У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

Аудиокниги и клипы по произведениям наших авторов теперь можно смотреть и слушать в ю-тубе и рутубе

Наш канал на ютубе - Ссылка

Наш канал на рутубе - Ссылка

Встроенный аудиоплеер на форуме все еще работает с перебоями, увы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Другая ночь » Глава 171. Убеждение.


Глава 171. Убеждение.

Сообщений 1 страница 50 из 76

1

Убеждение

«Конечно – принц, немножко скальд.
С рассвета я в седле.
Разбужен сном. Весь день скакал.
Вот – замок. На скале…»
(Стихи к музыкальному спектаклю «Тень» по пьесе Евгения Шварца. ... Автор неизвестен.)


- Петр Иванович назвал вас «необыкновенной девушкой». Но я была уверенна, что речь идет о свойствах … совершенно иного характера.

Осанка старой дамы была безупречной, а взгляд – непроницаемым. Только что Татьяна Васильевна наблюдала за тем, как ее внучка, повинуясь мягким подсказкам Анны, осторожно нажимает на клавиши рояля. Ноты звучали пока еще отрывисто и робко, но тем не менее, мелодия из них сплеталась вполне узнаваемая. Хотя перерыв в занятиях музыкой у девочки получился большой – сперва из-за несчастья и безденежья. А потом все силы, время и предоставляемые «благодетелем» средства были брошены на лечение Люды. Но ее пальцы, пусть и утратившие гибкость, помнили многое. Глядя на девочку, бабушка буквально светилась – от нежности, гордости, и едва сдерживаемого стремления подойти ближе, помочь, уберечь от возможной ошибки. Губы Татьяны Васильевны чуть заметно шевелились, беззвучно подпевая. Несмотря на тревогу, которая сделалась ее постоянной спутницей, в эти мгновения пожилая женщина выглядела расслабленной и почти счастливой.

Но как только медицинская сестра увела Люду в ее комнату – отдыхать, и Анна приступила к разговору сложному, но необходимому, Татьяна Васильевна точно облачилась в броню. Любая неожиданность, странность, выходящая за рамки, воспринималась ею, как очередная угроза хрупкому спокойствию маленькой семьи.

- Вы думаете, я обманываю вас, - просто и печально проговорила Анна.

Татьяна Васильевна не отвела глаз. Помолчала, и ответила чуть теплее:

- Возможно, нет. Вы молоды и впечатлительны. У вас богатое воображение, а оно способно смягчить … многое. Но настоящую потерю нельзя исцелить выдумкой. Я, по крайней мере, на такое пойти просто не имею права.

- Но это правда, Татьяна Васильевна, - я могу поговорить с вашей дочерью. Я видела ее. У Ирины ваши глаза. И у Люды такие же… Карие, яркие. Добрые…

- Вы видели ее потрет, - голос женщины упал почти до шепота, - или Володя рассказал вам…

Анна покачала головой.

- Я ни разу не встречалась с Володей. А фото мне показали уже потом…

Последнее она упомянула зря. Татьяна Васильевна сурово сжала губы, мол, ясно, чем питалась ваша фантазия…

- Ирина сейчас здесь, - тихо сказала Анна, чувствуя, как знакомый порыв воздуха коснулся лица, - у нее в руках кукла. В желтом платье, очень красивом. С белыми пуговками.

Искренний, убежденный голос, сосредоточенное лицо медиума, пугающий взгляд, направленный в никуда, - все это подействовало даже на Татьяну Васильевну. Но главным было сообщение о кукле.

- Да, я как-то всю ночь шила этот наряд, - медленно, точно она сама впала в транс, заговорила женщина, -  накануне было готово новое желтое платье к именинам Иринушки… И она сказала, что как было бы хорошо, если бы и ее «дочка» была одета так же. А я подумала – почему бы и нет, и вот, когда Ира уснула…

Татьяна Васильевна замолчала, крепко стиснула руки. Улыбнулась мучительно:

- Зато утром-то сколько радости было…

- Она помнит, - продолжала Анна, - Ирина все-все помнит, и хочет сказать сама… Через меня… Послушайте!

- Хорошо, - обессиленно выдохнула женщина.

Дух Ирины скользнул ближе. Анна приготовилась к холоду и к чужой боли, которая пойдет через ее собственную душу. Но она не испытала почти никаких неудобств, ее точно окутала мягкой пеленой, которая приглушила звуки. Да и чувства. Анне запомнилось только что-то очень светлое, пусть и печальное, как дождевые капли на стекле, в которых вспыхивают солнечные блики.

«Мама… Я так благодарна тебе… Я люблю вас… Передай детям… Не бойся, Люда поправится, я знаю… Спасибо, мама …»

Когда Анна пришла в себя, она увидела, что Татьяна Васильевна, закрыв глаза, и прижав к губам ладони, медленно раскачивается в кресле. Седая прядь выскользнула из строгой прически, упала вдоль щеки. Женщина машинально попыталась поправить ее, но пальцы дрожали и плохо слушались хозяйку. Анна встала, - слабости почти не было, - подошла к ней и осторожно коснулась плеча. Татьяна Васильевна вздрогнула сперва, выпрямилась, точно вновь пытаясь надеть доспехи… А потом крепко ухватилась за протянутую ей руку.

- Это был ее голос, - отрывисто заговорила женщина, - ее слова! Иринушки…

***

- Значит, дух говорил через вас, - повторил Штольман, и нахмурился, вспомнив, страшные показания, которые передавала через Анну Саша Тобольцева, - и как вы … себя чувствуете?

- Все хорошо, - она быстро огладила отвороты сюртука, - я почти и не заметила, как все случилось… А Татьяне Васильевне сразу стало легче. Только детям … я все объясню своими словами. Если они услышат именно голос матери, которой больше нет, это будет слишком … больно.

Яков обнял ее, прижал покрепче. Страшно представить, что когда-то его голос она услышит с той стороны… Нет! Анна глубоко вздохнула, давая себе слово, что такого не произойдет. Потому что у них будет, как в сказке – проживут долго и счастливо, и умрут в один день. А значит, и за грань уйдут вместе.*

«Я между прочим, спас вам жизнь. Ведь Жан Лассаль получил приказ от Нины устранить вас. И сделал бы это…»

Штольман притянул ее к себе еще ближе, хотя это, казалось, невозможно.

Нет уж, Анна Викторовна. Чтобы ни ждало там, за чертой, но одну я вас туда точно не отпущу!

В дверь деликатно постучали. Анна услышала над головой разочарованный и недовольный вздох, и не могла не улыбнуться. Даже если нет поблизости Антона Андреевича, кто-то другой непременно найдется. Это хорошо, наверное. О них помнят, они кому-то нужны. Только иногда это так не вовремя!

- Аннетт, Яков Платонович, вы не забыли, что время обеденное? – дядюшка понимающе подмигнул, и добавил, - между прочим, в меню имеются пирожки. С капустой…

Второй шумный вздох явно обещал дяде месть возможно и не скорую, но неотвратимую и разнообразную.

… Пирожки оказались не такими, как дома, но тоже очень вкусными. Бремя оживленного разговора на себя взял Петр Иванович, потому остальным, по разным причинам, вести беседу было нелегко. Володя и Люда изо всех сил пытались изобразить очень воспитанных детей, то и дело забывая об этом, переглядываясь, и тихонько подпихивая друг друга локтями. Татьяна Васильевна явно разрывалась между необходимостью сделать внукам строгое внушение, и желанием обнять обоих покрепче. Штольман с интересом наблюдал за воспитанником, которого впервые видел столь … живым. И похожим на обычного восьмилетнего ребенка. Анна же то вновь вспоминала Ирину, отчего горло перехватывало порой в середине начатой фразы, то думала о своей семье – и той, что у нее была всегда, с рождения. И той, которая будет уже так скоро. Вернее, есть!

- Анна Викторовна, - прозвучал вдруг очень вежливый, напряженный от волнения голос Люды, - скажите это очень трудно для девушки – стать врачом?

Девочка смотрела серьезно и прямо, сдвинув светлые брови. Анна твердо выдержала этот взгляд.

- Да, - честно ответила она, - это очень трудно. Нужно по-настоящему хотеть, много заниматься и работать. Но самое главное, помнить, что доказывать свои знания и умения придется всегда. Каждый день - заново. Хотя… Ведь так происходит с любым занятием. Особенно, если от него зависит человеческая жизнь.

Люда кивнула – спокойно и понимающе, точно повторяя про себя слова Анны – чтобы накрепко запомнить.

- Вот так, Аннетт, - заметил дядюшка, - у тебя уже появилась последовательница.

- Кажется, дело не во мне, - покачала головой Анна, - ты же еще раньше об этом думала, Люда?

- Да, - подтвердила девочка, - в Одессе. Нет, еще в Петербурге, в больнице. Это почти волшебство, правда? Вот кому-то совсем плохо. А ты знаешь, что делать – и делаешь. Ему становится лучше. И еще, еще… Человек снова разговаривает, ходит, улыбается. Возвращается домой, его встречают, радуются. И это ты ему помог. Он как будто второй раз появился в мире. Или это нехорошо – так думать? – прервала она сама себя, - как будто хвастаешься?

