У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

Аудиокниги и клипы по произведениям наших авторов теперь можно смотреть и слушать в ю-тубе и рутубе

Наш канал на ютубе - Ссылка

Наш канал на рутубе - Ссылка

Встроенный аудиоплеер на форуме все еще работает с перебоями, увы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Творческая мастерская » Верный способ загубить прозаический текст


Верный способ загубить прозаический текст

Сообщений 1 страница 28 из 28

1

Об авторских "хотелках", матчасти, "розовой мути" и прочих способах вызвать у читателя неприятие прозаического текста

0

2

Сегодня утро было безрадостным. Я окончательно отказалась от мысли читать двух авторов, которых прежде читала. Когда первая фрустрация прошла, я начала анализировать, почему так получилось. И в ходе размышления поняла, что эта тема заслуживает отдельного вдумчивого разговора. Ибо очень часто мы губим свой текст из-за того, что не задумываемся о том, какое впечатление на читателя производят наши экзерсисы. А поскольку в некоторых случаях критику ещё и воспринимают в штыки, то положение становится и вовсе безвыходным.
Данный ресурс создавался для того, чтобы на нём учиться писать. Потому я считаю, что здесь мы можем спокойно говорить об этом.
Когда-то Элеонора Раткевич указывала мне на то, что у автора должно быть чутьё на восприятие текста. Тогда я её не поняла, а сейчас начинаю соглашаться. Если абстрагироваться от аудитории "всеядной" - той, что готова употреблять любой текст, где заветные буковки складываются в имена любимых героев, то в сухом остатке мы получим читателей, которые хотят видеть грамотный и интересный текст, написанный прилично с точки зрения литературы. И я хочу начать разговор о том, чем мы можем отпугнуть именно такого - умного читателя.

Сегодня лично я два раза в разных текстах разных авторов споткнулась об "авторские хотелки", которые делают ситуацию категорически невозможной. Включился защитный механизм: "Не верю!" Я не привыкла душить своего внутреннего Станиславского, предпочитаю дать ему слово, чтобы разобраться, чего делать нельзя, как бы нам ни хотелось.
В первом случае автор описывает, как герой, гуляя со спаниелем, обороняет девушку от насевших на неё двух бродячих кобелей. Сама по себе ситуация вполне жизненная и героическая. Я даже могу, сильно постаравшись, представить себе спаниеля, который настолько агрессивен, чтобы схватиться с двумя бродячими кобелями. Но! Авторская "хотелка" требует, чтобы герой после своего подвига гулял с барышней. А в реальной жизни после такого подвига барышня повезёт героя в травмопункт. Потому что три схватившихся кобеля - это кровь, пена и шерсть, летящая во все стороны. Я сама однажды имела неосторожность оказаться между двух схватившихся кобелей, которым, заметим, не было до меня никакого дела - они выясняли, кто из них круче. И кто из них меня тяпнул, я до сих пор не знаю, но укус лечила долго. С тех пор мне ещё несколько раз приходилось разнимать схватки кобелей, но для этого в ход идут пинки, камни, палки и страшные крики "Фу!"
Герой же означенного текста ОДНИМ ВЗГЛЯДОМ прогоняет двух кобелей, не подав ни единой команды. Оставим за скобками, что герой - вовсе не Волкодав из рода Серых Псов, для которого подобная нереальная круть была бы объяснима. Поищем другое объяснение. Два кобеля могут отступить от третьего без боя, если он докажет им свою силу и агрессивность. Обычно это выглядит так: снюхаться и положить голову на холку. Если стерпел - разойдутся без боя. Но! Пёс у нас - спаниель. Чтобы от него отступили два кобеля, они должны быть размером с муравья. Из той породы, что именуется "шишколобый гнидодав".
Но тогда картина угрозы, которую демонстрируют эти кобели девушке, выглядит попросту смешной. Моя вера разбилась о матчасть. Потому что ситуация оказывается либо смешной, либо невозможной.
Второй текст отпугнул меня тоже чем-то подобным. Автор пишет, как начальник Охранки вызывает своего подчинённого - действительного статского советника - и предлагает ему тёплое место за границей, потому что скоро будет революция, а начальник хочет подчинённого спасти. На дворе 1906 год.
Всё! Дальше я уже не верю ни единому слову. Потому что действующий начальник Охранки в 1906 году будет ждать не отставки, а того, что его подорвут эсеровской бомбой. Потому что революция не БУДЕТ, она уже ИДЁТ два года как. И если начальник Охранки не упоминает при анализе ситуации ни Столыпина, ни опасно левую I Государственную Думу, ни Выборгское воззвание, то он попросту зря ест свой  хлеб. Или является тайным агентом революционеров. В тех исторических обстоятельствах, которые имеются в 1906 году, никакие отставки из силовых структур или переводы "по знакомству" в тёплые места невозможны, если герои - люди благородные и честно служащие своему делу. А мы имеем именно таковых.
Грешна, каюсь. Того же самого героя я сама оставила на пмж в Париже. Но одно дело превратить в законсервированную ячейку внешней разведки прощённого беглого агента, который уже два года, как не находится на действительной службе. И сделать это в мирном 1892 году, когда ни внутри страны, ни за её пределами у России нет конфликтов. И совсем другое дело - делать это посреди бушующей Первой русской революции. Не верю!
Ну, не верю - и не верю, бог с ним. Вопрос: а почему так вообще получилось? Ответ лежит на поверхности. Автор играет в поддавки с собственным текстом. Первому автору нужно, чтобы герой был невозможно крут. И вместо реалистической ситуации, которая вполне могла бы произойти, сочиняется картинка с стиле комиксов про Бэтмена и Супермена.
Во стором случае автору во что бы то ни стало хочется оставить героев в безопасности перед грядущей катастрофой. И при этом совершенно игнорируются исторические обстоятельства, в которых герои, оставаясь сами собой, такой выбор не то что делать не могут, а даже и помыслить о нём. Или ломается характер героя, или у нас альтернативная история России.
В итоге, я закрыла оба текста, едва натолкнувшись на эти ляпы. Это уже не для меня.
Мой первый вывод: если автор для реализации замысла ломает характер героя или реально возможные обстоятельства, такой текст безнадёжно загублен.

