У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Часть седьмая

Сообщений 1 страница 27 из 27

1

- Красиво здесь, - сказала Римма, выходя из машины. Сальников хотел сам открыть ей дверцу, но она его опередила. - Я люблю хвойный лес. Он прозрачный, даже если очень густой. Света много. Запах хвои. Хорошо...
В Комарово действительно было живописно, но он любовался сейчас не лесом, а женщиной. Оделась Римма нарочито неброско, не для свидания, но  и это простое бежевое платьице очень ей шло. Впрочем, он прекрасно отдавал себе отчёт в том, что ему на ней сейчас и власяница из козьей шерсти понравилась бы.
- "Во всех ты, душенька, нарядах хороша..." - процитировал он себе под нос. Римма, кажется, не расслышала, но взглянула вопросительно. - Здесь дом 18, напротив впереди - 23. Значит, нам туда, - сказал Владимир Сергеевич хрипловато и махнул рукой вперёд. - Машину здесь оставим, хорошо стоит, а можно ли будет у Печалина во двор заехать, неизвестно...
Они медленно пошли вдоль по дороге под руку. Не хотелось торопиться, а тем более думать об убийстве. Ему не хотелось, а вот Римма задумалась сейчас именно об этом, потому что на лице её вдруг отразилась глубокая печаль. Он осторожно накрыл ладонью её пальцы у себя на локте:
- Они же не знают ещё, что Ирины Владимировны больше нет? - спросила она тихо.
- Не знают, - вздохнул он в ответ. - Телефона же нет, не позвонишь... Римма, я сам расскажу. У меня большой опыт подобных разговоров.
- Спасибо, но нет, - неожиданно отказалась она, - лучше я. Они меня давно знают, а ты чужой совсем...
Римма наверняка ничего такого в виду не имела, но её слова неприятно царапнули. Он больше не хотел быть ей чужим, наоборот, хотел быть как можно ближе.  Разобраться с тем, что ей мешает, и вперёд. Были у них в Крыму уже и ода с серенадой, и прогулки под луной, вот с этого места можно было и продолжить. Хотелось уже большего, но тут гусарствовать, брать наскоком не следовало. То особенное и стоящее, что возникло между ними, требовало времени, терпения и чуткости.
Нужный зелёный дом, не новый, но ухоженный, с пристроенной верандой, с белыми оконными ставнями они разглядели за строем молодых сосен одновременно.  Римма остановилась, видимо, собираясь с духом, и он остановился вместе с ней. Приносить чёрные вести - тяжело. Хотя за тридцать лет работы в милиции делать такое ему приходилось много раз, но рутиной это так и не стало. Яков как-то сказал, что и не должно: если стал безразличен к человеческому горю - значит, выгорел и теперь профнепригоден. Но всё равно, рассказать Печалину и Лялиной о смерти Флоринской ему было бы гораздо проще, чем Римме. Выходит, зря он её сюда притащил.
- Риммочка, это и правда вы? - раздался глубокий низкий голос откуда-то сзади. - Что-то случилось?
Позади в десятке шагов стоял мужчина мощного, прямо-таки богатырского телосложения. Когда они обернулись, он подошёл ближе. Несмотря на изрядный вес, двигался он не грузно, а упруго. Густые седеющие волосы, борода и усы, высокий рост, гордая стать, необъятные плечи - внешне Печалин напоминал Илью Муромца. Очень внушительный человек, как и говорила Римма.
- Здравствуйте, Алексей Ильич, - тихо сказала Римма. - К сожалению, действительно случилось. Ирину Владимировну убили...
Лицо Печалина застыло и как будто потемнело.
- Вот, значит, как... - произнёс он медленно и добавил после длинной паузы: - Выходит, не зря Олюшка третий день мается... А молодой человек с вами, как я полагаю, из милиции?
- Старший оперуполномоченный областного УГРО капитан Сальников, - представился Владимир Сергеевич.
Печалин кивнул, посмотрел испытующе, сказал:
- Пойдёмте в дом. Разговор нам, похоже, предстоит долгий...
------------------------------------------------
Алексей Ильич попросил их подождать на веранде, пока он поговорит с женой. "С женой?" - переспросила Римма. - "Ольга Петровна Лялина - теперь Печалина. Мы поженились в марте", - ответил он и ушёл вглубь дома. Предоставленные сами себе, они было сели у круглого, накрытого белой скатертью стола, но Римма и трёх минут на месте не выдержала. Встала, прошлась туда-сюда, поправила полевые цветы в вазе, а потом и пёстрые самодельные коврики на деревянных стульях, отсортировала по размеру разнокалиберные подушки на видавшем виды диване...
- Римм? - позвал он.
Она обернулась к нему, будто очнувшись:
- Ты же не подозреваешь его? - спросила она голосом, полным живого беспокойства. - Мне кажется, он не виноват ни в чём. И ему сейчас очень тяжело. Им обоим...
Сальников встал, подошёл к Римме, отобрал последнюю из подушек, пристроил её, - на всякий случай по ранжиру, - присел на диван и усадил женщину рядом с собой.
- У нас пока нет оснований их подозревать, - сказал он успокаивающе, но в этот момент из дома отчётливо донёсся женский плач, и выражение лица у Риммы стало совсем уж страдальческим.
- Надо помочь, - выдохнула она, порываясь встать.
- Печалин позовёт, если ему помощь понадобится.
- Ты думаешь?
- Конечно. Ты же сама четверть часа назад сказала, что такие новости лучше услышать от близкого человека, а ближе Алексея Ильича у Ольги Петровны сейчас нет никого... - Римма кивнула, вроде бы соглашаясь, не сводя, однако, глаз с закрывшейся за Печалиным двери. - Я ещё хотел спросить: ты не знаешь, в каком он звании?
- Алексей Ильич? - удивилась она. - Разве он военный?
- Судя по выправке, да.
Римма задумалась. Сальников был рад, что удалось хоть немного отвлечь её.
- Я никогда об этом не думала, но, наверное, ты прав, - сказала она некоторое время спустя. - Он точно воевал и на фронте как раз с Ириной Владимировной познакомился. Я видела его в военной форме на старых фотографиях в её альбоме. Но фотографии эти более поздние - где-то середины, а то и конца пятидесятых годов. Значит, он ещё довольно долго служил после войны. Но что было на погонах, я не помню...
- Это хорошо, - сказал Владимир Сергеевич.
- Почему?
- Если бы помнила, я бы начал тебя бояться.
Римма улыбнулась, но как-то слабо и даже, как ему показалось, виновато. И глаза отвела. Но подумать над этим он не успел, потому что дверь открылась, и Печалин действительно позвал:
- Риммочка, вы мне не поможете? А то Олюшка что-то расклеилась совсем...
-------------------------------------------------
Алексей Ильич вернулся на веранду один спустя где-то двадцать минут. В руках у него была бутылка водки и гранёный стакан, которые он  поставил на стол, после чего прихватил с блюда на комоде яблоко, вынул из кармана складной офицерский нож и принялся нарезать его на дольки прямо на скатерти. Делал он это не спеша и молча. Закончив, налил в стакан водки на два пальца, опрокинул в себя и прокомментировал уже пост фактум:
- Тебе не предлагаю, капитан, ты на работе, да и за рулём, а мне надо: Ирину помянуть, и вообще... - Он закусил тремя дольками яблока, потом спросил: - Ничего, что я на ты?
Сальников неопределённо мотнул головой:
- Вы в каком звании, Алексей Ильич?
- Вышел в отставку в шестьдесят втором в звании подполковника, - ответил Печалин хмуро. - До этого много лет был начальником Минского окружного Дома офицеров. Ты бы, прежде чем допрашивать, в двух словах рассказал мне, что именно случилось...
- Если в двух словах, - сказал Сальников, - то убийство и ограбление.
- Не будешь докладывать, стало быть, - прищурился Печалин. - Не боишься, значит, субординацию нарушить.
- При всём уважении, Алексей Ильич, дело тут серьёзное и не до церемоний.
- Алиби, небось, хочешь?
- Не помешало бы. Что вы делали вечером в четверг, десятого августа?
- В четверг? - Печалин налил себе ещё раз и выпил, на этот раз не закусывая. - В четверг мы у соседей в гостях были, в преферанс играли и шашлыки жарили. Это неподалёку здесь, на углу 2й Дачной и Косой улиц. Можешь прямо сейчас проверить.
- Проверю, но чуть позже...  Когда вы видели Ирину Владимировну Флоринскую последний раз?
- Давно. В прошлом году на ноябрьские праздники к ней приезжал. А звонил я ей три дня назад, в среду, и до этого еще несколько раз. Мы с женой  хотели её пригласить к нам на дачу, чтобы наконец помириться.
- Когда и из-за чего вы с ней поссорились?
- Это не мы с ней, это она с нами... - Печалин опять налил себе водки.
- Вы б не частили, Алексей Ильич.
- Не волнуйся, капитан, не захмелею. Вес позволяет, - Он опорожнил стакан, перевернул его и надел на горлышко бутылки. - Так вот, после Нового года Ирина узнала, что мы с Ольгой собираемся пожениться, и отреагировала она на это неправильно и некрасиво. Ревность в ней, видите ли, взыграла.
- А у  вас с ней были отношения?
- Отношениям нашим - тем, на которые ты намекаешь - сто лет в обед, и прервала их Ирина по собственной инициативе. Было это, как сейчас помню, весной  пятьдесят первого года. И больше никогда она никаких отношений со мной, кроме дружеских, не хотела. Я предлагал, но нет. Так что я с тех пор и жениться успел, и двумя дочерьми обзавестись, и овдоветь. И всё это ей дружить со мной нисколько не мешало... А тут вдруг она Оле скандал безобразный устроила. Чёрт её знает, зачем. Характер у неё всегда непростой был, а с возрастом... - Печалин резко замолчал и отвернулся, посмотрел на сосны за окном. - Когда я ей позвонил первый раз после ссоры на прошлой неделе, она вроде бы обрадовалась, но виду особо не подала. Она никогда мириться не умела, прощения просить - какое там! Если окончательной ссоры, разрыва не хотела, то через некоторое время просто делала вид, что ничего не произошло. А тут так бы не вышло. Я ей сказал, давай, мы к тебе приедем поговорить, или ты к нам на дачу приезжай. Она фыркнула, что подумает. Второй раз сказала, что не решила ещё ничего, чтобы мы к ней ни ногой, а она - если созреет - сама приедет. Я думал, просто хочет, чтобы последнее слово за ней осталось, но всё-таки приедет, не допустит, чтоб столько лет дружбы коту под хвост.  В пятницу мы её ждали, не дождались, теперь ясно, почему. И ведь не узнаешь даже, собиралась она мириться или нет...
