слова Штольмана звучат, кончено, очень приятно, и хочется верить, что уж ты-то никогда, ты не из таких! Но бывает насилие, которое ломает психику, как Евгении, и начинает казаться, что иной дороги нет. Бывает такая беда и такой шантаж, что даже не ради себя, а ради ребенка, или родителей будешь зарабатывать так. А еще были (и есть кое-где) возможности продать дочь в публичный дом - в просвещенных европейских странах. Или законно отдать ее в обучение храмовым жрицам - это на загадочном востоке. И не просто так именно девочек по-возможности всегда старалась отправлять гулять с няней, гувернанткой, даже если ее же ровеснику-мальчику разрешено ходить одному. Потому что похищение девочек для ценителей именно юных существовало всегда.
И еще один вопрос, который уже мелькнул в обсуждениях - а чем так уж сильно от девушек из борделя отличается утонченная Нина? Ладно бы она куртизанила от переизбытка темперамента, выбирала бы любовников сама. Но ведь тоже - за плату. Не имея права отказаться от "клиента". Ведь Штольман довольно быстро понял, что и почему она делает. И все-таки жалеет ее? А вот к ЛИзе и ее товаркам явно сочувствия не испытывает. Не оскорбляет, не унижает, но ощущение такое вот - близко подходить не хочет. Отчего же Нежинской таки сочувствует? Потому что успела стать своей? Или банально дело все-таки во внешнем оформлении? Изящная фрейлина - не шлюха, она просто несколько неразборчива в связях...
Возвращаюсь к фильму. Для меня первый сезон - это все-таки больше история Анны. Ее взросления, ее инициирования. И "Месть" в этом плане - одно из самых серьезных испытаний, которое заставляет именно душу и ум девушки работать на пределе, задаваясь вопросами трудными, болезненными, страшными. Такими, о которых большинство ее ровесниц вообще представления не имеет. И тут не только продажная любовь и существование борделя. Тут и мнение о том, равны ли ей эти девушки? Такие же люди, или иные, второ-третьесортные? И по тому, как Анна держится с Лизой, с Пашей, видно, что инстинктивно она выбирает первый вариант. И размышляя - приходит к нему же. Тут и тема садизма, извращения. Не знаю, в каких подробностях, но Анна явно в курсе, что происходит между мужчиной и женщиной. Причем, относится к этому спокойно, без лишнего интереса, и без отвращения. Но вот приспособления Жоржа вызвали в ней именно ужас. Не стыд, не смущение - а именно ужас, что "любовь" может быть не только продажной и насильственной, но еще и с намеренным причинением физической боли и унижением. И конечно, жуткая тема инцеста. Неважно, был ли кровным отцом Григорьев для Жени, или нет. Анна, для которой отец - первый защитник, надежда и опора по определению, узнать, что бывает и такое. Когда отец - мучитель, негодяй и растлитель. Каково это было осознавать выросшей в любви и защите Ане?
Неудивительно, что в этой новелле у Анны так часто измученный, болезненный вид. Она бледна, под глазами тени. Она не просто все время вызывает дух Жени. Она думает, осознает, выстраивает новую картину мира - где, оказывается, бывает и вот такое. И это правильная работа, пусть и болезненная. Это труд души, который отсекает линее. Как в моем любимом афоризме про статую, которая является из груды мрамора. На наших глазах обретает красоту и завершенность Аннина душа. И опять-таки, не могу не заметить на полях - после уже такого урока, ну не будет Анна вести себя, как в безумном продолжении...
У Анны в этой новелле два образа - юной кудрявой девочки, в темном, но милом домашнем платьице, с воланчиками, вставочкой на груди. Волосы полураспущены, алая бархатная ленточка повязана. Это еще немного Аня из "чудного мгновения". Но она скоро совсем останется в прошлом. Кажется, после "Сицилианской защиты" мы не увидим у Анны распущенных волос (если не после очередного похищения). На смену ей приходит очень серьезная Анна - "гимназистка на выпуске". Простая коса, подвернутая на затылке, строгое коричневое платье под горло. Вот такой была бы Анна, пережившая беду, потерю, оставшаяся в одиночестве... Без кокетства и манипуляций, аскетичная, скромная, и при том - решительная и упорная.