Она быстро обернулась к бабушке, которая с легкой растерянностью смотрела на внучку.

- А я считаю, что это просто здорово, - торопливо заговорил Володя, - и если ты станешь врачом, а кто-то вздумает над тобой смеяться, я его поколочу!

- Володя, - не выдержала Татьяна Васильевна, - такие вопросы решать силой бессмысленно!

- И тем не менее, порой это самое доходчивое объяснение, - неожиданно возразил Штольман.

- Яков Платонович! – возмутилась Анна.

- Володя, а вы уже думали о своем будущем? – обратился к мальчику Петр Иванович, - не сыщиком ли вы хотите стать?

Вероятнее всего, Петр Иванович просто уводил разговор в сторону, одновременно слегка подшучивая над избранником племянницы. Но неожиданно угодил в точку. Потому что Володя вдруг покраснел, пробормотал что-то неразборчиво, и попытался спрятать лицо за чашкой с чаем. Не одна Анна Викторовна умеет влиять на молодежь. Ох, не одна!

***

- Значит, Яков Платонович, собираетесь и дальше рисковать собой, и ввязываться в поединки? – сердито спросила она, не оборачиваясь.

Анна, в своем белом капоте и накинутой поверх шали стояла в коридоре второго этажа возле окна. Распущенные на ночь волосы свободно струились по плечам, так и маня зарыться в них, пропустить меж пальцев, прижаться губами… Но покамест Штольман просто замер у нее за спиной – близко-близко.

- Никто не смеет обижать вас, - ровным голосом сообщил он.

- Мои обиды не стоят вашей жизни! – высказала она чернеющему за окном саду.

И замолчала, ощутив на виске его дыхание. Злиться расхотелось, захотелось обнять. И не отпускать ближайшие сто лет, может быть, хотя бы так с ним ничего плохого больше не случится? Она обернулась, собираясь исполнить свое намерение. Но ее опередили, ужасно отвлекая от темы разговора запрещенными методами.

Хитрый! Любимый. Самый лучший… Неужели он не понимает, что она не сможет без него?

Обиделась, разгневалась, обняла. Никогда они не придут к согласию, говоря о поединках. Но, с другой стороны, Аня, одобряющая дуэли, это нечто из ряда вон, неправильное и страшное. Это Тень… Так что, никакой другой реакции и не стоит ждать. Просто, по возможности, не поднимать при Анне эту тему. К тому же, сейчас она особенно уязвима…  Как он мог об этом забыть?

Гнев и страх отступали, таяли, бессильные перед волной тепла и нежности, которая захлестнула ее с головой. Хотя бы дядя не появился здесь! Он конечно, все понимает, да и свадьба уже не за горами, но лучше не надо. Уж эти мужчины со своими поединками! Но Анна просто хочет побыть со своим мужем, потому что очень соскучилась, и столько раз уже могла его потерять. А венчание еще нескоро... Она устала ждать. И Штольман тоже.

Анна отстраняется, заглядывает ему в лицо, проводит ладонью по щеке. Улыбается, произнося лишь им двоим понятные слова:

- Яков Платонович, отдохнуть вам надо…

_______________________________________

* "Жили они долго и счастливо, и умерли в один день" - мысль, которая звучит почти во всех произведениях цикла РЗВ (Расширенной Затонской Вселенной). Еще один низкий поклон ее Авторам.

Продолжение следует.

+9

2

Спасибо! Очень добрая глава!

+3

3

Яков Платонович глубоко убеждён, "что все, достойные пощёчин, должны их получать сполна". А тот, кто осмеливается обижать Анну Викторовну - достоин однозначно. И как Ане с этим бороться? То есть, как прекратить спор в данный конкретный момент, понятно. И приятно. И героям, и читателям. А глобально? С одной стороны Затонск - городок небольшой, и желающих связываться с судебным следователем там на сегодняшний день немного. Но мало ли... А ведь кольцо с большим камнем Яков Анне в этой реальности ещё не подарил. Может, пора исправить это упущение, дорогой автор?

Отредактировано Isur (26.10.2023 16:21)

+5

4

Александр написал(а):

Спасибо! Очень добрая глава!

Спасибо, Александр.

"Хорошим людям должно быть хорошо. А плохим... ну, как получится!"(с)

В этой работе сбывается сей принцип. Работа Штольмана, и способности Анны еще не раз разнообразят спокойствие тревогами и приключениями. А пока доброе дело вершится почти в тишине)

+3

5

Isur написал(а):

Яков Платонович глубоко убеждён, "что все, достойные пощёчин, должны их получать сполна". А тот, кто осмеливается обижать Анну Викторовну - достоин однозначно. И как Ане с этим бороться? То есть, как прекратить спор в данный конкретный момент, понятно. И приятно. И героям, и читателям. А глобально? С одной стороны Затонск - городок небольшой, и желающих связываться с судебным следователем там на сегодняшний день немного. Но мало ли... А ведь кольцо с большим камнем Яков Анне в этой реальности ещё не подарил. Может, пора исправить это упущение, дорогой автор?

Отредактировано Isur (Сегодня 16:21)

Я с Яковом Платоновичем очень согласна.

И Аню понимаю... Вот как быть? Только и надежда, что на репутацию сыщика ("Получить на этом тернистом пути можно было только в зубы от ревнивого следователя"(с), и мастерство Анны. Но вы правы, колечко с камушком побольше нужно, мало ли, кого в Затонск занесет!

Спасибо!

+5

6

Маша, спасибо за такую тёплую и светлую главу!
Хорошо, что пирожки удались, а Пётр Иванович всегда готов взять на себя бремя непринуждённой беседы, а при случае и Антона Андреича заменить, не страшась неотвратимой и разнообразной мести от новоиспечённого (новоиспекаемого ^^) родственника. И да, Штольманам давно отдохнуть пора.
А ещё, кмк, Володе и Люде очень нужен котёнок. Просто необходим полезный в хозяйстве кот. А лучше сразу два!
https://i.imgur.com/KFvPeCCm.jpg

+4

7

Маша, спасибо! Особенно за встречу матери и дочери, очень трогательно.

А "умерли в один день" звучит поэтично, но в итоге означает, что Анна проживет на двадцать лет меньше Штольмана. Это хорошо только для ровесников.

+2

8

Jelizawieta написал(а):

Маша, спасибо за такую тёплую и светлую главу!

Хорошо, что пирожки удались, а Пётр Иванович всегда готов взять на себя бремя непринуждённой беседы, а при случае и Антона Андреича заменить, не страшась неотвратимой и разнообразной мести от новоиспечённого (новоиспекаемого ) родственника. И да, Штольманам давно отдохнуть пора.

С Петром Ивановичем не заскучаешь) Уж он постарается разнообразить жизнь, и не только свою.

Автор полагал, что следующая ночь будет уже после венчания. Но герои решили по-своему. Я не стала спорить, потому что отдохнуть им и вправду, давно пора.

Jelizawieta написал(а):

А ещё, кмк, Володе и Люде очень нужен котёнок. Просто необходим полезный в хозяйстве кот. А лучше сразу два!

Согласна. Но сейчас впереди дорога на юг. Думаю, кошачье счастье встретится им уже там)

Спасибо!)

+3

9

Lada Buskie написал(а):

Маша, спасибо! Особенно за встречу матери и дочери, очень трогательно.

Спасибо)

Очень хотелось сделать этот момент светлым, без горечи...

Lada Buskie написал(а):

А "умерли в один день" звучит поэтично

Для Штольманов это не поэзия, а единственно-возможная правда жизни. Они в РЗВ (и в моей реальности) - двуедины. Из тех пар, где, если не в один день, то все равно очень быстро уходят друг за другом. Вне зависимости от состояния здоровья оставшегося супруга. Единственный вариант - только наличие еще не выросших детей. Но если дети уже встали на крыло, по-другому не получается. Не потому что я, как автор, хочу красиво. А чувствую изнутри той же Анны, - будет не-жизнь, и все равно в итоге - уход, только медленный.

Lada Buskie написал(а):

но в итоге означает, что Анна проживет на двадцать лет меньше Штольмана.

А что в этом плохого? Главное, не сколько жить, а как.

+3

10

Мария_Валерьевна написал(а):

А что в этом плохого? Главное, не сколько жить, а как.

В смерти нет ничего хорошего. Тем более когда человек особенный и нужен другим. Не как кормящая мать, а просто для любви.

+1

11

Lada Buskie написал(а):

В смерти нет ничего хорошего. Тем более когда человек особенный и нужен другим. Не как кормящая мать, а просто для любви.

Особенный человек тоже рано или поздно уйдет. Его путь по Земле так же ограничен. И нужность именно в том, как он прожил, что успел дать. Я думаю, Анна дает столько, что заслуживает права ( а для нее это воспринимает именно правом, необходимостью) уйти за любимым человеком. К тому же, это все равно произойдет нескоро, ибо в формулу вписано - "Жили ДОЛГО и счастливо". То есть, люди уже успели срастись, объединиться и сплестись корнями. И уходить им необходимо вместе.

