Глава Пятьдесят Восьмая. «Желание».

1. «- Да, только утром он совсем иначе говорил, - возразила Вера, - что аппарат новый, заграничный, очень ценный и сложный, и попробуй с ним еще справиться. Но в любом случае, я его даже трогать боюсь. Потому что в фотографировании ничего не понимаю!
- Я, увы, тоже, - развел руками Тимофей, - вот если бы ружье такое было… Фоторужье…
Он улыбнулся в усы…»

Совершенно осознанная пасхалочка, которая отсылает к мультфильму «Трое из Простоквашино», в котором фигурирует фоторужье для Шарика)).

И спасибо Jelizawieta, за проведение еще одной параллели с РЗВ, в связи с фотоаппаратом:

«Эх, надо бы Яше "Кодак" подарить. Помнится, в РЗВ Якову Платонычу в Париже в 1892 году фотоаппарат подарили, радовался, как ребёнок…» (Jelizawieta).

Со своей стороны, как автор обещаю, что благодаря жене, без нового фотоаппарата сыщик у нас не останется.

Глава Шестидесятая. «Вопросы справедливости».

1. «Из сообщения духа кое-что все-таки можно понять. Евгений Кузьмин считает себя ответственным за произошедшее. Но как это возможно? Ведь не совершил же он самоубийство?
А еще… Анна глубоко вздохнула, стараясь унять сумятицу в мыслях. Еще слова духа очень напоминали речи Раймонды, которая тоже говорила о лжи…»

Авторы фильма одинаково оболгали как черемисов, приписав одной из самых мирных сект кровавый обычай отрубать головы, так и катар, якобы, промышлявших убийствами во имя уничтожения греховного мира. Поэтому, в своей интерпретации событий, я постаралась подчеркнуть явное сходство этих сюжетов.

Глава Шестьдесят Первая. «Вечер с граммофоном».

1. «И все равно, взгляд Андрея Петровича – то печальный, то укоряющий, преследовал Анну. Она вежливо и скупо улыбалась, механически пытаясь не терять нить разговора, который почему-то зашел о путешествиях. Туркестан, Марокко, Сицилия – названия стран вспыхивали яркими фонариками, чтоб через мгновение угаснуть, потонув в многословных восторгах Полины и эмоциональных впечатлениях Клюева…»

Спасибо Елене Праведниковой за хорошую формулировку по поводу этой сцены:

«Радует, что Клюев ей надоел. Напрягает эта дружба, Яков нервничает. Да, бесстрашие Анны, когда нужно помочь кому - это её сила и её же слабость. Поэтому нужен Штольман рядом. Никто другой никогда не поймёт её вот так до глубины души, и никто так её не чувствует, как он…» (Елена Праведникова).

Которая вызвала у меня следующую литературную ассоциацию:

«Мы совпали с тобой, совпали
в день, запомнившийся навсегда.
Как слова совпадают с губами.
С пересохшим горлом — вода.
Мы совпали, как птицы с небом.
Как земля с долгожданным снегом
совпадает в начале зимы,
так с тобою совпали мы.
Мы совпали, еще не зная
ничего
о зле и добре.
И навечно совпало с нами
это время в календаре…»
(Р. Рождественский)

2. «- Ах, какая прелесть, - улыбается Полина, - это же подарок господина Штольмана, не так ли? Я что-то слышала в магазине…
Лицо Клюева мрачнеет, губы кривятся в усмешке.
- А как поживает мой подарок, Анна Викторовна? – спрашивает он, - так и остался жить в больнице? Или … Пушкина вы тоже отдадите туда?»