Вывод, сделанный Анной про Женю, тоже многое определяет в ее дальнейшей судьбе. Вопрос об ответственности за себя, за свой выбор, готовность (или неготовность) платить. Да, еще будут моменты, когда Анна уже на себе опытным путем испытает - какого это, отвечать за свои поступки, особенно если они ударяют по дорогим людям. "Драма" покажет ей это особенно больно. Но первый шаг к пониманию Анна делает именно в "Мести". И опять-таки, пройдя этот и последующие уроки, она просто не сможет взвалить всю вину на несчастного, измученного человека, ждать каких-то колечек и цветов, а потом еще и его гибели...
В этой новелле каждая сцена - на своем месте, все ярко, выпукло, нужно. Осмотр места преступления. Мужчины переглядываются. ВСЕМ не по себе. А ведь тут опытный сыскарь, немолодой врач, насмотревшийся всего городовой. Да и Антон успел всякого повидать. Но ни у одного в данном случае не видно и тени цинизма, отгороженности. Хотя им прекрасно известно, кем была убитая. Сцены в публичном доме. Лиза - вот гадает, с полной обреченностью в глазах. Вот заученно кокетничает. Вот искренне и громко рыдает по Жене. И тут же - мысль о деньгах, стремление получить их и как-то устроить жизнь. Испуганная Паша, ее попытки спрятаться от Жоржа, потянуть время... Маман... Вот как хорошо актриса показала, что "Женечка" для той в прямом смысле слова - "дорогая" девочка! А уж как она командовать бровями умеет - почти как героический сыщик.
Родители за обсуждением газеты, и Прасковья (вернее - ее мимика) - волшебно. Интересно, почему Мария Тимофеевна так наседает на мужа, вспоминая историю бегства соседки? Может быть, к ней тоже ревновала ВИ? И это нечто вроде - "вот до чего себя довела твоя пассия!"
Ну и сцена с поиском ключа дядюшкой - это вовсе золотой фонд))). И как быстро комедия опять переходит в трагедию, когда Анну осеняет догадка. И к слову, очень хорошо маленькая актриса исполнила роль девочки-призрака. И вот этот дух кудрявой малышки, которая хочет играть в прятки, для меня - самый страшный в сериале...
Если говорить о любовной интриге - Анна и Яков учатся друг-друга терпеть и взаимодействовать. Яков порой раздражается (у портного), Анна обижается (в кабинете), но до них потихоньку доходит, что лучше сотрудничать. И как-то договариваться. Бедный Антон между двух огней - и начальник любимый и безмерно уважаемый, и Анна - авторитет. Хочется чтобы все "жили и расследовали дружно"... А никак. Но - прогресс в том, что Анна и Яков уже могут долго и серьезно о чем-то разговаривать. И не совпадая, все-таки искать нужные слова. Или просто вовремя притормозить. Не всегда, но уже получается.
Сцена с духом Жени, вселившимся в Анну - одна из самых сильных и любимых. Только мне немного жаль, что это именно дух. Хотелось бы, чтобы, как Яков решил, это была бы инициатива Анны. Чтобы она, примерно предположив, что говорила Женя, выдала бы все это Григорьеву. Но, скорее всего, Анна пока еще на такое не была способна. Понять в голове - да. Целиком пропустить через себя, да еще и театрально разыграть - пока нет.
Хороший детектив, отличная игра актеров, даже второстепенные персонажи - яркие и настоящие. Замечательная работа костюмеров и декораторов. И неслучайно, думаю, именно зима выбрана для этой новеллы. Холодный белый свет, который, как выше сказали, беспощадно высвечивает лица и обстановку. Такой свет губителен для фальши. Но в главных героях ее нет. Поэтому и на это белом свету она остаются собой.
Отредактировано Мария_Валерьевна (02.03.2022 22:53)