Вера Яковлевна Штольман была очень рассержена. Вообще Верочка редко сердилась. Она верила в то, что добрым словом и добрыми делами можно добиться всего. Но сейчас она сердилась. И самое странное было то, что причина её недовольства не была живым человеком. Это был дух, которого она знала с самого раннего детства. Впервые она увидела эту женщину в пятилетнем возрасте. Стройная невысокая брюнетка в платье по моде десятилетней давности, возникла в детской и долго, пристально смотрела на Верочку, которая с увлечением слушала сказку про Щелкунчика. Сказку читала няня Варя. А книгу накануне принес дочери отец. Верочка была так увлечена тем, что читала Варя, что не сразу заметила стоящую в углу даму. Увидев её, Верочка удивилась тому, что не слышала как дама вошла. Но, вспомнив наставления мамы, вежливо поздоровалась. Варя прервала чтение и посмотрела в тот угол, к которому обращалась Верочка.
- Ты устала? Не интересно?
Варя казалось вовсе не обращала внимание на незнакомку. А сама незнакомка внезапно исчезла как не было. Верочка моргнула, потерла ладошкой глаза и решила, что ей показалось. Варе она ответила, что не устала и ей очень интересно. Вечером вспомнив о странном происшествии, поделилась с Митей. Митя же посоветовал рассказать маме о непонятной гостье. Верочка и рассказала. А мама вдруг взволновалась до того, что вскочила с края кровати, где сидела возле засыпающей дочери, и стала быстро ходить по комнате. Потом взяла себя в руки и снова присела рядом с Верочкой.
- Милая, обещай мне, что если снова увидишь эту тётю, то сразу позовешь меня!
Верочка пообещала. Она немного испугалась маминому волнению. Мама всегда была тем островком надёжности, где всегда можно было найти успокоение и утешение от любой неприятности. Даже папа, который был самым сильным и надёжным в мире, говорил, что мамино присутствие ему необходимо для спокойствия.
Правда незнакомая гостья после этого случая долго не появлялась. Снова Верочка увидела её через три года. К тому времени она уже знала, что это дух. И знала, что видеть духа могут только они с мамой. Незнакомка снова появилась, посмотрела на Веру и пропала. И снова Верочка рассказала об этом маме. Мама помолчала, а потом задумчиво произнесла "Она нехороший человек. Но несчастный. Если она станет с тобой разговаривать, не верь ей. Она часто обманывает". Вера носила фамилию Штольман. И очень плохо относилась ко лжи. Маме она верила и потому решила про себя, что не станет говорить с пришелицей, если та снова появится. Но дух темноволосой незнакомки не появлялся больше. А вскоре Верочка почти забыла про эти визиты. Слишком стремительно менялась жизнь их семьи и страны. Штольманы уехали в Швейцарию, в Цюрих. Новые впечатления, новые знакомства вытеснили из памяти короткие и непонятные появления духа. Через год в Цюрих приехал Петр Иванович Миронов с женой Еленой Дмитриевной и сыном Ваней. Ваня был ровесником Мити Штольмана. И мальчики всё время проводили вместе. Верочку они иногда брали с собой на рыбалку или погулять в парке. Но если рыбачить Вере нравилось, то гулять с мальчишками, которые постоянно пытались устроить рыцарский турнир на палках или скачки с препятствием по кустам, она не очень любила. Проблема решилась с приездом бабушки и дедушки. Бабушка Маша с удовольствием составила компанию внучке в прогулках по парку. К тому же бабушка всегда готова была поделиться с Верочкой рассказом о том, какой была мама в детстве. Эти рассказы Верочка любила. Хотя мама в них совсем не была похожа на ту маму, которую знала Верочка. Маленькая Аннушка в бабушкиной интерпретации была идеальным и послушным ангелочком. Вера даже спросила как-то у мамы правда ли, что в детстве она всегда была послушной и аккуратной. Мама засмеялась и ответила, что она была сорванцом в юбке. А бабушка просто очень её любит. А вот о проказах Ани Мироновой лучше рассказать может Петр Иванович. Он часто её выручал и прикрывал от родительского гнева. Тут Анна спохватилась и переспросила у дочери с чего это её заинтересовали мамины детские проказы. Вера честно ответила, что не очень поверила в то, что рассказывала бабушка. Мама снова засмеялась, а потом вздохнула.
- Понимаешь, Верочка, бабушка долго не могла принять то, что со мной духи говорят... А ей хотелось, чтобы я была такой же, как и другие девочки. Вот она и придумала меня послушную и воспитанную. Нет, я по большей части слушала родителей. Но иногда делала то, что их огорчало ...