- Собиралась, Алексей Ильич, - сказал Сальников. - Мы вас нашли, потому что Флоринская Римме с Мартой сказала, что в гости поедет и на пятницу заказала такси в Комарово. - Печалин кивнул, с тоской посмотрел на бутылку водки, вдруг резко поднялся и отошёл открыть окно.
- Эх, Ира, Ира... Ты не думай, капитан, не была она законченной стервой. Разной бывала - сильная, смелая, гордая. Ярко горела... Земля пухом. - При последних словах голос его дрогнул. - Я тебе расскажу сейчас историю нашего знакомства. К делу ты это не пришьёшь, но про Иру Флоринскую поймёшь больше. Такое на поминках обычно рассказывают, но мне нельзя будет, не надо, чтобы Олюшка это слышала. Началось всё в июле 1944 года. Служил я тогда в 13-й отдельной моторизированной инженерной бригаде, которая в составе 3-го Белорусского фронта участвовала в освобождении Минска. Задача у нас была - разминировать Окружной Дом Красной армии, который фашисты собирались взорвать при отступлении, но не сложилось у них.  Начинёно здание было знатно - авиабомбы, взрывчатка пакетами по 15 - 20 килограмм с зажигательными трубками, несколько хорошо замаскированных взрывателей натяжного действия, - в общем, всё, что душе угодно. И один такой замаскированный взрыватель сработал-таки, как мы не осторожничали. В правом крыле рвануло, начался пожар во все три этажа, а водопровод разрушен, воды нет. Пожарную машину для забора воды прямо на берегу Свислочи установили. Тушили пожарные и добровольцы, а мы в это время продолжали разминирование, таскали взрывчатку и боеприпасы из подвала. Всю ночь с третьего на четвертое июля тушили и таскали. А под утро одинокий бомбардировщик фрицев сбросил над нами фугасные бомбы. По Дому не попало, прилетело рядом, но от сотрясения в повреждённом пожаром крыле рухнуло одно из перекрытий, и мою группу - меня и ещё двух ребят - завалило. Благо, вытащили нас быстро, пожарникам низкий поклон, но очнулся я уже в госпитале с тремя переломами и обширными ожогами второй степени. Лицо чудом не пострадало почти. А уже двенадцатого июля приехала в освобождённый город группа артистов из Москвы, в той группе и Ирина была. Она вообще очень много с фронтовыми бригадами ездила, больше трёхсот выступлений на её счету. Вот и в Минске тогда два выступления было - одно на площади перед спасённым Домом Красной армии, а второе - как раз в госпитале. Все, кто мог, на концерт приковыляли, некоторых тяжёлых перетащили вместе с койками. И я тоже на койке лежал, весь загипсованный, с ожоговой болезнью, в жару, но слушал и слышал. Как она пела! У меня голова плыла и сознание путалось, так что отчётливо я помню только "Синий платочек" и "В лесу прифронтовом". Всю душу она мне тогда перевернула, вспомнил, как плакать. Я ведь на войну добровольцем ушёл, пацаном зелёным после техникума, даже не влюблялся ни разу. Потом на фронте было уже - когда со смертью рядом ходишь, очень любви хочется. А тут... что-то такое она во мне разбудила, я и не знал, что оно есть. После концерта пошла она от койки к койке, с бойцали разговаривала. Ну, и ко мне подсела. Я дара речи сперва лишился, хотя вообще-то всегда бойким был. Она и подумала, что я тяжёлый совсем, спросила медсестру, что со мной и как меня зовут. И сказала мне с улыбкой: "Ты не грусти, Лёша Печалин, гляди веселей. Ты вон какой красавец-богатырь, после войны все девушки твои будут". И тут я ожил: "И вы тоже?" - говорю. Она рассмеялась: "Да ты хват! Какая же я девушка? Я давно уже - тётенька". - А я ей: "Вы самая красивая. Я теперь о вас мечтать буду..." Она посмотрела на меня долгим взглядом, а потом вдруг в губы поцеловала прямо при всех и ушла. От этого поцелуя я то ли умер, то ли заново родился, ты и сам молодой был, знаешь, как это бывает...
Больше я Ирину в тот раз не видел, они в ночь уже дальше поехали. Я же три месяца тогда в госпитале провалялся, да и потом с полгода ещё сильно хромал, от части своей отстал, фронт откатился, и оставили меня в Минске, разминировать и отстраивать. Работы невпроворот было, потому что там, как в песне, сначала рушили до основанья, а уж затем только строили... После победы я остался в армии, так в Минске и служил, и к сорок седьмому году был уже капитаном, замначальника Дома офицеров, того самого бывшего Дома Красной армии. Тогда и свёл нас с Ириной случай вновь:  на вторую годовщину Победы приехала она к нам на гастроли со своим инструментальным ансамблем. Двадцать майских дней, десять концертов. А город ещё по большей части в руинах был, коробки да пепелища, строители в бараках и землянках ютились, но новые дома росли как грибы и сирень цвела. И я на каждом концерте в первом ряду с букетом этой самой сирени сидел. В конце карабкался на сцену, букет Ирине и... всё, ни слова из себя выдавить не мог.  Примелькался я ей быстро - фигура-то заметная, и на четвёртый или пятый раз поманила она меня пальчиком наклониться и шепнула на ухо: "Некрасиво поступаете, товарищ поклонник: что же, вся сирень в городе - мне одной?" Я растерялся совсем, а она смеётся: "В гримёрку зайди, хоть познакомимся..." Еле дошёл до гримёрки, ноги подгибались - сколько воевал, так страшно не было. Ирина меня встретила словами: "Что же ты, Лёша Печалин, сразу не сказал мне, что мы уже знакомы?" Она меня не узнала, конечно, без бинтов, с волосами и усами - совсем же другой человек, но спросила обо мне у кого-то из работников сцены, и когда ей назвали имя и фамилию, вспомнила. Попросила она меня тогда город ей показать, ну, я и повёл. Полдороги молчал ещё, она только искоса на меня посматривала, но потом меня прорвало, наконец. Десять дней мы с ней по городу ходили и разговаривали. В ресторан я её позвать не мог - не было ресторанов, карточки продуктовые не отменили ещё. К себе тоже не мог -  в казарме жил. На танцы позвал - один вальс мне всего и достался, а потом она не танцевала, а пела - люди попросили. В последний день, накануне отъезда, Ира вдруг меня спросила: "Когда у тебя отпуск?" - "В октябре". - "Приедешь ко мне, если позову?" - "Приеду". - "Даже не спросишь, куда?"- "Неважно". И снова она меня поцеловала на прощанье и ушла, а я остался стоять, едва дыша.
И она действительно позвала. В сентябре пришло письмо, а в письме два адреса - этот самый Ленинградский на первую половину октября и Дом культуры железнодорожников в Ростове-на-Дону на вторую. А кроме того два слова всего: "Жду тебя". И я поехал в Ростов, через год в Ленинград, потом в Алма-Ату, в Харьков. Она тоже приезжала ко мне несколько раз в перерывах между гастролями, когда я уже отдельную комнату получил. Три с половиной года пролетели, как сон. Ни от кого мы не прятались, ничего не скрывали, мне тогда казалось - это мой предел мечтаний, лучше просто не бывает. А потом всё закончилось - там же, где и началось: в Минске, в мае. Весной пятьдесят первого она провела у меня две недели, а под конец, уже собираясь на вокзал, вдруг сказала: "Не приеду я больше, Алёша. И ты не приезжай, не надо... " Я остолбенел просто: "Ира, ты что?!!" - "Жениться тебе пора..." - "Так выходи за меня!" - "У меня уже есть муж". - "Ты что, какой муж? Где?!" - "Бывший. В Караганде". Оказалось, это она всерьёз. Есть бывший муж, отбывший восемь лет в лагерях, освободившийся несколько месяцев назад и обосновавшийся в Казахстане. И Ирина собиралась к нему, ссылку с ним разделить. Я не знал, что сказать, да и не мог, у меня как будто снова речь отнялась, как в самом начале нашего знакомства. И не было времени говорить, ей уже на вокзал надо было. Три дня я ходил как пьяный, потом взял неделю за свой счёт и полетел самолётом в Москву, где она жила большую часть времени - в "богемном доме" на улице Щукина, 8а. Но опоздал: застал в квартире только страшно расстроенную Олечку Лялину, Ирину гримёршу-костюмершу, а сама Ира уже собралась и уехала. Стал я Олю выспрашивать, что это за бывший муж и за что он сидел. И рассказала она мне страшным шёпотом историю о том, что этот муж, до войны известный музыкант-джазист Александр Шапошников, был арестован в 1943 году, когда репетировал со своим оркестром, где Ира в то время была солисткой, концерты для американских моряков северных конвоев. Арестован по доносу, потому что якобы готовился немцев в Москве с оркестром встречать. Спустя годы я узнал, что всё было гораздо проще и прозаичнее. Оказалось, что в семье второй жены Шапошникова прятали дезертира, и это в военное время, и он об этом знал и не донёс, а вот на него - донесли. Тогда же я просто испугался за Иру, которой её порыв мог стоить не только карьеры, но и чего похуже. Но об этом я зря волновался: Не успел я назад в Минск улететь, как Ирина вернулась - чёрная совершенно, на себя не похожая, будто постаревшая на десять лет. Вошла, бросила чемодан, скользнула по мне взглядом: "Зачем ты здесь?", рухнула в спальне на кровать и пролежала сутки, ни на что не реагируя - мы с Олей рукой махнули, только заглядывали каждые полчаса, проверяли, дышит ли. Потом вышла на кухню, выставила Олю движением