Простите, граждане других стран, читающие этот форум, что публикую это здесь. Просто сейчас надо использовать любые возможности для информирования населения о том, что происходит в связи с новой реформой образования.
Записки из осаждённой крепости
(и снова об «обновлённом содержании образования»)
Снова пишу на ту же тему. Первые эмоции схлынули, кристаллизуется чёткое понимание ситуации.
Вначале о главном. В чём суть так называемого «обновлённого содержания» и для чего оно вводится?
Главный аргумент адептов заключается в том, что ранее существовавшие учебные программы неоправданно перегружены, и надо снизить нагрузку на детей. Забота о детях превыше всего!
Не знаю пока, как обстоят дела в точных науках, и что подверглось вивисекции там. Зато хорошо владею информацией о том, что именно объявлено ненужным в двух стратегических для населения Казахстана предметах: истории и русском языке.
Вначале о русском. В нём неоправданно перегружающей детей объявлена… грамотность! Да-да, не удивляйтесь! Отныне грамотному письму детей учить не надо вообще. Вот название раздела по русскому языку, который изучают мои пятиклассники в данное время – «Транспорт и инфраструктура». Родители уже задали мне законный вопрос: «А какое отношение это имеет к русскому языку, и как этому учить?» Всё просто. Отныне концепция преподавания русского языка в казахстанской школе заключается в том, чтобы «слушать и говорить». Грамотно писать и уметь нормально читать по-русски отныне казахстанским школьникам не требуется. И если эта концепция вполне оправдана для детей оралманов или учащихся школ с государственным языком обучения, то для детей русскоязычных она означает умственную деградацию. Потому что слушают и говорят они на этом языке с момента рождения. Но больше не смогут получить доступ к нормальному образованию на русском языке. Стоит ли говорить о том, что ни один вуз не примет к себе студента, не умеющего писать? А если добавить к этому, что наиболее качественным и финансово доступным на сегодняшний день для наших детей является образование в российских вузах, то цель реформы становится предельно ясна. Да, молодёжь отныне не сможет утекать за рубеж. Её там просто не примут.
Впрочем, расчёт доморощенных стратегов совершенно ошибочен. Они не учитывают истинные демографические последствия такого решения. Образованное русскоязычное население Казахстана, которое устояло во время миграционной волны 90-х-2000-х годов, перед лицом такой угрозы будущему своих детей всерьёз задумается о переезде. И, увы, это будут не только русские. Казахстан пока не в состоянии обеспечить квалифицированную подготовку по всем техническим специальностям, в которых нуждается наша экономика. Поэтому среди мигрантов, которые снимутся с места под влиянием «образовательного» фактора будет достаточно большой процент представителей титульной нации. И едва ли ребята, обучившись в чужой стране с детства, когда-либо вернутся в свою.
Что же это будет означать для Казахстана? Ничего хорошего. Нас уже сейчас слишком мало для той территории, которую занимает наша страна. Демографы называют это явление «проклятием пространства». Для кочевого скотоводства нужны были огромные площади, потому занимаемая Казахстаном территория исторически объяснима. Но с тех пор, как ХХ век изменил структуру экономики, громадные пустующие пространства стали реальной угрозой суверенитету Казахстана, находящегося в окружении государств, имеющих высокую плотность населения и столь же высокую потребность в территории. Речь, разумеется, не о России, у которой те же проблемы с «проклятием пространства». Речь в первую очередь о Китае. Экономика которого, к тому же, находится на подъеме, в отличие от нашей. С уменьшением населения и концентрацией оставшегося в городах нам не нужна будет даже военная интервенция. Достаточно будет простого проникновения, просачивания извне трудоспособного населения, в котором будет остро нуждаться наша страна. Последствия предоставляю читателю представить самим.
Теперь поговорим об истории. История во всех странах и во все времена являлась предметом стратегическим, формирующим мировоззрение и менталитет нации. Давайте же посмотрим, что стало «ненужным» в этой науке, и к каким последствиям это приведёт.