Кто желает высказать своё мнение о том, чем ещё можно загубить потенциально неплохой текст?

+2

3

Atenae написал(а):

Мой первый вывод: если автор для реализации замысла ломает характер героя или реально возможные обстоятельства, такой текст безнадёжно загублен.

Мы о фанфикшене ведь? Если у нас уже есть готовый характер героя, который можно сломать либо изменить.
Я как читатель буду говорить - по этому пункту моё личное "не верю" будет сильно зависеть от. Если у героя прорезаются какие-то черты, о которых в каноне просто ничего не было сказано, тут мой личный Станиславский может и промолчит. Зависит от количества, качества и авторского объяснения.
Как читатель фанфика я заранее готова к тому, что автор не обязательно видит героя так, как вижу его я. Но "вдруг откуда не возьмись" не прокатит точно.
Поэтому, как автор: если у меня есть замысел, от которого я не могу отказаться, но который требует добавить герою "+500 к героизму" или еще что-то подобное, я должна из кожи вон вылезти, но найти непротиворечивое объяснение "откуда дровишки". Не исключено, что замысел в итоге испарится. Или поменяется. Вы правы  - героические поступки, чаще всего, совершенно не требуют даже минимальной ломки характера. Только более тщательного обдумывания ситуации.
Моё читательское "не верю" стопроцентно взвоет в тот момент, когда меня начнут убеждать, что чёрное это белое и наоборот. Если в каноне мне показали отрицательного героя, законченную мразь с соответствующими поступками - и вдруг автор начинает объяснять, что все не так, "это он болел, а так-то он белый и пушистый". И наоборот. Положительный герой вдруг оказывается хорошо замаскировавшейся гнидой. Это не только фанфиков касается - я так парочку вполне оригинальных серий читать бросила.

Atenae написал(а):

Кто желает высказать своё мнение о том, чем ещё можно загубить потенциально неплохой текст?

Прекратила читать два произведения в разных фэндомах, так и не дождавшись действия. Каноны во всех случаях имели сюжет, "завязка-кульминация-развязка", на который уже нанизывалось множество интересных деталей. Авторы продолжений очень бережно подошли к деталям, к описаниям, к психологии персонажей - да так в них и застряли. Атмосфера оригинала, характеры персонажей, всё более менее сохранялось, потому каждый раз начинать было очень интересно. А главе к десятой появлялось чувство, что меня обманули. Декорации великолепные, персонажи живые, но тупо "гуляют туда-сюда". Решают какие-то проблемы размером в одну-две главы, но "стержня" как не было, так и нет.
В моих глазах потенциально неплохие тексты сгубило отсутствие главной идеи, центрального сюжета.

+1

4

Я вот подумала ещё, что меня отвращает от фанфиков и фанфикоообразной литературы авторское мерисью. В том смысле, что созданный автором персонаж начинает действовать вместо канонных нероев, а канонные герои в результате теряют свои определяющие черты. Ничего не скажу плохого про Г.Л.Олди. "Путь Меча" так даже вообще люблю. Но вот их ахейский цикл отвратил меня от их творчества конкретно. Первая книга - "Герой должен быть один". И впрямь, герой один - Амфитрион. А Алкид и Ификл даже вместе на одного Геракла не тянут. Нет Геракла, испарился Геракл! Я понимаю, замысел был у авторов, но совсем уж так-то зачем? Героя-то в итоге и не получилось.
Вторая книга цикла - "Одиссей. Я вернусь!" А нет хитроумного Одиссея. Есть слабоумный мальчик, в которого вселяется его предок. Мне за Одиссея обидно. В угоду авторским персонажам в цикле в жертву принесены не только канонные герои, а признанные герои мифологии. Может, кому-то это показалось бы интересно, но мне нет. О героях я ничего нового не узнала.