Я не считаю, что именно такая любовь только и есть настоящая. Существует и долгое верное вдовство, и новое замужество - без предательства. И это все тоже о любви. Но есть и такая вот форма, может быть, не частая, но очень жизненная. И у Штольманов (у моих) именно такая. Наверное, можно уговорить человека из такой пары жить ради детей/долга/ и прочее. И он даже будет верить, что сам выбрал. Но он все равно либо подсознательно будет искать возможности уйти, жадно проматывая эти ненужные ему годы. Либо опять-таки - еле существовать. Не могут они друг без друга, особенно, если союзу много лет. И это не от них, и не от меня зависит. Такова данность.

Далее - просто мои размышления, которым много лет, ибо тема смерти, ухода - своего и близких меня волновала с раннего детства.

Смерть, если мы смотрим в точки зрения существования душ - просто еще одна дорога. С точки зрения атеизма - завершение дороги предыдущей, возможность идти дальше следующим поколениям. И в этом нет ничего плохого.

Когда я думаю про пару Штольман и Анна, которые прожили вместе много лет, меня не пугает их смерть. Меня как раз пугает мысль, что кто-то из них останется один, без другого. Это будет гораздо страшнее - именно в их паре. Поэтому для меня самое логичное. правильное и хорошее то, что было им подарено в РЗВ, и в реальности ИрисБеллы - "Жили долго и счастливо, и умерли в один день".

Для меня самый невыносимый, больной и страшный момент в РЗВ, это видение Антона Андреевича. В котором Анна осторожно, точно с плеча живого, смахивает травинку с могильного холмика. И страшно не потому, что Штольмана больше нет, а потому что Анна осталась без него. И уйти за ним пока не может - сыну только 13, агентство... Она держится, работает, воспитывает Митю, но просто чувствуется, что механизм "я здесь ненадолго, как только, так сразу..." уже запущен. И его ничто не остановит. И мне невыносимо именно от понимания, сколько лет ей еще ждать возможности уйти. Может быть, сами авторы вкладывали в это что-то иное. Но для меня картина такова.

(Столь же больно читать мысли Штольмана в "Чертознае", когда он думает, что Анна вот-вот умрет. Но там как-то больше понимания, что этого не случится сейчас. Но если бы случилось, он, если бы и не совершил самоубийство, то способ подставиться под смерть, нашел бы очень быстро).

+2

12

А твой Штольман хотел бы, чтобы Анна умерла вместе с ним?

Отредактировано Lada Buskie (26.10.2023 23:31)

0

13

Мария_Валерьевна написал(а):

Главное, не сколько жить, а как.

  :love:
И ещё из РЗВ: У меня слишком много лишних дней. (Прошу прощения, если цитирую неточно, но смысл таков)

Вот ещё вспомнилось из совсем другой истории - за точность цитаты не ручаюсь - ты будешь видеть его один день через 10 лет. Зато какой это будет день!

+3

14

Lada Buskie написал(а):

А твой Штольман хотел бы, чтобы Анна умерла вместе с ним?

Отредактировано Lada Buskie (Сегодня 23:31)

Нет. И Анна не хотела бы, чтобы он умер с ней. Но при этом оба из позиции оставшегося в одиночестве жить и быть без ушедшего не смогут. А заставлять себя... Ну, а смысл? Ну, поругают тебя там, за гранью. Потом все равно помиритесь. И вечность будет ваша.

+3

15

Марина19 написал(а):

И ещё из РЗВ: У меня слишком много лишних дней. (Прошу прощения, если цитирую неточно, но смысл таков)

Вот ещё вспомнилось из совсем другой истории - за точность цитаты не ручаюсь - ты будешь видеть его один день через 10 лет. Зато какой это будет день!

Да-да, в этой цитате - все решение Анны. Не ради пафоса, не потому что так в романах пишут, а потому что она не может иначе.

+1

16

Мария_Валерьевна написал(а):

Нет. И Анна не хотела бы, чтобы он умер с ней. Но при этом оба из позиции оставшегося в одиночестве жить и быть без ушедшего не смогут. А заставлять себя... Ну, а смысл? Ну, поругают тебя там, за гранью. Потом все равно помиритесь. И вечность будет ваша.

По-моему, смысл жизни в жизни. Но можно ведь жить и не для себя, а для тех, кто тебя любит. И не подводить того, кто желал бы тебе жить дольше.

Хотя я понимаю, что ты имеешь в виду. Все же мы проецируем их через себя. По-твоему, нет ничего страшнее одиночества. А по-моему, нет ничего страшнее безнадежной болезни и смерти. Потому что я не верю, что после смерти что-то есть.

0

17

Марина19
Можно вспомнить и конец первого сезона: Анна не умерла от одиночества. Хотя, судя по ее состоянию, поверила в смерть Штольмана. Пока она верила, что он жив, она бегала, искала, поставила Затонск на уши, взяла за горло всех, кого можно и нельзя. В конце - уже нет. Опустила руки.

Отредактировано Lada Buskie (27.10.2023 00:44)

0

18

Lada Buskie написал(а):

По-моему, смысл жизни в жизни. Но можно ведь жить и не для себя, а для тех, кто тебя любит. И не подводить того, кто желал бы тебе жить дольше.

Можно. Но если это через силу, только потому, что другие этого хотят, а ты нет - зачем? И те, другие, зная, насколько это через не могу, продолжали бы желать этого?

Lada Buskie написал(а):

Хотя я понимаю, что ты имеешь в виду. Все же мы проецируем их через себя. По-твоему, нет ничего страшнее одиночества. А по-моему, нет ничего страшнее безнадежной болезни и смерти. Потому что я не верю, что после смерти что-то есть.

Нет, Лада, здесь как раз моей проекции нет. И я вряд ли смогу любить именно так, как Анна - полностью переплетясь с избранником. Я как раз куда больше "кошка сама по себе", и в паре, скорее всего, оставляла бы за собой так называемое "личное пространство". И я не вижу ничего страшного в одиночестве - из себя. И встречи с теми, кто мне был очень дорог, но уже ушел, я могу спокойно ждать хоть десятилетиями, и жду, при этом продолжая жить, и быть счастливой. Это если с точки зрения веры в существования чего-то за чертой. Если выйти из мира АДъ, я тоже в это не верю. И меня это тоже не пугает, как и смерть. Плохо, когда очень больно. А сам факт смерти для меня не страшен. Плохо, когда умирает близкий и любимый человек. Но главное, что он был, есть, что вспомнить, о чем поговорить мысленно. Есть как и чем жить дальше.

А вот когда я "надеваю на себя Анну", смотрю ее глазами, чувствую ее душой, все совсем иначе. И одиночество без Штольмана возможно, только если его просто нет рядом, но он где-то, жив, и есть надежда таки встретиться. Если его нет совсем, и она это знает - все. То самое - либо уйти сразу, либо, почти на автомате дотянуть до такой возможности. Анну тоже не пугает смерть для себя, а вот одиночество без умершего Штольмана - безнадежная вечная пустота. Страшная - для нее. И думаю, если духи могут понимать, что на душе у того, кто остался на Земле, Штольман бы, разобравшись в происходящем, не мучил Анну пожеланием "Я хочу, чтобы ты жила".

Поэтому в моем варианте они тоже когда-нибудь, очень нескоро, уйдут вместе.

+3

19

Lada Buskie написал(а):

Марина19

Можно вспомнить и конец первого сезона: Анна не умерла от одиночества. Хотя, судя по ее состоянию, поверила в смерть Гиротмаеа. Пока она верила, что он жив, она бегала, искала, поставила Затонск на уши, взяла за горло всех, кого можно и нельзя. В конце - уже нет. Опустила руки.

Нет. У нее была надежда. Она не видела его мертвым. А кроме того, к концу первого сезона связь еще не была настолько крепкой. А вот после нескольких лет вместе - совсем иная ситуация.

+2

20

Мария_Валерьевна написал(а):

А вот когда я "надеваю на себя Анну", смотрю ее глазами, чувствую ее душой, все совсем иначе.

Ты же на себя надеваешь ;) и я тоже. Хотя, честно говоря, не представляла себе ни их старость, ни смерть, ни своими, ни их глазами. Мне кажется, Штольман относится к своей смерти обыденно, она всегда рядом, а Анна о ней не думает, как бывает в молодости - это всегда происходит с кем-то другим.

Мария_Валерьевна написал(а):

Но главное, что он был, есть, что вспомнить, о чем поговорить мысленно. Есть как и чем жить дальше.

Вот именно.

Еще, как мне кажется, если Штольман умрет, он все равно будет жить, пока жива Анна. Поэтому не стоит им умирать вместе. Пусть лучше вместе живут.

0

21

Lada Buskie написал(а):

Ты же на себя надеваешь

Но при этом наши реакции не смешиваются - это именно отношение к ситуации самой Анны, исходя из ее характера, и способности чувствовать. Я бы реагировала иначе. Но я - это я, Анна - другой человек, и ход ее мыслей я могу понять, пусть и не всегда разделить.

Lada Buskie написал(а):

Хотя, честно говоря, не представляла себе ни их старость, ни смерть, ни своими, ни их глазами.

Я - могу. Достойная красивая жизнь - такая же старость. И смерть - именно просто уход. Настало время прощаться с этой жизнью, где они сделали все, что могли, и Штольманы ушли.