Учебник истории для 5 класса больше всего напоминает россмэновскую энциклопедию. Или журнал «Весёлые картинки». Кому как больше понравится. Много хорошего иллюстративного материала, но напрочь отсутствуют формулировки исторических понятий. Предполагается, что эти понятия дети сами сумеют определить по контексту. И это притом, что никакой пропедевтики отныне курс истории не содержит. Учащиеся приступают к изучению сложнейшей науки, не обладая никаким специальными навыками, не имея представления о том, как считаются годы в истории, как даются формулировки понятиям. Даже при прежней программе навык формулировки понятий нормально складывался у детей классу к девятому. Теперь этого навыка не будет вообще – только приблизительное понимание, о чём именно идёт речь. И полная неспособность выразить это словами. Потому что учителю не оставили ни минуты на формирование этих навыков. Но об этом чуть позже.
Теперь о самом содержании исторического процесса. Здесь всё ещё страшнее. Потому что лишними для образования наших детей отныне считаются… исторические закономерности развития. То есть именно то, на чём эта наука стоит, и ради чего она существует.
Так в курсе 5 класса дети должны выучить и запомнить тотемизм, анимизм и шаманизм, но не получают никакого представления о религии как явлении, о религиозном способе объяснения мира. И не получат вплоть до 9 класса, когда придут изучать курс религиоведения. Им даются признаки речных цивилизаций, но они не должны знать, что такое государство, каковы его признаки, каковы причины возникновения государств в древнем мире. Более того, отныне они даже не должны понимать такое явление, как имущественное неравенство. Ни намёка на это явление нет в содержании исторического курса.
История Древнего Египта содержит интересный факт о том, что царица Хатшепсут отправляла корабли вокруг Африки. Но отныне дети не будут иметь никакого представления о классическом рабстве в древнеегипетском обществе, о причинах завоевательных войн фараонов Среднего царства и причинах кризиса и упадка египетской цивилизации. Более того, ни одного из фараонов Среднего царства в курсе истории даже не упоминают, не говоря уж об их войнах.
В курсе истории средних веков учащиеся рассмотрят много картин с изображениями крестоносцев, но ничего не узнают о таком явлении, как аграрное перенаселение, и о том, почему именно оно является обязательным явлением при становлении феодального общества Европы. А, действительно, зачем?
Всегда можно возразить: «А учитель на что? Это ваша святая обязанность – сделать так, чтобы дети узнали и поняли эти явления!» Всё так. И прежде учитель грудью стоял на страже нормального содержания образования, изворачиваясь и доводя до сознания детей эти явления. Теперь же он не имеет ни права, ни физической возможности это делать.
Вначале о праве. Концепт любого урока прописан в специальной методичке, и менять его учитель отныне не может. Даже если практика преподавания выявила конкретные проблемы, которые он должен решить для данного класса. Концепт незыблем! За нарушение будут наказывать.
Далее о физической возможности. «Обновлённое содержание образования» объявило ценностью безоценочное преподавание и отсутствие домашних заданий. Учитель должен за один урок в 40 минут успеть организовать изучение нового материала (даже в том убогом виде, в котором оно существует сегодня, усваивают его далеко не все). За те же сорок минут учитель должен провести СОР – суммативное оценивание раздела (СОР занимает 20 минут). Кроме того, на уроке он должен вклеить учащимся в дневники рубрики для родителей с указанием, что именно не смог сделать ученик на предыдущем СОРе. К слову, СОР не исправляется. То есть, ученик, которые провертелся на уроке и не выполнил задание, не заглянул в учебник дома, безусловно будет наказан на СОРе, причём наказан безвозвратно, без шанса исправить ситуацию. И родители узнают об этом только после того, как неисправимая двойка будет уже получена. Учитель же связан по рукам и ногам огромным бумагопотоком. Потому что при проверке каждого сора он не только заполняет рубрику с указанием пробелов (это как раз нормально и правильно), он делает анализ СОРа, осуществляет пересчёт баллов в проценты, потом процентов в оценки. И того, 5 документов к одной контрольной. Добавьте к этому тот факт, что на последних неделях четверти контрольные идут практически на каждом уроке, и вы получите полное представление о том, имеет ли учитель хоть какую-то возможность учить детей. Мы больше не учим их, мы только контролируем. Причём, контролируем без возможности коррекции пробелов в знаниях и умениях.