Огромное спасибо Jelizawieta за чрезвычайно точный анализ двух подарков, и побудительных мотивов дарителей:

«Клюев... гм... Ну что сказать вам, господин Клюев? Вы в корзинке преподнесли вполне благополучного киса, судьбу которого могли устроить другим образом, или даже кто-то хотел устроить его судьбу без вашего участия, но тут вы подвернулись. Думаю даже, что симпатичная корзинка со всеми прилагающимися к ней аксессуарами была для вас не менее важна, чем кот. Точнее, кот важен не более, чем корзина. А ещё точнее, он был одним из аксессуаров, прилагающимся к корзине и к вашим, пардон, чуЙствам. Вчера вы букетик преподнесли, сегодня котика, завтра конфеты — ах, как мило! Как же это нравится барышням. Ну-ну. Наверное, долго думали? Просили кухарку разузнать, не окотилась ли у кого из соседей кошка?
А Штольман нежданно-негаданно нашёл котёнка, погибавшего на морозе. И принёс его Ане, потому что некуда было больше нести. И некуда было больше в тот вечер идти. Разницу чувствуете? "Я вдруг поняла, что мне некуда идти, кроме полицейского участка" (с) Что вы об этом знаете, господин Клюев?» (Jelizawieta).

Глава Шестьдесят Третья. «Потеря».

1. «- Ты обещал мне Париж, Ниццу! Но мы даже в Петербург не съездили! Твердишь, что нужен здесь, из-за Анны, но ты-то чем можешь ей помочь? Репутацию твоей дочери уже ничто не спасет… А я? Как же я?
- Лизонька…»

Спасибо Наталье Никаноровой за стихотворение В. Высоцкого «Чужая колея», приведенное под этой главой. Оно и правда, хорошо описывает мучения, как Виктора Ивановича, запертого внутри Немиронова, так и других «Теневых пленников»:

«Сам виноват: и слёзы лью, и охаю —
Попал в чужую колею глубокую.
Я цели намечал свои на выбор сам —
А вот теперь из колеи не выбраться…»
(В. Высоцкий из стихотворения «Чужая колея»).

Глава Шестьдесят Четвертая. «Смешно и больно».

1.«- Мама, что это? – вырвалось у Анны.
- Это мода, Аня, - странным тоном ответила та, - мода для совершенно порочной женщины!»

Мария Тимофеевна по воле автора, цитирует здесь Анну из серии «Адепты» Первого сезона. Что там Анна не в себе и под гипнозом, что здесь сама мысль Марии Тимофеевны всерьез пощеголять в образе «порочной женщины» - для меня явный признак одурманивания, и невозможности справиться с ударом.

Спасибо Irina G., прокомментировавшей эту отсылку:

«Аня, что это?! – Это мода, мама!» –  Ну вот и пришло время отзеркалить эту давнюю сцену, тоже сильно отдающую горечью…
Не согласна, не смешно это. Да, выглядит глупо, нелепо – но не смешно. Вообще. Как-то очень горько от этого платья стало. Представила на минуту, что МТ и вправду такое заказала и стала носить… резко изменившись после измены мужа, захотев продемонстрировать, что она не брошенная, а свободная, современная и состоявшаяся женщина… Какой же сильный душевный излом это означало бы для «берегини Дома» Марии Мироновой! Как хорошо, что на самом деле это – просто глупая ошибка! К тому же, от этой ошибки и польза есть – вот, навела Анну на правильную мысль по поводу Кузьмина…» (Irina G.).

Глава Шестьдесят Восьмая. «Чужими руками».

1. Автор в названии объединил как подоплеку убийства Кузьмина, совершенного руками нанятого убийцы, так и попытку чужой, страшной личности обвенчаться с Анной. И то, что провалилась попытка не в последнюю очередь благодаря тому, что родные руки любимого человека Анна знала очень хорошо.

Но не могу не поделиться еще одной ассоциацией от Jelizawieta:

«Когда прочитала название главы, почему-то сразу вспомнилась Катя Татаринова, которая однажды сказала Саше Григорьеву: "У нас в доме нет чужих рук". Как оказалось потом, чужие руки в доме Татариновых были.
В доме Мироновых чужих рук нет, но есть руки, управляемые чужой сущностью. Представила, что было бы, если б Непетя Неиваныч не пошёл высказывать своё недовольство ночными ариями Пушкина хозяйке дома, а начал бы стучать в комнату племянницы с требованиями утихомирить питомца. Аня бы не открыла, и вообще бы не отозвалась, он бы удивился, может, забеспокоился бы, открыл дверь, увидел письмо, прочитал... И не стал бы показывать Марии Тимофеевне этот конверт до утра, потому что "Анна в двусмысленную ситуацию попала, она совершеннолетняя, имеет право"... Ой...» (Jelizawieta).

