Глава Пятьдесят Четвертая. «Маленькое чудо».
1.«Мама притягивает ее к себе, обнимает, тихонько покачиваясь. Точно баюкает. Даже, кажется, начинает напевать какую-то колыбельную. Но внезапно замирает и подозрительно принюхивается.
- Неужели гусь горит?!»
Здесь я специально параллелить не собиралась, но вышла еще одна ниточка к РЗВ. К повести SOlga «Барыня с архангелом», где гусь становится одни их тех факторов, которые помогли объединению Штольмана и тещи. В «Другой ночи» до этого еще далеко, но ... процесс идет.
«Гусь напомнил мне гуся из "Барыни с архангелом". А уж картинка из параллельной реальности какая замечательная …» (SOlga).
2.А теперь – список имен для рыжего котенка, принесенного Штольманом. На предложение автора угадать позывные откликнулись многие. Итак, Пушкин мог именоваться:
Фигаро – уменьшительное: Гарик
Пирожок, Пряник, Зефир, Абрикос, Капитошка, Емеля, Перчик, Степашка, Лютик, Фунтик, Шерлок, Чеширсик, Бублик. Мяурицио. Жюль Верн – Жулик.
Паспарту
Паганель
Грант, Капитан, Немо, Наутилус
Золушок, Кот-в-Сапогах, Баюн
Санек
Эрнст Теодор Амадей – Федька
Снежок
3.Спасибо Imbirir за принесенную к этой главе цитату:
«Сколько зла можно устранить откровенностью» (Ф. М. Достоевский)
Глава Пятьдесят Пятая. «Цепи и свечи».
1.«Сыщик прислушался. Наклонился, раздвинул заснеженные ветки ближайшего куста. Присел, рассматривая темный комочек, весь, казалось, состоящий из коротенькой, слипшейся сосульками шерсти.
Зверь поднял мордочку, посмотрел на сыщика отчаянно и требовательно. Мол, сделайте уже что-нибудь, господин хороший! Погибаю… Почему полиция не справляется?
— Мяяя…»
Как встреча со Штольманом и знакомство с Анной выглядели со стороны котенка можно прочитать в драббле «Огонек». Выложено и на Фикбуке, и на литературном форуме «Перекресток миров» в сборнике драбблов.
2. «— Вы тоже замерзли, — заявила Анна, — и я вас никуда не отпущу. Молчите, и не спорьте!»
Здесь идет абсолютно сознательное цитирование замечательной пьесы К. Симонова «Так и будет, в которой молодая искренняя девушка старается отогреть взрослого человека, ненадолго приехавшего с фронта:
«Савельев. Вы говорите точно, как ваш отец, – и молчите, и не спорьте.
Оля. Да, и молчите, и не спорьте. И ни в какой гостинице с ногами на диване вы завтра не будете лежать, а я возьму с собой своих друзей, и все вместе пойдем куда захотите, – в зоопарк или на пьесу, где не стреляют!»
(К. Симонов «Так и будет»)
3. Спасибо за емкую формулировку по событиям этой главы читательнице Алисе:
«Замечательно, что круг замкнулся и возле наряженной елки в доме Мироновых они (Яков и Анна) оказались вдвоём …» (Алиса).
Еще одно предложение Алисы, пустить озвучкой к это главе песню «Снег хрустел» Олеси Маноловой. Всем рекомендую, она очень волшебная и нежная. Я ее использовала для тиров аудиокниги с картинками по повести Atenae «Конец игры» из РЗВ.
4. Очень верное предсказание по поводу отношений Пушкина и Марии Тимофеевны получилось у Jelizawieta:
«(Пушкин) к делу своего спасения уже подключил и полицию, и службу здравоохранения. Ещё прессу осталось подключить в лице Марии Тимофеевны. Писать о нём в газете не обязательно, а вот полюбить очень даже нужно. Почему-то мне кажется, что путь к сердцу этой тёщи — через кота …» (Jelizawieta).
