У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

Аудиокниги и клипы по произведениям наших авторов теперь можно смотреть и слушать в ю-тубе и рутубе

Наш канал на ютубе - Ссылка

Наш канал на рутубе - Ссылка

Встроенный аудиоплеер на форуме все еще работает с перебоями, увы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Творческая мастерская » Про "телевизор в голове" - и его отсутствие


Про "телевизор в голове" - и его отсутствие

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

«Не мой хэдканон, но очень захватывающе!»(с)
из комментариев к фанфику.
 
Читала я тут всякое-разное на фикбуке, и поняла, что чем дальше – тем больше хочется обсудить такое понятие, как "хэдканон". Иначе говоря, тот самый телевизор в голове, который у каждого свой. Что он есть и как влияет на наши читательские симпатии/антипатии.
 
Наверное, в самом идеальном случае «канон-в-голове» должен совпадать с каноном авторским, но думаю, многие со мной согласятся, что это далеко не всегда так. Есть, конечно, произведения, по которым ни убавить-ни прибавить, не поспорить. Потому как у автора все ниточки подобраны, характеры раскрыты так, что ни к кому не подкопаешься, и точка поставлена правильно (ну, вот мне в качестве примера такого автора и произведения приводили «Иосиф и его братья» Томаса Манна) Но это реально авторы-монстры, произведений таких немного, и фанфиков по ним обычно не пишут, потому как: а) обычно это тяжеловесная классика и б) ну не впихнёшь туда больше ничего! Но чаще извращенному пытливому читательскому/зрительскому уму или его противоположности есть за что зацепиться, и дебаты между разными «я так вижу» возникают уже при обсуждении канона. А уж если у оригинала появляется продолжение, то хэдканоны плодятся и множатся в геометрической прогрессии.
Прошу заметить, что дальше я буду писать в основном о фанфиках, но имею в виду «продолжения вообще», поскольку грань между официальным продолжением чего бы то ни было и фанфикшеном – она в юридической области, никак не в творческой. Некоторое преимущество имеют разве что продолжения и прочие вбоквелы, написанные автором Самого Первого Канона – да и этот тезис постоянно подвергается сомнению со стороны обладателей «своих телевизоров».
   
Так вот, о телевизорах… Когда он (хэдканон) в голове есть – то как бы и понятно. Ты (читатель), оттолкнувшись от собственного понимания некоего канона, создал у себя в голове какие-то первоначальные образы героев, подкрепил их чтением фанфиков, которые, что называется «зашли» - а то и сам сел за клавиатуру. Наверное, у фикрайтеров этот самый хэдканон имеет наиболее четкие очертания (иначе я не понимаю, а как вообще писать) – но я сегодня о читателях, причём о тех, у которых телевизор в голове не то показывает что-то очень расплывчатое, не то вовсе не работает.
Похоже, бывает и так. На своём опыте я недавно убедилась, что можно интересоваться фэндомом и читать запоем фанфики, не имея в голове чёткого образа канонных героев. Оказывается «и так тоже можно», а я и не знала… Просто вдруг поняла, погрузившись в один ранее незнакомый фэндом, что заходит всё. И строгое следование канону, и лютые АУ, и еще более лютый ООС – ну, то есть я вообще не вижу, где там ООС, поскольку телевизор в голове выключен. И в этом фэндоме оценка (для меня по крайне мере) идет по критериям «язык, сюжет, обоснуй» - безотносительно того, кого автор канона изначально назначил на роль протагониста/антагониста, какую судьбу он уготовил героям, какие были первоначальные пейринги. Язык, сюжет, обоснуй… о! матчасть, какая шикарная матчасть! – и вот я уже запоем читаю как нечто абсолютно праведно-каноничное, так и совершеннейшую ау-шку, в которой канонные установки идут лесом с самого начала.
И вот, дочитав нечто (допустим дело происходит на фикбуке) я ставлю автору лайк и иду писать комментарий с целью поблагодарить за хорошо проведённое время. И тут вижу, что в то время, как я расслаблялась и получала удовольствие, в комментариях шёл бой кровавый за чистоту канона. И если первая мысль: «Холера, ну вот что вы лезете, дайте человеку дописать! Ненравитсянечитай!!!», то вторая мысль – но люди же борются за ту самую, авторскую правду. За автором созданное добро и зло. И в каком-нибудь другом фэндоме я бы сама пошла в бой. А тут не пойду, ни на одной стороне. Потому как мне и это понравилось – и вон то, строго по канону, понравилось тоже, и там я тоже написала восторженный комментарий и…
Блин, неловко-то как! Люди тут годами ведут священную войну, отстаивая свой видение, с аргументами-фактами и переходом на личности до кровавых соплей по монитору - и тут припёрлась я, такая «и нашим – и вашим». Всеядная. Потому как своего хэдканона по данному фэндому у меня в голове нет.
А вот по соседнему – есть. И там уже я с недоумением смотрела на тех, кто пишет восторженные комментарии многим авторам подряд, невзирая на их мощные идеологические разногласия. А оказалось – сама такая.
Вот, когда я осознала, что в одном фэндоме пасть порву за родной универсам, в другом не согласна с автором, зато принимаю как родную некую апокрифичную версию, ну, а в третьем съем всё, что пройдёт под планкой моего личного вкуса, мне стало интересно – как же это формируется? От чего зависит?
   
