Спасибо за советы по матчасти Sowyatschokу и Jelizawiete.
Болезни и лекарства
«Все позабыто и прощено,
И, кроме счастья, нет ничего!»
(к/ф "Тень, или Может быть, всё обойдётся" 1991 г.
Песня «Доктор и пациенты»)
Чтобы покинуть парк, все-таки пришлось выйти на широкие, основательно утоптанные публикой дорожки. Штольман мгновенно подобрался, на лице его само собой появилось холодно-ироничное выражение, не располагающее обывателей к досужим беседам. Анна казалась совершенно спокойной, только бесценную еловую ветку притиснула к себе крепче. Словно боялась, что выхватят.
К счастью, никаких столкновений не произошло. Нет, думали-то встретившиеся им посетители явно много интересного. Возможно, даже и обсудили главных героев скандала – за пределами слышимости. Но на это повлиять было уже никак нельзя.
Анна и Яков выходят на улицу. Шутливый разговор о возможностях запертой палаты, увы, закономерно переходит на собственно, обитательницу упомянутого помещения.
- А что говорит врач о состоянии Нины Аркадьевны? – спрашивает Анна.
- Если убрать все длинные формулировки, в целом – никаких проблесков, - хмуро отвечает Штольман, - правда, сам Ланге верит в новый способ лечения электричеством.
Анна вздрагивает. Штольман внимательно смотрит на нее.
- Согласен. Будь моя воля – применять бы не позволил. Но мое мнение здесь не значит ничего. Официально Нежинская – преступница. Вмешиваться в методы врачей никто не имеет права.
- Я … знаю, что делают с душевнобольными даже в хороших больницах. Ледяные ванны, ток… Там работать я бы точно не смогла. Жестоко, страшно, и, по-моему, просто бесполезно!
Штольман молчит. Кажется, «супруга» уже не способна вызвать в его душе хоть что-то, кроме глухого раздражения. И недоверия.
- Яков Платонович, - Анна внимательно разглядывает шишки на еловой веточке, но вряд ли видит их, - а зачем доктору Ланге вообще понадобилось … привет передавать?
Это был еще один вопрос, на который Штольману так и не удалось получить ответ. Сам Ланге заявил, что просто сказал правду, раз она пришлась к случаю. А о том, что это тайна – его никто не предупреждал. Вот такой он есть – прямой и резкий, весь в работе, и от этикета далеко. Нужен профессионализм - терпите.
- Утверждает, что хотел… гм, порадовать, - жестко усмехается Штольман, - был, мол не в курсе, что не следовало.
- Вы ему верите?
- Я почти никому сейчас не верю. Но не на дуэль же Ланге вызывать.
Анна забывает о веточке. Поднимает на Штольмана потемневший взгляд.
- Не надо больше… дуэлей, - с ужасом и болью произносит она, - пожалуйста, не надо!
Идиот вы, Яков Платонович. И медведь неуклюжий. Еще почище Ланге.
- Шучу я, Анна Викторовна, - вздыхает он, - простите, неудачно получилось.
***
Как можно этим шутить? Как? У нее до сих пор сердце останавливается и колени слабеют, когда в памяти встает темная палата и Яков, каким он был в ту последуэльную ночь. И вот, едва оправившись, он так легко говорит о новом поединке.
Анна сидит у себя в комнате перед туалетным столиком, безвольно опустив руки. Сама мысль, что Штольман будет ранен, или убит, лишает сил. Нужно встряхнуться. Напомнить себе, что он жив и почти здоров. И, между прочим, просил найти то лекарство, которым столь настойчиво потчевал ее доктор Скрябин. Анна совершенно не помнила куда спрятала флакончик. И кто это сделал? Тень, или уже она сама?
Баночек, пузырьков, коробочек у зеркала, да и в ящиках скопилось множество. Сама Анна не притрагивалась ни к чему, кроме расчески и шпилек. Даже синяки под глазами, которые от усталости и невеселых мыслей появлялись последние дни очень часто, запудрить не пыталась. Словно одно прикосновение пуховки могло вернуть жуткую, кукольную маску, которую с такой радостью рисовала на лице Тень.
Преодолевая страх и брезгливость, Анна принялась перебирать флаконы, читая этикетки, и мучительно припоминая, что было написано на лекарстве Скрябина. И было ли?
