За сельскохозяйственную консультацию спасибо Jelizawietе.
Товары и покупатели
«А вот кому арбузы, сладкие и сочные?
Купите хоть кусочек, недорого отдам!
Милейший, подходите, я знаю, время точное!
И сообщу его я за грошик только вам!»
(Артисты театра Владимира Назарова – «Арбузы». Песня из спектакля «Тень»)
Февральское небо над столицей очистилось, являя взгляду непривычно яркую, плотную синеву. Но сыщика она сейчас скорее утомляла, чем радовала. В его деле до пронзительной ясности было еще слишком далеко. Нужно было хорошенько обдумать новые факты, встроить в существующую схему, и решить, куда и как двигаться дальше.
Итак, что же получается. Пытаясь разжалобить Штольмана (вернее, его Двойника), Нина заговаривает о ребенке. Был ли этот вариант заготовлен заранее, или стал удачной импровизацией – неизвестно. ОднакоТень сыщика покупается, и приведенный аргумент действует безотказно. На тот момент ребенок существует лишь на словах – в его личном присутствии нет необходимости, да и Двойник никаких доказательств не ждет. Потому и мальчика ему никто предъявлять не спешит. Хотя, в этой странной игре подобная встреча, вопреки всем законам, тоже могла быть предусмотрена. Ведь почему-то от Володи требовалось говорить о тоске по матери так, словно его с трехлетнего возраста каждую неделю привозили к Нине на свидания в казематы Петропавловки…
Далее, Нежинской выносится приговор. Казнь заменяется каторгой, но вместо Сибири бывшая фрейлина попадает в палату для умалишенных. Дело сыщика напротив, идет к тому, что он скоро окажется на свободе. А значит, упомянутый сын его «супруги» должен появиться во плоти. Не беспризорник, и не воспитанник бедного приюта. Мальчик должен был вписаться в картину материнской любви Нины Аркадьевны. Следовательно, на своем опыте знать, что такое семья, и производить впечатление домашнего ребенка, попавшего в беду.
Но хорошие и любящие родители добровольно никогда не отдадут своего сына для подобной постановки. И поиск ведется среди тех, с кем действительно произошла трагедия. Враг убивает двух зайцев – получает подходящего ребенка, и возможность шантажировать помощью как мальчика, так и его родных. Ну а кому, как не врачу быть в курсе внезапных болезней, смертей, бедности и сиротства?
А ведь Крутин – врач. Он мог легко узнавать нужные сведения о мальчиках, подходящих по всем критериям. О тех, кто соответствует нужному возрасту, семейному положению, внешности. Примерно в это время случается пожар на квартире Голубевых, погибает мать и получает травму дочь. Люду привозят в детскую больницу. Брат и бабушка ее навещают. Подробности случившейся трагедии, отчаянное положение семьи становятся хорошо известны персоналу. Таким образом на Володю выходит Крутин, или его помощник. История с анонимным благотворителем звучит достоверно. Бабушка с радостью соглашается принять помощь на условиях филантропа. Володе рассказывают гораздо больше, ловко манипулируя чувством любви и ответственности. Назначив семилетнего ребенка мужчиной и чуть ли не главой семьи.
Разве он сам в таком же возрасте не ухватился бы за возможность вылечить маму, предложи ему кто-то тогда подобную сделку? Сыщик Володю прекрасно понимал. И тем сильнее становилась его ненависть к гипнотизеру и его соучастникам. Они втягивают в свои игры детей, не испытывая никакого волнения по этому поводу. Используют – и спокойно движутся дальше.
Есть ли шансы выйти на того самого доктора, через больницу, в которой лечилась Люда? Возможно. Но, если сейчас продемонстрировать интерес к этой семье, враг поймет, что сыщик знает, кто такой Володя. Мальчик, и его родные окажутся в большой опасности. Допускать этого ни в коем случае нельзя. Значит, нужно искать обходные пути. Спрашивать не о девочке, а о жертвах пожара последних пяти, скажем, лет. Но опять-таки, ему лично появятся в больнице не стоит. Если искомый доктор там и работает, то легко сложит два и два.
Видимо, с этим придется немного подождать. А в Затонске поговорить с Александром Францевичем, которому сыщик доверяет полностью. Милц уже от себя обратится к петербургским коллегам по поводу нужных сведений. Главное, предупредить, что доктор Мезенцев ничего не должен знать. Сергей Петрович появился в городе совсем недавно, по работе постоянно находится рядом с Анной, разбирается в гипнозе. Да, большинство преступлений было совершенно до его приезда в Затонск. Но он может быть просто помощником главного гипнотизера… Или напротив, Мезенцев и есть Крутин, а предыдущие убийства провоцировали и совершали его сообщники.