Я умолчу уже о том, что с появлением СОРов у учителя больше не осталовь вообще никакого личного времени. Всё свободное время до часа ночи он проводит за проверкой бесконечных СОРов и заполнением бумаг по ним. Но кому какое дело, спит ли учитель, не правда ли? Просто при прежней системе обучения все участники образовательного процессе по текущим отметкам ориентировались о траектории достижения образовательной цели. Теперь же они всех этой возможности лишены.
Теперь подытожим сказанное. При данной системе обучения истории, когда вместо закономерностей развития детям предлагаются случайные факты, когда единственной мотивацией к обучению является спонтанный интерес, когда дети запоминают именно яркие, а не существенные факты, когда учитель не имеет возможности влиять на процесс понимания этих закономерностей, через 5-6 лет мы получим биомассу, не способную разобраться в процессах, которые вокруг неё происходят. Зато проблемы в образовании будут провоцировать усиление социальной напряжённости в обществе. Провоцируется усугубление недовольства населения, а другой рукой создаётся люмпенизированная, с низким уровнем образования, неустроенная и недовольная масса молодёжи, совершенно не способной ориентироваться в происходящих социальных процессах. Надо ли говорить, что суммой этих двух слагаемых является майдан, всё прелести и последствия которого в данный момент переживает Украина, являя всему миру пример, как за короткий срок превратить индустриально развитую и богатую страну в зону постоянной нестабильности.
А теперь немного конспирологии напоследок. Убив насмерть преподавание всемирной истории в Казахстане, наше Министерство образования подняло на щит историю Казахстана. Но закономерности отсутствуют даже здесь. От самих создателей программы ускользает тот простой факт, что непреходящая историческая ценность нашей страны состоит вовсе не в юрте или конской упряжи, а в её транзитном положении между Западом и Востоком. И все волны завоеваний и передвижений по этой территории объясняются именно этим фактом. И колонизация Казахстана Россией тоже, хотя и преподносится данных факт как проявление демонической воли России. Напрочь замалчивается то, что это лишь проявление геополитической игры между Российской и Британской империями.
Вернёмся к последствиям. Сегодня значение Казахстана по-прежнему геополитическое. Суверенный и мирный Казахстан – это нормальный, безопасный транзит между Россией и Китаем. То есть, именно теми странами, которые военная доктрина США объявила главными угрозами современному миру. Надо что-то добавлять? Или всё и без того ясно?
Наша школа, наши учителя сейчас подобны последним бойцам Брестской крепости, которые пишут на стенах: «Я умираю, но не сдаюсь!» Школа умрёт очень быстро. Уже по истечении этого учебного года начнётся массовый исход учителей из профессии. Потому что нам не оставили времени жить и спать. И это сейчас, когда на «обновлёнку» перешли только 5 и 7 классы. Когда же перейдут все параллели, учителя начнут просто умирать от физического и эмоционального истощения. Те, кто не успеет уйти.
А что ждёт остальных? Увы, бегство не поможет! Напротив, оно лишь ускорит происходящие процессы. Распад государства и потеря суверенитета состоятся в промежутке между 2025 и 2035 годом. Возможно, даже раньше – как успешно пойдёт. А когда запылает важнейшая транзитная территория Евразии, спастись нельзя будет уже ни в России, ни в Китае. Плохо будет всем. Как и задумывалось.
Граждане Казахстана, услышьте последнее слово из осаждённой крепости! Боритесь с этой напастью сейчас, пока последствия ещё можно исправить. Дальше будет уже поздно. Мы расплатимся будущим наших детей, нашей страны за недальновидность и продажность тех, кто эту реформу осуществил.