Разнообразные духИ. Белая пудра, розовая… Сиреневая?! Зачем? Утопленницу изображать? Настойка на ореховом соке – для бровей и ресниц. Карандаш-кайал, который превращал глаза Тени в жирно подчерненные очи Клеопатры. Фарфоровая баночка с румянами… Пальцы дрогнули. Оказалось, что за баночкой лежит упавшая фотография, сделанная в тот день, когда в Затонске проходил аукцион. Приглашенный на мероприятие фотограф упросил барышню Миронову попозировать прямо в фойе.
Полученный потом снимок Тень гордо установила у зеркала. Анна же, лихорадочно собираясь ночью к умирающему Якову, уронила фото, и вспомнила о нем только сейчас…
Она берет его в руки. Смотрит с опаской, стараясь оценить со стороны.
Продуманно-выигрышная поза, как у маркизы с портрета 18 века. Брови насмешливо приподняты, улыбка холодна и высокомерна. Смело подведенные глаза чуть прищурены. Все вместе создает выражение такого самодовольства и фальши, словно запечатленная девица сама выставила себя на аукцион. И ждет, кто предложит самую высокую цену.
Даже черно-белая гамма не сглаживает тяжелые, щедрые мазки косметики на лице, неестественную, восковую укладку волос. Платье на фото выглядит серым, а не переливчато-аквамариновым, но бессчетные оборки и рюши все равно превращают его в нечто безвкусное и вызывающее. И последний гвоздь в крышку – прямо поверх высокого ворота надето колье из пяти рядов крупного жемчуга, вызывая ассоциации не то с ошейником, не то с мельничным жерновом. Прозрачная подвеска теряется в кружевах, мешается с рядом пуговок на лифе.
И в таком виде Анна была на аукционе! Принимала ухаживания Клюева. Злобно шипела на Якова – «Мы уже не дети!». Потом кричала, нет – орала, на маму и духов. Брезгливо оглядывала дом служанки. Да, старуха оказалась убийцей, но разве это извиняет гордыню ворвавшейся в бедную кухню барыньки?
Стыд опять буквально опаляет изнутри, вызывая огромное желание надавать самой себе пощечин. Анна смотрит на снимок – с ужасом и недоумение. Как можно было принимать Тень за нее саму? Любить и пытаться беречь по-прежнему? Получая в лучшем случае вот эту самовлюбленную улыбку, а в худшем – грубости и насмешки. Хотя, она ведь и сама многое прощала Двойнику, полагая его своим Штольманом. Даже то, что не желала извинять, или напротив – принимала с излишним восторгом ее Тень.
Но все равно!
- Кошка … крашенная, - с чувством говорит Анна, и отшвыривает фотографию в мусорную корзину.
Туда же летят пузырьки и баночки, в которых точно нет таинственного лекарства. Над столиком сгущаются неестественные, душные ароматы, вызывающие приступ тошноты. Анна подбегает к окну, распахивает створку, жадно дышит. Осторожно снимает с подоконника стеклянную вазочку, где стоит, распушившись подаренная Яковом ветка. Запах хвои – такой чистый, настоящий, - успокаивает. Отступают слезы и дурнота. Тают постыдные воспоминания. Анна несет вазу к зеркалу, пристраивает на освободившееся пространство. Когда-то вот так же стоял тут ее Аленький цветочек, пока не начал увядать. Жаль, что ветку засушить не получится. Но она обязательно сохранит эти три еловые шишки! Уж с ними точно ничего не случится.
***
Судебный следователь и начальник сыскного отделения занимались нудной и почти безнадежной работой. Пытались найти логику в преступлениях Крутина.
На столах лежали папки с документами по всем громких делам, которые расследовались с апреля этого года. Начиная с возвращения в Затонск Штольмана. По сути, гипнотизер мог стоять за любым из них – как исполнитель, или вдохновитель. Мог подталкивать отчаявшихся, озлобленных, вроде Тобольцева, затаивших жажду мести, или наживы. Но как это определить, и не поддаться соблазну все преступления списать на Крутина?
Кроме расплывчатых идей нагнетания мрака и хаоса, у преступника была одна конкретная цель – Анна Миронова. И девушка очень верно заметила – похитить ее не составляет труда в любой момент. Особенно для человека, владеющего гипнозом. Почему же он этого не делает?
- Какие преступления хоть как-то касались именно Анны Викторовны? Я имею ввиду – близких ей людей, – вслух озвучивает вопрос Штольман.