Верочка обняла маму и поцеловала. Она не могла себе представить, чтобы мама кого-то огорчила. Мама была сама доброта. И всегда готова была помочь и пожалеть. Её все любили. Она так и сказала об этом маме. Анна улыбнулась в ответ. Но улыбка была немного грустной.
- Нет, моя хорошая. Не все меня любили и не всегда. Но мы об этом сейчас не будем. Когда нибудь, когда ты станешь совсем взрослой и встретишь человека, с которым тебе захочется жить и дышать вместе, я тебе расскажу о том, что не всем можно доверять и не всех стоит жалеть. Папа об этом знает больше, но расскажу лучше я.
*****
Прошло десять лет. Много событий уместилось в этот отрезок времени. Год назад закончился швейцарский период жизни Штольманов. Они вернулись в пылающую Россию. Отец долго и мучительно решался на это. Поначалу он хотел поехать сам. Но мама твёрдо сказала "Я с Вами, Яков Платонович. Как Вы только могли подумать о том, чтобы оставить меня одну!". Маму неожиданно поддержал Митя. А Верочка просто подошла к маме и взяла её за руку. Штольман старший посмотрел на них почти с отчаянием.
- Не могу я вами рисковать. Обживусь, устроюсь и потом....
Анна насмешливо вскинула брови. Так обычно делал её муж, когда собирался сказать что-то язвительное.
- Что потом? Выпишите нас как бандероль? Яков, если ехать, то вместе. Неужели забыл? В горе и в радости...
Штольман безнадежно махнул рукой и Анна улыбнулась. Муж сдался.
О том, как прощались с Петром Ивановичем, как относили цветы на могилы дедушки и бабушки, как долго и тяжело ехали до границы, Вера вспоминать не любила. Доехали и хорошо. Вместе со Штольманами в Россию вернулась и семья Ульяшиных. В Петрограде было холодно и голодно. Но как-то всё устроилось. Особняк Штольманов был давно продан. Якову Платоновичу удалось снять вполне пристойную квартиру. И каким-то образом он нашёл взаимопонимание с революционным матросом Прошкиным, который теперь возглавлял отдел по борьбе с уголовным и бандитским элементом. Андрей Иванович Прошкин был человеком не сильно образованным, но неглупым. И оценил знания и умения бывшего чиновника по особым поручениям и сыщика. По рекомендации Штольмана с ним вместе на службу взяли и Михаила Ивановича Ульяшина. Позже к отцу в помощь подтянулись и близнецы. Штольману даже паёк выдавали. Без него было бы совсем трудно. Анна пошла в больницу и там с радостью приняли её помощь. Митя через пару месяцев оказался на фронте. А потом и вовсе стал командиром нарождающейся Красной Армии. Митя и привёл в дом друга Владимира Серебрякова. И Верочка пропала. Как и сам Володя. Отец поначалу отнёсся к Серебрякову весьма недоверчиво. Даже ревниво. Митя посмеивался. И только мама всё поняла сразу. И потихоньку стала готовить мужа к тому, что дочь нужно отпустить в свою жизнь. Штольман хмурился, сердито барабанил пальцами по столу, но видя каждый день как расцветает Вера, понемногу смягчался.
Как ни странно, но любовная лихорадка не мешала учёбе. Наоборот, Вера чувствовала такой прилив энергии, что готова была освоить всю врачебную науку за короткое время. Она успевала и на занятия, и в больницу помочь маме, и на свидания с Володей. Осенью Владимир сказал, что им с Митей предстоит надолго уехать. Положение на фронте было сложное. И Вера, испугавшись разлуки, сама предложила оформить брак. Благо теперь это было сделать проще, чем в своё время родителям. Они решили расписаться и вечером Вера сказала об этом маме. Анна обняла дочь.
- Я так рада за вас. Папе я сама скажу. А теперь... Помнишь я когда-то обещала тебе рассказать нашу историю? По моему пришло время.
Весь вечер Штольман беспокойно поглядывал на дверь в комнату дочери, где заперлись Анна с Верой. Нет, двери не закрыли на ключ, но Анна строго сказала "Не входи. Нам с Верой нужно поговорить". Яков догадывался, что дело идёт к свадьбе, но неужели об этом нужно говорить два часа кряду? Он уже и бумаги, что принес со службы просмотрел трижды. И чаю выпил две чашки. Хотя, что это за чай? Одно название. Напиток из сушёной моркови ничем не напоминал чай. Зато к нему был мёд в маленькой баночке. Мёд принесла Анна. Его ей подарила мать раненого бойца, за которым Анна ухаживала после операции.
Дверь из комнаты Верочки отворилась и оттуда вышла жена. Штольман подскочил с места.
- Что так долго? Что-то случилось?