Сколько их всего? После разговора с Володей еще более четко обозначилась фигура некоего богатого, обладающего властью человека. Именно он утвердил мальчика на роль сына Нежинской. В дневнике Петра Ивановича так же описывалась встреча с неким Аристократом, который рассказал Миронову на приеме о возможности призвать Тень. Очень похожее впечатление – мудрости, понимания, силы произвел на Коробейникова тот самый «добрый» следователь из столицы, опять-таки заговоривший о страшной сказке Андерсена.
Что же, значит пока в центр паутины поставим Аристократа. Вторая фигура, явно существующая во плоти – Доктор. И это разные люди, потому что по крайней мере Володя видел их одновременно. И судя по всему, гипнозом владеют оба. Из известных сыщику людей на роль Доктора могли претендовать двое – Скрябин и Мезенцев. Первый с конца осени сидит в сумасшедшем доме. Мезенцев приехал в Затонск только зимой. И зимой же Володя почти перестает получать весточки от родных. По каким-то причинам почтальон появляется лишь один раз. В конце декабря.
Потому что сошел с ума, а замену ему отыскали не сразу? Или был вынужден бороться с эпидемией дифтерии, и не имел никакой возможности вырваться в Петербург? Или это и вовсе кто-то третий, успешно скрывший свои медицинские познания, и не попавший пока в поле зрения сыщика?
Сложность в том, что у Штольмана сейчас нет никаких полномочий. Вернее, они имеются – на бумаге. Но воспользоваться ими для поисков настоящего Крутина – признать свою осведомленность. А преступник должен быть убежден, что полиция полностью верит в виновность Андрей Петровича Клюева. Действовать придется почти вслепую. Как и тогда, в 1889-м году. Но теперь Штольман просто обязан победить.
Жаль, что, как и Анну, Володю нельзя вывести из игры. Мальчик тоже это понимает. Он наотрез отказался исчезнуть из пансиона, - ведь отыграться в этом случае могут на его сестре. Испытания явно заставили Володю резко повзрослеть. Но он и сам по себе умный мальчик. И честный. Ведь мог отмахнуться от странностей всей этой истории, решить, что его подоплека событий не касается, и спокойно жить дальше. Его же мучает не только тревога за бабушку и сестру. Но и последствия организованного обмана для других людей. Для Штольмана.
... Володя не взял фотографию Ирины Федоровны. Долго держал в руках, а потом решительно протянул сыщику.
- Если она останется у меня, я все время буду бояться, что ее увидят. Найдут… Что-то заподозрят. Тот человек узнает, что я нарушил договор. У меня и так, - оглянувшись вокруг, мальчик перешел на шепот, - есть снимок Люды. Я его спрятал, и постараюсь не трогать лишний раз. Но с маминой… могу не выдержать…
Он снова заморгал и отвернулся. А потом сказал:
- Принесите, пожалуйста, фотографию в следующий раз. И я опять посмотрю. Так, чтобы никто не видел…
Если когда-нибудь удастся лично познакомить Володю и Анну, они точно найдут общий язык. Две храбрые чистые души, по которым ударила чья-то черная ненависть. А они все-таки устояли.
Но опасность грозит по-прежнему. Володя должен быть под присмотром – и не только Данилина, у которого есть и другие обязанности воспитателя. Рядом с Анной есть родители, которые теперь знают правду, и готовы защищать дочь. Но удастся ли им это? Особенно, если учесть, что там же рядом обитает дядюшка, которого контролирует Тень.
Нет, нужно как можно скорее возвращаться в Затонск!
- Сударь, не желаете ли что-ничуть пробрести?
Сыщик, замерший у витрины, где были красиво разложены идеально ровные и блестящие муляжи фруктов, обернулся. Несмотря на мороз, молодой приказчик широко распахнул двери, приглашая возможного покупателя внутрь.
- Апельсины, лимоны – наилучшего качества! * – продолжал зазывать парень.
Штольман усмехается неожиданной мысли. А вдруг?
- Любезный, а ежевики у вас нет?
Лицо приказчика выражает искреннее огорчение.
- Увы, нет, сударь. Очень капризная ягода, ее и в теплице зимой не вырастишь! ** А вот виноград, - оживляется он, - предложить могу!
Но сыщик, нахмурившись, отвечает решительным отказом.
- Нет. Благодарю, но виноград никак не подойдет.
… Анна как-то упомянула, что от одного вида винограда ее теперь бросает в дрожь. В этом вопросе не страдавший излишней чувствительностью Штольман был с ней совершенно солидарен.
