Автор благодарит Lada Buskie, Atenae и SOlga.
Старые сказки
«В том мире, где все продается за деньги,
Где счастье богатым, а бедным - беда,
Лишь только поэты и малые дети
О сказках мечтают еще иногда…»
(к/ф «Тень» 1971 год. Песня «Приходит пора»)
Она стоит у окна, глядя, как Штольман идет к пролетке. Медленно, преувеличенно спокойно, стараясь не хромать. Последнее получается плохо. Анна касается лбом холодного стекла. Сердце опять начинает ныть от стыда и боли. Почему она не отпустила Якова раньше? Страшно подумать, как он измучился и устал за сегодняшний день! Но сидел тут, с ней, нянчил и успокаивал. А она вспомнила о его едва зажившей ране далеко не сразу.
- Эгоистичная черствая девчонка! Доктор называется… - шепчет Анна, и прикусывает губу. Снова ощутив привкус крови…
Городовой помогает Штольману сесть. Пролетка трогается с места. Яков вдруг оборачивается, и Анна машет ему, стараясь выглядеть весело. Хотя вряд с такого расстояния в потемках, можно различить ее лицо. Но Яков – он все может. Даже улыбнуться в ответ, когда ему совсем плохо.
Уехал… Как жаль, что он не позволит уехать с ним. И сам не может остаться.
Анна бездумно бродит по комнате. Задевает столик с граммофоном. Вздрагивает. Музыкальный аппарат не заведен, но в ушах вдруг опять раздается хриплая мелодия. И тягучий голос Клюева.
«Катары… Секта… Мир сотворён дьяволом… Хотели уничтожить, но убили их самих… Раймонда Марти и Гийом…»
Она трясет головой, трет виски. Снова становится тихо. Анна понимает, что замерла у стены, на которой висит зеркало. Опасливо вглядывается в него, но различает лишь свое бледное лицо, озаренное почти догоревшими свечами.
- Раймонда Марти, - повторяет она вслух.
Почему-то это имя тревожит ее.
- Дух Раймонды Марти, явись! – призывает Анна, сама не зная, зачем.
Зеркало немного светлеет. Анна видит в раме молодую женщину в темном простом платье. Лиф на шнуровке. В округлом вырезе – складки льняной рубашки. Русые волосы заплетены в косы, которые баранками уложены над ушами, и покрыты светлой тканью. Лицо… Красивое, но грустное. Большие голубые глаза смотрят внимательно и тревожно.
- Что с тобой случилось? – спрашивает Анна.
Раймонда чуть подается вперед, протягивает руку… Но видение исчезает. В зеркале опять – только отражение устлавшей духовидицы.
Анна проводит ладонью по лбу. Хватит на сегодня тьмы и страха. Хватит. Так с ума сойдешь, а этого делать никак нельзя. Нужно быть сильной и смелой, чтобы бороться за свою судьбу. И помогать людям. Все-таки они с Яковом выполнили просьбу бедной Александры. Ее отцу не грозит каторга. А Саша успокоилась, и ушла в свет… Завтра нужно будет навестить раненного Тобольцева в больнице, и постараться хоть как-то утешить.
С трудом удерживая подсвечник, который кажется неимоверно тяжелым, Анна поднимается в комнату. Стягивает платье, расстегивает корсет. Распускает и расчесывает напрочь перепутанные волосы. Сейчас она упадёт в постель и будет спать, спать, спать…
«Пожалуйста, пусть сон будет хорошим, - просит она, закрывая глаза, - как тот… про лето и ежевику…»
… Нет, вокруг снова зима. Только совсем другая – радостная, воздушная, светлая. Заснеженный парк – очень большой, явно не затонский. Громкие, оживленные голоса гуляющих. Анна идет по дорожке, кто-то крепко держит ее под руку. И вдруг – толкает в сторону. Они ломятся прямо через кусты, которые щедро делятся своими снежными сыпучими шапками. Только ей совсем не страшно. Наоборот – весело. Потому что сквозь ветки и сугробы Анну тащит … Штольман! Спотыкается, теряет равновесие, она же оказывается у него на коленях. В таком положении они вместе и скатываются с горы, под изумленное чирикание синиц…
Остановившись у подножия, хохочут так, что нет сил подняться. Да и не хочется. Анна гладит Якова по волосам, вытряхивая из темных кудрей снежинки. Верный котелок покинул хозяина где-то на середине склона. Ничего, найдут. Мелькает мысль, что сейчас мужу куда больше подошла бы гимназическая фуражка…*
Мужу?