У тех же Олдей в том же цикле. Есть ещё одна вещь, которая лично меня отвращает от текста - экстраполяция. В том смысле, что настроения и проблематика иной эпохи насильно внедряется в совершенно другую. И рубятся между собой у меня в голове мироощущение российского гражданина эпохи Постперестройки и антураж Греции героического периода. А там и философия, и проблематика совсем другая была. И она хорошо известна по античной литературе.
Подобное было однажды в дюманском фэндоме. Девушка очень хорошо, подробно и тщательно выписывала эпоху мушкетёров. А проблематика и настроение были чеховские. А эпоха-то другая! Скучать и маяться бездельем на переломе эпох, когда скорость жизни вынужденно становилась высока, более чем странно. Сам Дюма это хорошо понимал и чувствовал, равно как и Анн Голон, у них события несутся вскачь. Если экспозиция и замирает на какое-то время, то потом всё равно наступает время действия, а не рефлексий о пустоте своего существования.
В общем, кажется, это то, что Бахтин называл "хронотопом" - соответствие  места и времени. Есть безусловно вечные темы и вечные драмы, которые можно играть в любом антураже. Пример тому - легендарный спектакль "Гамлет" театра на Таганке. Тот самый, где Гамлет-Высоцкий в джинсах. Но в том-то и дело, что в угоду эпохе и антуражу Гамлет не менялся. Он продолжал оставаться Гамлетом.
Мне в тексте, который условно можно назвать фанфиком, дорого именно соответствие героям, эпохе, проблематике эпохи. Если автору в этих рамках удаётся сказать что-то новое, раскрыть героев и ситуации с новой стороны - снимаю шляпу!

+2

5

Atenae написал(а):

Мне в тексте, который условно можно назвать фанфиком, дорого именно соответствие героям, эпохе, проблематике эпохи. Если автору в этих рамках удаётся сказать что-то новое, раскрыть героев и ситуации с новой стороны - снимаю шляпу!

Плюс сто пятьсот! Да, всегда желательно, чтобы эпоха была узнаваема. Особенно в фэндоме, когда действие и герои уже знакомы. Ведь читаешь, потому что снова ждёшь встречу с ГГ, словно с друзьями.
Но! В некоторых фанфиках всё преувеличено, всё пронизано гротескностью и доведено до противоположности, до противоречия.
Так вот, по моему мнению (можно мое мнение не брать в расчет, оно просто индивидуальное, и всё) - это может быть интересно.

+1

6

Согласна. Но только при том условии, что такая гротескность входила в авторскую задачу, как у нашей Ольги, а не возникла, как следствие неумения автора писать, как у Ребушинского.
Вообще, Оле удалось создать потрясающий собирательные образ творца фанфиков, чью песню " не задушишь, не убьёшь", кто настолько доволен собой, что ничему не учится. Кроме как учитывать интересы своей аудитории. И ведь успешен, стервец!

+1

7

Atenae написал(а):

Нет Геракла, испарился Геракл! Я понимаю, замысел был у авторов, но совсем уж так-то зачем? Героя-то в итоге и не получилось.

На мой взгляд, замысел как раз и был в том, чтобы показать, что героями становятся уже потом - в легендах и мифах. А быть живым героем невозможно. И не так важно, как было на самом деле, важно сформировать общественное мнение.)

Atenae написал(а):

А там и философия, и проблематика совсем другая была. И она хорошо известна по античной литературе.

В разные периоды - разная, у разных авторов иногда диаметрально противоположная. И античную литературу нельзя в этом контексте применять как обобщающее понятие. У Гомера и Вергилия - разные герои Троянской войны.) Не жив во время описываемых событий, мы можем только выбрать приемлемую для нас версию их изложения и придерживаться её, давая оценку всем остальным версиям. Проблематику эпохи формируем мы сами, с нашей точки зрения.

0

8

DL написал(а):

Проблематику эпохи формируем мы сами, с нашей точки зрения.

Ну, в "Одиссее"-то она Гомером задана, проблематика. Я понимаю, что авторы хотели сделать. Просто у меня это не пошло именно по этой причине: постперестроечное мироощущение бывшего советского человека прёт из текста, а он типа про ахейцев. Мне дико. Для примера, Мэри Рено "Царь должен умереть" мне куда ближе. Подход именно таков: как это могло бы быть, если бы не было мифом. Но Тезей при этом остаётся Тезеем. Для меня Рено копнула в разы глубже Олдей, и не искажая героя при этом.