Анна покачала головой и легко вздохнула. Глаза её подозрительно блестели и Яков всерьёз испугался.
- Аня?
Анна прижалась к его плечу и погладила по щеке.
- Всё хорошо. Наша дочь выходит замуж. А я просто вспоминала нашу с тобой историю... Какое счастье, что дядя подарил мне велосипед!..
Яков обнял её. Никогда у него не получалось подобрать быстро слова о том, что распирало изнутри. Куда привычнее было об уликах и мотивах преступлений. И сейчас слова не шли на язык. Он кашлянул.
- Всё таки замуж...
Анна вскинула голову, посмотрела ему в лицо и улыбнулась.
- Она счастлива. И они любят друг друга. Всё будет хорошо. К тому же Верочка пока останется с нами. Ей нужно закончить учебу. А мальчики скоро уйдут на фронт...
Анна снова вздохнула. Теперь уже Штольман погладил её по плечу. Они вместе выпили ещё чаю и ушли в свою комнату.
Вера после того, как мама вышла из комнаты, ещё долго сидела неподвижно у стола, невидяще глядя в темноту за окном. История, которую ей рассказала Анна, потрясла её. Она всегда знала, что родители любят друг друга. Но только теперь поняла насколько глубока эта любовь. Насколько сильна связь двух душ, нашедших свою вторую половинку. Это проявлялось в большом и малом. И Вере подумалось о том, что на меньшее она не согласна. Только так, чтобы жить одним сердцем. Внезапно сбоку дохнуло ледяным ветром. Вера повернула голову и увидела у окна ту самую даму, о которой почти забыла. Теперь она знала как её зовут. И какую неприглядную роль она когда-то сыграла в жизни родителей. Нежинская смотрела насмешливо и немного заносчиво. Губы кривились в саркастичной улыбке.
- Какую розовую сказочку тут поведала Ваша маменька! Неземная любовь... И что в итоге? Нищенская жизнь в нищей стране. Если бы Ваш отец не был так глуп, то жил бы сейчас в Лондоне припеваючи.
Вера вспыхнула. Решение не разговаривать с этой женщиной, принятое когда-то, она забыла. И сейчас сожалела только о том, что это дух. И нельзя кинуть в него чем нибудь тяжёлым.
- Такие как Вы не в состоянии понять, что значит совесть, Родина, любовь. Мне жаль Вас. Даже там, где Вы сейчас пребываете, Вы так и не поняли, что свою судьбу Вы выстроили своими руками.
Дух Нежинской расхохотался.
- Девочка, что ты понимаешь в жизни? Неужели в Цюрихе было хуже, чем в этом..
Петрограде?
Последнее слово она как выплюнула. Потом оглядела комнату. Скептически фыркнула на два довольно скромных платья, висящих на простенькой вешалке.
- Со мной Штольман мог стать богатым и респектабельным. А он выбрал эту...ведьму Миронову! Всё из за неё!
И спокойная обычно Верочка разьярилась. Она вспомнила о книге, подаренной ей Петром Ивановичем. И о двух заклинаниях из этой книги. Одно она запомнила. К сожалению оно было слабее второго, но сейчас это уже не имело значения. Вера вскочила и вытянувшись во весь свой небольшой рост, грозно нахмурила брови.
- Когда-то папа читал мне древнегреческие легенды. Там была история про отвратительное создание Химеру. С головой льва, телом козы и хвостом змеи. Она была источником опасностей и насылательницей заблуждений. Она дышала огнем и ложью. Не умела развиваться, лишь какое-то время существовать. Не имела привязанности к земле, на которой жила. Её убил герой Беллерофонт. Вы и есть самая настоящая Химера. И я не желаю Вас больше видеть!
Дух попытался засмеяться, но Вера вытянула руку, указывая на него пальцем и четко произнесла "Светом и тенью заклинаю! Солнце и ветер призываю! Уйди из моей жизни навсегда!"
Вера сама не ожидала того, что произошло после её слов. Дух Нежинской раскрывал рот, но ни звука не вылетало. А затем откуда-то налетел вихрь, подхватил фигурку в черном и пропал вместе с ней. Верочка обессиленно почти упала на кровать. Сердце колотилось как сумасшедшее. И внезапно очень захотелось спать. Из последних сил она разделась и забралась под одеяло. Уснула она мгновенно.
Утром Верочка встала с необыкновенно радостным настроением. Сегодня они с Володей станут мужем и женой. Ночное происшествие словно подернулось дымкой и отошло на задний план. Она была уверена, что этот дух её больше не побеспокоит. Впереди была жизнь. Вряд-ли лёгкая, но с тем, кого она любила всем сердцем.
Отредактировано IrisBella (20.03.2023 00:42)