У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Творческая мастерская » Как пишется детективный рассказ?


Как пишется детективный рассказ?

Сообщений 1 страница 29 из 29

1

Г.К.Честертон
КАК ПИШЕТСЯ ДЕТЕКТИВНЫЙ РАССКАЗ

Сразу же хочу оговориться: я пишу этот очерк, вполне отдавая себе отчет в том, что его автору так и не удалось написать детективный рассказ. Причем не удавалось многократно [326], а потому мой авторитет обладает известной практической и научной значимостью, подобно авторитету какого–нибудь великого государственного мужа или мыслителя, занимающегося безработицей или жилищной проблемой. Я вовсе не претендую на то, чтобы создать образец для подражания, которому бы следовал начинающий автор: если угодно, я являю собой скорее дурной пример, которого следует избегать. К тому же я не верю, что в детективном жанре могут быть образцы, равно как и в любом другом нужном деле. Удивительно, что популярная дидактическая литература, которая постоянно учит нас, как сделать все то, чего делать не следует, еще не выработала достаточно образцов для подражания. Удивительно также, что заглавие настоящего очерка пока еще не пялится на нас с каждого книжного лотка. Из печати бесконечным потоком выходят брошюры, постоянно объясняющие людям то, что совершенно невозможно постигнуть: что такое личность, популярность, поэзия, обаяние. Нас усердно обучают даже тем литературным и журналистским жанрам, которые решительно не поддаются изучению. Настоящий очерк, напротив, представляет собой ясное и конкретное литературное руководство, которое, пусть и в весьма ограниченных пределах, можно изучить, а по счастливой случайности — и постигнуть. Думаю, что рано или поздно нехватка подобных руководств будет устранена, поскольку в мире коммерции спрос мгновенно реагирует на предложение, но люди не в состоянии получить того, что хотят. Думаю, что рано или поздно появятся не только разнообразные руководства по обучению сыскных агентов, но и руководства по обучению преступников. В современной этике произойдут незначительные изменения, и, когда лихой и сметливый деловой ум окончательно порвет с нудными догмами, навязанными ему духовниками, газеты и реклама проявят полное небрежение к запретам сегодняшнего дня (подобно тому, как сегодняшний день проявляет полное равнодушие к табу средних веков). Кражу будут преподносить как вид ростовщичества, а резать глотки будет не большим преступлением, чем скупать товары на рынках. На книжных лотках будут красоваться брошюры с броскими заголовками: «Подлог за пятнадцать уроков» или «Как поступить, если брак не удался» с таким же общедоступным руководством по отравлению, как если бы речь шла об использовании противозачаточных средств.
   Впрочем, давайте наберемся терпения и не будем до времени заглядывать в счастливое будущее, а покуда оно не наступило, дельный совет о том, как совершать преступления, может оказаться ничуть не лучше дельного совета о том, как их раскрывать или как описать их раскрытие. Насколько я себе представляю, преступление, раскрытие преступления, описание преступления и его раскрытия и руководство к такому описанию, несомненно, требуют определенного напряжения мысли, между тем как преуспевание или сочинение книги о том, как преуспеть, ни в коей мере не нуждаются в этом весьма обременительном процессе. Как бы то ни было, когда я задумываюсь о теории детективного жанра, я становлюсь чем–то вроде теоретика. Иными словами, я объясняю все с самого начала, по возможности избегая захватывающих зачинов, трескучих фраз, неожиданных поворотов, призванных привлечь внимание читателя. При этом я вовсе не пытаюсь сбить его с толку или — чего доброго — пробудить в нем мысль.