Lada Buskie написал(а):

Мне кажется, Штольман относится к своей смерти обыденно, она всегда рядом, а Анна о ней не думает, как бывает в молодости - это всегда происходит с кем-то другим.

Штольман - да. Анна не может о ней не думать, так как соприкасается с миром мертвых постоянно. Она не боится совей смерти точно. Потому что для нее как раз эта более чем знакомое явление. И она, по законам своего мира, в отличии от нас не нуждается в том, чтобы верить, или не верить в то, что за гранью что-то есть. Она это ЗНАЕТ - есть. И поэтому уйти туда следом за человеком, без которого ей будет плохо 24 в сутки постоянно  - абсолютно нормально.

Lada Buskie написал(а):

Мария_Валерьевна написал(а):
Но главное, что он был, есть, что вспомнить, о чем поговорить мысленно. Есть как и чем жить дальше.

Вот именно.

Еще, как мне кажется, если Штольман умрет, он все равно будет жить, пока жива Анна. Поэтому не стоит им умирать вместе. Пусть лучше вместе живут.

"Именно" - для МЕНЯ. Но в отношении конкретно любимого человека - не для Анны. И опять же, то, что будет с Анной после смерти Штольмана (не в конце Первого сезона, а после десятилетий супружества) - нельзя назвать жизнью. Это просто пустой "Зал ожидания" - до отправления поезда туда, к мужу. Штольман будет жить в том, что они оба оставили и сделали на Земле, в детях, в воспитанниках, в спасенных людях. А с Анной им надо именно что быть вместе. Вместе прожить длинную жизнь, и вместе умереть. Последнее все равно придется, и лучше им уйти вместе, а не мучиться по разные стороны бытия.

+6

22

Машечка, спасибо! Очень светлая и теплая глава, люблю, когда у всех все хорошо  :flirt:

+2

23

Круэлла написал(а):

Машечка, спасибо! Очень светлая и теплая глава, люблю, когда у всех все хорошо

Вообще, фразой Артамона - "Хорошим людям должно быть хорошо, а плохим - ну, как получится", можно выразить одну из основных идей "Другой ночи". И отправленная в Сибирь Нинка как раз под этот постулат попадает.)))

Спасибо!

+2

24

Lada Buskie написал(а):

Уважаю. Красиво и литературно.

А я об их старости думать не могу. «Изнутри» это невозможно, никто не видит своей участи заранее. А «снаружи» мне даже представлять не хочется. Все равно старость - это немощь, тем более после бурной молодости. Тем более в то время. Даже самая прекрасная старость сопряжена с болезнями и иными неприятностями. Поэтому, наверное, и не хочется представлять.

Любой возраст имеет свои достоинства и недостатки. Мне ближе позиция старика из рассказа Гайдара "Горячий камень", который ни за что не отдал бы свои годы, прожитые пусть трудно и больно, но не напрасно. У меня вполне обычная была жизнь, но я ни за что не хотела бы вернуться юность-молодость. Потому что из всего этого вынесено очень много нужного, и не будь этих лет - этого опыта бы не было. Зачем? А уж Штольманы, которые и вовсе живут всегда на переднем крае, напряжением всей души... Их старость и вовсе должна быть бесценной. И я им очень именно в этой старости завидую - будет ли у меня она настолько богатая мыслями, чувствами и делами - сделанными и совершаемыми?

Lada Buskie написал(а):

Может, как врачи не думают о том, что пациентами могут стать они сами. Видеть мертвых вовсе не означает думать о собственной смерти.

Кстати, «что там что-то есть», Анна не знает. Всех интересующихся отсылает в церковь. Она толком не понимает, что видит, поэтому вряд ли ее дар убеждает ее в реальности загробного мира.

Дело в том, что я говорю уже об Анне пост-первосезонной, ведь вопрос стоит именно об Анне - жене Штольмана, которая ею является долго. Эта Анна уже во многом разобралась, многое обдумала и поняла. В РЗВ - путешествуя, узнавая, проходя новые испытания. У меня - поборов Тень, снова узнав ужас вины и возможной смерти любимого человека, проходя через новые расследования, как на подбор тяжелые, и очень больно ударяющие по нервам. Эти шесть месяцев ей пошли за шесть лет. И она уже твердо понимает, что смерти, по сути, нет, и души любящих обретают друг друга там, за гранью. Что может быть свет, а может - тьма и багровая дверь. Эта Анна не может не думать о смерти, как чужой, так и собственной. Да, для нее, как врача, это не слишком удобно, она слишком остро воспринимает чужую боль, но это свойство ее души.

А другим объяснить ей и правда, трудно. Она понимает для себя, но как это перевести на человеческий язык? Но она может сказать, что человек из-за черты просит передать любовь, прощение, благословение и так далее. Значит, все не обрывается со смертью.

Lada Buskie написал(а):

совсем не это имею в виду. Дети и прочее - это другие люди. Не Штольман. А Анна - и Штольман тоже.

Когда душа одна на двоих, ты страдаешь от боли, которую испытывает он. Но и он радуется твоей радостью. Ты умираешь вместе с ним. Но он остаётся жить вместе с тобой. Он видит солнце и дождь, детей и близких твоими глазами. И бледная тень его души не приходит к тебе, потому его душа жива, пока жива ты сама. И смысл твоей жизни теперь - позволить ему остаться в этом мире как можно дольше. Потому что за порогом ничего нет. Ни ожидания, ни встречи. И твой уход станет окончательным для вас обоих.

Нет. По крайней мере, пару Штольмана и Анны это разъединяет. Они едины, когда вместе, в одном качестве, либо живых, либо умерших. Рядом, а не в одном теле. Не смотрит он ее глазами, не касается их детей и внуков через нее. И наоборот - тоже самое. Ведь и Анна может умереть раньше. Жизнь умершего продолжается в новых поколениях и делах, но не в оставшемся одиноком избраннике. Живой может помогать этой памяти, конечно, может продолжать дело. Но в случае Анны и Штольмана, куда милосерднее дать им возможность все-таки вновь быть вместе, просто в новом качестве, там, за чертой. Иначе будет вот этот бесконечный долг, это несение креста, и опять-таки, с ежедневным ощущением потери. Предложенный тобой путь - как раз выполним для меня. Да, я именно так живу после потерь, и потерю любимого тоже перенесла бы таким образом. Хотя нет, я бы не считала, что он живет через меня. Тут у меня четко - его нет. Все. Есть то, что было, есть то, что он и я оставили, а его нет. Если допустить мир за гранью, он обитает там. Возможно, видит меня. Возможно, даже приходит. И все.

И даже, если ничего нет. С той любовью, с тем вариантом чувствования, которые есть у Анны, опять же, куда легче вместе не-быть. Ну раз нет ничего, то и боли нет, и тоски. Вместе были, вместе быть перестали.

Но в том-то и дело, что по закону мира АДъ, там ничего не заканчивается. И смерти нет. И есть возможность оттуда оберегать потомков. И уж конечно, этой паре подобное будет легче и правильнее делать вместе.

ИМХО, конечно. Мой мир - производная от РЗВ, где все эти моменты разработаны куда глубже и полнее, и полностью совпадают с моим восприятием героев, и Мироздания вокруг. Конечно, сколь бы не растянутым вышел мой роман, "тридцать с веником лет" совместной жизни и опыта он равноценно повторить не может, даже спрессовав возможные параллели инициаций. Но мысль "Мы должны быть вместе, и уйти тоже вместе" - сформировалась у Анны очень четко уже сейчас. И так оно и будет в моем варианте их судьбы.

+2

25

Ох, у меня при чтении этого диалога возникло острое желание рвать на себе волосы, посыпать главу пеплом и орать: "Mea culpa!" Потому как это я когда-то выпустила джинна из бутылки, хотя некоторые наши соавторы не желали даже думать о старости и смерти героев и даже покинули нас после этого. Но мне тоже кажется, что Анна сможет жить после ухода Якова только большим усилием воли и при наличии весомых оснований, то есть кого-то, кому она будет необходима. Но полностью согласна с Машей: для неё это будет только зал ожидания. Как, собственно, и для всех любящих, кого разлучила смерть уже в преклонные годы. Может быть, часть души любимого и живёт в тебе, но часть твоей души умирает навсегда. Увы, я это видела на примере собственных родителей.

+4

26

Atenae написал(а):

Ох, у меня при чтении этого диалога возникло острое желание рвать на себе волосы, посыпать главу пеплом и орать: "Mea culpa!" Потому как это я когда-то выпустила джинна из бутылки

И спасибо за это тебе огромное. Части про "советских Штольманов" у меня на особом счету по любви, и желанию перечитывать. И их старость столь же хороша и интересна, как и молодость-зрелость, столь же важна и весома. Нет плохих времен года, нет плохих возрастов, тем более, у таких людей. И их совместный уход - самый лучший подарок, причем, очень закономерный и обоснованный всем - характерами, законами этого мира, дальнейшим сюжетом. У тех Штольманов, которых я узнала, только так и может быть.

Atenae написал(а):

Но мне тоже кажется, что Анна сможет жить после ухода Якова только большим усилием воли и при наличии весомых оснований, то есть кого-то, кому она будет необходима. Но полностью согласна с Машей: для неё это будет только зал ожидания. Как, собственно, и для всех любящих, кого разлучила смерть уже в преклонные годы. Может быть, часть души любимого и живёт в тебе, но часть твоей души умирает навсегда. Увы, я это видела на примере собственных родителей.