- Самое первое – убийство баронессы, - говорит Коробейников, - потом…
Он хмурится, опускает глаза. Но продолжает:
- То, прошлое дело, о смерти супруги Петра Ивановича. Ведь этот… мой, - он с отвращением кривится, - точно бы под суд его отдал!
Штольман кивает, никак не комментируя самобичевание помощника. И продолжает сам:
- Однозначно – дело … учителя химии, - лицо следователя каменеет, - Крутин даже изволил со мной побеседовать.
- Только ведь с Анной Викторовной те девушки не были связаны? – удивляется Коробейников.
- Зато вы сами, Антон Андреевич, при смерти лежали, - напоминает Штольман, - стараниями нашего гипнотизера. Выбрал-то он вас – возможно, именно как друга Анны Викторовны.
- Да уж, друг… - морщится Коробейников, - с таким другом, как этот… был… И врагов не надо.
- Давайте временно отставим покаяния, - обрывает Штольман, - по сути, она могла лишиться еще одного человека, которому доверяла. Если бы я не успел.
- Но почему так издалека? – удивляется Антон Андреевич, - баронесса, я… Если он пытается оставить Анну Викторовну в одиночестве, почему не родители? Она любит дядю, но если бы пострадал отец… Это было бы куда действеннее?
- Здесь вмешательство Крутина не потребовалось. Виктор Иванович справился сам.
Интересно, мог ли гипнотизер как-то «помочь» адвокату Миронову в поиске новой «великой любви»? Это многое бы объяснило. Потому что тот Виктор Иванович, которого знал Штольман, вряд ли бы надолго и всерьез пленился пустой смазливой девицей. Но если допустить причастность Крутина, выстраивается интересная многоходовка. Любимый отец Анны бросает семью. Как бы он ни старался, прежних отношений с дочерью уже точно не будет. Мать, погруженная в свои страдания, окончательно отдаляется от Анны. Погибает много сделавшая для девушки баронесса. Дядя оказывается в тюрьме. Следующей жертвой становится Коробейников…
- А потом – вы, - внезапно добавляет Антон Андреевич.
- Что вы имеете в виду? – поднимает бровь Штольман.
- Так этот «привет от жены» - тоже мог быть провоцирован Крутиным? … А потом еще и дуэль. Если бы вы и остались живы, то…
Да уж, в этом случае никакого доверия от Анны Викторовны ждать не следовало. Пусть не все удары Крутина достигли цели, как в случае с Петром Ивановичем и Коробейниковым, но… В результате "привета" Анна все равно оставалась одна, изверившаяся, разочарованная, озлобленная. Готовая в таком состоянии на все. Добровольно.
Может быть, дело именно в этом? И Крутину нужна не просто Анна сама по себе, а ее искреннее согласие следовать за ним?
Но в эти планы решительно не вписывалась Анна Викторовна. Ее Тень – да, послушно играла по правилам. Ожидаемо, и справедливо оскорбилась. Ничего не захотела слушать. Жаждала возмездия. Но именно в этот момент, назло всему, очнулась и победила настоящая Анна. Которая слишком любила Штольмана и доверяла ему. Для которой жизнь судебного следователя оказалась гораздо дороже и обиды, и загубленной репутации. Он не заслуживал этого, но Анна ринулась к в ночь к нему со словами – «Я знаю, что вы не могли предать!».
И спасла их обоих. Порушив все планы Крутина.
Если, конечно, их выкладки верны.
Что будет делать преступник теперь? Да все тоже, скорее всего. Упорно загонять Анну в угол, делая ее жизнь невыносимой. Отгораживать от близких людей. Что-то ему удалось. Виктор Иванович не пытается утешить и поддержать дочь. Любимый дядя махнул на племянницу рукой, и кажется, снова уехал в Петербург. Многие знакомые сторонятся.
«Мне больше некуда пойти, кроме полицейского участка…»
Да, почти как и раньше, у Анны Викторовны остались они - Антон Андреевич и Штольман.
Но тогда она права в своем стремлении «быть вместе»? И его попытки не опозорить девушку еще больше только ухудшают положение? Снова оставляют одну, лишая опоры и помощи?
Любое лекарство может стать спасением, или – отравой. А делать выбор и нести ответственность за чужую жизнь предстоит самому.
______________________________
Продолжение следует.
P.S.
Честное слово, размышления о дуэли были запланированы для этой главы еще до чтения истории "Дуэлянт". Все-таки наш универсум любит подкинуть похожие мысли...