Софорумчане, а поделитесь своим опытом, пожалуйста. Реально интересно, как возникает читательская вовлечённость и начинает работать пресловутый телевизор в голове. Я вот буквально недавно столкнулась с такой амбивалентностью в собственном восприятии разных фэндомов. До того проще было.
И заодно - каково ваше отношение как писателя или «читателя, имеющего твёрдую позицию» к читателям, которым всё полезно, что в рот полезло? Вызывают ли подобные личности негативные чувства? А то я тут по темноте своей равно восхитилась фанфиками двоих, как я позже поняла, непримиримых противников. До сих пор неудобно))

+6

2

Спасибо за отличную статью!
Для меня тут дело в личной вовлечённости. Есть герои, которые мне дороги, я знаю их до чёрточки, выискиваю эти чёрточки в каноне. Сразу скажу, что это касается не только фэндома по АДъ. Но есть фэндома, герои которых мне не настолько дороги, я их не настолько знаю. Потому тексты буду воспринимать с точки зрения того, как они написаны, а не того, насколько каноничны получились герои.
Хотя опыт (прямо скажем, не самый богатый) чтения фанфиков говорит мне, что там, где текст хорошо написан, герои, как правило, адекватны себе. Разниться могут нюансы. Если же автор беспомощен в передаче героя, то и язык у него соответствующий, и сюжет, и глубина мысли.
Моя так думай.

+6

3

По АД не буду читать фанфик, где герои далеки от тех, которых показал мой телевизор. А вот по ГП читала, если интересно и с обоснуем. Гермиона сколько угодно может меняться за лето и выходить замуж за кого ей только вздумается. А вот Аня с Яшей — это святое!   ;)
Был ещё один фандом, где герои фанфиков меня зацепили даже больше, чем канонные. Хотя нет, вру,  мне нравился друг главного героя и нравились фанфики, где его характер был каноничным, т. е., соответствующий моему телевизору, а вот парочка главных героев в телевизоре иногда очень раздражала и вызывала неодоумение. И когда я взялась писать по тому фандому, нарочно в своих нетленках немного меняла их характеры, выпячивала милое и смешное, а подлое и лживое сводила к минимуму. А вот своего любимого героя, очень на это надеюсь, оставляла таким, каким его увидела на экране.  :unsure:

+3

4

Atenae написал(а):

Для меня тут дело в личной вовлечённости. Есть герои, которые мне дороги, я знаю их до чёрточки, выискиваю эти чёрточки в каноне. Сразу скажу, что это касается не только фэндома по АДъ. Но есть фэндома, герои которых мне не настолько дороги, я их не настолько знаю. Потому тексты буду воспринимать с точки зрения того, как они написаны, а не того, насколько каноничны получились герои.

Подумалось вслед: условно говоря, у любого канона есть две составляющие - мир и герои, главные, второстепенные и прочие. И получается для того, чтобы в голове нарисовался какой-то определённый хэдканон, "зажегся свой телевизор", нужно вовлечься первым делом в героев? Именно в героев, не в мир. Если заинтересовал мир, а герои прошли как-то вскользь - то и телевизор не зажигается, и по итогу выходит "я всё ем"?

Atenae написал(а):

Хотя опыт (прямо скажем, не самый богатый) чтения фанфиков говорит мне, что там, где текст хорошо написан, герои, как правило, адекватны себе. Разниться могут нюансы. Если же автор беспомощен в передаче героя, то и язык у него соответствующий, и сюжет, и глубина мысли.