Вот и у меня те же ощущения. Если очень нужно, она будет жить. Но, зная чего ей это будет стоить, я, как автор, не хочу ее "цеплять" к жизни ничем таким. Пусть обретает снова Якова - там, за гранью. А жить - их детям и последователям.

Я тоже знаю вот эти истории, о людях, которые - точно деревья из одного корня. Падает одно - засыхает другое. Такой вид любви, думаю, дело не в силе чувства, а в чем-то ином. Наша пара из таких. И мучить их вдовством невозможно.

+3

27

Lada Buskie написал(а):

Я по-другому это представляю, если говорить о них в браке.

Для меня единение не означает в прямом смысле слияния души. Они сцеплены, да. Но не вложены друг в друга. И уход одной из них - это разлом до нового соединения после смерти

Lada Buskie написал(а):

Понимаю. У меня отправная точка - начало жизни вдвоем.

Здесь все не так однозначно. Если они только в начале пути, к тому же, есть маленькие дети - тут без вариантов, она будет жить. Но, думаю, все равно потом с готовностью воспримет воспримет любую возможность уйти за ним. А вот если несколько лет прожито, да очень активно и действенно, как у них и происходит, - тем невозможнее будет существование без него.

Lada Buskie написал(а):

Только у старости недостатков больше)))

Они просто другие. Выбирая между подростковыми возрастом и старостью предпочту последнее.

Lada Buskie написал(а):

Люблю этот рассказ, но в нем речь не идет об обнулении, по-моему. Разбиваешь камень и снова становишься молодым, со всем прежним боевым опытом. Никуда не возвращаешься. Старик, по-моему, был уже просто на самом деле старым: не было у него душевных  сил начинать жить заново. И это как раз один из главных недостатков старости.

По крайней мере старик явно понял цену колдовства так - отказ от прожитого. А значит, и от прожитого опыта, от поражений и побед. И душа у него как раз была очень сильна, но он ни о чем не жалел, и не хотел пытаться пройти путь заново. И это очень мудро и здорово, не цепляться за уходящие годы, не молодиться, не отказываться от того, что было. Завершать жизнь, как книгу, которую переписать нельзя, и можно только писать так, чтобы все-таки не было стыдно, по-возможности.

Lada Buskie написал(а):

Я б, наверное, не отказалась вернуться в свою молодость с теперешним опытом и многое изменить.

А я - нет. Зачем? Оно уже было, я стала вот такая, благодаря тем ошибкам, или верным решениям. Лучше делать выводы, и применять их к тому, что еще будет.

Lada Buskie написал(а):

Ой, не завидуй)) коньяк, старые раны, тяжелые походы, бытовая неустроенность в зрелости обычно так откликаются в старости, что уже не до дел и даже не до мыслей. Это еще при условии, что разум сохранится, а это вообще непредсказуемо.

Завидую. И знаю примеры, и весьма многочисленные, когда такая жизнь дает потом очень мощную, душевно-сильную старость. А про разум и болезни - тогда вообще надо умирать лет в 18, потому что заболеть тяжело и некрасиво можно в любом возрасте. В 19 веке масса женщин умирала во время родов, и что - пугаться заранее беременностей Анны?

Мне кажется, этот момент соприкасается с долгим спором о возвращении Шольманов в Советскую Россию. Кто-то сразу предполагает сугубо трагический вариант, и не хочет даже думать о нем. Но ведь масса возможностей, не идеализируя, не натягивая сову на глобус, провести их через это время живыми и деятельными. Так и тут. Есть примеры достойной, мудрой, живой старости? Есть. И да, у многих людей, жизнь которых не баловала никак. Но они остается в разуме и силе. Почему я должна, как Эльза в сказке, предполагать, глядя на топор, что он когда-нибудь непременно упадет с ужасными последствиями? Я уверена, что старость Анны и Якова будет такой, как в РЗВ, как у ИрисБеллы. В них нет ничего, чтобы противоречило такому варианту.

Lada Buskie написал(а):

В варианте «умерли в один день» мне жаль именно Анну.

Это - ее искреннее желание. Заставить ее жить после потери Штольмана - "причинить добро". Зачем? Обрекать на годы тоски, и мысленного подсчета - сколько осталось до встречи? Нет, я радуюсь, что у нее есть такая возможность, потому что для нее, именно для нее это и будет счастьем в тех условиях.

Lada Buskie написал(а):

Не-не, это не жизнь, это дело может продолжаться. Ни дети, ни дела, никто не ближе ушедшему, чем любимый или любимая, если любовь такая, что душа одна на двоих.

Дети и дело - жизнь. "Ниточка в общей ткани человеческой". И она ценна сама по себе, как знак не напрасно прожитого погибшим. А вот оставшемуся любимому да, ближе умершего уже никто не будет. Дети и дело - именно память, результат того, что было. А новая полная близость - уже за гранью. Или общее бытие в иных условиях за чертой. Или общее небытие. Вот именно поэтому Анна и не сможет остаться, а рванет туда, следом. Но в любимом погибший любимый если и живет, то это лишь слабый отблеск. В дереве-близнеце не будет жить упавший ствол. В половине картины не оживет то, что было оторвано. Их можно лишь воссоединить. Что и заслуживают Штольман и Анна.

Lada Buskie написал(а):

Вообще-то, конечно, для прекрасной любви и конец должен быть красивым. Не знаю, как ты напишешь свой вариант, но если он согласуется с РЗВ, его вполне можно представить.

Да зачем красиво-то? Это просто единственно-возможное, исходя из характера. Разве вдовство МТ "некрасиво"? Оно тоже достойное, живое, вхарактерное. Но вот она смогла быть без ВИ, и ждать встречи - сколько положено. Это тоже хорошо, и правильно. Для нее. А Анна так не сможет. Выпало так - такие характеры и такое чувство. И единственная возможность существовать, при жизни, и в смерти - вместе. Вдовство Анны тоже можно обыграть "красиво". В "Другой ночи", я кстати, показала вариант Анны-одиночки-подвижницы - в видении Штольмана. Но, там я имела ввиду его уход от нее, чтобы не подвергать опасностям и позору. То есть, она живет одна, работает до потери сознания, но знает, что и он жив. И то - от картины сердце сжимается. А уже если
представить, что его в том варианте уже физически нет - у Анны оборвутся последние ниточки.

Lada Buskie написал(а):

По моему мнению, красивым был бы, как это ни печально, трагический конец. «Они упали вниз, вдвоем, так и оставшись на седьмом, на высшем небе счастья». Если бы они погибли вместе, не дожидаясь бессилия, артеросклероза, катаракты, остеопороза и прочих неотъемлемых спутников старости. Но мне бы не хотелось его писать. Пусть остаются живыми и прекрасными. Пусть конец не наступит.

Зачем так радикально? Не, если в силу жесткого выбора - либо так, либо то, что явили во втором сезоне, то, конечно, лучше красивая гибель вдвоем. А если мы прокладываем свой вариант, почему нельзя выбрать дорогу жизненную, но лишенную крайностей негатива? Опять же, есть примеры старости, наполненной делом и чувством, несмотря на очки и слабость. Такая будет и у Штольманов.

+4

28

Вставлю свои пять копеек.
В полную силу жить друг без друга они бы не смогли, но и самостоятельно обрывать свои жизнь не стали бы. Не те характеры. Но и долгой жизни друг без друга тоже не было бы — опять-таки не те характеры.
Если бы Штольман ушёл за грань, когда у них с Аней ещё не было детей, Аня бы угасла, как угасала в "Благоразумном разбойнике", после того как над Штольманом повис домоклов меч неоконченной дуэли. Но тогда Штольман был жив, и Аня выздоровела. И в последней серии она потерянная, как бы лишившаяся опоры, но я не вижу её утратившей надежду. Она там как будто между бытием и небытием, она не знает, где он, и это делает её полуживой-полумёртвой. Так мой телевизор показал.
А вот в финальной сцене, когда она видит знакомый силует на фоне окна, она сама готова шагнуть за грань. И шагнула бы, ей бы для этого ничего не пришлось делать. От боли душа сама отделилась бы от тела. А если с точки зрения физиологии, то сердце бы не выдержало.
А после жуткой шутки князя в ней, кмк, окрепла надежда, что любимый жив.
Повторюсь: так показал мой телевизор.
А вот то, как бы жил Штольман без Ани, я даже боюсь представить. Но врагам бы не поздоровилось.
А если бы уже были дети, жили бы для детей, пока те маленькие. А потом быстрое угасание.
Вот, как-то так.

Отредактировано Jelizawieta (27.10.2023 18:46)

+3

29

Jelizawieta написал(а):

В полную силу жить друг без друга они бы не смогли, но и самостоятельно обрывать свои жизнь не стали бы. Не те характеры. Но и долгой жизни друг без друга тоже не было бы — опять-таки не те характеры.