   Первый и основополагающий принцип состоит в том, что цель детективного рассказа, как, впрочем, и любого другого рассказа, не мрак, но свет. Рассказ пишется ради момента прозрения, а вовсе не ради тех часов чтения, которые этому прозрению предшествуют. Заблуждение читателя — это то облачко, за которое ненадолго скрылся свет понимания, и большинство неудачных детективов неудачны именно потому, что они пишутся, чтобы запутать читателя, а не для того, чтобы его просветить. Авторы детективов почему–то считают своим непременным долгом сбить читателя с толку. При этом они забывают, что важно не только скрыть тайну, но и эту тайну иметь, причем такую, которая того стоит. Кульминация не должна одновременно быть спадом; в ней вовсе не обязательно окончательно запутать доверчивого читателя, которого автор водит за нос: кульминация — это не столько лопнувший пузырь, сколько забрезживший рассвет, который тем ярче, чем темней ночь. Всякое произведение искусства, каким бы оно ни было тривиальным, апеллирует к ряду серьезных истин, и, хотя мы имеем дело всего–навсего с толпой безмозглых Уотсонов, у которых от удивления глаза лезут на лоб, не следует забывать, что и они рвутся на свет прозрения из мрака заблуждения и что мрак нужен лишь затем, чтобы оттенить свет. Меня всегда поражало, что по забавному совпадению лучшие рассказы о Шерлоке Холмсе имеют заглавия, придуманные как будто специально, чтобы подчеркнуть эту изначальную проясненность детектива, — «Серебряный», например.
   Второй очень важный принцип состоит в том, что суть всякого детективного произведения в простоте, а не в сложности. Загадка может показаться сложной, в действительности же она должна быть простой. Автор нужен нам затем, чтобы раскрыть тайну, а вовсе не затем, чтобы разъяснять ее. Развязка сама все разъяснит; в детективе должно быть нечто, что едва слышно процедит уличенный убийца или истошно провизжит насмерть перепуганная героиня, прежде чем упасть в обморок от запоздалого шока, вызванного нечаянным прозрением. У некоторых литературных детективов разгадка более запутанна, чем загадка, а преступление и того сложней.
   Из чего следует третий принцип: событие или персонаж в которых заложен ключ к тайне, должны быть центральным событием и заметным персонажем. Преступник должен быть на переднем плане и вместе с тем совершенно не бросаться в глаза. Приведу пример из рассказа Конан Дойла «Серебряный». Конан Дойл не менее известен, чем Шекспир, а потому теперь уже нет никакой нужды хранить тайну одного из первых его знаменитых рассказов. Холмсу становится известно, что украдена призовая лошадь и что вор убил тренера, бывшего при этой лошади. Разумеется, самые разные люди, и не без оснований, подозреваются в краже и убийстве, однако никому не приходит в голову самое простое и естественное решение загадки: тренера убила сама лошадь. Для меня это образец детективного рассказа, ибо разгадка лежит на поверхности и вместе с тем остается незамеченной. Действительно, рассказ назван именем лошади, рассказ посвящен лошади, лошадь все время на переднем плане. Но при этом она как бы в другой плоскости, а потому оказывается вне подозрений. Как ценная вещь она остается для читателя Фаворитом, зато в качестве преступника — темной лошадкой. «Серебряный» — это очередная история кражи, в которой лошадь исполняет роль драгоценности, но такой драгоценности, которая может стать орудием убийства. Я бы назвал это первым правилом детектива, если вообще существуют правила для этого литературного жанра. В принципе преступник должен быть привычной фигурой, выполняющей непривычную функцию. Нельзя понять того, чего мы не знаем, а потому в детективном повествовании преступник должен всегда оставаться фигурой заметной. В противном случае в раскрытии тайны не будет ровным счетом ничего неожиданного — какой смысл во внезапном появлении человека, которого никто не ждет? Итак, преступник должен быть на виду, но вне подозрений. Искусство и сноровка автора детектива проявятся вполне, если ему удастся выдумать убедительную и вместе с тем вводящую в заблуждение причину, по которой убийца связан не только с убийством, но и с действием всего романа. Многие детективы не удаются именно потому, что преступник ничем не обязан сюжету, кроме необходимости совершить преступление. Обыкновенно преступник — человек вполне обеспеченный, в противном случае наш справедливый, демократический закон потребовал бы задержать его в качестве бродяги задолго до того, как арестовать в качестве убийцы. Такого героя мы начинаем подозревать по методу исключения: большей частью мы подозреваем его просто потому, что он находится вне подозрений. Мастерство рассказчика должно вызвать у читателя иллюзию того, что преступник и не помышляет об уголовном преступлении, а автор, изобразивший преступника, не помышляет о литературном подлоге. Ибо детектив — всего лишь игра, и в этой игре читатель борется не столько с преступником, сколько с самим автором.