2. "В церкви холодно. И почему-то душно. Запах ладана и воска словно усыпляет… Огни свечей не могут разогнать сумрак. Сквозь золотистое пламя пробиваются багровые всполохи. Голос Раймонды – «Не верь!».

Багровые всполохи здесь – не случайны. И заметила это Irina G.:

«Багровый огонь! Вот понимаю, что это вроде как универсальный инструмент, позволяющий создать зловещую атмосферу – и тем не менее упорно вспоминается Магистр (и Перчатка) и его багровая дверь! Тем более, Анна снова под гипнозом – как тогда. Нет уж, не выйдет, господин нехороший: этот свет не завлечь на темную дорогу к пресловутой двери! Вот синее небо из светлой реальности, и золотые огоньки свеч из реальности этой – они разрывают морок…» (Irina G.).

3. Данная глава вдохновила Круэллу на создание замечательного кусочка – почти готового рассказа о суде над негодяйскими негодяями. Не хочу, чтобы он забылся в комментариях, и цитирую здесь.

***
- Господа присяжный заседатели, займите свои места!

Мы все усаживаемся к мониторам с чашками чая/кофе.

Тут Полина выкрикивает:

- Читательский суд - самый гуманный суд в мир!

Штольман:

- Сядьте на место, госпожа Аникеева! Эти люди, - он делает широкий жест рукой по ту сторону экранов, и с улыбкой Чеширского кота продолжает, - краснеют от стыда за наше поведение в кине и не поведутся на фиктивное льщение дамочки неопределенного свойства!

ПИ:

- Ну, знаете, ЯП, это уже ни в какие ворота. Это совсем не в вашем характере при всей честной публике выворачивать дам аферистическим нутром наружу. Вам привычнее терпеть их выходки и молчаливо соглашаться на их предложеньица. Хи-хи-хи, - противно добавляет пока ещё тененосец ПИ.

- И вы усаживайтесь, господин младший Миронов. И до вас дойдет очередь. Читателям, думаю, не терпится узнать за какие грехи вас одним из последних автор избавит от вредоносного подселенца.

НеПИ сконфуженно плюхается на стул.

Штольман продолжает:

- Сегодня слушается дело ЧОрного жениха о похищении Чужой невесты. Сам обвиняемый отсутствует по неуважительным причинам. Если среди присутствующих есть желающие защищать подозреваемого, то оные могут занять место адвоката.

Полина вновь вскакивает с места:

- Для начала надо разобраться, уж не по собственной воле ли Чужая невеста сбежала с ЧОрным женихом? Сей момент весьма спорный, и требует обстоятельного разбора. Я собственноручно видела, как она стреляла бездонными глазами в его сторону. А перед этим,  как вам, ЯП, лучше всех известно, ни один мужчина не устоит...

Анна:

- Я не стреляла! И глаза у меня обыкновенные, только чуть больше и ярче иных. Надо же такое придумать - бездонные! Господи, стыд-то какой...

- Аннетт, она завидует тебе. У госпожи Аникеевой в прическе зарыта собака! Да-да, дорогуша, все видели ваш накладной пучок.

- Вы, господин Миронов, ничуть не лучше ЯП, такой же недальновидный хам.

- К вашему стыду - дальновидный, раз смог разглядеть промашку вашего куафера. Прошу занести в протокол, что свидетель защиты в весьма оскорбительной форме противоборствует суду и оскорбляет присутствующих.

- ПИ, уймитесь! - Штольман силой усаживает раздухарившегося дядюшку, - переходим к свидетелям обвинения. Среди присутствующих есть желающие высказаться?(с)

Автор: Круэлла.

Продолжение следует.