Я имела ввиду, если что не самоубийство, а именно, без каких-то взаимодействия с собой человека, обрыв жизни. Уход души, которая рванулась за любимым. Вот как ты пишешь про момент с силуэтом в окне. Моя Анна уже понимает, что ее душа способна сделать этот шаг, оказавшись в одиночестве, без Штольмана. Но наличие маленьких детей, или важного дела, которое необходимо закончить (разгар эпидемии, например, сложное убийство и т.д.) могло остановить и задержать, на дни, или годы. Но все равно - временно.

Jelizawieta написал(а):

Если бы Штольман ушёл за грань, когда у них с Аней ещё не было детей, Аня бы угасла, как угасала в "Благоразумном разбойнике", после того как над Штольманом повис домоклов меч неоконченной дуэли. Но тогда Штольман был жив, и Аня выздоровела. И в последней серии она потерянная, как бы лишившаяся опоры, но я не вижу её утратившей надежду. Она там как будто между бытием и небытием, она не знает, где он, и это делает её полуживой-полумёртвой. Так мой телевизор показал.

Мой телевизор такой же! :cool:

Jelizawieta написал(а):

А после жуткой шутки князя в ней, кмк, окрепла надежда, что любимый жив.

Вот, как раз хотела написать, что шутка князя как раз была огромной гирей на чашу - "Штольман жив". Иначе дух Разумовского показал бы ей с наслаждением момент смерти Штольмана.

Jelizawieta написал(а):

А вот то, как бы жил Штольман без Ани, я даже боюсь представить. Но врагам бы не поздоровилось.

Нечто подобное мы видели в "Первом послании", когда ММ показал всем вариант судьбы, если прогремит выстрел. Но и в том видении, как бы ни было жутко, сыщик еще не потерял надежду Анну найти.

Jelizawieta написал(а):

А если бы уже были дети, жили бы для детей, пока те маленькие. А потом быстрое угасание.

Вот и я так вижу и чувствую. Поэтому и хочу им подарить одновременный уход, в тот момент, когда на Земле близкие уже справятся без них. А Штольманам - наблюдать, время от времени давая животворящие советы и пендели))) Как "дураку бешенному", Игорю)))

+3

30

Ох... Пока читала, много чего хотелось ответить, но мысли как-то растерялись. Очень устала за сегодняшний день. Я попозже сюда вернусь

+3

31

Коллеги, как всегда, ассоциация... Александр Грин. "Словоохотливый домовой". Так просто, немного страшно, как натянутая струна, и ещё Грин "Бегущая по волнам", такой хрустальный мир, и так страшно, что неосторожное движение его разрушит, и так радостно, что этот мир существует! И есть люди, которые его удержат... " Хлопс, а надо бы назвать Гавс". Это оттуда...

+3

32

Atenae написал(а):

Ох, у меня при чтении этого диалога возникло острое желание рвать на себе волосы, посыпать главу пеплом и орать: "Mea culpa!"

Значит, вы жалеете, что "выпустили джинна"?

Atenae написал(а):

Может быть, часть души любимого и живёт в тебе, но часть твоей души умирает навсегда.

Так и есть.

0

33

Что-то я писала, писала, и все пропало. Ну ладно, как помню.

В моем представлении у Штольманов душа одна. Если умрет один, другой будет жить за него и для него. Но писать я про это не буду, неприятно.

Как ни крути, старость не радость, потому что в преклонном возрасте болеют все, в отличие от возраста 18+. Бывает, люди сохраняют ясный ум, но чтоб и духовное, и физическое здоровье - это утопия. Что поделаешь, организм изнашивается, притом чаще всего унизительно. И перспективы у старости не радужные. Поэтому я никогда не буду писать о старости Штольманов - тоже неприятно.

Что касается их смерти, она зависит от развития героев в конкретном фанфике. Можно и старческую нарисовать, и героическую, и мистическую, как у Булгакова. Но мои Штольманы будут жить долго и счастливо. И все)))

Отредактировано Lada Buskie (27.10.2023 23:30)

+1

34

Lada Buskie написал(а):

В моем представлении у Штольманов душа одна. Если умрет один, другой будет жить за него и для него. Но писать я про это не буду, неприятно.

Вот с этим совсем не могу согласиться. И мысли такой не было никогда, и представить такое  трудно. И честно говоря, именно - страшно. Такого бы точно никому не пожелала - ни себе, ни героям. Но это мой взгляд, разумеется.

Lada Buskie написал(а):

Как ни крути, старость не радость, потому что в преклонном возрасте болеют все, в отличие от возраста 18+. Бывает, люди сохраняют ясный ум, но чтоб и духовное, и физическое здоровье - это утопия. Что поделаешь, организм изнашивается, притом чаще всего унизительно. И перспективы у старости не радужные.

Почему же? Бывает, что и физическая бодрость, и ум - все на месте. Последний, так еще более яркий и острый. Но даже болезни, и слабость - я не вижу в этом ничего ужасающего и недостойного внимания. Это тоже часть жизни.

Я вряд ли буду писать свой вариант прямо-таки саги о Штольманах, но я вижу их в старости - фрагментами. И написала бы о них с радостью, остановка за собственными авторскими силами, и тем, что до этого хорошо бы и другие года заполнить))) А это уже очень много. Но мне просто самой всегда нравились длинные романы о нескольких поколениях, о том, как люди проходят весь жизненный путь, и ты их видишь - от детей до стариков. И если сама книга не посвящена "загниванию общества на примере конкретной семьи", то никакой горечи и разочарования обычно не было. Радость и гордость, что столько хорошего было у людей, и на закате тоже жизнь продолжается.

Lada Buskie написал(а):

Что касается их смерти, она зависит от развития героев в конкретном фанфике. Можно и старческую нарисовать, и героическую, и мистическую, как у Булгакова. Но мне, опять-таки, неприятно ее писать. Мои Штольманы будут жить долго и счастливо. И все)))

Так никто и не требует))) Каждый автор сам выбирает рамки. Но мне нравится тянуть жизнь таких людей от начлаа и до самого конца, и видеть их детей, внуков и так далее. А уж если знаешь, что и родоначальники оттуда смотрят и видят, и комментируют, и помогают - вообще замечательно) Про твоих бы тоже хотелось знать все и вся до самого конца и далее - но, воля авторская)

... А вот одна душа на двоих - нет, я такого даже представлять не буду. Страшно.

+1

35

Lada Buskie написал(а):

Нет, Маш, не бывает. Все ослабевает, включая чувства. Закон природы - никто не бывает в 80 таким, как в 40. И все эти "бодрый" или "соображает" обычно идут вкупе с "еще" - то есть в сравнении с менее успешными ровесниками, которых большинство.

У меня другой опыт общения с пожилыми людьми, хотя, разумеется, знаю разные варианты. Но для меня это, тем не менее, закономерная, и по-своему хорошая и светлая часть жизни, зачастую куда более привлекательная, нежели юность - хоть новая, хоть прошлая.

Lada Buskie написал(а):

Мне тоже, но там именно наблюдаешь от начала до конца. А мы встретились с героями канона в молодости-зрелости.

Для меня неважно, откуда берется отсчет, мне жадно до знания, какой будет вся жизнь у полюбившегося персонажа. А вот, кстати, его прошлое в подробностях интересует меньше. Поэтому я очень редко читаю приквелы, если они не вплетены воспоминаниями в актуальную историю, и представляют собой отдельное произведение.

Lada Buskie написал(а):

Почему страшно? Это утешение.

Для меня нет. Как прочитала и осознала подобный вариант - стало страшно до слез. Лучше визиты призрака, идли полная и окончательная разлука, чем это.

Для меня душа - равна личности. И в паре Яков и Анна мне и нравится то, что две равные, сильные, интересные личности любят друг друга, не поглощая, и не уничтожая. Каждый в этих отношениях раскрывается еще больше. Они сплетаются, сцепляются, и тем не менее - каждый остается собой. И душа каждого из них - особенна и прекрасна по-своему. Как те самые деревья из одного корня. У них общий "кровоток", но питает он две разные души.

А одна душа на двоих - это слишком мало. Это по итогу один человек, который любит, получается, сам себя... Я не вижу в этом спасения и единения. Это уничтожение самих себя ради непонятного существования двоих в одном теле. Или сердце, мозгу - не важно. Я бы не хотела так, ни с какой стороны - ни умершего человека, ни оставшегося. Если нет надежды на встречу за чертой - значит, мне хватит памяти. А продлевать свое бытие на земле таким образом - тоже нет.

Моя Анна от горя готова и на такое. Если это - единственная надежда. Но я со стороны знаю, что это ее сведет в итоге с ума. Поэтому, нет. "Умерли в один день" - теперь в этом решении я еще более укрепилась. Для моих героев это - счастье.

+4

36

Как по мне в каждом конкретном случае своя история. Анна и Яков - очень большая редкость. И любовь у них исключительная. Маша права, они каждый отдельный космос, но судьба одна на двоих. И сцепка такая, что не смогут они отдельно. В РЗВ есть момент, когда Анна решила, что Штольман погиб. И самая большая её боль была в том, что не сможет она исполнить то, что хотела - уйти за ним. Потому что Ванька вот он. И нужно его на ноги поставить. И совершенно не случайно солнце в её глазах при виде живого мужа загорелось не сразу. Она уже пригасила его. Потому что это солнце светило для него одного. Грело многих, а светило только ему. Я не вижу ничего неправильного в том, что "ушли в один день". Я и писала об этом. Хотя решалась долго

+6

37

IrisBella написал(а):

В РЗВ есть момент, когда Анна решила, что Штольман погиб. И самая большая её боль была в том, что не сможет она исполнить то, что хотела - уйти за ним. Потому что Ванька вот он. И нужно его на ноги поставить.