   Писатель обязан помнить, что в такой игре читатель не скажет, как он сказал бы, познакомившись с более серьезным и правдивым сочинением: «Зачем было инспектору в зеленых очках карабкаться на дерево и следить за огородом докторши?» У него неизбежно возникнет совершенно другой, причем весьма неожиданный вопрос: «Зачем было автору заставлять инспектора карабкаться на дерево и вообще зачем было вводить этого инспектора?» Читатель готов признать, что городу, но никак не рассказу, не обойтись без инспектора. Поэтому необходимо объяснить его присутствие в повествовании (и на дереве) не только произволом городских властей, но и произволом автора детектива. Помимо мелких преступлений, раскрытием которых инспектор ублажает себя в узких пределах фабулы, он должен быть связан с рассказом и прочими оправдывающими обстоятельствами, причем как литературный персонаж, а не как простой смертный в реальной жизни. Следуя своему природному чутью, читатель, постоянно играющий в прятки с писателем, своим главным противником, недоверчиво скажет: «Да, я понимаю, инспектор может забраться на дерево. Я прекрасно знаю, что на свете есть деревья и есть инспекторы. Но скажите, коварный вы человек, зачем было заставлять именно этого инспектора забираться именно на это дерево именно в этой истории?»
   Это и есть четвертый принцип, который следует запомнить. Как и все предыдущие, он, может статься, не будет воспринят как практическое руководство, так как в основу его легло слишком много теоретических рассуждений. Принцип этот основывается на том, что в иерархии искусств таинственные убийства принадлежат шумной и веселой компании, именуемой шутками. Детективный рассказ — это фантазия, заведомо претенциозный вымысел. Про него, если угодно, можно сказать, что это самая искусственная форма искусства. Я бы сказал даже, что это откровенная игрушка, то, во что играют дети. Отсюда следует, что читатель, который и есть дитя, смотрящее на мир широко раскрытыми глазами, отдает себе отчет не только в наличии игрушки, но и в наличии невидимого компаньона, который к тому же — создатель игрушки, хитроумный обманщик. Невинный ребенок очень сообразителен и совершенно доверчив. А потому, повторяю, одно из первых правил, которым должен руководствоваться автор истории, задуманной как обман, состоит в том, что замаскированный убийца должен иметь художественное право выйти на сцену, а не только жизненное право существовать на земле. Если он приходит в дом по делу, то это дело должно иметь прямое отношение к задачам рассказчика: он должен руководствоваться не мотивами посетителя, а мотивами автора, которому он обязан своим литературным существованием. Идеальный детектив — это детектив, в котором убийца действует по замыслу автора, сообразуясь с развитием сюжетных перипетий, в которые он попадает не по естественной, разумной необходимости, а по причине тайной и непредсказуемой. Замечу, что именно поэтому, несмотря на все издержки «любовной интриги», традиция сентиментального, вяло текущего, викторианского повествования заслуживает добрых слов. Некоторые сочтут такое повествование занудным, но для сокрытия тайны оно может оказаться незаменимым.
   И наконец, последний принцип, состоящий в том, что детективный рассказ, как и всякое литературное произведение, начинается с идеи, а не только стремится отыскать ее, касается уже сугубо технической стороны дела. Когда речь идет об истории, связанной с раскрытием преступления, ее автору необходимо начать изнутри, тогда как детектив приступает к расследованию извне. Всякая удачно придуманная детективная задача строится на предельно ясном, а стало быть, простом умозаключении, на каком–нибудь будничном эпизоде, который запомнился писателю и легко забудет читатель. Но, как бы то ни было, история должна основываться на истине, и, хотя в ней и содержится изрядная доля опиума, она не должна восприниматься лишь как фантастическое видение наркомана [327].