+1

9

Всё же надо пояснить, что я имею в виду. Для древних греков герой равен богам. Эпитет "богоравный" Гомер без конца употребляет. Для человека конца ХХ столетия в России нет ни богов, ни героев. Всё развенчано и растоптано. Вот именно эту идею я нахожу у Олдей. Да, жителю рухнувшей Советской Империи она может быть близка (и то не факт). Но она не оттуда, не из Греции. Она навязана грекам насильно, весь антураж ей сопротивляется.

+1

10

Atenae написал(а):

Мне в тексте, который условно можно назвать фанфиком, дорого именно соответствие героям, эпохе, проблематике эпохи. Если автору в этих рамках удаётся сказать что-то новое, раскрыть героев и ситуации с новой стороны - снимаю шляпу!

Здесь сразу хочется поднять один вопрос. Вот это вот "эпоха и проблематика эпохи". Если речь идёт о фанфике, то должен ли автор фанфа придерживаться авторской трактовки этого вопроса? На мой взгляд, да: потому как авторские герои действуют именно в "заданных декорациях". Если есть сильное расхождение с автором по "взгляду на эпоху", то лучше не брать чужих героев, а писать оригинальный текст.

0

11

SOlga написал(а):

Если есть сильное расхождение с автором по "взгляду на эпоху", то лучше не брать чужих героев, а писать оригинальный текст.

Вот 100500! Когда герои "не про то", невозможно решить с ними какую-то авторскую задачу. Если взять в герои буддийского монаха и отправить его завоёвывать царство, получится чёрте что! Потому что буддизм противоречит завоеванию царств. А можно взять в герои джунгарского принца Сэнгэ-цэцена, который был буддийским монахом, но вынужденно оказался наследником престола и стал хунтайши. И это будет повесть о том, как модус вивенди и модус операнди этого человека борются между собой. А не о том, как он добыл и стал.
Опять же, всё дело в авторской задаче.

+2

12

Вот еще одно замечание близкое к "эпохе и проблематике эпохи". Это когда берут не авторских героев, а авторский мир, чаще всего это касается фэнтезийных и полуфэнтезийных миров. Берут авторский мир, героев - своих или каких-нибудь второстепенных, мелькнувших у автора одной строчкой, и пишут уже о них.
На мой взгляд, это куда более трудная задача, чем даже взять чужих героев. Лично мне очень-очень редко попадались произведения подобного жанра, не вызывающие чувство фальши. Даже не могу объяснить, почему так. Может оттого, что авторский мир и авторские герои неразделимы? Авторский герой есть порождение этого мира, а свой, всунутый в "заданные условия", смотрится в нём чужеродно?
А может оттого, что перестают срабатывать розовые очки "всеядности", когда имена любимых героев отчасти компенсируют нам какие-то огрехи, и на подобный текст уже смотришь как на оригинальный, со всеми его недостатками и достоинствами?

0

13

На мой взгляд, самый удачный пример подобного "вторжения в авторский мир" - это романы Павла Молитвина о спутниках Волкодава. Не скажу, что по литературным достоинствам они дотягивают до Марии Семёновой, но прочие, кто пытался писать в её мире, с задачей, кмк, вообще не справились. А его историю приключений Эвриха она сама вписала в свою Вселенную. Подобно тому, как мы учитываем события, написанные друг другом. Эврих у него, конечно, вышел "маленький герой большого секса", но в целом мир не треснул. Но да, там, где мы самой Семёновой прощаем огрехи, белые нитки и спешку, Молитвину не скрыться. Он как под лупой: "Ну-ка, на-ка! А те ли это Эврих, Тилорн и Ниилит?"
А вот Перумов, кмк, повёл себя со Средиземьем, как варвар. А потому считать его опусы продолжением "Властелина колец" лично мне никогда не хотелось. Хотя вначале я даже с интересом взялась. А на середине первого тома поняла, что сам автор композиционно завяз. Это не я не помню, с чего там началось и к чему идёт, это он сам забыл. В итоге, вдоволь наигравшись с миром, он его попросту уничтожил. И за это толкинисты его били. Говорят, не только словесно.
Мораль: играть можешь, калечить не смей!

+1

14

Atenae написал(а):

А вот Перумов, кмк, повёл себя со Средиземьем, как варвар. А потому считать его опусы продолжением "Властелина колец" лично мне никогда не хотелось. Хотя вначале я даже с интересом взялась. А на середине первого тома поняла, что сам автор композиционно завяз. Это не я не помню, с чего там началось и к чему идёт, это он сам забыл.

