Тут прозвучало в комментариях: "хочется научиться писать так же выразительно и ярко".
Я попробую поделиться своим опытом и проанализировать, как у меня это получается (когда получается).
Пример:
"…Казак отпустил его локоть и, чётко развернувшись, вышел, придерживая саблю."
И вот, как написала бы это я сама лет, этак, тридцать пять назад:
"Казак держал Кричевского за локоть, как арестованного, хотя в обычной ситуации даже прикоснуться к нему не имел права. Когда они зашли в кабинет, казак отпустил его, что означало - они пришли на место назначения, и развернувшись, как по команде "кругом", чётко, вышел придерживая левой рукой саблю, как и положено по уставу для полицейских, что говорило о том, что он хорошо вымуштрован и дисциплина в этом полицейском участке на высоте."
ОК, я показала, как много я знаю про полицейских 19 века и подробно разжевала читателю всё, что я хотела ему рассказать. В результате - громоздко, неудобочитаемо, есть повторы слов (казак, полицейский). И, главное - оно мне надо? Так подробно расписывать проходной момент отвлекая внимание от основного: момента, когда Кричевский (и читатель вместе с ним) впервые увидит полковника?
А что мне надо в этой фразе?
Надо выразить две вещи:
1) Кричевского привели, он пришёл не по своей воле.
2) Здесь царит дисциплина. Поскольку о дисциплине речь будет идти дальше, ненужно на этом останавливаться подробно, достаточно дать ощущение. А ощущение, ассоциативно присутствует в слове "чётко", оно само по себе выразительно и по смыслу и по звуку. Значит "чётко" надо сохранить при любых условиях, а остальное - СОКРАЩАЕМ!!!!
В результате должно было звучать так: "…Казак отпустил его локоть и, чётко развернувшись, вышел."
НО! В таком варианте фраза получается короткой, рубленой, а это создаёт напряжение, которое здесь мне пока не нужно. Короткие фразы хороши для экшена. Поэтому я оставляю фразе такой хвостик, шлейф для мягкости и округлости (законченности). И это уже тема РИТМА, о которой надо говорить отдельно. (Для меня ритм - священная корова).
"…Казак отпустил его локоть и, чётко развернувшись, вышел, придерживая саблю."
А теперь посмотрите в самом тексте, как эта фраза читается. Она проходная, читатель прочёл и забыл, увлечённый следующей картиной. Но, как говорится; забыл то забыл, а осадок остался.
Вывод:
Чтобы художественный текст был выразительным, нужно много иметь чего сказать, много знать, но выражать это не просто кратко, а сверхкратко.
Не помню кто сказал из великих: "Чтобы мыслям было тесно, а словам - просторно".
Упражнение.
1) Найдите фанфик (чужой), который вам нравится по теме, сюжету, но не нравится, как он написан. Или, просто, фанфик который НЕ нравится.
2) Скопируйте его в отдельный файл на свой комп.
3) Попытайтесь его сократить, оставляя только самое важное. Возможно, Вам придётся крепко подумать, а что там вообще важно. Придется проанализировать содержание. Возможно, от трёх страниц текста, у вас останется одна фраза. Это хорошо.
4) Никому не показывайте результат своей работы. (Иначе, это будет уже не упражнение, а хвастовство своим превосходством, а самоупоение убивает талант😬)
5) Теперь, Вам будет гораздо проще проделать такую "операцию по липоксации" со своим текстом. Проверяйте себя вопросом: не просто какую информацию я хочу дать читателю в этом предложении, а ещё - какие ощущения, ассоциации я хочу вызвать.
Это - долго. Поэтому, для начала проработайте хотя бы один абзац. Возможно, войдёте во вкус.
Небольшими примерами из удачно проделанной редакторской работы (только над своим текстом, не над чужим) можно поделиться здесь. (Показывайте два варианта: как было - плохо, и как стало - хорошо).
До встречи🤗.
Отредактировано Muxmix (26.09.2017 19:15)