Lada Buskie написал(а):Это будет лучше для нее по-твоему. А по-моему, это "причинение добра" - заставлять ее уходить вместе с ним. Она слишком полна жизни и слишком нужна.
Нет, я бы как раз решила, чтобы она жила. Я тоже считаю ее замечательным, сильным человеком, который чем больше проживет, тем лучше. Но жизнь Анны, так случилось, слишком сцеплена с жизнью Штольмана. Поэтому именно из нее, из ее характера и любви иного не дано. С его уходом полнота жизни иссякнет. Да, нужность может ее задержать, но про долго уже говорено много. Опять же - отдаст - и уйдет.
Lada Buskie написал(а):Я доверяю. По-моему, она знает, что должна жить, а не умирать. Потому что он бы не хотел, чтобы она прожила короткую жизнь.
Она знает, что по-настоящему быть она может только рядом с ним. И тут тот самый момент, как с кабинетом. Он может сколько угодно запирать ради ее блага, или пытаться сбежать, и не обрекать ее на такого неподходящего мужа. Здесь Анна сделает по-своему, потому что ей нужно иначе. И Штольман ничего не сможет этому противопоставить, ее жизнь без него будет слишком тяжелой и холодной. Значит, по итогу она права.
Lada Buskie написал(а):У многих жизнь борьба, и жизнь им возвращает одни пинки. Но они живут не ради результата, которого может не быть. Вообще результат жизни или то, что она тебе возвращает, - сомнительный постулат с точки зрения смысла.
Значит, они получают удовольствие именно от этой борьбы. И так бывает. Или как раз таки не имеют силы и воли что-то изменить. Не все обладают возможностью уйти, как Анна, не все по разным причинам решаются на самоубийство. А вот искренних пожеланий "скорей это само по себе закончилось", увы, очень много.
Lada Buskie написал(а):А почему ты решаешь за нее? По-моему, она и сама считает правильным жить, а не умирать. Она достаточно сильна, чтоб не сдаваться.
В том-то и дело, что решать не мне. Как это часто бывает с героями и авторами. Мы можем предлагать варианты, но если навязываешь, получается ложь. Моя Анна не хочет жить одна, без живого Штольмана. Вернее - не может. Я строю линию с исходными данными, и вижу измученную, уставшую женщину, которая все больше и больше работает, чтобы не думать, не вспоминать, не считать, сколько еще осталось. А когда воспоминания наплывают, ее душа рвется туа, к нему, не в прошлое даже, а за черту, чтобы снова быть с ним. Или не быть - но вместе. Ни солнце, ни море, ни дети и внуки не могут этого остановить. Она будет делать усилия, улыбаться, разговаривать, но это внешнее. И внутри у нее все равно идет настрой на уход за ним. И когда я говорю - "Хочешь уйти?" ее наполненные слезами глаза вспыхивают, как в юности, и она от всей души выдыхает "Да!". Почему я ей должна читать моральна тему обязанности жить, потому что она вот так нужна Вселенной? Я могу только сказать - "Иди, и не волнуйся, то, что вы успели сделать, не погибнет!"
Lada Buskie написал(а):Тяжелая болезнь делает жизнь существованием. И все же многие упрямо живут. Их радость уже в том, что живы, не ради кого-то или чего-то, а вопреки смерти. Хотя именно радости от жизни они не получают.
Вопреки - это азарт, и борьба. Очень даже удовольствие и смысл. Или страх, и тогда радость, что вот и сегодня ты избежал смерти. Радость - это не всегда комфорт, это то, что хочется длить по разным причинам. Но у Анны нет причины хотеть длить тоску и боль.
Lada Buskie написал(а):Анна ничего не будет себе объяснять. Она будет просто жить. А жизнь не состоит из одной только боли вечно. Я часто слышу, что время все притупляет. Рана останется, но перестанет болеть. Анна не труслива и не слаба, чтобы бояться жить с этой раной, как живут люди с тяжелой болезнью. Она тоже будет жить вопреки смерти.
Это не трусость и не слабость. Если есть причины терпеть боль и жить ради детей, или иного недоделанного дела - она сможет. Но если только жить - нет. Угаснет на всех уровнях. Иссякнет. И я не могу и как раз не имею права заставлять героиню мучиться ради того, чтобы просто мучиться. Чтобы почему-то прожить ненужные двадцать лет, как непременно доесть еду тарелке, если тебе уже от нее, пусть и свежей и вкусной и полезной - плохо.
Lada Buskie написал(а):Я на самом деле считаю, что этот выбор за нее делаем мы. Ее не нужно хватать за руку и придумывать дополнительные смыслы, потому что она еще не прожила свою жизнь. Она вполне может пережить его смерть без всяких "зачем" и "для чего". Она не живет ради смысла. Она его создает именно жизнью.
Если бы так - я бы и не спорила, и сама бы с радостью представляла бы себе ее полноценно и деятельно живущей вдовой, которая радуется, работает, продолжает помогать людям, встречается с детьми, воспитывает внуков. Я ничего плохого, кроме хорошего, в таком варианте не вижу. Но из Анны такой вариант судьбы высасывает все силы, требует делать вид, напрягаться, изображать счастье и гармонию, которых нет и в помине. А есть постоянное ожидание за всем этим - когда же я смогу уйти...
Ее жизнь короче, чем у многих, но она прожита в любви, с делом, от этой жизни осталось столько, чего некоторым не сделать за триста лет. Поэтому эти несчастные дополнительные 20 лет ей и не нужны, если они без Якова. Они уже ничего не добавят а только отберут.
Такова правда этого образа, и я могу хоть лоб разбить со своими вариантами полноценной жизни для вдовой Анны - ей это не надо.