Я простила автору бесконечное умножение сущностей. Но это был как раз один из тех случаев, когда я бросила читать по причине того, что мне принялись доказывать, что "черное - это белое". У Толкина абсолютно незыблемые понятия о добре и зле, прямо таки догматы, один из краеугольных камней Средиземья, которые никак не предполагают подобных постмодернистских игрищ.

Atenae написал(а):

В итоге, вдоволь наигравшись с миром, он его попросту уничтожил. И за это толкинисты его били. Говорят, не только словесно.

Неконституционно, но одобряю 8-) .

+2

15

Atenae написал(а):

Для древних греков герой равен богам. Эпитет "богоравный" Гомер без конца употребляет. Для человека конца ХХ столетия в России нет ни богов, ни героев. Всё развенчано и растоптано. Вот именно эту идею я нахожу у Олдей. Да, жителю рухнувшей Советской Империи она может быть близка (и то не факт). Но она не оттуда, не из Греции. Она навязана грекам насильно, весь антураж ей сопротивляется.

По-моему, эпитет "богоравный" утерял своё значение в то время, когда Европа от политеизма перешла к монотеизму. Именно тогда человек утратил право быть равным богу, по мнению служителей культа. На мой взгляд, ахейским циклом Олди хотели сказать, что любой бог перестаёт быть богом, когда в него перестают верить, и любой человек может им стать, если в него будут верить как в бога. А древнегреческие мифы были выбраны в качестве наиболее близкого и понятного для советского и постсоветского, да и просто европейского, человека времени и места действия.
И потом, многие ли из нас читали "Илиаду" или "Одиссею", ну или хотя бы "Энеиду", в подлиннике... думаю, что нет. Большинство знакомы с этими произведениями только в переводах, а зачастую переводы уже несут в себе личную оценку переводчика, хотя бы уже потому, что многих реалий, описываемых автором, не существует, и переводчик вынужден заменять их другими, более понятными современному ему читателю, и доносит их смысл таким, каким понимает его сам. Это хороший. Про то, что делают с текстами плохие, даже и говорить не буду.

0

16

DL написал(а):

По-моему, эпитет "богоравный" утерял своё значение в то время, когда Европа от политеизма перешла к монотеизму.

Но для эпохи, описанной в "Илиаде" и "Одиссее" он более чем актуален.
Мне понятно, что советскому человеку близки эти постмодернистские игрища, но для реальности "мифологической", ахейской, проблематика высосана из пальца. Потому что реалии таковы, что там водится гидра. И кто-то должен её убить. И тот, кто её убьёт, становится героем.
Я именно как историк очень хорошо понимаю настроения, на которых замешен ахейский цикл Олди. Это эпоха низвержения авторитетов и гибели богов. И на этом настроении возросли и не добром уже помянутый Перумов, и Бушков с его "д'Артаньян - гвардеец кардинала", и Галанина со своей "Той самой миледи". Доказать, что героев нет, что чёрное- есть белое, что любое канальство имеет право на существование, потому что отныне "тварь дрожащая право имеет" - вот и вся идея во всей подобной литературе. Абстрагируясь от всех и всяческих литературных её достоинств, эта идея не имеет ничего общего ни с "Илиадой", ни с Толкином, ни с Дюма. Это философская отрыжка постсоветской эпохи. И коль скоро она для меня является таковой, то потреблять её я не стану, "будь оно хоть трижды нежным, мы такое есть не будем!" (с). Это не про то вообще.