0

2

Ох... Некоторые вещи тут очень верные: хороший детектив, по-моему, обычно действительно сочиняется начиная с того, "как было на самом деле", с разгадки (хотя сочинять, начиная с загадки, часто интереснее), и простые варианты нередко лучше запутанных.
Кстати, очень важно, по-моему, вот ещё что. У каждого человека (и в том числе у каждого читателя) свой объём и тип памяти. Поэтому в детективе (особенно длинном) бывает важно прикинуть, на какой объём памяти он рассчитан, сколько деталей, улик и лиц, по предположению автора, может удержать в голове его потенциальный читатель и с какой частотой важные из них имеет смысл напоминать. Недаром есть читатели детективов, предпочитающие рассказы, есть любители романов и даже сериалов с переходящими из тома в том мотивами, а есть те, кому и то, и другое равно подходит.
А "читатель, постоянно играющий в прятки с писателем, своим главным противником", "художественное право выйти на сцену" - это всё мне настолько чужое, что я даже не буду пытаться с этим спорить, тут у нас с Честертоном явно разная аксиоматика и разный язык.

Что ещё, по-моему, стоит упомянуть относительно детективов - это то, что "чистый детектив", похоже, постепенно сдаёт позиции. Но этот жанр тем и хорош, что может совмещаться со многими другими и давать удачных гибридов. Детектив охотно скрещивается с любовным романом (как у М.Стюарт, скажем), социально-бытоописательным, как у Э.Джордж, с историческим романом, с триллером, даже с фантастикой и мистикой, которые, казалось бы, наиболее противопоказаны детективному рационализму (у Уотт-Эванса и у Кука есть очень удачные, на мой взгляд, фэнтези-детективы). Что мне очень нравится.

0

3

А как, на Ваш взгляд, можно определить тот самый минимум, который сможет переварить читатель? Интересный момент затронули, но эта часть от нас, кажется, не зависит вообще. Как же её расчитать?

0

4

Ну вот в коротких вещах, по-моему, на "минимальном объёме памяти" работал сам Честертон, в средних (обычно) - Кристи или Макбейн. А в более длинных произведениях уже трудно минимум вычленить, особенно если это не "чистый" детектив, а с добавлением иных жанров. Тем более, что текст, рассчитанный на "минимальную память", может показаться "слишком незамысловатым" тем читателям, которые могли бы запомнить куда больше.

0

5

Знаете, а вот мне эта самая игра с читателем кажется всё же основной составляющей детектива. Невозможно не учитывать, куда кинется мысль читателя, планируя детективный сюжет. Напротив, забавно прорисовывать эти тупички, уводя взгляд от истинного виновника.
Коллеги, ваше мнение? В чём для вас состоит прелесть детектива?

0

6

Но невозможно, на мой взгляд, и с достаточной вероятностью предугадать мысль любого читателя. Все читатели разные, "читателя вообще" (или даже "читателя детектива вообще") не бывает. При таком предварительном планировании речь всё равно идёт о расчёте на определённую группу читателей, на определённый тип мышления - и надо быть готовым, то читателям из другой группы, с другим типом мышления, с другим "объёмом памяти", да и просто с другими вкусами интрига может оказаться непонятной или неинтересной. В этом нет ничего страшного - это нормально. Но, соответственно, это предполагает выбор из двух тактик. Одна расчитана на "выдачу минимума", на наиболее широкий охват читателя за счёт наиболее близких к универсальным приёмов, наиболее популярных декораций и типажей, наиболее традиционных ловушек (которые будут радовать многих читателей уже за счёт "эффекта узнавания" и возможности вычислять преступника наперегонки с сыщиком). Ну, и в худшем случае - просто за счёт традиционных штампов и подражаний уже заведомо популярным текстам. Другая тактика - расчёт на более узкую группу читателей, с конкетными, пусть и менее распространёнными вкусами (и, кстати, скрещение детектива с другими жанрами, любимыми разными группами читателей, во многом работало изначально именно в эту сторону). Тактика ничем не хуже первой - но велик риск, что популярность текста окажется меньше, из-за более узкой целевой аудитории. Но в обоих случаях аудитория остаётся целевой, это не "читатель вообще".

0

7

Как сказал Верховный Гоблин Мглистых Гор в "Хоббите" Питера Джексна: "Тоже вариант!"