брови и попросила меня: "Можешь мне одолжение сделать?" - "Что угодно..." - "Уезжай. Что у нас хорошее было, уже закончилось. Теперь я могу только сломать тебе жизнь". - "Ира, я люблю тебя..." - "Пройдёт. Тебе нужен нормальный дом, жена и обязательно дети. А я уже никому не рожу. Ты же мужик, не учись унижаться. Уезжай!" И я уехал. Тяжко было... Тоска волчья, душу рвущая. То ли в запой уйти, то ли застрелиться. Мать покойная всё снилась, пальцем грозила: "Не смей!" Ну, перемогся как-то. Работой тоску глушил, не водкой. Уже к зиме ближе обратил внимание на девочку-машинистку в Доме офицеров, птичку-Галочку. Трогательную, смешную, с косой. Обратил, потому что смотрела на меня исподтишка влюбленными глазами, а если заговаривал с ней, даже по работе, смущалась невыразимо, просто до немоты. Знакомо это было и немного грустно, как на самого себя прежнего смотрел. И вот не смог я пройти мимо этой её любви, зацепила Галя меня. Несколько месяцев присматривался к ней, потом погулять пригласил одни раз, второй, на сеанс в новый помпезный кинотеатр "Победа". Разговорил, слушал, как щебечет, и было мне... тепло. Ни полёта, ни надрыва, просто доброе и необходимое тепло, как зимой на фронте, если удавалось после долгого дня спиной к натопленной печке прислониться. Когда понял, что хочу, чтобы это тепло всегда со мной было, пошёл с её бабушкой знакомиться, потому что родители Гали в войну погибли. Крохотная оказалась старушка, смотрела на меня почти с ужасом: "Ты ж целый медведь! Не обидишь мою птичку?" - "Не обижу..." В тот же вечер и поцеловал Галю в первый раз по-настоящему, и руки попросил. Ровно год спустя, день в день, родились у нас дочки-близнецы. Когда забирал Галчонка из роддома с двумя свёртками, думал, что люблю её и счастлив. Другая любовь, другое счастье. Совсем другое. Действительно ли Ирина понимала, что мне нужно, когда гнала меня? Мне нравится думать, что понимала.
Когда девчонкам моим, Вале с Лидой, было по пять лет, получил я вдруг от Ирины письмо. Странное, длинное, таких она мне никогда не писала. Раньше она была сама краткость, и письма её больше походили на телеграммы, только без "тчк" и "зпт". А тут... пять страниц мелким почерком обо всём: о гастролях, новом репертуаре, общих знакомых, о том, как она ногу на сцене сломала, о поездке с сестрой Никой на Байкал. Такие письма пишут старым друзьям, только разве мы расстались друзьями? Дней десять я это письмо в кармане носил, не знал, что с ним делать, а потом его Галя нашла, когда мою куртку чистила. Думал, умру на месте от стыда, когда она мне его на кухню принесла. Жена знала о моём прежнем "романе с артисткой", пол-Минска знало, но до того случая мы никогда об Ирине не говорили. "Ты ей ответил?" - "Нет, и не буду". - "Почему?" - "Как почему, Галя?!" - "Но ведь ты не выбросил письмо". - "Рука не поднялась..." - "Я понимаю. Ты напиши ей, Алёша. Мне кажется, она ничего плохого не хочет. Она как будто прощения у тебя за что-то просит. Тебе виднее, за что". Я помаялся ещё несколько дней, а потом ответил-таки Ирине. Написал про женитьбу, про девчонок своих, про новую двухкомнатную квартиру при военной части, где мы жили впятером с бабушкой и которая казалась нам настоящими хоромами, про очередное звание и про то, что подумываю в отставку выйти. В ответ через месяц пришла посылка с двумя одинаковыми плюшевыми медведями, замечательными, тогда таких не достать было, девчонки мои много лет с ними не расставались. Так и повелось, переписка регулярной стала. В шестидесятом Ирина прислала нам четыре контрамарки на свой юбилейный концерт. Я сомневался, но Галя сказала: "Давай поедем, посмотрим Ленинград". После концерта - превосходного, кстати - нас уже в фойе перехватила Олечка Лялина, позвала к Ирине в гримёрку. Было немного неловко, но не настолько, как я опасался, а дочкам моим и вовсе - чистая радость, фотографии с автографами. Ещё через год я организовал Ирине гастроли в Минске, и она несколько раз побывала у нас дома. Тогда же пригласила нас к себе в Москву... 
После этих слов Печалина возникла длинная пауза. Владимир Сергеевич подумал было, что вот и закончилась эта неожиданная исповедь, рождённая горем и хмелем, рассказанная чужому служивому человеку именно потому, что самому близкому не расскажешь. Но это был ещё не конец:
- Галя умерла зимой шестьдесят восьмого года после тяжёлого гриппа, уже вроде бы на поправку пошла, а потом просто утром не проснулась. Сказали, сердце.  Ощущение было, будто свет выключили. Ирина прилетела на следующий день после моей телеграммы, вместе с Олей и с палкой, на которую стала опираться при ходьбе, - её догнали фронтовые болячки. Они очень помогли мне и с похоронами, и с поминками, да и дочек по возможности отвлекли. Когда в семидесятом девчонки закончили школу с отличием, Ирина стала уговаривать меня отпустить их поступать к ней в Москву. Я был против, не хотел так рано с ними расставаться. В результате уехала только Лида, а Валя осталась со мной. Через два года Лида вышла замуж, ускользнув от слишком плотной Ирининой опеки, впрочем, на Ирину она была не в обиде. Когда мы приехали на свадьбу, я заметил, как сильно Ирина сдала. Физически, я имею в виду, потому что решительности и властности в ней стало как будто бы даже больше. Она еле выстояла церемонию в загсе, но когда я предложил ей сесть... у-ух, как она на меня посмотрела! Примерно так же она посмотрела на меня, когда я предложил ей выйти за меня замуж и переехать ко мне в Минск. Сказала: "Алексей, не буди во мне зверя". Позже добавила: "Я иногда раскаивалась, что отказала тебе в пятьдесят первом. Но сейчас смешить людей мы не будем..." Я не обиделся на неё за этот отказ. Предложение моё было сделано отчасти из жалости, а таких, как она, жалеть надо молча.
С тех пор я навещал Ирину так часто, как только мог, сначала в Москве, потом в Ленинграде. Выступил третейским судьёй в её конфликте с сестрой и зятем. А прошлым летом в первый раз снял у приятеля на полтора месяца эту дачу, чтобы она на воздухе побыла. И тут неожиданно случилось со мной, на что я по возрасту совсем уж не рассчитывал. Олю я знаю давно, она с Ириной больше тридцати лет и работала, и даже жила . Вот только поговорить с ней о чём-нибудь, кроме Ирининых дел, мне почти не доводилось. А здесь нашлось и время, и место... - Печалин вдруг замолчал и прислушался. - Ну, вот и она. Почувствовала, должно быть, что я о ней говорю...
----------------------------------------------------
Дверь открылась и на веранду вышла немолодая сухощавая  женщина с простым милым лицом. Её густые русые волосы были уложены тяжёлым узлом на затылке, зелёные глаза заплаканы. Вместе с женщиной на веранду вернулась и Римма.
- Как ты, Олюшка? - спросил Печалин с совершенно непередаваемой интонацией, не оставляющей никакого сомнения в его отношении к жене.
- Ничего, - вздохнула она.
- А давление?
- Низкое, - ответила Римма. - Надо бы чаю крепкого или кофе.
- Сейчас самовар раскочегарим, - кивнул Алексей Ильич, - и будем пить чай вместо водки.
Он поднялся, переставил бутылку водки на комод, поднял стоявший тут же пузатый блестящий самовар и унёс его в дом.
- За водой пошёл, - прокомментировала Ольга Петровна. Она тоже подошла к комоду, открыла его створки и вместе с Риммой они буквально за минуту накрыли стол к чаю.
Вернулся Печалин с полным самоваром и включил его. Сел за стол рядом с женой, сказал: "Придётся немного подождать".
- Я не могу поверить, что Иры больше нет, - с болью проговорила Ольга Петровна. - Не могу... Как же так? Может, если бы я была с ней, то...
- Так, - прервал её Печалин довольно строго, - вот ты даже не начинай об этом, Олюшка. Никакой твоей вины нет в том, что тебя не было с Ириной.
- Мне кажется, - вдруг вмешалась Римма, - что вы никак не смогли бы помешать убийце, Ольга Петровна. Ещё и сами... пострадали бы. Его ничто не остановило бы. Он ведь и дом хотел поджечь, следы заметая.
Ольга Петровна испуганно ахнула, а Алексей Ильич посмотрел на Сальникова вопросительно.
- Это верно, - подтвердил Владимир Сергеевич. - Оставил включённым утюг в ворохе газет. Большая удача, что утюг неисправен оказался.
- А каких-нибудь ещё подробностей мы от тебя дождёмся, капитан? - спросил, прищурившись, Печалин. - Ты сказал: ограбление. Что украли-то?
- Содержимое сейфа и другие ценные вещи, - ответил Сальников.
- Коллекция... - протянул Печалин хмуро. - Понятное дело. А ведь я говорил Ире, чтобы она поменьше о ней распространялась. Немного у Ирины было слабостей, но эта...
- Алексей Ильич, - снова вступила Римма, - я уже рассказала милиции всё, что знаю о коллекции Ирины Владимировны. Но я знаю не слишком много. Следователь спрашивал, нет ли каталога.
- Прошлым летом мы как раз здесь в Комарово и сделали полную опись. И я сфотографировал все пятьдесят четыре Ириных камеи... В ноябре привёз ей фотографии. Не нашли? - Сальников отрицательно покачал головой.
- Алёша, фотографии тоже были в сейфе, - вздохнула Ольга Петровна. - Ира всё собиралась альбом приобрести, чтобы их наклеить, но возможно, так и не собралась.
- Ну, у меня тоже остались и фотографии, и опись, - сказал Алексей Ильич. - Сегодня же дочке позвоню, чтобы отправила их авиапочтой, заказной бандеролью. Адрес следователя черкнёшь, капитан?
- Само собой, - ответил Владимир Сергеевич задумчиво. - А ещё в квартире перерыто всё. Так, будто что-то небольшое искали. Что бы это могло быть, не знаете?