+1

17

Хочется отдельно остановиться на таком верном способе испортить любой текст (и не только текст), как немотивированное поведение героев.
Вспомним классиков. "Наше всё" Александр Сергеевич жаловался, что Татьяна его "шутку удрала" - за генерала вышла. О чем здесь речь? Да о том, что если персонаж продуман, прописан, он становится живым и действует уже не по авторскому произволу, а по логике собственного характера. И автор не может заставить его поступить по-своему, как бы ни хотел. Если автор принудил героя, то текст безвозвратно испорчен. потому что читатель всегда поймёт, где герой действует согласно своим собственным мотивам, а где подчиняется воле своего создателя.
Для меня это один из главных критериев при чтении: я вижу либо героя, либо автора. Если герой действует правильно, в своём характере, я совсем не думаю об авторе текста. Для меня автор умер (как рекомендует великий теоретик Ролан Барт). А вот если я увидела мотивы, желания и комплексы автора, то в этот момент для меня однозначно скончался текст. Потому что я не психолог, не психоаналитик, я читатель. И я хочу быть вместе с героем, а не служить средством для удовлетворения подавленных комплексов его автора.
Поясню на примере, хоть и не полностью литературном. Несколько лет назад Сергей Жигунов снял сериал по "Трём мушкетёрам" Дюма. При этом Жигунов решил почти полностью переписать текст романа. В итоге получилось нечто, что вызывает изумление и брезгливость у тех, кто знает оригинал. Потому что поползли, как гнилая ветошь, все мотивировки героев. Начиная со сцены знакомства героев. Но более всего изумление вызывают сцены финальные. И вот в них ярче всего видно, в каком случае герой действует согласно своим мотивам, а в каком вынужден подчиняться воле автора.
У Дюма: после гибели Констанции Атос утешает д'Артаньяна, потом вызывает слуг, отправляет их по следам миледи, находит лильского палача, вместе с друзьями ловит миледи, устраивает суд и казнь.
У Жигунова: Атос вначале куда-то скачет, с кем-то дерётся, затем нанимает каких-то уголовников, найдя их где-то (мне так и было непонятно, где именно), потом разговаривает с Рошфором. Потом каким-то чудесным наитием догадывается, что миледи ждёт его дома, едет пообедать с ней, после чего передаёт её в руки друзей, но сам судить её отказывается, а горячо и страстно целует перед казнью.
Что я вижу? У Дюма чёткая причинно-обусловленная цепь поступков: Атос знает свою ответственность за то, что его жена совершила преступление и предпринимает шаги, чтобы её остановить раз и навсегда. В каноне он не делает ни одного лишнего движения. Но всякий, кто читал роман, помнит, какой напряжённый темпоритм у глав "Суд" и "Казнь". Мурашки по коже.
У Жигунова - сплошная авторская хотелка: вначале хотелось показать, какой Атос крутой воин. Но зачем это делать именно сейчас? Ритм есть, а темп потерян. Потом хочется показать, как все вокруг уважают Атоса. И вот возникают никому не нужные уголовники и разговор с Рошфором. Потом Жигунов решил показать нам, что Атос всё ещё любит миледи.
И что в итоге? В итоге вместо канонного героя, которого можно любить или не любить, но у которого есть характер (невыносимый, убить хочется, но есть!), мы видим тряпку, человека, который сам не знает, зачем он поступает так или иначе.
Резюме: немотивированное поведение убило персонаж. Погиб персонаж - напрочь испорчено произведение. Насмарку все замечательные находки сериала: великолепная музыка, прекрасный видеоряд, неплохой подбор актёров. Всё испортили авторские хотелки, искалечившие мотивацию героев. Я привела только один пример, там их масса. И все о том же.

+1

18

Помимо уже названных несовершенств меня лично отвращает от текста длительное описание каких-нить физиологизмов, выдаваемых за любовь, или за боль, или за отчаяние и т.п., что не добавляет ничего нового к пониманию характера героев или развитию сюжета. Такое откровенно раздражает.

0

19

А меня бесит зависимость авторов от конъюнктуры рынка. Все-таки произведения должны рождаться и развиваться по велению души, а не по тому, что лучше примет читатель. Разумеется, я понимаю, что мне, начавшей "Анну" вполне можно предъявить то, что уж требования читателей я учла в полноте, но соавторы знают, сколько я тянула со второй новеллизацией по единственной причине: ждала, пока пойму, зачем лично мне надо ее написать. Мне, а не кому-либо другому. Если я вижу в авторе желание быть в первую очередь положительно оцененным, а не сказавшим свое слово, это отвращает меня раз и навсегда.

Отредактировано Лада Антонова (14.10.2017 01:16)

+1

20

Лада Антонова написал(а):

А меня бесит зависимость авторов от конъюнктуры рынка. Все-таки произведения должны рождаться и развиваться по велению души, а не по тому, что лучше примет читатель.

С одной стороны да. Если говорить о самостоятельных произведениях автора и его собственных оригинальных героях и мирах.
Но если автор приходит в готовый фандом и берется за чужих героев, то тут одним велением души или желанием сказать своё слово не обойтись, по-моему. Безусловно, не надо потакать читателю и подстраиваться под его желания, но и бесцеремонность тут тоже не подойдет. Как минимум любовь, уважение и внимание к оригиналу всё-таки необходимы.

Отредактировано Musician (14.10.2017 14:04)

0

21

Musician написал(а):

С одной стороны да. Если говорить о самостоятельных произведениях автора и его собственных оригинальных героях и мирах.

Но если автор приходит в готовый фандом и берется за чужих героев, то тут одним велением души или желанием сказать своё слово не обойтись, по-моему. Безусловно, не надо потакать читателю, но как минимум любовь, уважение и внимание к оригиналу всё-таки необходимы.

Отредактировано Musician (Сегодня 16:59)

Безусловно! Но тут ведь речь совсем о другом была. О том, случае, когда автор пишет не потому, что ему есть, что сказать людям, а потому, что нуждается во внимании и одобрении. Кстати, не всегда в одобрении Иногда наоборот, пишет, чтобы вызвать гнев и возмущение, эпатирует публику. А посыл тот же - потребность привлечь внимание к своей персоне. Короче, всё опять сводится к тому, что есть либо герои, общением с которыми читатель наслаждается в тексте, либо автор, который нуждается в читательском внимании и готов привлекать его любыми методами. Это неприятно, тут я с Ладой полностью согласна.