***
Дядюшка вернулся под вечер, о чем семью оповестила исполненная несколько мимо нот, но с чувством строка из неаполитанской песенки:
- О соле… о соле мио!!! ***
Что-то загрохотало, падая. Анна, не выдержав, отперла дверь своей комнаты, и выскочила на лестницу. Следом шмыгнул Пушкин. Прямо на ступенях выгнулся домиком, и зашипел.
Дядя замер внизу, держа в объятиях упавшую вешалку. То ли не успел вернуть ее на место, то ли не торопился с этим, дабы самому не упасть. Судя по всему, угощался он не только чаем с шоколадными конфетами.
- Аннетт! – лучась избыточным счастьем, приветствовал племянницу Петр Иванович, - я вижу, тебе уже гораздо лучше. Очень рад, очень. А ведь Полин так расстроилась… Ее же к тебе не пустили! Сказали, что ты чуть ли не умираешь … Должно быть, наша воительница расстаралась? МарьТимофеевна на страже. Да в союзе с господином Штольманом! Кто бы мог подумать?
Анна растерялась и рассердилась одновременно. Опять она выдала себя, забыв о легенде, по которой должна сейчас лежать в постели без сил. Вот глупая! Она крепко, так, чтобы дядя это заметил, ухватилась за перила, делая вид, что ей трудно стоять.
- Нет, дядя, я и правда не здорова, - сказала Анна, - просто испугалась, когда услышала шум. Подумала, что с тобой что-то случилось…
- И выскочила на помощь, - понимающе закончил дядя, и печально закивал, - да-да, узнаю тебя, Аннетт! Но не беспокойся! У меня все хорошо. Даже так – замечательно! Жизнь обретает смысл и краски.
- И по какой же причине, позволь спросить? - возник на пороге кабинета Виктор Иванович.
- О, ВиктОр! – хитро заулыбался дядя, - я думаю, тебе эти причины оччень хорошо известны. Не так давно они тебе тоже вернули и молодость, и бодрость, и широту взглядов! Но я, в отличии от тебя… И кое-кого еще, - он быстро посмотрел на Анну, - человек свободный, и имею полное право на личное счастье.
Поверх пальцев, которые судорожно вцепились в полированное дерево, успокаивающе легла мамина ладонь. Мария Тимофеевна остановилась на лестнице, за спиной Анны, и чуть приобняла ее за плечи.
- Можно подумать, вы когда-нибудь отказывали себе в чем-то подобном, Петр Иванович! – фыркнула госпожа Миронова.
- Ну, МарьТимофеевна! – дядя выпустил вешалку из объятий, широко раскинув руки, - согласитесь, я довольно долго скорбел по моей несчастной супруге. Был верен ее памяти… Ну, почти. Не нужно смотреть на меня столь сурово! Уж в этом доме меня должны понять, как нигде. Ведь главное – это чувства, вы столько месяцев доказывали сей факт весьма … гм, рискованными способами! На этом фоне некоторые детали моей жизни можно просто не считать. Но раз я встретил даму, которая заслуживает того, чтобы скрасить мои одинокие годы, почему бы и не откликнуться мне на зов … сердца?
- Дядя, о чем ты говоришь? – охрипшим от страшного предчувствия голосом спросила Анна.
Кажется, она догадывается, что услышит сейчас. И понимает, к чему это может привести. Как же ей не хватает Штольмана! Как страшно понимать, что дядя сейчас – в стане врагов, пусть и против своей воли.
Тень купить нетрудно. А злодей снова все правильно просчитал.
- Дорогая моя, если все сложится хорошо, твоя подруга может стать членом нашей семьи, - объявил дядя, - Полин поразила меня до глубины души, и я намерен… в самое ближайшее время сделать ей предложение.
_____________________________________
*«Привоз апельсинов и лимонов. По материалам газет дореволюционной России».
«В зимние времена, когда стоят морозы, на фруктовом рынке появляются дары юга - апельсины и лимоны, выращенные под синим свободолюбивым небом Италии…»
https://pikabu.ru/story/privoz_apelsino … ii_7926755
** «Выращивание ежевики в теплице круглый год»
«Для начала потребуется отобрать наиболее подходящие для выращивания в теплице сорта ежевики. Оптимальным решением окажутся крупноплодные варианты, при выведении которых селекционерами были задействованы колумбийские варианты. Вес плодов варьируется от 20 до 25 г.»
https://eteplica.ru/yagoda-v-teplicax/v … plice.html
В конце 19 века подобные сорта ежевики в России еще не использовали.
***Произвол автора и Петра Ивановича. На самом деле неаполитанская песня «’O sole mio» была написана Джованни Капурро в 1898 году.
Продолжение следует.