- Если приходили за коллекцией, то могли искать малахитовую камею. Её Ирина обычно отдельно от остальных хранила.
- Что за камея?
- Якобы из свадебной парюры шведской королевы Дезидерии, - сказал Печалин и тут же объяснил, отвечая на незаданный вопрос: - Парюра - это такой набор драгоценностей, сделанных в одном стиле с похожими камнями, в данном случае из золота с малахитом. На малахите вырезаны сценки из греческого эпоса, боги и герои. Парюра Дезидерии состояла из семи предметов: диадемы с гребнем, ожерелья, большой броши, браслетов и серёг. Сейчас она хранится в музее в Стокгольме. Так вот, там у одной из серёг нижней подвески не хватает. Согласно семейной легенде, у Ирины хранилась именно эта нижняя подвеска, когда-то утерянная и несколько раз перепроданная.
- Ничего себе, - присвистнул Сальников, и Римма посмотрела на него укоризненно. - И сколько же такая штучка может стоить?
- Если она подлинная, то очень дорого. Но я никогда не был до конца уверен в её подлинности. К экспертам Ирина обращаться не хотела, говорила: "Пусть будет королевская камея. Легенда красивая..." Кроме этого в её коллекции было ещё две по-настоящему ценных камеи Викторианской эпохи - одна на розовом перламутре с изображением трёх граций, другая на голубоватом с чудным девичьим профилем, обе в золотых оправах. Всё остальное она называла "мои красивые побрякушки"...
- И сколько это всё могло стоить? - спросил Владимир Сергеевич.
- Сколько могла стоить малахитовая камея, если она подлинная, я не слишком хорошо себе представляю. Ирина как-то сказала: "Волгу наверняка можно купить". Викторианские камеи стоили по полторы-две тысячи рублей каждая. Всё остальное вместе - рублей двести.
- В общем, целое состояние, - констатировал Сальников. - И всё это хранилось в металлическом ящике, который, по большому счёту, даже вскрывать на месте необязательно было, а можно было, к примеру, в чемодане с собой унести... М-да.
- И хранилось, - подтвердил Печалин язвительно. - У нас всё-таки Северная столица СССР, а не какой-нибудь гангстерский Чикаго.
- Алёша, - Ольга Петровна положила руку на запястье мужа, - ты же сам первый неоднократно говорил Ирине, что нужен более серьёзный сейф и дополнительный замок на входную дверь.
- Ну, говорил, - пробурчал Алексей Ильич. - А она возражала, что как раз серьёзные замки и запоры воров и привлекают. У неё всегда и на всё свои резоны были.
- В целом это имеет смысл, - признал Сальников. - Вот только дверь в квартиру Флоринской не взламывали. Вероятнее всего, она открыла дверь убийце сама или у него был ключ.
- То есть это кто-то свой? - уточнил Печалин грозно.
- Свой или по крайней мере знакомый. Или же среди своих был наводчик. Разбираемся пока.
- Белкина проверили?
- Алёша, ну... Ты же сам всегда считал, что он не так плох, как думала Ирина.
- С зятем Ирины Владимировны мы уже побеседовали. У них с женой на время убийства хорошее алиби. Хотя навести на квартиру он всё равно мог, даже непреднамеренно, так что мы ещё поинтересуемся его окружением... Алексей Ильич, Ольга Петровна, а других наследников, кроме Белкиных, у Ирины Владимировны не было?
Супруги переглянулись.
- Вообще-то, - начала Ольга Петровна, - Ира в последние годы всерьёз подумывала о том, чтобы завещать свою коллекцию вам, Римма, и Марте.
- Нет, что вы! - вскинулась Римма. - Этого ещё не хватало. Зачем?!
- Не сердитесь, Риммочка, - сказал Алексей Ильич умиротворяюще. -  Мы знаем, что вы никогда её денег не хотели. Но Ирина терпеть не могла Белкина. Она считала, и тут я был с ней согласен, что коллекцию он немедленно продаст, а вы наверняка оставите хотя бы часть на память.
- Я бы ничего никогда не взяла, - отчеканила Римма. Такой сердитой Сальников её никогда не видел.
- Она предполагала, что вы так отреагируете, - вздохнула Ольга Петровна, - поэтому хотела написать в завещании, что это Мартусино приданое. Считала, что с этим вы могли бы... смириться.
- Нет, - сказала Римма по-прежнему резко. - Какое ещё приданое? Я сама в лепёшку разобьюсь, но у Мартуси будет всё, что нужно. Наше будет, а не чужое. А эта коллекция после смерти Ирины Владимировны принадлежит Веронике, и точка.
- Я предупреждал Ирину, что всё именно так и будет, - развёл руками Печалин, - но её было трудно переубедить.
- Ещё у Иры был вариант подарить голубую камею с девичьим профилем Мартусе на восемнадцатилетие... - добавила Ольга Петровна. - Она даже считала, что девочка на камее похожа на вашу племянницу, Римма.
- Это ничем не лучше. Мартуся не могла бы принять такой подарок. Что это за подарок - в тысячу рублей?!
- Не сочтите за обиду, Риммочка, - покачал головой Печалин, - но вы очень упрямы. Этим вы тоже на Ирину походите...
- Что значит "тоже"? - возмутилась Римма.
- Это значит, что у вас с Ириной много общего. Только вы гораздо, гораздо добрее... А так тоже всё сами-сами, и решаете, и делаете. Стойкий оловянный солдатик.
Тут Римма на время лишилась дара речи. А Владимир Сергеевич подумал, что сравнение с солдатиком удивительно меткое. Не в бровь, а в глаз.
- Ну, Алексей Ильич... - выдавила Римма наконец.
- Риммочка, Ирина любила и вас, и Марту, и очень за вас переживала, - продолжил Печалин. - Она, конечно, никогда вам этого не говорила, но это так. Вы были теми дочкой и внучкой, которых у неё не было, но иметь которых ей очень хотелось. Но после смерти вашей матери Ирина, видимо, что-то сделала неправильно, взялась опекать вас слишком рьяно, переступила какую-то чувствительную для вас границу. И вы закрылись от неё раз и навсегда. Ира это понимала, поверьте, и позже с моей дочерью Лидой она уже вела себя тоньше, тактичнее. А у вас ей просто следовало попросить прощения, но она совершенно не умела этого делать...
Когда он замолчал, возникла пауза.
- Извините, - выдохнула с трудом Римма и встала. - Я... Мне нужно выйти на воздух.
Женщина выбежала во двор и немедленно скрылась за углом дома. Сальникову очень хотелось пойти за ней, но он понимал, что делать этого сейчас нельзя. У них пока не те отношения, чтобы она в любой ситуации могла принять от него утешение. А жаль...
- Ну вот, обидел девочку, - сказал Алексей Ильич расстроенно.
- Не обидел, Алёша, - покачала головой Ольга Петровна, вытирая набежавшие на глаза слёзы. - Просто ей тоже тяжело, как и нам. Пусть поплачет... - Печалин тут же достал из кармана пиджака и протянул жене чистый платок, который был с благодарностью принят.
- Так было завещание или нет? - спросил Сальников, вынужденно нарушая эту семейную идиллию.
Печалины снова переглянулись.
- А мы не знаем, - сказал Алексей Ильич. - В прошлом году это ещё были только Иринины размышления, но ведь с тех пор порядочно времени прошло. 
- Если завещание существует, - подхватила Ольга Петровна, - то составляла его нотариус Татьяна Исааковна Блоштейн из Первой нотариальной конторы на Невском, 44. Она ещё из блокадных нотариусов. Ира очень давно её знала и никому другому такое важное дело не доверила бы.
Сальников записал данные нотариуса в блокнот. Теперь оставался ещё один непростой вопрос.
- В минувший понедельник Флоринская всерьёз поссорилась со своей сестрой. Её помощница по хозяйству, ставшая невольной свидетельницей этой ссоры, рассказала мне, что сестра в числе прочего упрекнула Ирину Владимировну в том, что она - дословно - "сначала развелась со своим мужем, а потом отправила его в лагеря на восемь лет". Что вы можете об этом сказать?
Реакция не заставила себя ждать:
- Знаешь что, капитан... - побагровел Алексей Ильич.
- Подожди сердиться, Алёша, - сказала Ольга Петровна. - Товарищ капитан же не для удовольствия это... А вот Веронику я не понимаю. Как только можно повторять подобные гнусности?
- Повторять? - переспросил Сальников.
- Ну, не сама же она это придумала. Ходили в околоартистической среде подобные слухи в середине пятидесятых, когда бывший муж Ирины вернулся в Москву после реабилитация. Вот только к реальности они никакого отношения не имели. Мерзость и зависть, больше ничего. Молчали бы лучше. Уже после лагерей, из ссылки, Шапошников написал несколько писем своим друзьям-артистам, известным, маститым. Их привёз в столицу  по его просьбе какой-то НКВДшник, мелкая сошка. Явился с ними в Радиокомитет. Так вот никто ссыльного музыканта тогда ответом не удостоил, даже привет передать посчитали опасным. Только Ира осмелилась. Она и тогда ему посылку собрала, и через пару месяцев в Караганду к нему поехала. Вот только вернулась ни с чем...
Печалин поймал вопросительный взгляд Сальникова и последний вопрос задал жене сам:
- Олюшка, а ты так и не знаешь, что у них тогда случилось?
- Нет, - Ольга Петровна сокрушённо покачала головой. - Она, мне кажется, никогда и никому об этом не рассказывала... Правда, несколько лет назад я сопровождала Ирину на какую-то музыкальную премьеру, и в антракте в буфете мы чуть не столкнулись с Шапошниковым и его нынешней женой. Ирину он не узнал, он теперь вообще плохо видит совсем - очки огромные, а вот его жена - узнала и увела мужа в сторону. Ира тогда замерла, наверное, на целую минуту, а потом сказала: "Похоже, они до сих пор думают, что это я во всём виновата..." Я спросила её: "В чём, Ира?", но она мне не ответила и вообще сделала вид, что ничего не произошло... - Ольга Петровна глубоко вздохнула, встала, подошла к открытому окну и выглянула наружу. - Товарищ капитан, будьте добры, позовите Риммочку. Уже можно, наверное. Самовар вскипел, будем чай пить...
--------------------------------------------------
Следующая глава     Содержание