+1

22

Atenae написал(а):

Безусловно! Но тут ведь речь совсем о другом была. О том, случае, когда автор пишет не потому, что ему есть, что сказать людям, а потому, что нуждается во внимании и одобрении. Кстати, не всегда в одобрении Иногда наоборот, пишет, чтобы вызвать гнев и возмущение, эпатирует публику. А посыл тот же - потребность привлечь внимание к своей персоне. Короче, всё опять сводится к тому, что есть либо герои, общением с которыми читатель наслаждается в тексте, либо автор, который нуждается в читательском внимании и готов привлекать его любыми методами.

Это все так. В целом я тоже абсолютно согласна и не думала даже спорить.
Просто попробовала детализировать вопрос, который беспокоит уже лично меня.

Если сейчас говорить именно о фанфикшене и сформировавшемся фандоме, надо ли совсем исключать потенциальных читателей и их чувства к оригинальному произведению из уравнения?
Если отбросить тех авторов, кто просто нуждается в каком бы то ни было внимании или самоутверждении, и оставить только тех, кому по идее есть, что сказать. Чисто этический вопрос: есть ли какие-то рамки у свободы слова такого автора? Есть ли грань, перейдя которую лучше бы уж он чужое не трогал, а писал только свое? Ведь умеючи, можно подвести обоснуй под очень многое и не выйти при этом за рамки стиля и исторической эпохи. Ну, а героев и их действия многие и так по-разному трактуют.

Отредактировано Musician (14.10.2017 15:07)

0

23

Musician написал(а):

Это все так. В целом я тоже абсолютно согласна и не думала даже спорить.

Просто попробовала детализировать вопрос, который беспокоит уже лично меня.

Если сейчас говорить именно о фанфикшене и сформировавшемся фандоме, надо ли совсем исключать потенциальных читателей и их чувства к оригинальному произведению из уравнения?

Если отбросить тех авторов, кто просто нуждается в каком бы то ни было внимании или самоутверждении, и оставить только тех, кому по идее есть, что сказать. Чисто этический вопрос: есть ли какие-то рамки у свободы слова такого автора? Есть ли грань, перейдя которую лучше бы уж он чужое не трогал, а писал только свое? Ведь умеючи, можно подвести обоснуй под очень многое и не выйти при этом за рамки стиля и исторической эпохи. Ну, а героев и их действия многие и так по-разному трактуют.

Отредактировано Musician (Сегодня 18:07)

Мне трудно об этом судить. В тех двух фэндомах, где я притязаю творить, канонист я просто клинический. И считаю, что для самовыражения лучше сочинять свои миры. А если уж автор пишет о чужих героях, то герои эти должны быть такими, как их задумал автор оригинала. Хотя очень многие увлекаются именно тем, чтобы "чёрного кобеля отмыть добела". В дюманском фэндоме эта тенденция особенно сильна. Там даже до гражданской войны дошло между любителями канона и сторонниками Мордаунта и миледи. Толкинисты, хоть и эльфы, народ тоже агрессивный. С перумистами бились на кулаках.
Так что вопрос более чем актуальный.

+3

24

Musician написал(а):

Ведь умеючи, можно подвести обоснуй под очень многое и не выйти при этом за рамки стиля и исторической эпохи. Ну, а героев и их действия многие и так по-разному трактуют.

Как мне кажется, если автор фанфика берет какого-то второстепенного героя, про которого в каноне особо много не рассказано, никто не будет в большой претензии, если он разовьёт этого героя по своему, в любую угодную ему сторону. Должным образом обосновав, конечно. Так, например мы, с соавторами, сделав несколько допущений в "рамках стиля и исторической эпохи", сотворили из довольно-таки гнусной личности, репортёра черно-жёлтой газетки и охотника за сенациями "погрязнее", вполне приличного члена общества :D, направив его творческую энергию в новое русло.
Что же касается героев, имеющих четкую авторскую трактовку, здесь, кмк, следует её и придерживаться. Если про героя, который в каноне показан самым натуральным душегубом и убийцей, мне начинают рассказывать, что "все не так, и он белый и пушистый" - моя внутренняя чуйка смачно плюется и захлопывает комп.
Если уж так хочется "обелить" всех и вся - следует делать это постфактум. Придумайте историю, как злодей перевоспитался. Или наоборот, как положительный в каноне герой стал отрицательным. И жизнь, и литература знает и те, и другие примеры. Главное, хорошо продумать, "а почему так случилось". Обоснование тут очень важно; поскольку в любом хорошо прописанном ГГ есть базовые черты характера, которые не изменятся ни при каких обстоятельствах. Но не нужно тупо доказывать, что этот вот душегуб, хладнокровно убивший полдюжины человек, на самом деле всё время был "на стороне добра". 
Согласна с Atenae, что не следует черного кобеля отмывать добела в рамках канона.