Глава Пятьдесят Шестая. «Когда тепло».
1. Большое спасибо Круэлле за песню, присланную мне после выхода этой главы, на стихи Б. Пастернака «Засыпет снег дороги …». В исполнении В. Соломина. Особенно люблю вот эти строки:
«Снег на ресницах влажен,
В твоих глазах тоска,
И весь твой облик слажен
Из одного куска.
Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему.
И в нем навек засело
Смиренье этих черт,
И оттого нет дела,
Что свет жестокосерд.
И оттого двоится
Вся эта ночь в снегу,
И провести границы
Меж нас я не могу …»(с)
2. И еще одно предсказание от Jelizawieta, прозвучавшее в обсуждениях этой главы:
«А в том, что первосезонная Лизавета к моменту описываемых в "Другой ночи" событий уже распрощалась с жёлтым билетом, я уверена. Неизвестно, что её изначально толкнуло к жизни такой, но она слишком яркая личность, чтобы долго в борделе прозябать …» (Jelizawieta).
Вся правда о Лизавете Тихоновне – в главе «Лягушонка в коробчонке»))
3. «Как-то одновременно Анна и Яков замерли рядом, с зажженными свечами в руках. Тонкие, не больше мизинца, они горели столь чисто и ярко, что глаз отводить не хотелось. Но Анна все-таки перевела взгляд на пальцы Штольмана, бережно державшие свечу. На сердце стало тепло – и больно, от острой невыразимой нежности …»
То, что эта сцена должна напоминать на венчание – я знала изначально. А вот сходство с моментом из романа Atenae и SOlga «Чертознай» (цикл РЗВ) заметила Irina G., за что ей огромное спасибо:
«Однако! Опять ведь навевает мысли о другом полумистическом романе и другой паре, стоящей рядом, со свечой – одной на двоих, и объясняющейся в чувствах несколько неловко, но искренне. Только то было предпасхальное время, а это рождественское, но тоже – небо отворено, и клятвы влюбленных слышны даже без храма и прочего антуража…» (Irina G.).
Глава Пятьдесят Седьмая. «Конфеты и апельсины».
1. "Арина, почему ты не готова? Где твоя коса? – вопрошала Вера Николаевна девочку, у которой из-под скособочившегося кокошника на шею падали короткие русые кудряшки.
- Не знаю, - развел руками та.
Впрочем, особого раскаяния в ее голосе не ощущалось.
- А кто знает? – обреченно поинтересовалась учительница, - Пушкин?"
Эпизод писался на волне воспоминаний о чудесном моменте из повести Владислава Петровича Крапивина:
"А у Веры Павловны Новосёлов радости не вызвал. Наоборот.
— Это что же такое?! В такой мороз! Кто тебе разрешил? Новосёлов, перестань сейчас же! Где ты был? Я кому говорю!
Но бронебойная очередь запрещений и вопросов не задела Новосёлова. Он приближался всё так же медленно и молча. Остановился.
— Где ты его ухитрился купить? — отчаянным голосом спросила Вера Павловна.
Новосёлов махнул в сторону Гастронома:
— Тама… — Один глаз его был в тени шапки, а другой, синий и блестящий, преданно смотрел на учительницу.
— Не смей есть мороженое! Ангину хочешь получить?
— Не бросать же теперь уж, — рассудительно заметил Новосёлов и нахально откусил почти полпорции.
В толпе заныли:
— Новосёл, обжора…
— Дай лизнуть…
Новосёлов щедрым жестом, не глядя, протянул эскимо. Оно прошло по рукам, как эстафетная палочка.
— Вера Павловна, вам оштавить? — пробубнила закутанная девчонка.
— Оставьте меня в покое, мучители, — скорбно сказала Вера Павловна..."
(В. П. Крапивин «Валькины друзья и паруса»)
2. Я хочу поблагодарить читательницу Елена-2-0-2-1, за размышления о теории Теней (под этой главой), из которых (по ее разрешению) я кое-что позаимствовала в сотворенную мною реальность. То, что она Тень может спровоцировать призыв других, незаметно для владельца – так точно.