Отредактировано Isur (21.11.2024 11:03)

+5

2

Дача, которую снимают Печалины в Комарово:
https://forumupload.ru/uploads/0012/57/91/395/844721.jpg

+4

3

На веранде у Печалиных:
https://forumupload.ru/uploads/0012/57/91/395/t72741.jpg

Отредактировано Isur (06.08.2024 22:26)

+4

4

Минский Дом офицеров, ранее Дом Красной армии - в мае 1944 года и после полного восстановления:
https://forumupload.ru/uploads/0012/57/91/395/t162584.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0012/57/91/395/t161395.jpg
Статья "Дом офицеров: непростая судьба уникального здания":
https://www.sb.by/articles/paradnyy-rasch2et.html
"Минск и минчане в годы Великой Отечественной войны" - полнотекстовая база данных:
https://www.calameo.com/books/0033217869cb35f3c2f72
Статья "Как восстанавливали Минск после войны":
http://abu.by/ru/news/2681.html

Отредактировано Isur (06.08.2024 22:40)

+4

5

Свадебная парюра шведской королевы Дезидерии, хранящаяся в Стокгольме в Музее северных народов (у одной из серёг действительно отсутствует подвес :yep: ):
https://forumupload.ru/uploads/0012/57/91/395/941207.png
А это целая серьга:
https://forumupload.ru/uploads/0012/57/91/395/523302.jpg
О Дезире Клари (1777 - 1860), в замужестве Бернадот, в последствии шведской королеве Дезидерии и её малахитовой парюре можно прочитать здесь:
http://jewelpreciousmetal.ru/jewellery_ … parure.php

Отредактировано Isur (06.08.2024 22:52)

+3

6

И наконец, камеи Викторианской эпохи "Три грации" и "Девочка с соловьём" могли бы выглядеть так:
https://forumupload.ru/uploads/0012/57/91/395/202616.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0012/57/91/395/365626.jpg

+3

7

Сложное, трудное повествование, как сама жизнь. И какие судьбы! И Ирина здесь совершенно примирила читателя, меня по крайней мере, с собой, такая, какой видел любивший её Печалин. Да и Ольга Лялина ведь тоже любила и была искренним другом, даже если Ирина этого и не понимала, не ценила до конца. А вот Римме здесь показали её саму в маленьком кривом зеркале, как предупреждение - не быть такой "всё сама, сама", как сказал Печалин, такой слишком непотопляемой, неприступной, отвергающей и сострадания, и неуклюжую заботу и возможные дорогие подарки. Понятно почему, но категоричность покоробила. И правда, стойкий оловянный солдатик. Они же, солдатики, так часто одиноки! Дорогой Автор, спасибо!

+4

8

Забыла особо поблагодарить за фотографии и даже за ювелирный ликбез!!

+3

9

Спасибо, Ирина!

Вот совсем не дачный я человек, но пока читала главу - аж захотелось в Комарово). Впрочем, у меня Сосновка рядом, эффект похожий. Если погода будет благоволить - погуляю на самокате там ...

Isur написал(а):

Сальников встал, подошёл к Римме, отобрал последнюю из подушек, пристроил её, - на всякий случай по ранжиру

От этой строки стало очень весело - подушки доложили по -правилам Риммы). Все верно)

А теперь о серьезном.

Мнение об Ирине Владимировне у меня не поменялось - просто потому что оно изначально включало в себя уважение к ней, и понимание, что такой человек в войну, и вообще - в испытаниях, наверняка проявил себя более, чем достойно. Уж точно не заламывала Флоринская рук по поводу ценного хрусталя, оставленного в ленинградской квартире, и не требовала себе срочно любую машину, ибо хочет эх, прокатиться (как мадам из "Вечно живые"/"Летят журавли"). Честно говоря, мне не очень понятно, почему ИВ воспринимала свою старость, как некий крах. Она много трудилась, она не отсиживалась за чужими спинами, ее талант помогал и поддерживал. Рядом с ней были люди любящие и преданные, и ИФ не могла не понимать, что они ее любят искренне, и прощают неприятные проявления ее характера. Почему она сама себя вгоняла в ощущение ненужности, никчемности, одиночества? Понятно, что тяжелые болезни, утрата былой красоты и славы характер не улучшают, но все-таки ... Все-таки многое кроется там, в Казахстане, в разговоре с Шапошниковым, или кем-то еще. Она не виновата в том, в чем он мог ее обвинить - но возможно, видит свою ответственность за что-то еще. И упорно казнит себя за это все оставшиеся годы. То, что ИФ так упорно пыталась под опеку юных, наводит на мысль, что травма связана с ребенком - нерожденным или умершим?

А еще я теперь еще меньше понимаю ее отношение к браку Печалина и Ольги. Она его уже когда-то отпустила, благословила на другую семью, заботилась о его дочерях. А тут два близких ей человека собрались пожениться, и вдруг такая трагедия. Или это потому, что первый брак Флоринская восприняла, как исполнение своего пожелания, как дань природе, а тут стало понятно, что это именно чувство - нежное, позднее, но, как она считала, принадлежащее только ей? И этот странный снобизм, это подчеркивание, что Ольга - "прислуга" ...

А история молодого Печалина и Флоринской очень живая, настоящая, ощутимая, как те самые букеты сирени, во всем аромате и свежести. Но вот о любви ли она со стороны Ирины Владимировны? Хорошо бы каким-то образом услышать саму ИВ, потому что со стороны, и даже из молодого и любящего ее человека, я в ней любви не чувствую. Скорее, искреннюю попытку пережить молодость еще раз, разбудить в себе чувства. Я не настаиваю на этой трактовке, но пока такое впечатление.

А вот позиция Риммы мне очень понятна и в целом - одобряема. Только каждый случай подобных попыток непрошенной заботы лучше рассматривать индивидуально. В данном случае, если коллекция будет найдена и правда - завещана Римме, я бы на ее месте приняла камею "Девочка и соловей", для Марты. Марта больше понимала и жалела Ирину Владимировну, и будет ей искренне благодарна.

По детективу пока новых предположений не появилось. Ибо Печалина и Ольгу лично я исключила после видения Риммы. Их поведение и разговоры говорит об искренности, но в детективах никому верить нельзя). Но если кто-то из них и включен в преступный заговор, пока этому нет никаких доказательств.

Очень жду продолжения.

+3

10

Поймала себя на мысли, что читаю, будто смотрю хороший советский детективный фильм. Что-то вроде "Ларца Марии Медичи". Следователи - живые и симпатичные люди. Постепенно появляются потенциальные подозреваемые со своими человеческими историями. И такое ощущение несуетной, основательной работы хороших людей.
А ещё в который раз поражаюсь тому, какое пышное соцветие произведений, которые безо всяких скидок можно назвать литературой с большой буквы Л, породил наш сериал. Вот и эта история о потомках Штольманов - ведь совершенно самостоятельное, добротное произведение. Не клонирование истории ГГ в наши дни, а именно естественное развитие в новых поколениях. Как жаль, что это всё не имеет самостоятельной ценности и перспектив вне судьбы сериала. А эта судьба, увы, в руках бездарных и не очень морально чистоплотных людей. :angry:

+5

11

Atenae написал(а):

Поймала себя на мысли, что читаю, будто смотрю хороший советский детективный фильм. Что-то вроде "Ларца Марии Медичи". Следователи - живые и симпатичные люди. Постепенно появляются потенциальные подозреваемые со своими человеческими историями. И такое ощущение несуетной, основательной работы хороших людей.