Продолжая смеяться, Анна открывает глаза.
Комната залита ярким зимним солнцем. Уже часов десять, судя по всему. Конечно, Штольмана в ее девичьей светлице нет. А то – разбудила бы, и утащила кататься. Уж нашли бы какую-нибудь подходящую горку, хотя и рано пока для рождественских гуляний. Жаль только, что снег с головы Якова теперь полностью не смахнешь. Можно сдунуть снежинки, но не седину…
Да и не время ему съезжать нынче с гор, тем более с Анной на коленях. Рана после проклятой дуэли с Клюевым не даст.
Анна вздыхает, полностью возвращаясь в реальность. Там, во сне, они были моложе. Гораздо счастливее… И крепко, нерасторжимо женаты. Дойдя до этой мысли, Анна упрямо вскидывает голову. Они и сейчас женаты! Пусть не в церкви, и не на бумаге. Но этот брак никто и ничто не расторгнет. Если только они сами не отступятся. А этого никогда не произойдет.
***
Пролетка уже вовсю катилась по темным улицам города, а перед глазами все стоял женский силуэт в окне – одинокий и печальный. Как никогда, хотелось забрать ее с собой. Кажется, особняк с колоннами перестал быть домом для барышни Мироновой. Вернее, она уже не смотрелась там – как дома. Выросла из него, словно из смешного велосипедного костюма и задорной соломенной шляпки, съезжавшей на один глаз.
«Жить, как раньше, невозможно…»
А по-другому – недопустимо.
Куда он ее увезет? Выбор невелик. Либо холостяцкий гостиничный номер судебного следователя, либо съемная квартира. Как у Виктора Миронова и его горничной.
Окончательно унизить Анну перед всем городом?
«С которой женою мне век коротать - с этой ли, что меня продавала, или с этою, что меня выкупала?»**
Растрепанный томик на столе. Догорающий огарок. Кудрявый мальчишка недовольно косится на пламя – не погасло бы раньше времени. Но сказка уже подходит к концу, который, безусловно, будет счастливым… А решение суда – правильным.
Только в жизни законы и людская справедливость несколько иные.
Тобольцев хотел совершить самосуд, даже не пытаясь что-то доказывать полиции, решившей, что девушка «утопилась от чувств». Хорошо, что даже нож достать не успел. Сыщики и Анна ворвались вовремя.
Нельзя дать делу офицеров развалиться. Дожать Нелидова. Соучастники-то соловьями поют, а он пока вину не признал. Поискать других свидетелей? Кто-то же еще мог видеть, как Александра заходила в тот дом. Но вспомнят ли – год спустя?
А почему вообще Тобольцев отправился мстить за дочь только сейчас? Месть, конечно, подают холодной, но задуманное возмездие не выглядит сколько-нибудь хорошо подготовленным. Один шанс из сотни, что старику удалось бы убить трех молодых мужчин – пусть даже и пьяных. А после – скрыться незамеченным, и избежать суда. Впрочем, последнее его могли и не волновать. Тогда тем более странно, что не пытался мстить сразу, под воздействием самого сильного горя.
На допросе в участке Тобольцев обмолвился – ждал, мол, когда негодяи будут все вместе. Но этот ответ ничего не пояснял. Игроки за год могли много раз собраться втроем, но мститель явился только теперь. Когда в Затонск приехал Крутин. Лечивший в Петербурге Светлова, и узнавший от него эту историю. Решил повлиять на Тобольцева, и спровоцировать убийство? Тогда Анна изрядно поломала ему планы, желая помочь духу Александры.
Предсказать поведение духов нельзя. Но как-то учитывать, вероятно, можно? Не для того ли Скрябин поддерживал намерение Анны-Тени не общаться с призраками? Но, Скрябин уже около двух недель обретается в сумасшедшем доме, и в последние дни влиять на Тобольцева не мог. Или тому хватило предыдущих внушений – если они были?
Много ли надо отцу, который год оплакивал единственную дочь. Если имена убийц ему известны…
Что ж, завтра нужно будет зайти в больницу, и опять поговорить с Тобольцевым. Понять, насколько самостоятельным было его решение мстить – здесь и сейчас.
В номере Штольман тяжело сел на постель, мрачно глядя в угол. Устал зверски, и под ребрами снова ноет и дергает. Но, как всегда в таких случаях, сна – ни в одном глазу. Только напряженная готовность куда-то бежать, что-то делать, упорно размышлять, доискиваясь до правды. Но даже мысли начинают путаться после столь насыщенного вечера. А тело и вовсе ощущается каменным и неподатливым.