+2

25

Musician написал(а):

Если сейчас говорить именно о фанфикшене и сформировавшемся фандоме, надо ли совсем исключать потенциальных читателей и их чувства к оригинальному произведению из уравнения?

Нет, но... С какого-то момента, как мне кажется, хороший автор начинает чувствовать своих героев, и пишет то, что "они ему рассказывают". Тут был очень хороший пример с "Евгением Онегиным". Это самый типовой пример - читатели в массе своей ждут "хэппи энда", а автор смотрит на героев и видит, что не выйдет. Не получится "и жили они долго и счастливо" - у Этих личностей в Этих обстоятельствах, в Этой исторической эпохе.
Моё мнение - следует прислушиваться скорее к героям. Если читатели ждут бал на триста персон, и королевскую опочивальню, а герои, соответственно своим характерам, требуют отправить их на сеновал - писать про сеновал :D .

+2

26

Atenae написал(а):

И считаю, что для самовыражения лучше сочинять свои миры. А если уж автор пишет о чужих героях, то герои эти должны быть такими, как их задумал автор оригинала. Хотя очень многие увлекаются именно тем, чтобы "чёрного кобеля отмыть добела".

SOlga написал(а):

Как мне кажется, если автор фанфика берет какого-то второстепенного героя, про которого в каноне особо много не рассказано, никто не будет в большой претензии, если он разовьёт этого героя по своему, в любую угодную ему сторону. Должным образом обосновав, конечно.

SOlga написал(а):

Что же касается героев, имеющих четкую авторскую трактовку, здесь, кмк, следует её и придерживаться. Если про героя, который в каноне показан самым натуральным душегубом и убийцей, мне начинают рассказывать, что "все не так, и он белый и пушистый" - моя внутренняя чуйка смачно плюется и захлопывает комп.

Да, безусловно тут очень важно прочувствовать, кто из героев может быть достоин слова со стороны защиты, а чьи поступки с любой точки зрения однозначны и непростительны, и чьи попытки оправдаться будут выглядеть именно "авторской хотелкой".
И еще лично я могу допустить убедительное расширение и углубление какого-либо второстепенного персонажа и даже то, что в повествовании ему будет отведена ведущая партия, если при этом не изменится и не пострадает изначальная оригинальная концепция основных героев и их истории.

Кстати, я тут анализировала сама себя, и пришла к неожиданному выводу, что жестким пуристом и "клиническим канонистом" я становлюсь почему-то только в фандоме "Анны". )))
Ну, и отчасти еще когда речь заходит о Толкине. Бить кулаками не буду, но к Джексону даже через пятнадцать лет вопросы имею, хоть мы тут и о прозаическом тексте говорим (Перумова-то я из принципа не открывала и не собираюсь).
Во всех остальных случаях гораздо спокойнее реагирую на эксперименты фикрайтеров, хотя чтение фанфикшена вообще нечасто практикую.

SOlga написал(а):

С какого-то момента, как мне кажется, хороший автор начинает чувствовать своих героев, и пишет то, что "они ему рассказывают".

Я бы уточнила. Не просто хороший автор, а тот, кто еще и никогда не делает сам себе скидок на то, что пишет он "лишь фанфик". И не просит подобного от своих читателей. Мне кажется, стоит только допустить такую мысль, как сами собой начнутся всякие губительные компромиссы и допущения.
А если говорить об оригинальных произведениях, то там ведь в идеале писатель сам себе хозяин и создатель. Если персонаж изначально самим автором хорошо, четко и ярко выписан и продуман, то даже при проявлении собственной воли такой герой по идее не станет кем-то совершенно другим и не начнет вдруг рассказывать сказки.
В том же "Онегине", на мой взгляд, главный герой выписан как раз так, что хэппи-энда и дальнейшего безоблачного счастья для такого человека сложно и ждать, и желать. Все там закономерно.

Отредактировано Musician (20.10.2017 01:44)

+3

27

Musician, у нас, кстати, есть тема о Толкине в Книжных страницах. Давайте там обсудим трактовку Джексона. С удовольствием узнала бы Ваше мнение!

+2

28

Atenae написал(а):

...если персонаж продуман, прописан, он становится живым и действует уже не по авторскому произволу, а по логике собственного характера. И автор не может заставить его поступить по-своему, как бы ни хотел.

Вот под каждым словом подписываюсь.

+4

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » Творческая мастерская » Верный способ загубить прозаический текст