Да, это тоже очень сильный и болезненный момент. Но мы, как читатели, знаем, что Штольман жив, и об этом читать легче. А вот в видении АА сыщика именно не было. И это - гранитная плита на душу.

И солнце, действительно, гаснет. Хорошо, что им была возможность дорастить Ваньку вместе, вместе уйти. У детей уже был свой путь, у старших - свои семьи. И думаю, Митя, Вера с Васей, Иван понимали сквозь собственную боль потери, что для родителей это - самое лучшее и счастливое.

IrisBella написал(а):

Я не вижу ничего неправильного в том, что "ушли в один день". Я и писала об этом. Хотя решалась долго

В твоем варианте их жизни это выглядит тоже самым лучшим окончанием их земного пути.

+3

38

Немного развею грустную тему  :)
https://i.imgur.com/Gnhwygnm.jpg

+7

39

Круэлла написал(а):

Немного развею грустную тему

Да))) лучше не скажешь

0

40

Мария_Валерьевна написал(а):

Для меня душа - равна личности.

А для меня нет. Это нечто большее.

Ты любишь читать, а я музыку. Тебе хорошо в горах, а мне на море. Когда мы слушаем музыку в горах, душа радуется. Твоя или моя?

У нашего сына мой ум и твоя смелость. А может, наоборот. Где кончаешься ты и начинаюсь я? Это твой сын или мой?

Тело, бывшее только моим, ты открыл для меня по-новому. А я знаю твое лучше, чем ты сам. Ведь ты никогда не видел у себя родимое пятно между лопаток. Только у нашего сына.

Я не слышу твоих мыслей, но знаю, о чем ты улыбаешься. Ты говоришь то, что собиралась сказать я, минутой раньше. Кто из нас так думает?

Ты чувствуешь, что я буду легко носить нашего ребенка и все будет прекрасно. Я страдаю, потому что понимаю, что ты болен, и это навсегда. Откуда мы это знаем?

Ты давно перестал меня звать, но я все равно прихожу именно тогда, когда нужна. И в последний миг, когда ты уходишь, я рядом. Я не верю, что тебя нет.

Любовь никуда не делась. Не моя. Не твоя. Наша. Наша любовь, бывшая нашей душой. Ты по-прежнему жив в ее глубине.

Я не могу говорить с тобой, ведь ты не ответишь. И все же ты со мной. Я стала осторожней, как ты мне говорил. Я вдруг полюбила горы. Я встречаю новый день не слезами, а улыбкой, чтобы ты улыбался, а не плакал со мной. Там, в глубине нашей души.

Это не память – тебя помнят многие. Это не наследие. Просто ты и я. Ты остался со мной, в обломке той души, что была нашей общей. И пока я жива, ты тоже будешь жить.

Отредактировано Lada Buskie (29.10.2023 16:51)

+2

41

Lada Buskie написал(а):

А для меня нет. Это нечто большее.

Тем более, это не должно быть одно на двоих. Сколь бы велика не была душа, на двух я не могу ее разделить. Получается почти нуль.

Lada Buskie написал(а):

Ты любишь читать, а я музыку. Тебе хорошо в горах, а мне на море. Когда мы слушаем музыку в горах, душа радуется. Твоя или моя?

Обе души радуются. Вряд ли горы и музыку другой человек прямо-таки ненавидит. Значит, и ему хорошо там. Да и просто хорошо - рядом с любимым человеком. Если, конечно, нет боязни высоты, а музыка та, что не вызывает неприятных ассоциаций.

Lada Buskie написал(а):

У нашего сына мой ум и твоя смелость. А может, наоборот. Где кончаешься ты и начинаюсь я? Это твой сын или мой?

Это отдельный человек, продолжение обоих родителей. Их общий сын, и личность сама по себе, с новыми "добавками" к унаследованным качествам. Со своей же огромной душой.

Lada Buskie написал(а):

Тело, бывшее только моим, ты открыл для меня по-новому. А я знаю твое лучше, чем ты сам. Ведь ты никогда не видел у себя родимое пятно между лопаток. Только у нашего сына.

Общность и открытость, доверие и полное принятие друг друга. Во всей полноте - две отдельные личности. Две души, которые хорошо знают и понимают друг друга. Как раз одно создание так знать само себя и не может.

Lada Buskie написал(а):

Ты чувствуешь, что я буду легко носить нашего ребенка и все будет прекрасно. Я страдаю, потому что понимаю, что ты болен, и это навсегда. Откуда мы это знаем?

Потому что любим, беспокоимся и бережем. Надеемся, или предчувствуем. Потому что взаимная любовь делает зоркими и мудрыми - друг к другу. И между двумя душами, разными душами, а не одной, это как раз наиболее ценно и прекрасно.

Lada Buskie написал(а):

Я не слышу твоих мыслей, но знаю, о чем ты улыбаешься. Ты говоришь то, что собиралась сказать я, минутой раньше. Кто из нас так думает?

Оба. Внимание друг к другу, опыт, мудрость и чуткость, появившаяся в совместном бытии. Знание своей пары.

Lada Buskie написал(а):

Ты давно перестал меня звать, но я все равно прихожу именно тогда, когда нужна. И в последний миг, когда ты уходишь, я рядом. Я не верю, что тебя нет.

Это любовь. Двух замечательных сильных людей, это родство их великих душ. Двух великих сильных душ.

Lada Buskie написал(а):

Любовь никуда не делась. Не моя. Не твоя. Наша. Наша любовь, бывшая нашей душой. Ты по-прежнему жив в ее глубине.

Я не могу говорить с тобой, ведь ты не ответишь. И все же ты со мной. Я стала осторожней, как ты мне говорил. Я вдруг полюбила море. Я встречаю новый день не слезами, а улыбкой, чтобы ты улыбался, а не плакал со мной. Там, в глубине нашей души.

Это не память – тебя помнят многие. Это не наследие. Просто ты и я. Ты остался со мной, в обломке той души, что была нашей общей. И пока я жива, ты тоже будешь жить.

И все-таки это память. Память самого близкого человека. И любовь - та самая, которая никогда не перестает.

И опять же, кто-то будет жить с этим дальше - и это правильно, хорошо и достойно восхищения. И да, этот подход мне очень знаком, и эти слова, и эти мысли, и именно такое отношение к тем любимым и дорогим, кого больше нет. И тем не менее, я не могу считать никак, что они таким образом живут через меня. Именно в реальном времени.

Анна, которую вижу и знаю я - и вовсе так не сможет. Ей этого будет мало. Даже если Он ей именно что будет отвечать, и вроде как именно существовать в ней. Его для нее все равно нет, а Анна будет стремиться воссоединиться с ним так, как это было при жизни.

Для меня такой подход - утешение и поддержка, правда, все равно без мысли о том, что ушедший живет через меня. Для Анны - повод поторопиться за любимым, потому что этого мало.

+2

42

Думаю, кстати, именно так мог звучать внутренний монолог овдовевшей Марии Тимофеевны, когда ее, уже постепенно приходящую в себя, таскал по Парижу и "заговаривал" Марсель. Для этой героини - абсолютно гармонично, вхарактерно, и найдены те самые точки, которые ей дают дальнейшие силы жить и быть счастливой.

+3

43

Ох , какая полемика развернулась ! Дамы , но ведь вы все правы! Потому что говорите об одном и том же , но с разных точек зрения , потому что у вас разная наследственная база , разный жизненный опыт, это как кристалл со многими гранями , но всё же цельный по сути своей...
  А что касается меня  , то я на стороне Марии , её точка зрения мне ближе . Я думаю , что Анна может остаться жить после потери Якова только  в случае какого - то незавершённого дела , а закончив его , просто ляжет и мирно уйдет , потому что больше ей на этой стороне жизни делать нечего. Хорошая иллюстрация этому - фильм П. Лунгина  "Остров" .

Пост написан 29.10.2023 02:11

0

44

Ларисон написал(а):

Ох , какая полемика развернулась ! Дамы , но ведь вы все правы! Потому что говорите об одном и том же , но с разных точек зрения , потому что у вас разная наследственная база , разный жизненный опыт, это как кристалл со многими гранями , но всё же цельный по сути своей...

После выложенного Ладой монолога я тоже подумала, что мы говорим почти об одном и том же, но разными терминами. Просто в моем понимании этот монолог, если от лица Анны - так именно попытка "заземлить" себя - временно, пока она еще нужна детям/работе, напоминание себе о том, что было, и что любимый человек не ушел вовсе, он ждет ее совсем рядом, и она обязательно к нему присоединится. От лица МТ, и многих других любящих, верных, страдающих в разлуке - это финальная точка самообучения "как жить после потери". А вот для Анны - только перевалочный пункт, тот самый "Зал ожидания", может быть, несколько более расцвеченный светлыми красками , чем мне представляется. А дальше - снова уход, уже к настоящему единению.