0

8

Тут важно ещё вот что, конечно: что понимать под "детективом", насколько широко или узко брать само жанровое определение? В самом узком смысле детектив - это текст, в котором есть преступление, загадка и расследование. Но детективом часто называют и друое:
1) истории без преступления или такие, где преступление или даже преступления есть, но  загадка - не них (близкие к "роману тайн");
2) истории без загадки (когда читатель изначально знает преступника - они могут быть близки, скажем, к "гангстерскому роману", а иногда и к "полицейскому роману": загадки для читателя нет, но читатель может следить за тем, как сыщики ведут следствие, а преступник запутывает следы);
3) даже истории без следствия в смысле расследования преступления - когда сыщик на первых страницах уже знает или выясняет, кто преступник, и его задача - этого преступника найти\уличить\задержать\ликвидировать (такие вещи часто, хотя и не всегда, оказываются близки к роману "приключенческому").
И большие группы читателей истории того, другого или третьего типа вообще за детектив признавать не будут (или скажут, что это "плохой детектив"). А есь, наоборот, любители какой-нибудь из этих разновидностей.

+1

9

Ну, то есть, интрига всё же обязана быть: пусть не на уровне разгадки преступления, так хоть на уровне мотиваций преступника? М?

0

10

Да - задача всё равно остаётся: если не "кто преступник?", то "в чём его мотив?", или "почему преступление было совершено та, а не иначе?", или (как обычно у Диксона Карра) "как вообще ему технически удалось совершить такое невообразимое преступление?", или "где скрывается преступник?", или "как его взять?", или даже "как ему удастся избежать ареста?" Хоть какая-то задача в тексте должна разрешаться - хотя это, опять же, не исключительная особенность детектива, а может присутствовать и в романе тайн, и в криминальном романе, и в плутовском или приключенческом, и т.д.

0

11

То есть, наличная задача всё равно опосредует интригу, композиционное построение сюжета. Иначе - никак. Для детектива интрига - понятие ключевое.

0

12

Да, конечно - как, в общем-то, и для перечисленных смежных жанров.

0

13

А как Вы полагаете, какие существуют приёмы, чтобы эту интригу соорудить? Чисто технически? Детектив, на мой взгляд, жанр очень технологичный. Именно поэтому иногда выглядит удручающе однообразно. Вы явный знаток жанра. Есть ли приёмы, которые позволяют разнообразить эту голую, ещё сэром Артуром просчитанную технологичность?

0

14

Подумаю и попробую прикинуть.

0

15

Видите ли, в чём дело. Я сама пробовала написать классический детектив в староанглийских декорациях, и столкнулась с тем, что у этой игры довольно ограниченные правила. Герои у меня, как я ни билась, получались исключительно условные, схематичные, кукольные. А потом поняла, что детектив классический просто не терпит динамических персонажей. Разгадка детективной тайны должна происходить в строго заданной системе координат. Эволюция самого следователя возможна только от незнания к знанию. Несколько большей степенью свободы может обладать Спутник героя, которому допустимо эволюционировать. Сами же персонажи, в среде которых идёт расследование, должны быть заданы раз и навсегда. Иначе переменных получается слишком много. Или надо писать "Преступление и наказание".
Кажется, с этим столкнулся и сам сэр Артур Конан Дойль. И его это изрядно тяготило. А ведь получается, что это почти обязательное условие игры в детектив.
Когда это поняла, я забросила прежних героев и отправилась махать мечами в эпоху великого переселения народов. В рамках приключенческого жанра обойти этот закон оказалось легче. И то герой в гордой статике пребывал вплоть до последней части. Как быть с классическим детективом в этом смысле, я так и не поняла.
Есть идеи?

