Дорогой Старый дипломат! Позвольте по-сестрински, хоть и виртуально, обнять и расцеловать вас. Подписываюсь почти под каждым вашим словом.
"Почти", потом у что формулировка "пока смерть не разлучит нас" ни разу не католическая. Во всяком случае, не венчальная. Фразу "аж до самой смерти" произносят при алтаре католические монахи и монахини, когда дают вечные обеты. Говорю это, как католичка, со дней юности своей регулярно участвующая в церковной жизни. Стержень католического бракосочетания - слова, которые жених и невеста говорят друг другу: Я, Иаков, беру тебя, Анна, в жёны, и обещаю хранить тебе верность в счастии и несчастии, в здравии и в болезни, а также любить и уважать тебя во все дни жизни моей. Я, Анна, беру тебя, Иаков, в мужья, и обещаю хранить тебе верность в счастии и несчастии, в здравии и в болезни, а также любить и уважать тебя во все дни жизни моей.
Поскольку, согласно христианскому вероисповеданию, жизнь со смертью тела не заканчивается, значит, обещание любви и уважения относятся не только ко временному земному существованию. То есть, даже смерть одного из супругов и повторный брак того, кто продолжает земную жизнь, не разрывает духовной связи с прежним супругом.
Всё остальное, присутствующее при венчании в нормальных условиях - священник, свидетели, наличие обручальных колец, место, в котором происходит обряд - элементы второстепенные. Кстати, священник, согласно католическому каноническому праву, является тоже свидетелем венчания, а не тем, кто венчает. Главные действующие лица - мужчина и женщина, решившие вступить в брак. Главный Свидетель - Тот, кто создал этого мужчину для этой женщины и эту женщину для этого мужчины. Но и Он не навязывает им своего решения. Окончательное решение принимают они. Он связывает только после того, как они выражают на это согласие. Сначала - когда объявляют о своём решении, потом - в супружеской спальне, совершая акт любви. Именно закрепление принятого и озвученного решения при совершении сексуального акта делает брак мужчины и женщины нерушимым, по замыслу Создателя.
Сейчас позволю себе немножко поумничать и позанудствовать. Думаю, острая влюблённость в пару Анна/Штольман, скучающий в тумбочке диплом магистра богословия и толерантность обитателей Затонской Вселенной дают мне на это право
Именно с католической точки зрения Яков и Анна стали перед своим Создателем мужем и женой в ту ночь в гостинице (и фиолетово, что Анечка православная, а о конфессиональной принадлежности Штольмана сценаристы нам ничего не рассказали). Первый фактор, делающий мужчину и женщину мужем и женой - решение быть вместе навсегда. Было решение? Было. Была и декларация этого решения. Слова Якова "Теперь я знаю - нам нужно быть вместе" в контексте всей предыстории их отношений с Анной не могут означать ничего другого, кроме намерения быть с этой женщиной навсегда. Абсолютно очевидны и прозрачны намерения и желания Анны, которая с первых кадров сериала знала, кто её суженый, а в предпоследней серии, окончательно отбросив все предрассудки и условности, не отпустила любимого одного в холод, темноту и неизвестность. Итак, этап первый: жених и невеста решение приняли и вполне доходчиво о этом друг другу сообщили в присутствии Главного Свидетеля, от которого, как известно, ничто не сокрыто, в том числе и намерения сердечные. Этап второй - добровольный супружеский акт, в полном согласии с человеческой природой совершённый. Нам, зрителям, конечно, не всё показали. Но мы, зрители, люди взрослые, в большинстве своём. Что увидели, то поняли, что не увидели, то сами додумали
Все второстепенные элементы в тех обстоятельствах, в которых находились наши герои, включая присутствие священника, становятся совершенно не обязательными. А находились Аня и Яков в опасности смерти. В этих обстоятельствах даже все канонические препятствия автоматически аннулируются, кроме уже заключённого брака, близкого родства и душевной болезни.
Короче, с точки зрения католической морали, свободные, психически здоровые мужчина и женщина, не состоящие в близком родстве, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности и религиозных убеждений, принявшие решение быть вместе навсегда и скрепившие это решение супружеским актом, являются перед Создателем мужем и женой.
Конечно, как только обстоятельства позволят, они обязаны как можно скорее узаконнитьсвои супружеские отношения в человеческом сообществе, чтобы обеспечить правовую защищённость женщины и её потомства. И я уверена, что Штольман, которого показал мой телевизор, будет всячески стремиться защитить Анну и таким образом тоже.
Эх... Хотелось бы ещё о Якове Штольмане, как о мужчине позанудствовать. И о хронологии событий в тот поздний вечер и недобрый ночер в гостинице. Но оставлю это на потом
скажу только, что люблю Якова Платоновича искренне и нежно, и не представляю, как можно его не любить.
Отредактировано Jelizawieta (17.06.2019 14:48)