Вот «Теневая версия» от Елены целиком. Взято из комментариев:
«Анна, как вообще самый главный контактер со всеми этими сущностями, имеет опыт того, как их распознать, и некоторый навык того, как с ними бороться и какими словами изгонять. Что-то, может, из дядиных книг, что-то уже из собственного опыта и наития. Ну и чистота души подсказывает.
Плюс, если уж она выпускает такую сущность из-под контроля, то эта сущность становится гораздо сильнее, чем у любого другого человека.
А как любое зло, сначала может прикинуться лучшим другом и наобещать или обнадежить, что поможет там, где сам человек не в состоянии. Типа, к Якову слетать и узнать. Но на самом деле у них (этих сил) всегда есть СВОЙ интерес. Главное, чтобы выпустили.
В данном случае интерес Тени – сожрать своего владельца и обрести плотную жизнь в его облике. И наплодить себе подобных. И выпущенная Тень Анны спровоцировала Штольмана и Антона тоже выпустить свои Тени – еще не придумала, как )). Но как-то.
Простимулировала. Снами, надеждами, посулами.
Просто, как обычные люди, они, может сами бы и не создали бы таких монстров. А уже выпущенная Тень, да еще таким сильным духовидцем, как Анна, у которой, можно сказать, постоянный пропуск в эти миры, послужила отменным катализатором. И не просто способствовала выходу Теней ЯП и АА, но и подкормила их силой, стыренной у Анны. Таким образом, создала себе компанию союзников. А дальше эти три тени уже вместе пошли множиться. Прихватили ВИ, ПИ и еще кого-то там.
И это не просто сюжетный ход литературного произведения. Это вполне жизненно. Подоплека глубже и страшнее. Когда мы выпускаем на такую бесконтрольную прогулку свою Тень, она очень прожорливо поглощает души всего ближайшего окружения, потихоньку, незаметно, но иногда необратимо. А чем масштабнее человек, тем дальше может дотянуться его распоясавшаяся Тень.
И в этом контексте, если Анна свою Тень первой смогла поставить на место, остальные Тени остались без подпитки и руководства. А ожившие Светлые стороны пострадавших быстро использовали момент, навеяли нужные мысли и слова ЯП и АА, которые, в общем-то, сами по себе достаточно неопытны в подобных вещах. И могут даже думать, что все получилось случайно, просто совесть проснулась (особенно АА). А на самом деле сработали сложные цепочки баланса между Тенями, которые пришли в движение после того, как Анна свою Тень поставила на место.
Да, и кстати, очень реалистично то, что Тени долгое время продолжают рыпаться и проверять прочность поводка. Ох, как это в жизни происходит!
Анна – эпицентр, точка контакта этих миров. И действительно, от того, какой выбор она сделает, таким и станет мир вокруг. В ее случае – очень большая часть мира, потому что она очень значима в этом вопросе. Поэтому за ней и всяческая охота с теневой стороны. Она – та точка опоры, с помощью которой можно перевернуть мир. Как в одну, так и в другую сторону. Может, и Тень выпустить кто-то ее тихонько надоумил из заинтересованных, пока она была слаба. О, у них масса методов в арсенале…
И поэтому ЯП для нее как неотделимая охрана, защита, тот самый серый пес, в самом лучшем смысле этого слова. Он необходим, чтобы она сохраняла свой выбор. И им абсолютно необходимо быть единым целым, потому что в этом сплаве они непобедимы. А по отдельности можно дожать каждого.
Или можно так – Она «держит на контроле» потустороннюю часть границы, как Инь, женщина. А Он держит видимую, мирскую часть, как Янь-мужчина.
Вот такие пограничники Добра для нашего мира. Которые редко дожидаются благодарности...»
(Елена-2-0-2-1).
_______________________
Продолжение следует.