0

16

Мне кажется, тут дело в том, что эти правила - особенность даже не поджанра, а довольно узкого подподжанра. У Конан Дойла и Агаты Кристи это, в общем, так - и это такое же плотное ограничение, как в других поджанрах - в водевиле, скажем, или в классической трагедии (только там ограничения другие, но не менее строгие). У Диксона Карра, тоже вполне себе классика детективов в английских декорациях, персонажи, на мой взгляд, ещё на порядок кукольнее, статичнее и неинтереснее - любители Карра персонажами обычно не интересуются (ну, сверх того "какая колоритная и предсказуемая куколка д-р Фелл!"), фирменное блюдо Карра - это "невозможное убийство", сложно построенное и ещё сложнее разгадываемое, иногда парадоксальное и почти никогда не доступное для вычисления читателем - по крайней мере, полностью; а герои в его повестях совершенно взаимозаменимы, мотивы условны и т.д. А современый "классический детектив в английских декорациях" - это Ф.Д.Джеймс. У неё достаточно условный и статичный сыщик, почти не изменившийся с 60-х годов до последних романов 2000-х; и при этом довольно разнообразные свидетели\жертвы\подозреваемые, с характерами и мотивами, причём без учёта этих характеров и мотивов расследование просто невозможно; некоторые характеры иногда даже меняются на протяжении романа, но куда чаще истинный характер (или мотивы своих поступков) персонаж скрывает - причём совершнно не обязательно в связи с раследуемым преступлением или вообще с преступлением. Романы Джеймс в среднем подлиннее, чем у Кристи, так что это туда влезает, а в немногих её по-настоящему длинных романах персонажи оказываются ещё живее и любопытнее (на мой глаз, по крайней мере).
Другие авторы уже выбиваются из узких рамок поджанра.  У Элизабет Джордж (при очень английских декорациях) "классический детектив" скрещивается с полицейским, с социальным, а часто и с любовным романом - и получается, на мой взгляд, замечательно, и сыщики вполне себе меняются если не в пределах отдельных романов, то в пределах всей серии. Зато когда Джордж экранизировали и переделывали в сериал, почти всё "лишнее" пришлось обрезать, и в результате её истории ужались почти до границ Агаты Кристи. Паллиссер, напротив, играет на том, что "староанглийские декорации"  уже автоматически делают повествование историческим романом, подключает правила этого жанра  - и получается довольно необычно, интересно, запутанно, и уж никак не с однонаправленной от незнания к знанию эволюцией; а главное, герои (меняющиеся или нет) оказываются действующими и думающими соответственно правилам конкретного круга и десятилетия XIX века, а не согласно правилам искусственного "круга и времени героев Дойла\Кристи".
Затруднение может быть связано ещё вот с чем. Динамика персонажей требует достаточного пространства текста - в коротком тексте (размером с повесть Кристи или Дойла и даже в несколько более длинном) она будет слишком успешно отвлекать от расследования. А длинные детективы требуют более сложной интриги, чем обычна для "классического детектива в староанглийских декорациях", и желательно не за счёт множественности последовательных загадок, как в сериале или романе-фельетоне, а за счёт дополнительного закручивания её витков. А это, в свою очередь, повышает требование к объёму "читательской памяти".
По-моему, здесь тот случай, когда написать интересное произведение в "чистом" жанре\поджанре уже сложнее, чем в "комбинированном". И не уверен, что при этом "чистожанровый" вариант увлекательнее как занятие.

0

17

Спасибо за глубоченный анализ! Вы - знаток, в этом нет сомнения. И Вы тоже считаете, что детектив в чистом виде уже отжил? В синтетическом жанре творить интереснее. Канон сейчас нужен для того, чтобы научиться базовым законам жанра, но потом стоит идти дальше.
А можно поподробнее о романе тайн? В чём видите Вы его закономерности?