Насчет адекватных героев могу поспорить - есть очень талантливо написанные продолжения, которые аккуратно и с обоснуем переворачивают канон с ног на голову (ну хотя-бы набок))) У которых отрицательные персонажи внезапно становятся положительными и наоборот; и это ведь тоже чей-то хэдканон. Конечно, порою такие вещи пишут исключительно для эпатажа - но вот они как раз ни уму, не сердцу. Но иногда написано вполне себе талантливо, искренне и с душой - ну вот просто ассоциирует себя фикрайтер с канонным протагонистом. И необязательно это "назло маме отморожу уши, но докажу, что автор был неправ, а чёрное это белое". Иной раз автор сам оставляет массу дыр в сюжете и в логике, которые для вовлечённого читателя не объясняются иначе, чем "всё было совсем не так".

+4

5

Jelizawieta написал(а):

А вот по ГП читала, если интересно и с обоснуем. Гермиона сколько угодно может меняться за лето и выходить замуж за кого ей только вздумается.

О, с ГП это очень частая история! Отношу это на счёт многочисленных дыр в логике и достаточно картонных персонажей, когда действительно безразлично, кто и с кем.

+3

6

Очень интересная тема, Оля.

Что могу сказать про себя - у меня критерии отбора чтения, тем более фанфикшена очень строгие. И если я пошла искать по какой-то книге/фильму фанфик - значит, кино в моей голове уже снялось. И понравился этот мир, зацепил, встревожил, ОЧЕНЬ сильно. И при этом, нет ощущения, что тебе сказали в каноне все возможное.

Для меня не требует продолжений практически вся классика. Да, я могу теоретически порассуждать, поспорить на темы "А если бы Лариса вышла за Карандышева", и т.д., но читать об этом - даже талантливо написанные истории я не буду. Нет такой необходимости.

Кстати, упомянутый "Гарри Поттер" для меня тоже абсолютно законченное произведение, и никакие сюжетные выверты, соединенные пары и прочее меня не озадачивают. Я пыталась читать фанфики, но скорее просто из любопытства. В итоге, больше всего люблю читать подборки смешных ляпов из этих фанфиков. А все остальное могло быть хорошо, красиво, интересно, но абсолютно ничего не добавляла к канону.

По-настоящему и надолго я увлеклась фанфиками в связи с Шерлокианой. И вот тут да, жадно добирало то, чего не додал канон, а именно - личную жизнь сыщика. Хотя, если попадались истории просто в духе сэра Артура, с хорошим расследованием и адекватным Холмсом, тоже была рада продлить свое общение с героями таким образом) И мне были очень важны главные персонажи и их характеры, и мир викторианства. Я не читала АУ-современность, я не читала слэш (я его в приницпе не читаю), я не читала перевертыши с хорошими злодеями, не читала про Холмса-истеричку и т.д. Не читала истории, где сводились Холмс и Ирэн. Увы, все эти фильтры проходило слишком малое количество работ))) И как-то они были в стороне от основных интриг и битв, поэтому тут ничего не могу сказать про других отзовиков и читателей. Ну а чтобы обозначить и доказать свою позицию, отвечая даже не конкретным людям, а укоренившемуся мнению что Холмс - женоненавистник. я просто написала свою длиннющую подробную статью исследование канона).

Второй раз, и даже сильнее меня шандарахнуло уже АДЪ))) Правда, после первого сезона я тоже прохлопала почти все сражения, куда-то успела к шапочному разбору. Но, как мне кажется, таких сильных расхождений во взгляде на героев тогда все-таки не было. Спорили по каким-то деталям, скорее. Безусловно, варианты характеров и их подача были разные, но чего-то одиозного тогда было мало. И оно неприятно изумляло, зато сразу сигналило, что с этим автором тебе не по пути.

А вот сейчас Пангея распалась окончательно. Но я четко знаю, какие континенты меня устраивают с каким климатом и растительностью) Там и пасусь. И мне, как читателю все-таик интереснее сами герои, чем мир. Ради 19 века, даже хорошо и красиво воссозданного, читать про героев, у которых поменяли характеры и прочее, я не буду. Лучше пусть будет современность, но с настоящими персонажами.

Я не могу читать фанфики по второму сезону, которые просто исправляют финал, и приводят героев под венец, оставив за ними все совершенные ранее, согласно сюжету некрасивые поступки. Потому что про этих персонажей мне не интересно, и счастья им не хочется. Если автор говорит, что все было иначе, и находит объяснения, которые исправляют именно те самые дикости с браком и прочее - вот это уже надо посмотреть. Если язык, матчасть и прочее на уровне - буду читать.