А ещё в который раз поражаюсь тому, какое пышное соцветие произведений, которые безо всяких скидок можно назвать литературой с большой буквы Л, породил наш сериал. Вот и эта история о потомках Штольманов - ведь совершенно самостоятельное, добротное произведение. Не клонирование истории ГГ в наши дни, а именно естественное развитие в новых поколениях. Как жаль, что это всё не имеет самостоятельной ценности и перспектив вне судьбы сериала. А эта судьба, увы, в руках бездарных и не очень морально чистоплотных людей.

Спасибо за отзыв и очень лестные сравнения! Вот только с отсутствием самостоятельной ценности я согласится никак не могу, как и с тем, что судьба фандома связана с дальнейшей судьбой сериала. Нет, больше не связана. После второго сезона фандом полностью эмансипировался. Почти всё стоящее, что создано после оного,  создано, по сути, не благодаря, а вопреки. Будет теперь третий сезон или нет, снимут они чёртову уйму сиквелов, приквелов и вбоквелов или постесняются, мне (почти) всё равно. Это никак не умалит ценности РЗВ, "Другой ночи" и т.д. - ни объективной, ни огромной субъективной лично для меня. Это никак не повлияет на то, как и что я буду писать. Да, перспектив заработать на творчестве нет, ну и ладно. Два года назад я вообще не думала, что что-то подобное способна, так что оно того стоило и стоит в любом случае. Это как под пятьдесят обнаружить, что видишь сквозь стены  :D . Как Риммин дар, только без обмороков. Так что огромное спасибо за всё первому сезону и замечательным авторам с Перекрёстка! И читателям тоже огромное спасибо!

+5

12

Isur написал(а):

Так что огромное спасибо за всё первому сезону и замечательным авторам с Перекрёстка! И читателям тоже огромное спасибо!

Я согласна с тобой.

Кстати, мне как-то попадалась на платном ресурсе история, написанная одним из неплохих авторов фандома АДъ. Она просто слегка поменяла фамилии героев, некоторые обстоятельства знакомства - но роман был явно про Анну и Штольмана (ну, как сама автор их увидела))) Современная АУ, к тому же. Если пишешь о потомках, то и вовсе нет особых трудностей избежать упоминания той самой фамилии). Но это я так, чисто теоретически рассуждаю.

А в целом, я очень рада тому, что мое вдохновение встретилось с музой этого мира, и породило истории, которые интересны людям, и люди их читают. Это гораздо важнее заработка и тиражей. И я очень рада такому числу талантливых людей, истории которых я могу читать и перечитывать - опять-таки, благодаря АДъ.

Isur написал(а):

Будет теперь третий сезон или нет, снимут они чёртову уйму сиквелов, приквелов и вбоквелов или постесняются, мне (почти) всё равно.

Вот почти так же. Единственное - очень не хочу именно третьего сезона. Ну очень ... Ощущение, что над той самой не совсем живой лошадью издеваются марафет ей наводят, перья навешивают, и пытаются болото под ее разъезжающимися копытами представить сверкающим паркетом, или вымытой мостовой в светлое будущее. Но опять-таки - снимут и снимут, уже ни ржать особо, ни ругаться не охота. Оно того не стоит ...

И соглашусь с Афиной - твои истории это и правда, хорошие детективы о живых людях.

Отредактировано Мария_Валерьевна (07.08.2024 12:15)

+4

13

Спасибо, тёзка. Очень переживательная глава. И Флоринская чуть больше приоткрылась. Таким сложно по жизни. Не каждый разглядит и поймет. Бабушка говорила "Никогда не руби с плеча. В каждом камешке может быть крупинка золота".
А вот парюра меня разочаровала) Как можно по живому малахитовому узору резать камеи? Это конечно мои субъективные впечатления. Но камень много потерял по моему

+3

14

Как всегда очень сильная глава и очень цепляет. И всех жалко. В целом понятно, отчего не поженились тогда Печалин и Флоринская. Она для него – первая романтическая влюбленность. Первое сильное чувство, которое редко сбывается. Но остается на всю жизнь.
Почему она отказала – тогда он был младше. Милый влюбленный мальчик. Скорее всего остановило и её прошлое, и прежде всего – я не смогу дать уже никому детей. Потом он стал старше её, но уже поздно. Уже ушло здоровье – и остановило понимание этого. Чуть бы раньше, лет на …
Очень правильно, очень успокаивает, что всё же женился Печалин. Он не одиночка. Он как раз тот медведь, который глава стаи, который должен держать кого-то под лапой. Олюшка тут не очень видна. Тихая, милая, неприметная, но ему такая очевидно и нужна – чтобы была рядом.
     Камеи. Хорошо понимаю, почему Флоринская не хотела оставлять их семье сестры. Это как раз те ценности, которые оставляют не по закону – а по душе. Белкин неплохой человек, но в его системе координат есть дом, жена, Москвич, посиделки с мужиками – а камей нет. И детей у них нет – чтобы оставить в семье как наследство.
    Но и Римма их брать конечно же не стала бы. Так как для законных наследников – это их деньги.
Но вот подарок Марте, если он будет – отказываться сразу же Римма стала неправильно. Этим она переходит на уровень Белкина, переводя память в деньги. Да и сам Белкин, если, вернее - когда, раскроют преступление и всё вернут, и его семья получит квартиру, всю остальную коллекцию, как я его вижу – тоже будет за, и даже вот эта цена – лишняя тысяча за еще всего лишь одну камею вслух не будет озвучена. Скажет вслух что-то вроде: старуха так хотела, значит так пусть и будет, так правильно. Так как он в основе – простой работяга, который живет как считает правильным, и на первом месте у него не сами именно деньги как таковые – а вот вся жизнь в целом - всё как у людей, дом, жена, Москвич, дружбаны-коллеги, и сестру жены, как бы при жизни ни относились, а надо проводить как у людей положено, и последнюю волю лучше исполнить, пусть покоится с миром, зла с того света на них не держит.
Но вот если Флоринской вдруг бы придумалось еще и самую дорогую из камей, подвеску королевы куда-то, например, в музей передать, (что лучше не делать бы никогда) тогда да – обиделись и не простили бы. Потому что - обо всех позаботилась, а о нас и не вспомнила.

+5

15

Мария_Валерьевна написал(а):

Я согласна с тобой.

Кстати, мне как-то попадалась на платном ресурсе история, написанная одним из неплохих авторов фандома АДъ. Она просто слегка поменяла фамилии героев, некоторые обстоятельства знакомства - но роман был явно про Анну и Штольмана (ну, как сама автор их увидела))) Современная АУ, к тому же. Если пишешь о потомках, то и вовсе нет особых трудностей избежать упоминания той самой фамилии). Но это я так, чисто теоретически рассуждаю.

А в целом, я очень рада тому, что мое вдохновение встретилось с музой этого мира, и породило истории, которые интересны людям, и люди их читают. Это гораздо важнее заработка и тиражей. И я очень рада такому числу талантливых людей, истории которых я могу читать и перечитывать - опять-таки, благодаря АДъ.

(Сегодня 12:15)

  Не Filosofinna Юлианна случайно? Её я тоже нашла кое-что, но совсем немного. Просто я тоже такое люблю и ищу.
И остальное - сто тысяч плюсов.

+1

16

Сара Гринбаум написал(а):

Сложное, трудное повествование, как сама жизнь. И какие судьбы! И Ирина здесь совершенно примирила читателя, меня по крайней мере, с собой, такая, какой видел любивший её Печалин. Да и Ольга Лялина ведь тоже любила и была искренним другом, даже если Ирина этого и не понимала, не ценила до конца. А вот Римме здесь показали её саму в маленьком кривом зеркале, как предупреждение - не быть такой "всё сама, сама", как сказал Печалин, такой слишком непотопляемой, неприступной, отвергающей и сострадания, и неуклюжую заботу и возможные дорогие подарки. Понятно почему, но категоричность покоробила. И правда, стойкий оловянный солдатик. Они же, солдатики, так часто одиноки! Дорогой Автор, спасибо!

Да, Римме это некоторым образом урок, вы правы. Стойкий оловянный солдатик она не от хорошей жизни, и ей снова нужно учиться доверять и полагаться, принимать помощь, сострадание и заботу. Делить тяжесть дара с другими, а это непросто.
История, расказанная Печалиным, писалась на одном дыхании. Яркая картинка, сильные эмоции. Человек хороший, цельный.
Спасибо Вам за отзыв!

Отредактировано Isur (07.08.2024 22:03)

+2

17

Isur написал(а):

Спасибо за отзыв и очень лестные сравнения! Вот только с отсутствием самостоятельной ценности я согласится никак не могу, как и с тем, что судьба фандома связана с дальнейшей судьбой сериала. Нет, больше не связана. После второго сезона фандом полностью эмансипировался. Почти всё стоящее, что создано после оного,  создано, по сути, не благодаря, а вопреки. Будет теперь третий сезон или нет, снимут они чёртову уйму сиквелов, приквелов и вбоквелов или постесняются, мне (почти) всё равно. Это никак не умалит ценности РЗВ, "Другой ночи" и т.д. - ни объективной, ни огромной субъективной лично для меня. Это никак не повлияет на то, как и что я буду писать. Да, перспектив заработать на творчестве нет, ну и ладно. Два года назад я вообще не думала, что что-то подобное способна, так что оно того стоило и стоит в любом случае. Это как под пятьдесят обнаружить, что видишь сквозь стены   . Как Риммин дар, только без обмороков. Так что огромное спасибо за всё первому сезону и замечательным авторам с Перекрёстка! И читателям тоже огромное спасибо!