0

18

Ну, я бы не сказал, что отжил - "чистые" детективы до сих пор переиздают и читают (это ведь не только перечисленные и не только английские авторы - прекрасные "чистые" детективы были и у К.Чапека, и у С.Эллина, и у других), да и сама Ф.Д.Джеймс ещё жива и пишет, причём здорово. Но гораздо больше пишется в смешанных жанрах, причём, кажется, упорно держится самые наработанные из них - "уголовный роман" и "исторический детектив" (при том что исторические детективы, да ещё с элементами фантастики, задолго до историй о брате Кадфаэле или Эрасте Фандорине начал писать ещё всё тот же Джон Диксон Карр). И, на мо взгляд, это действительно интереснее. У нас, кстати, первой в большом объёме со смешанным жанром начала работать, кажется, Маринина - скрестив "милицейский детектив" (который уже сам по себе - смесь детектива "чистого" с "производственным романом") с "семейным романом"...
С романом тайн сложно - жанр старый, старше европейского детектива, но его редко расписывали "по правилам". В нём в обязательном порядке должна быть загадка, причём, в отличие от классического детектива, она может быть разной. Это может быть происшествие, в том числе и преступление; это может быть персонаж (или персонажи) непонятного происхождения либо поведения  или с таинственными мотивами, или тайное общество, и т.д.; это может быть предмет со странными свойствами (действительными или мнимыми) или со страной судьбой; это может быть набор из нескольких загадок разного типа. Интрига, как и в детективе, построена прежде всего вокруг разгадывания этой тайны (или тайн - их часто несколько, как и в детективе бывает несколько преступлений, и тоже они не всегда имеют одну общую разгадку). Герой может быть "специалистом" (сыщиком, или журналистом соответствующего профиля, или учёным, занимающимся данной областью, и т.д.), но едва ли не чаще оказывается "разгадчиком поневоле", поскольку загадка задевает его самого или его близких. Всё остальное - кажется, уже необязательно.
Роман тайн интересен тем, что с самого начала практически не существовавал в "чистом" виде, а только в синтетическом (может, какие-то исключения и были). Он мог скрещиваться с "романом ужасов" или триллером (как в готических историях), с приключенческим романом (или с ними обоими - как "Рукопись, найденная в Сарагоссе" Потоцкого), с историческим романом, с семейной хроникой (многочисленные истории о "родовых проклятиях"), с фантастикой и мистикой (таким историям и вовсе несть числа), ну и с детективом, конечно. Из-за этого он очень гибок и легко может переходить в эти смежные жанры - в конце концов, "Остров сокровищ" тоже начинается как типичный роман тайн с загадочным незнакомцем, но тайна Билли Бонса раскрывается в первых же главах, и дальше "Остров" уже развивается как приключенческая история в сочетании с "романом воспитания". И наоборот, история может начинаться как детектив - найден труп, начато расследование; но по ходу расследования выясняется, что убитый окружён тайнами, или с сыщиками начинают происходить загадочные события, или тайна сосредоточена вокруг предмета, похищенного у жертвы - и вопрос "кто убийца?" оказывается быстро разрешён или вообще не слишком важен, а дальнейшее повествование строится вокруг разгадки других тайн.
Жанр это благодарный, но имеет один недостаток, на мой взгляд. Не в меньшей степени, чем с детективами (а то и в большей), новые имевшие успех варианты "романа тайн" немедленно вызывают настоящий взрыв подражаний и даже чистых калек, сплошь и рядом - неинтересных и стремительно превращающих находки в штампы. Так было с готическим романом двести с лишним лет назад, так было совсем недавно с Дэном Брауном... Поэтому и пародий на этот жанр немало.

+1

19

Позвольте и мне вклиниться в уже профессональный разговор о детективах. Поскольку на сайте встречаются, как правило, люди, имеющие отношение к созданию собственных произведений, то и интерес к жанру детектива, разумеется, особенный. Для создания полноценного детекивного рассказа необходимо:
1) Наличие гениального сыщика. Если таковой найден, дело не ограничивается одним рассказом. Придумать его, создать образ этого уникального человека не так-то просто.
2) Наличие объекта (друга сыщика), для которого расследование ведется "со всеми выкладками". Оригинальный прием, ведь читателю всегда приятно осознавать, что в компании расследующих преступление, он не самый глупый.

После того, как этот дуэт изобретен, можно заняться и конкретным сюжетом.

3) Наличие оригинального способа убийства (простите за кровожадность) и оригинального орудия. Классическим примером можно назвать ледяной нож, который растаял и превратился в лужу воды, а, как известно, нет орудия преступления - нет доказательства. Или шипы дикого ядовитого растения... но...это уже было...
4) Читатель должен получить исходные данные задачи. Это - основной гениальный прием авторов - заставить читателя заниматься расследованием, изнывать от любопытства и т.д.