Но, справедливости ради, бывает, что просто не заходит. И автор грамотный, и мир продуман, и характеры вроде выдержаны, и черное - черное. а белое - белое... А не идет. Невкусно.

По поводу всеядности, думаю, дело как раз в тех самых критериях. У меня они таковы, что сильно ограничивают выбор. И я физически не могу иначе. Но у кого-то критерии горзадо мягче, иной раз чуть не буквально, чтобы героев звали так же, и внешность привычная. Все... Достаточно, чтобы ощутить себя опять в том мире. Меня это тоже удивляет. Но если у людей начинаешь допытываться, часто можно услышать - "Да, это не канон, да все другое, но хоть что-то, хоть какая-то иллюзия есть...".

В конце-концов, если всеядный читатель не пытается намеренно стравливать разных авторов, что в его всеядности плохого для других? И, вполне возможно, разные работы для него вполне похожи - какими-то поднятыми проблемами, эмоциональными качелями, локациями, в которых происходит действие. Он вылавливает из текстового массива именно это, и утоляет свою жажду.

+5

7

SOlga написал(а):

Реально интересно, как возникает читательская вовлечённость и начинает работать пресловутый телевизор в голове.
И заодно - каково ваше отношение как писателя или «читателя, имеющего твёрдую позицию» к читателям, которым всё полезно, что в рот полезло? Вызывают ли подобные личности негативные чувства?

SOlga, пройдусь по Вашим яшмовым вопросам, разделив их на смысловые блоки.
1. Как у меня возникает читательская вовлечённость?
Поскольку в отношении художественных произведений я, если можно так выразиться, антиэскапист, и не ухожу в книгу/фильм отдыхать от мира, а, напротив, фанатею от мира и от его возможностей/ограничений, которые даны нам в Замысле (например, воодушевлён тем, насколько хорошо сработан человек: даже в нашем повреждённом первородным грехом мире, где всё наперекосяк, Бог воплотился в человека с падшей природой, нашёл баг и показал, как исправить; то есть даже повреждение не смогло катастрофически сломать человека, так он надёжно сделан), так вот, воодушевляет в художественном произведении именно его влияние на мою жизнь, а через меня (а также через других любителей этого произведения) на мир. Вот это самое-самое притягательное лично для меня. Например, как с помощью первого и второго сезона "АДъ" была отрефлексирована уважаемыми и симпатичными мне людьми губительность либерального (потребительского) отношения к культуре для устойчивой самоорганизации моего евразийского Отечества, русской цивилизации. Первый сезон как культурное явление заштопал там, где "порвалась связь времён", а второй - сделал дыру ещё больше. Мне всё это безумно интересно.
Хотя именно объект интереса во многом иррационально отбирается. Я знаю, что, к примеру, известный историк и политолог Андрей Фурсов прямо "тащится" от "Гарри Поттера", потому что видит в нём справочник индоктринации и рекрутирования в англосаксонский мир. А меня "ГП" оставил абсолютно равнодушным (хотя моя сестра долго фанатела, писала фики и активно сидела на соответствующем форуме, но и она не смогла меня воодушевить на то, что это то самое "настоящее", по которому фанатею я).
Взять, например, моего любимого писателя современности Андрея Лазарчука: в его фантастических мирах я ценю именно дыхание реального мира. В многотонном и многовагонном составе "Кесаревны Отрады" я выделяю те вагончики, в которых повествование описывает наши 90-е. В эпике "Опоздавшие к лету" могу перечитывать (и додумывать судьбы героев) именно те места, которые так или иначе сопряжены открытым текстом с проблематикой нашего настоящего. В "Звёздных войнах" меня привлекал распад государства, логика переформатирования его пространства и судьбы граждан на этом фоне.
В "Метаморфозах" Дяченко привлекли герои - типичнейшие люди нашего времени: искусственно остановленный в душевном развитии недоросль (инфантилизация как попытка решения проблемы рынка труда при переходе от индустриальных к постиндустриальным производственным отношениям). Раз это типичнейшие люди, с ними хочется составить шарады, чтобы выпукло выявить и обдумать множество современных идей.
То есть, по большому счёту, привлекали в произведениях проблемы круга моей компетентности (как человека, живущего здесь и сейчас) и возможность составить оригинальные "шахматные задачи", помогающие эти проблемы прощупать.
2. Каково отношение к другим читателям, согласным или не согласным с моей оценкой произведения?
Приятно обсудить возникающие вопросы по поводу "шахматных задач" с единомышленниками. Спокойное принятие или безразличие к центрам кристаллизации другого способа прочтения. Например, желание автора женить Разумовского на Анне мне видится как ведущее к пустому множеству решений. И предлагаемые решения прочитываются мной как пустое множество, то есть не имеют никакого отношения к настоящему. А если вдруг имеют в виде нервотрёпки для дорогих моему сердцу единомышленников, я за своих заступлюсь/постараюсь убедить их, что тема не стоит выеденного яйца.