Я не слышу в этом монологе той самой души на двоих. Я слышу одну душу, которая опять-таки, лишилась второй, горячо любимой и тесно с ней связанной, и очень хочет быть вместе снова. Просто в конкретный момент это невозможно, и идет поток любви и благодарности, чтобы смягчить боль и ожидание.

+3

45

Где любовь и благодарность , там нет боли ...

Нет ни времени , ни расстояния ,
Только призрачное сияние ,
Всех законов земных отрицание ,
Двух сердец одно обещание ...

Пост написан 29.10.2023 03:19

0

46

Мария_Валерьевна написал(а):

болезни, и слабость - я не вижу в этом ничего ужасающего и недостойного внимания. Это тоже часть жизни.

Маша, всецело согласна!!
Моей любимой бабушке за два года до смерти ампутировали ногу — трофическая язва. Должны были ампутировать и вторую, но... Но. До самой смерти мы ее носили в туалет, мыли, помогали одеваться.
И готова поклясться чем угодно — не было в этом ничего недостойного и унизительного, ни для нее, ни для нас. Она очень хотела жить, любила внуков, вообще была ЖИВАЯ. Но и смерти без всякого страха относилась: "эх, неохота умирать, ну да жопаделать".

Вообще эти категории — унизительно, недостойно — настолько абстрактные в таких случаях, настолько и исключительно зависят от того, как к ним сами люди относятся...

+4

47

Дамы, напомню, с чего начался разговор: что если Анна умрет в один день со Штольманом, она проживет на двадцать лет меньше. И это очень жаль, потому жить стоит хотя бы ради самой жизни. Иначе придется согласиться с тем, что, например, всем тяжелобольным лучше не тянуть лямку, - если важно жить не долго, а хорошо.

Далее, насчет "унизительно и недостойно". Не помню, чтоб я где-то так писала о старости. Я поздний ребенок, всю жизнь окружена людьми немолодыми, пожилыми и старыми, привыкла к этому периоду, как к данности. Так вышло, что и с мужем у нас солидная разница в возрасте, соответственно, моя родня тоже намного старше меня. И как минимум половина друзей. Так что старости я не боюсь, хорошо знаю, как это бывает, отношусь с уважением к чьей-то и своей.

А теперь самое страшное "но"! Мы смотрели фильм об Анне и Штольмане, прекрасных, молодых, ладно, зрелых, сыплющих искры. Именно такими мы их полюбили и продолжаем любить. Можно нарисовать им седые волосы и оставить по-прежнему сыплющими искры. Но для чего условно обозначать старость, если на деле они не изменились? Пусть тогда и остаются, и выглядят молодыми. А если писать, как бывает на самом деле, посыплются уже не совсем искры. Так что я предпочитаю реальную зрелость позолоченной старости.

И пару слов для всех, кому за... Дорогие друзья, не будем о грустном, будем о хорошем. Писать и читать о настоящей радости, реальной бодрости и истинной любви. Пусть это прибавит нам сил и желания жить дальше, а не уходить за грань, хотя бы и к любимым.

Да здравствуют "стар-пэры" - звездная знать неподдающихся!

+2

48

Дорогая Маша,

не принимай мое мнение за совет или даже пожелание, как писать. Они говорят с тобой, ты творишь так, а не иначе, - будь по-твоему. Я пишу лишь о том, как вижу сама. Мне жаль, если мое видение тебя растревожило. Я заверну его в тряпочку, положу на полочку и пойду писать "Наваждения".

Еще раз прости и не принимай близко к сердцу :writing:

Отредактировано Lada Buskie (29.10.2023 15:58)

+1

49

Lada Buskie написал(а):

Дамы, напомню, с чего начался разговор: что если Анна умрет в один день со Штольманом, она проживет на двадцать лет меньше. И это очень жаль, потому жить стоит хотя бы ради самой жизни.

Но ведь для нее это и будет лучше. Именно из нее самой, вне зависимости от того, жалко нам этих двадцати лет, или нет. Для нее без него не будет в этой жизни счастья и вкуса. и ничто, ни дети, ни воспоминания, ни долг этого не заменят. Зачем мучить ее "причинением добра"? Она знает про себя это, и почему мы ей не должны доверять в этом вопросе? Это не экзальтация, не интересничание, и не слабость. Это данность, это ее решение, идущие из души. Ну проживет она еще эти двадцать лет, каждый день думая о том, что его нет, а она здесь. Что они разделены. Да, не будь у нее возможности самой шагнуть за грань, скорее всего, она не стала бы совершать именно акт самоубийства. Если только неосознанно - больше и чаще рисковать, брать на себя самую трудную и тяжелую работу в больнице, и так далее. Да, она успеет, вероятно спасти больше людей. Но Анна и так всю жизнь живет, делая этот мир лучше, и помогая. Неужели она не заслуживает, чтобы ее отпустили раньше, чтобы эстафету взяли следующие поколения. а она могла бы уйти к любимому мужу?

Жизнь только ради жизни - для меня это ничего не значит и не объясняет. Живут ради того, что тебе эта жизнь возвращает. И для Анна этот результат состоит из любви к мужу, и помощи людям. Но без единения с первым, второе уже не может заполнить душу целиком. И мне ЖАЛЬ именно приговаривать ее к вот этому обязательному отбыванию лишних лет. А оно - у нее, будет именно таким. И опять - зачем? В чем высокий смысл, "ради жизни", только потому что кто-то другой это считает правильным и не хочет ее отпускать?

Lada Buskie написал(а):

Иначе придется согласиться с тем, что, например, всем тяжелобольным лучше не тянуть лямку, - если важно жить не долго, а хорошо.

Это может решать только сам тяжелобольной человек. Это его право. Кто-то будет хотеть длить жизнь до последней минуты, и получать от жизни радость. Кто-то - нет, и если он может вот так, как Анна прекратить свои мучения - я ни разу не осужу, и пойму. Если человек не может принимать решения, и разум его замутнен, тут ничего не поделаешь, его состояние будут длить, потому что стать вершителем его судьбы - уже опасно для других.

Lada Buskie написал(а):

А теперь самое страшное "но"! Мы смотрели фильм об Анне и Штольмане, прекрасных, молодых, ладно, зрелых, сыплющих искры. Именно такими мы их полюбили и продолжаем любить. Можно нарисовать им седые волосы и оставить по-прежнему сыплющими искры. Но для чего условно обозначать старость, если на деле они не изменились?

А речь и не идет о позолоченной старости. Старость Штольманов вполне реальна. Может быть, не самый частый вариант, но тоже жизненный. Почему он не может сбыться именно с нашими героями? Опять-таки, их характеры ничуть не противоречат подобному будущему. Лично знаю очень многих людей обоих полов, которые до 80-ти и более лет сохранили и бодрость, и разум, и огромную жажду деятельности, которые продолжали работать не потому что пенсия маленькая, а потому что они не мыслили себя без дела, даже имея хорошую и многочисленную семью, внуков и правнуков. Так что, искры могут сыпаться, может быть, поменяв цвет, но не степень горячности.

И кто, как не Штольманы, идеально в картину подобной старости вписываются?

Lada Buskie написал(а):

И пару слов для всех, кому за... Дорогие друзья, не будем о грустном, будем о хорошем. Писать и читать о настоящей радости, реальной бодрости и истинной любви. Пусть это прибавит нам сил и желания жить дальше, а не уходить за грань, хотя бы и к любимым.

Все зависит от самого человека, и того, что он считает для себя правильным и хорошим. И даже не считает... Анна сколько угодно может разумно объяснить себе, что нужно жить дальше. Но она не сможет получать от этого радость и не чувствовать постоянной боли. Ну вот она - такая. Опять же, не потому что любит сильнее, чем та же МТ, например. Не потому, что созависима, эмоциональна. А потому что именно у нее именно так совпало - вид любви, характер, возможность сделать этот запредельный шаг.

И я не понимаю, искренне не понимаю, почему ее за этот выбор надо жалеть, хватать за руку, останавливать, придумывать дополнительные смыслы. Она прожила свою жизнь, полно, ярко, полезно. Она знает себя, понимает, что и как будет дальше. Она имеет полное право сделать свой выбор и в этот раз, опять же, если поставлены на ноги дети, нет осиротевших внуков, нет незавершенного Дела. Как на духу говорю - я бы самого родного и любимого человека (мать, отца, сестру, брата и т.д.), зная, какого ему без его избранника/цы отпустила бы с радостью за него/нее. Да, плакала бы, горевала, но понимала бы что ЕМУ-ТО (ЕЙ) сейчас хорошо, что плачу я именно о себе, и о моей с ним разлуке. Но я могу это пережить, и снова быть счастливой и находить радости в жизни. А он - нет.

Поэтому, пусть мы все будем счастливы - именно так как мы сами этого хотим, и как выбираем для себя.

+1

50

Маш, мне есть что возразить, но не хочется засорять эфир. Если интересно, я напишу в личку.

Мы не выбираем свое счастье, но выбираем Аннино. Мы решаем, что для нее лучше.

Отредактировано Lada Buskie (29.10.2023 16:56)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » Другая ночь » Глава 171. Убеждение.