   Связаны, накрепко, но не с дальнейшей судьбой, (надеюсь, дальнейшего киношного больше и не будет), а с самим сериалом.
Платон - по-моему, один из немногих случаев самостоятельной ценности, в основном всё же из-за отсутствия канонных первоначальных героев. Но даже в таком случае я бы предпочла читать, уже зная самого первого Штольмана - ко всем достоинствам самого произведения добавляет чувство сопричастности.
  А в целом, даже самые любимые и талантливые фанфики, я бы не стала рекомендовать кому-то, не смотревшему и не полюбившему сериал. Так как он - фундамент. В самом лучшем и талантливом произведении слишком много идет между строк по умолчанию - мы уже любим, уже знаем, кого и что мы любим и во что верим.

+5

18

Еленаsh написал(а):

Как всегда очень сильная глава и очень цепляет. И всех жалко. В целом понятно, отчего не поженились тогда Печалин и Флоринская. Она для него – первая романтическая влюбленность. Первое сильное чувство, которое редко сбывается. Но остается на всю жизнь.

Почему она отказала – тогда он был младше. Милый влюбленный мальчик. Скорее всего остановило и её прошлое, и прежде всего – я не смогу дать уже никому детей. Потом он стал старше её, но уже поздно. Уже ушло здоровье – и остановило понимание этого. Чуть бы раньше, лет на …

Очень правильно, очень успокаивает, что всё же женился Печалин. Он не одиночка. Он как раз тот медведь, который глава стаи, который должен держать кого-то под лапой. Олюшка тут не очень видна. Тихая, милая, неприметная, но ему такая очевидно и нужна – чтобы была рядом.

     Камеи. Хорошо понимаю, почему Флоринская не хотела оставлять их семье сестры. Это как раз те ценности, которые оставляют не по закону – а по душе. Белкин неплохой человек, но в его системе координат есть дом, жена, Москвич, посиделки с мужиками – а камей нет. И детей у них нет – чтобы оставить в семье как наследство.

    Но и Римма их брать конечно же не стала бы. Так как для законных наследников – это их деньги.

Но вот подарок Марте, если он будет – отказываться сразу же Римма стала неправильно. Этим она переходит на уровень Белкина, переводя память в деньги. Да и сам Белкин, если, вернее - когда, раскроют преступление и всё вернут, и его семья получит квартиру, всю остальную коллекцию, как я его вижу – тоже будет за, и даже вот эта цена – лишняя тысяча за еще всего лишь одну камею вслух не будет озвучена. Скажет вслух что-то вроде: старуха так хотела, значит так пусть и будет, так правильно. Так как он в основе – простой работяга, который живет как считает правильным, и на первом месте у него не сами именно деньги как таковые – а вот вся жизнь в целом - всё как у людей, дом, жена, Москвич, дружбаны-коллеги, и сестру жены, как бы при жизни ни относились, а надо проводить как у людей положено, и последнюю волю лучше исполнить, пусть покоится с миром, зла с того света на них не держит.

Но вот если Флоринской вдруг бы придумалось еще и самую дорогую из камей, подвеску королевы куда-то, например, в музей передать, (что лучше не делать бы никогда) тогда да – обиделись и не простили бы. Потому что - обо всех позаботилась, а о нас и не вспомнила.

Ох, Елена, ну что же вы спойлерите-то?!! Как я ни стараюсь спойлеров избегать, вдумчивые читатели сами справляются. Римма отказалась на эмоциях, потому что одно, второе, третье... Подумать ей надо обо всём об этом. И ещё тут надо учитывать, что она историю, расказанную Печалиным, не слышала. Читатели вместе с Владимиром Сергеевичем слышали, а она - ещё нет. Спасибо за отзыв!

+4

19

Еленаsh написал(а):

Связаны, накрепко, но не с дальнейшей судьбой, (надеюсь, дальнейшего киношного больше и не будет), а с самим сериалом.

Платон - по-моему, один из немногих случаев самостоятельной ценности, в основном всё же из-за отсутствия канонных первоначальных героев. Но даже в таком случае я бы предпочла читать, уже зная самого первого Штольмана - ко всем достоинствам самого произведения добавляет чувство сопричастности.

  А в целом, даже самые любимые и талантливые фанфики, я бы не стала рекомендовать кому-то, не смотревшему и не полюбившему сериал. Так как он - фундамент. В самом лучшем и талантливом произведении слишком много идет между строк по умолчанию - мы уже любим, уже знаем, кого и что мы любим и во что верим.

С Первым сезоном безусловно связана, ещё бы. Без него вообще ничего бы этого не было. Сейчас даже при этой мысли как-то не по себе.

+3

20

Мария_Валерьевна написал(а):

Спасибо, Ирина!

Вот совсем не дачный я человек, но пока читала главу - аж захотелось в Комарово). Впрочем, у меня Сосновка рядом, эффект похожий. Если погода будет благоволить - погуляю на самокате там ...

От этой строки стало очень весело - подушки доложили по -правилам Риммы). Все верно)

А теперь о серьезном.

Мнение об Ирине Владимировне у меня не поменялось - просто потому что оно изначально включало в себя уважение к ней, и понимание, что такой человек в войну, и вообще - в испытаниях, наверняка проявил себя более, чем достойно. Уж точно не заламывала Флоринская рук по поводу ценного хрусталя, оставленного в ленинградской квартире, и не требовала себе срочно любую машину, ибо хочет эх, прокатиться (как мадам из "Вечно живые"/"Летят журавли"). Честно говоря, мне не очень понятно, почему ИВ воспринимала свою старость, как некий крах. Она много трудилась, она не отсиживалась за чужими спинами, ее талант помогал и поддерживал. Рядом с ней были люди любящие и преданные, и ИФ не могла не понимать, что они ее любят искренне, и прощают неприятные проявления ее характера. Почему она сама себя вгоняла в ощущение ненужности, никчемности, одиночества? Понятно, что тяжелые болезни, утрата былой красоты и славы характер не улучшают, но все-таки ... Все-таки многое кроется там, в Казахстане, в разговоре с Шапошниковым, или кем-то еще. Она не виновата в том, в чем он мог ее обвинить - но возможно, видит свою ответственность за что-то еще. И упорно казнит себя за это все оставшиеся годы. То, что ИФ так упорно пыталась под опеку юных, наводит на мысль, что травма связана с ребенком - нерожденным или умершим?

А еще я теперь еще меньше понимаю ее отношение к браку Печалина и Ольги. Она его уже когда-то отпустила, благословила на другую семью, заботилась о его дочерях. А тут два близких ей человека собрались пожениться, и вдруг такая трагедия. Или это потому, что первый брак Флоринская восприняла, как исполнение своего пожелания, как дань природе, а тут стало понятно, что это именно чувство - нежное, позднее, но, как она считала, принадлежащее только ей? И этот странный снобизм, это подчеркивание, что Ольга - "прислуга" ...

А история молодого Печалина и Флоринской очень живая, настоящая, ощутимая, как те самые букеты сирени, во всем аромате и свежести. Но вот о любви ли она со стороны Ирины Владимировны? Хорошо бы каким-то образом услышать саму ИВ, потому что со стороны, и даже из молодого и любящего ее человека, я в ней любви не чувствую. Скорее, искреннюю попытку пережить молодость еще раз, разбудить в себе чувства. Я не настаиваю на этой трактовке, но пока такое впечатление.

А вот позиция Риммы мне очень понятна и в целом - одобряема. Только каждый случай подобных попыток непрошенной заботы лучше рассматривать индивидуально. В данном случае, если коллекция будет найдена и правда - завещана Римме, я бы на ее месте приняла камею "Девочка и соловей", для Марты. Марта больше понимала и жалела Ирину Владимировну, и будет ей искренне благодарна.

По детективу пока новых предположений не появилось. Ибо Печалина и Ольгу лично я исключила после видения Риммы. Их поведение и разговоры говорит об искренности, но в детективах никому верить нельзя). Но если кто-то из них и включен в преступный заговор, пока этому нет никаких доказательств.

Очень жду продолжения.

Вообще-то предполагалось, что на природу читателям захочется только после восьмой главы, но хватило и пары абзацев :jumping:
Конечно, по правилам, а то поди знай, как ещё женщина отреагирует, лучше зря не сердить 8-)
Когда сильному человеку перестаёт подчиняться его тело, это, наверное, одно из самых тяжёлых испытаний. Уход красоты и славы Флоринская восприняла скорее философски, а вот болезнь и физическую немощь - нет. Именно поэтому она не приняла второе предложение Печалина, тут Елена совершенно права, не могла допустить, чтобы он за ней ходил. Но он был ей нужен, даже необходим, по сути, он был единственным человеком, с кем она много лет поддерживала тёплые человеческие отношения на равных. Кроме него ещё с Адой Гольдфарб, Римминой матерью, но она умерла в шестьдесят третьем. Так что первая реакция на союз Печалина с Ольгой, конечно, неправильная, но кмк объяснимая. Ей нужно было их союз переварить. Думаю, они все помирились бы в пятницу, но увы...
А саму ИВ у читателей ещё будет возможность услышать :yep:
Спасибо за отзыв, Маша!