Штольман вытягивается прямо поверх одеяла. Прикрывает глаза. На редкость дурацкое все-таки продолжение получилось у той, давней истории, приведшей его когда-то в Затонск. И сам он в ней выглядит настоящим дураком.
«- Вы должны были заметить такую русскую особенность: Иван-дурак в наших сказках неизменно выходит победителем…»***
Собственный голос – холодный, насмешливый, звучит в голове. Кому из врагов он это говорит? Непонятно. Комната тонет в темноте. Или просто глаза по-прежнему закрыты? Но в своих словах Штольман уверен твердо. Необходимо победить. И выжить. Потому что он не один.
***
Анна закрепляла последнюю шпильку в узле прически, когда в комнату заглянула Мария Тимофеевна.
- Доброе утро, - несколько напряженно приветствует она дочь, - Аннушка, что вчера приключилось? Я видела вас… тебя…
Понятно, что именно означает мамина оговорка. Вздохнув, Анна объясняет, преувеличенно безмятежным тоном:
- Уже после дежурства меня позвал на помощь дух. Я пошла в полицию, а потом поехала с … ними, - она твердо смотрит матери в глаза, - меня не хотели брать. Но я настояла.
Непроизнесенное имя звучит, кажется, на всю комнату – громко и выразительно.
- Ты была в ужасном состоянии! – стискивает руки Марья Тимофеевна, - как мог… Как такое можно допускать!
- Мама, я же врач, - улыбается Анна, - меня не от чего ограждать, поверь. Но это дело оказалось таким… тяжелым.
Мария Тимофеевна смотрит выжидающе, но дочь качает головой.
- Не сейчас, мама. Пожалуйста.
- Хорошо, - неожиданно легко сдается мать, - там внизу тебя спрашивают. Девушка из больницы.
Анна замирает на секунду. Кому-то из пациентов стало хуже? Тобольцеву? А если… Она забывает, как дышать. А если ночью что-то случилось со Штольманом?
Путаясь в юбках, Анна слетает по ступеням. Посетительница делает шаг навстречу.
- Валентина! – выдыхает Анна, узнав сестру Крушинникову, - что случилось?
- Ничего, - удивляется та, - вы просто забыли вчера, Анна Викторовна. Я решила вам занести.
Девушка протягивает аккуратно сложенную шаль, которую Анна выронила вечером, убегая вслед за духом Александры.
От облегчения кружится голова. Слабеют ноги. Анна хватается за перила, с глупой и счастливой улыбкой глядя на сестру.
- Спасибо, - голос звенит, - большое вам спасибо!
Валентина кивает. Анна берет шаль, гладит мягкие переплетения пушистых нитей. Хорошо, что опять можно будет обойтись без кокетливых шляпок.
- Скажите, а как там пациент, которого привезли ночью? – спрашивает Анна, - господин Тобольцев?
- Рана неопасная, - обстоятельно докладывает Валентина, - воспаления нет. Только сам он очень подавленный. Плакал…
- Я как раз собиралась его навестить сегодня, - Анна разворачивает шаль, накидывает на голову, - вот и пойду прямо сейчас.
Валентина почему-то оглядывается на дверь. Затем переводит серьезный взгляд темных глаз на Анну.
- Анна Викторовна, давайте дойдем до больницы вместе? – спрашивает она.
- Хорошо, - легко соглашается Анна.
… Только на улицах города она понимает, что вчерашние ночные приключения барышни и сыщиков успели стать достоянием общественности. В преувеличенном и грязноватом виде.
«Поздно ночью… Были вдвоем в ее доме… Несколько часов…» - шелестит и перекатывается за спиной. Анна замедляет шаг. В конце концов, с собственной жизнью она имеет право делать все, что заблагорассудится. Но зачем портить репутацию ни в чем не повинной молодой девушке?
- Валя, - тихо и трудно выговаривает она, - вам, наверное, не стоит идти рядом со мной. Для вас это тоже может плохо закончиться.
- Вот еще! – сдвигает брови сестра Крушинникова, - даже не думайте, Анна Викторовна. Никогда ворон и сорок не боялась. И начинать не буду.
Затеяв разговор о больничных делах, девушки продолжают путь. Воронье каркает – ну и пусть. По крайней мере, выклевывать глаза пока никто не собирается.
________________________________
* См. Atenae (Ирина Плотникова) "Семейные праздники"
**Из сказки "Перышко Финиста ясна сокола", № 235, в обработке А. Н. Афанасьева.
*** См. Atenae (Ирина Плотникова) "Конец игры"
Продолжение следует