Отредактировано Старый дипломат (18.02.2023 22:27)

+5

8

Интересная дискуссия. Как у вас все серьезно. А мне почему-то фанфики не нравились, как жанр, я зануда. Мне канона довольно. Когда-то пыталась читать продолжения Холмса, не зашли. Именно фанфики впервые попались на глаза после прочтения ГП. Показались скучными. ДжК пишет отлично, у нее прекрасный язык. В фанфиках никакой красоты. Они же в основном отталкиваются от перевода, а официальный мне не понравился. Ну и вообще, ощущение, что в оригинале есть все, и больше ничего не надо. Тем более слэш и прочие извращения.

С АДъ я впервые читала фанфики жадно, мне хотелось продолжения. Но, наверное, именно из-за  того, что я хотела продолжения именно фильма, мне не были интересны всякие золушки или истории про Дмитрия и Сашу. Хотелось читать о "настоящих" героях, а не таких, которые носят их имя и живут в наши дни. Прочла из любопытства, некоторые неплохо написаны, но воспринимаются, как нечто отдельное.

Никогда бы не подумала, что мне захочется их писать)))

+5

9

Lada Buskie написал(а):

Интересная дискуссия. Как у вас все серьезно. А мне почему-то фанфики не нравились, как жанр, я зануда. (...)
Никогда бы не подумала, что мне захочется их писать)))

Лада, в теме "Звёздные войны" есть текст предисловия к фанфикам, в котором я писал, как дошёл до жизни такой, с фанфиками-то )) В 42 года, вместо того, чтобы готовиться к поездке на Всемирный газовый конгресс в Токио, вдруг за один день написал фанфик о том, как граф Дуку ушёл из Ордена джедаев. До этого я не читал никаких фанфиков, кроме работы Вячеслава Рыбаков "Трудно стать Богом", это продолжение (и в самом прямом смысле фанфик, потому что известный китаист Рыбаков с 9 лет являлся страстным поклонником Стругацких) повести "За миллиард лет до конца света".
Хотя для вящей точности отмечу, что повесть про графа Дуку - это всё-таки второй фанфик в моей жизни. Первый был придуман и исполнен в жанре устного творчества лет в девять, потому, что в библиотечной книге Уэллса отсутствовал десяток страниц окончания "Пищи богов", а моя будущая жена была большая любительница пересказов в моём исполнении. И вот, когда я дорассказал до прочитанного обрывающегося конца, было просто немыслимо бросить героев без толкового завершения - ну, и придумал (не совсем из головы, а опираясь на логику завершения этим же автором его "Войны миров"), что гиганты вдруг вымерли из-за внутренних болезней: сердца их стремительно износились, потому что поднимать кровь на такую высоту было делом непосильным.
Так что никто из заядлых книгочеев не застрахован ни возрастом, ни профессией, ни наличием или отсутствием семьи и т.д, от того, что вдруг нагрянет сюжет по понравившемуся произведению, и захочется это произведение прочитать. А поскольку его нет в природе, придётся писать самому!  :writing:

+6

10

SOlga написал(а):

Получается для того, чтобы в голове нарисовался какой-то определённый хэдканон, "зажегся свой телевизор", нужно вовлечься первым делом в героев? Именно в героев, не в мир.

Вот с этим совершенно не могу согласиться. Самый очевидный контрпример: поклонники Толкина в массе своей - это именно поклонники Арды, а не фанаты Фродо, Турина или Феанора. А ведь такого количества убеждённых пуристов, как в толкиновском фандоме, ещё поискать.
Касательно заявленной темы как таковой - я не знаю, что такое "всеядность". Если мне интересен фандом, то фанфик по нему должен либо строго соответствовать канонным реалиям, либо быть  AU с конкретной и обоснованной точкой бифуркации.

+2

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » Творческая мастерская » Про "телевизор в голове" - и его отсутствие