Отредактировано Isur (05.09.2024 21:16)

+4

21

IrisBella написал(а):

Спасибо, тёзка. Очень переживательная глава. И Флоринская чуть больше приоткрылась. Таким сложно по жизни. Не каждый разглядит и поймет. Бабушка говорила "Никогда не руби с плеча. В каждом камешке может быть крупинка золота".

А вот парюра меня разочаровала) Как можно по живому малахитовому узору резать камеи? Это конечно мои субъективные впечатления. Но камень много потерял по моему

Да, сложного человека бывает сложно понять и полюбить. Хорошо, если любовь приходит раньше понимания и даёт для него терпение.
Насчёт парюры интересно. Читала про неё и русские, и немецкие источники, и отзывы читателей под ними. Немцы чуть более, чем в восторге, у наших - вой: "Зачем малахит испортили?!". Менталитет, однако...
Спасибо за отзыв, Ира!

+4

22

Isur написал(а):

Насчёт парюры интересно. Читала про неё и русские, и немецкие источники, и отзывы читателей под ними. Немцы чуть более, чем в восторге, у наших - вой: "Зачем малахит испортили?!". Менталитет, однако...

У русских видимо это последствия чтения сказов Бажова) Зачитывалась ими. И навсегда запомнила, что у русских мастеров считалось высшим пилотажем увидеть истинный рисунок камня и вплести его в конечный результат

+4

23

Isur написал(а):

Когда сильному человеку перестаёт подчиняться его тело, это, наверное, одно из самых тяжёлых испытаний. Уход красоты и славы Флоринская восприняла скорее философски, а вот болезнь и физическую немощь - нет.

Но в этом случае нет никакой разницы, вступал ли человек в брак, или нет, окружил себя детьми-внуками, или нет. Ну вот прими она когда-то предложение Печалина, боюсь, с ее характером ей было бы еще хуже - мол, повисла камнем на шее, и деться от нее мужу некуда, и т.д. С друзьями и помощниками в этом отношении может быть даже легче. Но даже, если Печалин смог бы ее убедить, что все не так (а до конца все равно бы не смог), у ДРУГИХ (у той же Риммы, которую она пыталась "уберечь" сватовством), нет никакой гарантии, что избранник сам доживет до подобного поворота, что его чувства не изменятся, что ему в радость будет ухаживать за своей парой ... И даже дети-внуки, увы, не факт, что смогут/захотят неотлучно находится при тебе.

Просто Флоринская как раз таки в своей старости выглядит очень достойно и вовсе не одиноко. Скорее - именно так, как нужно ей самой. Есть возможности получать лечение, есть люди, с которыми можно поговорить и вспомнить былое, есть даже молодые, жизнью которых можно интересоваться, помогать и так далее. Судя по всему, у ИФ нет пунктика именно на родстве по крови, потому что ее забота (пусть порой излишняя, авторитарная, но искренняя) направлена на тех, кто с ней родством не связан. Интересно, а ее ни разу не посещала мысль о том, чтобы усыновить ребенка? У нее для этого были все условия. Правда, еще большой вопрос, не замучила бы она "свое собственное", рожденное, или усыновленное, опекой и руководством, ведь тогда бы и ребенку деваться было бы особо некуда.

Isur написал(а):

Но он был ей нужен, даже необходим, по сути, он был единственным человеком, с кем она много лет поддерживала тёплые человеческие отношения на равных.

Так он и не собирался прерывать с ней дружбу. Она его знает столько лет, и решила, что женатый друг - уже не друг? Впрочем, опять-таки, сложный характер, эгоцентризм, и опять-таки, то, что "мое" вышло из-под контроля - как Ника). К старости люди часто становятся еще более консревативны, и не хотят, чтобы что-то менялось ...

+2

24

Мария_Валерьевна написал(а):

Но в этом случае нет никакой разницы, вступал ли человек в брак, или нет, окружил себя детьми-внуками, или нет. Ну вот прими она когда-то предложение Печалина, боюсь, с ее характером ей было бы еще хуже - мол, повисла камнем на шее, и деться от нее мужу некуда, и т.д. С друзьями и помощниками в этом отношении может быть даже легче. Но даже, если Печалин смог бы ее убедить, что все не так (а до конца все равно бы не смог), у ДРУГИХ (у той же Риммы, которую она пыталась "уберечь" сватовством), нет никакой гарантии, что избранник сам доживет до подобного поворота, что его чувства не изменятся, что ему в радость будет ухаживать за своей парой ... И даже дети-внуки, увы, не факт, что смогут/захотят неотлучно находится при тебе.

Просто Флоринская как раз таки в своей старости выглядит очень достойно и вовсе не одиноко. Скорее - именно так, как нужно ей самой. Есть возможности получать лечение, есть люди, с которыми можно поговорить и вспомнить былое, есть даже молодые, жизнью которых можно интересоваться, помогать и так далее. Судя по всему, у ИФ нет пунктика именно на родстве по крови, потому что ее забота (пусть порой излишняя, авторитарная, но искренняя) направлена на тех, кто с ней родством не связан. Интересно, а ее ни разу не посещала мысль о том, чтобы усыновить ребенка? У нее для этого были все условия. Правда, еще большой вопрос, не замучила бы она "свое собственное", рожденное, или усыновленное, опекой и руководством, ведь тогда бы и ребенку деваться было бы особо некуда.

Так он и не собирался прерывать с ней дружбу. Она его знает столько лет, и решила, что женатый друг - уже не друг? Впрочем, опять-таки, сложный характер, эгоцентризм, и опять-таки, то, что "мое" вышло из-под контроля - как Ника). К старости люди часто становятся еще более консревативны, и не хотят, чтобы что-то менялось ...

Насчёт ребёнка... Она ведь много гастролировала, пока была здорова. Преподавать стала, когда выстоять концерт уже стало проблемой. Таскать ребёнка с собой на гастроли? Плохо. Оставить Нике? Она считала, что сама Ника нуждается в присмотре. ИВ пыталась брать под крыло детей своих друзей, т.е. дело было вообще не в кровном родстве, а именно в ощущении своей ответственности и желании помочь - в её стиле и понимании этой помощи. Впрочем, на ошибках она училась, с Лидой Печалиной отношения у неё сохранились тёплыми, хотя она её опекала плотнее, чем Римму. Римма была старше и просто не далась. А ещё и Римма, и дочери Печалина ей нравились - может, её самоё в юности напоминали.
А с таким тяжёлым характером человек часто сам себе враг. ИВ была обидчивой и гордой, с возрастом это только усилилось, отсюда кмк и первая бурная реакция на известие о Печалине и Ольге. Да и вообще, будь при том разговоре Печалин, он, вероятно не принял бы такой формы. При нём она скорее сдержалась бы.

+3

25

Isur написал(а):

Насчёт ребёнка... Она ведь много гастролировала, пока была здорова. Преподавать стала, когда выстоять концерт уже стало проблемой. Таскать ребёнка с собой на гастроли? Плохо. Оставить Нике? Она считала, что сама Ника нуждается в присмотре. ИВ пыталась брать под крыло детей своих друзей, т.е. дело было вообще не в кровном родстве, а именно в ощущении своей ответственности и желании помочь - в её стиле и понимании этой помощи.

Вот - именно так я ИВ и чувствую. Ей, собственно именно кровная семья в несколько поколений не слишком нужна. Ей нужен круг тех, кому нужна она и ее опыт, и родство здесь роли не играет. В ней заложено, судя по всему, не столько материнское, сколько педагогическое.

Просто, люди подобного склада, которых встречала я, не считают панацеей от бед, одиночества и ненужности "взамуж". Скорее, наоборот, их афоризм, подкрепленный опытом - "ты лучше будь один, чем вместе с кем попало". Поэтому у меня и возникает диссонанс с попыткой свести Римму и Кудрявцева. Я понимаю, если бы ИВ пыталась неловко помочь ученику, искренне влюбленному в Римму, но судя по всему, дело было не в этом. А по Марьтимофеевски - пристроить в "хорошие руки".

Но всей истории Флоринской я пока не знаю, мало ли, что могло стать для нее "тревожной кнопкой" на тему именно брака. Буду ждать дальнейших показаний живых и духов)

+2

26

Риммочка же поговорит с Мартой, про камею, и на память удастся оставить это чудо, хоть что-то в семье о старой певице останется. Конечно, что их считали дочкой и внучкой , для Риммы шок, она и не знала, резко отойдя в сторону. И Флоринская может ей и показать, как и что произошло. Пара колоритная, такая вся советская, он из фильма "Верные друзья",  она из "Весны", на даче в Комарово словно родные вписались. Но вот повод печальный. Пусть и у них под старость все будет ладно и складно!

+3

27

ЮлиЯ OZZ написал(а):

Риммочка же поговорит с Мартой, про камею, и на память удастся оставить это чудо, хоть что-то в семье о старой певице останется. Конечно, что их считали дочкой и внучкой , для Риммы шок, она и не знала, резко отойдя в сторону. И Флоринская может ей и показать, как и что произошло. Пара колоритная, такая вся советская, он из фильма "Верные друзья",  она из "Весны", на даче в Комарово словно родные вписались. Но вот повод печальный. Пусть и у них под старость все будет ладно и складно!

Между Флоринской и Риммой всегда было определённое напряжение и дистанция, но что ИВ хорошо относится к Марте, а Марта - к ней, Римма видела. Насчёт подарка посмотрим, как получится. А у Алексея Ильича и Ольги Петровны и правда всё будет хорошо. "О любви немало песен сложено, я спою тебе, спою ещё одну..."  8-) Спасибо за отзывы и редактуру, Юлия!

+2

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»