Сумрачно, прохладно, зелено, как в лесу. Высоченные деревья уходят кронами в темнеющее небо. Трава вымахала им под стать: кому-то по пояс, а кого-то вроде Брига скроет с головой. С посыпанных песком дорожек лучше не сходить, кто знает, что скрывается в глубине зарослей. Тихо, даже птицы не гомонят. Покойно.
Анна шла в центре группы. Слева и справа Штольман с Бойцовым, урядник с Алешкой прикрывают тыл. Впереди Кренев – он вызвался отвести их в католическую часть. Оказывается, на Всесвятском кладбище место находится всем, но только там, где оно специально отведено.
Николай Ефремович искоса поглядывал на Анну. Штольман тоже. Наверное, думали, что ее осаждают видения. Но нет. Ей никто не являлся. Впервые Анна вспомнила о словах Беллы Исаевны. «Что же я все-таки вижу? Преступление? Неупокоенную душу? А может, след зла, которое еще тревожит мир живых?».
Штольман торопился. Уже темнеет, в сумерках можно многое упустить. Хорошо бы попасть на место до наступления темноты. Где же эта часовня? Вдали мелькнул какой-то маленький храм, но Кренев не замедлил шага. Еще через минуту стало понятно, почему: золотом блеснула православная луковка.
Свернули налево, дорога пошла чуть под уклон. Стали попадаться какие-то крошечные домики. Склепы, понял Алешка. Надписи были еще на кириллице, однако фамилии пошли польские. Булатов загляделся на барельеф с детской головкой, споткнулся и чуть не нарушил стройные ряды, за что удостоился сразу двух сердитых начальственных взглядов.
Бриг нервничал. Поводок мешает – нельзя бежать. А надо. Слева, справа, осмотреться. Здесь пахнет гнильем. Крысами. Противный душок древней болезни. Люди волнуются. От одного пахнет тяжелым беспокойством. Издали потянуло страхом. Бриг глянул на хозяина. Алешка похлопал его по шее – терпи. Рядом.
Они зашли в самый дальний конец кладбища. Старинные, не слишком ухоженные могилы. И – вот она, часовня! Чуть больше притулившейся рядом сторожки. Выглядит нежилой – на двери замок.
- Прибыли, ваш-высокобродь, - доложил очевидное Кренев. Зычный шепот разнесся по округе, всколыхнул кусты. Штольман досадливо схватил его за руку, но поздно: кто-то в страхе выметнулся из зарослей. Темная фигура, полускрытая травой.
- Кто там? – уже не таясь, крикнул Яков Платоныч. – Полиция!
Человек подскочил и метнулся за ближайшее дерево.
- Брига пускай!
- Фас! – Алешка отстегнул повод.
Пес ринулся напролом в ту сторону, где мелькала удаляющаяся спина. Преследуемый споткнулся, послышался щелчок. «Курок! Он взвел курок!» - похолодел Алешка.
- Бриг, ложись! – отчаянный крик не достиг цели. Не так просто остановить науськанного пса.
- Бросай оружие! – это Кренев. Алешка кидается вслед за Бригом. Только бы успеть! Мощная рука сбивает его с ног, он кубарем летит на землю. Вспышка! Грохот! Где-то вскрикивает Анна Викторовна. Второй выстрел! Хриплый крик, звук падения. Снова тишина. Кто?!
Алешка встал на четвереньки, очумело тряся головой. Неуверенно позвал: «Ко мне!» На этот раз Бриг послушался. Мокрый нос ткнулся в щеку хозяина. Алешка обхватил мохнатую шею, огладил голову, туловище пса. Слава богу, не ранен!
Рядом Анна Викторовна так же судорожно ощупывала плечи и грудь Якова Платоныча.
- Анна, в нас не стреляли, - он мягко отстранил ее руки.
- Мне из-за вашей спины ничего не было видно!
- Поверьте на слово. Я цел.
Она тяжело перевела дух. Он сжал ее руку, ободряя взглядом. Алешка одернул себя – опять уставился до неловкости. Огляделся. Что же произошло?
- Убил ты его, Кренев, - буднично сказал Николай Ефремович откуда-то издалека. – А ведь он не стрелял.
- Как же, – заволновался городовой, – я сам слышал – курок взводил. Ждать, что ли? Вон проводник под пулю полез!
Так это он меня на землю кинул, сообразил Алешка. А Штольман Анну Викторовну прикрыл. То-то она испугалась. Небось подумала, что мужа зацепило. А за кем же мы гнались?
- Вероятно, сторож, - сказал Штольману Бойцов. – Вон его двустволка.
Штольман поднял и осмотрел оружие. Кренев подошел поближе.
- Точно, сторож, - сказал он несколько стесненно.
- Знаешь его?
- Его все здесь знают.
- Найди еще кого-нибудь для опознания. Урядник пусть останется здесь. А мы осмотрим часовню и сторожку.
Креневу задание явно не понравилось – где же здесь найдешь кого в вечерний час! Однако отправился исполнять без возражений.
- Анна Викторовна, пойдемте в часовню. Николай Ефремович, Алекс, вы в сторожку. Ищите все странное, необычное. И поторопитесь, солнце скоро сядет, ничего не разглядим.