+1

20

Ну вот никак не сказал бы, что всё это "необходимо для создания полноценного дететива". Это, по-моему, скорее как раз те жёсткие рамки узкого поджанра, которые мешают не меньше, чем помогают.
Пара "гениальный сыщик + простоватый напарник", конечно, традиционна, но есть много вариантов детективов, где она не требуется. Прежде всего это истории про коллективные расследования, где роли между сыщиками распределяются не "гений + простак", а "специалист + специалист + специалист..." Для рассказа может хватить двоих, в повести или романе коллектив может быть и побольше. Классический отечественный пример - это сериал "Следствие ведут ЗНАТОКИ", блестящий зарубежный вариант  - Элизабет Джордж: в её компании сыщиков простаков вообще нет, каждый силён в своей области - и при этом каждый получает сведения об областях, в которых он не силён, от одного из партнёров - специалиста. При этом у Джордж из этих пяти главных героев трое - не полицейские, а двое из них никогда и не работали в полиции. А у Рекса Стаута в его паре сыщиков имеется бесспорный гений - но партнёр его далеко не простак и совершенно необходим в тех областях, за которые гений не может или не хочет браться.
Оригинальный способ\орудие убийства. Тут почти всё уже выбрано Диксоном Карром, который специально разрабатывал этот приём (ледяной нож - как раз его изобретение, если не ошибаюсь). Можно варьировать уже мелькавшие в литературе способы и орудия, можно положить силы на изобретение чего-то небывалого, например, задействуя всякие "научные способы", как в японской серии "Сыщик Галилей" - они, правда, почти наверняка недоступны для вычисления читателю, но зато подчёркивают гениальность сыщика-учёного. Характерно, что использование этого приёма очень часто сводит весь сюжет к разгадке диковинного способа убийства - в рассказе и даже в повести редко находится несколько персонажей, которые сумели бы такой способ выдумать и им воспользоваться. Поэтому. кстати, у того же Карра большинство персонажей совершенно картонные, а мотивировки их действий штампованные - суть-то не в них, а в том, какой фокус использовал убийца. Но это как раз самый необязательный приём - хороших детективов про отравление мышьяком не меньше, чем про отравление шипами редкого растения или зубную пломбу из тетрэтилсвинца ...
Исходные данные - это да, очень хорошо работает. Но тут есть одна ловушка: кроме "специальных улик" читателю для собственного расследования часто приходится учитывать вещи, для персонажей очевидные. На этом страдает много переводных детективов, не оснащённых примечаниями: зарубежный читатель может знать, а может и не знать особенности уличного движения в Лондоне, общественных отношений в Японии, топографию Нью-Йорка - а всё это может оказаться совершенно необходимым для построения хотя бы приблизительной  сетки возможных событий. Мог ли персонаж Икс добраться до пункта Игрек за время Зет? Мог ли персонаж Эн позволить себе обратиться за помощью к персонажу Эм? И так далее. (Кстати, есть детективы, которые строятся как раз на том, что и для сыщика-чужака, например, иностранца, такие местные особенности не "совершенно очевидны", и читатель тогда узнаёт их вместе с этим сыщиком; а будь сыщик местным, оказалось бы сложнее).

+1

21

Коллеги, позвольте резюмировать? Кажется, мы все сходимся на том, что детектив может быть или не быть гениальным, но обязан быть харизматичным, привлекать читательское внимание. Именно он не имеет права быть совершенно функциональным.

0

22

Что да, то да. Причём это его обаяние может быть очень разным - ведь и в жизни, и в книгах на разных читателей действует разное обаяние. Холмс не похож на мисс Марпл, Ниро Вулф - на д-ра Фелла, а Мегрэ - на Лу Арчера, но у каждого есть свои горячие приверженцы, и отнюдь не только из-за их методов расследования.

0

23

Вот именно! Перечитывать хороший детектив можно, даже зная наизусть, как решается загадка. В то же время фигура простака необязательна, как выяснилось? А чем объяснить устойчивость этой схемы? Только ли желанием читателя быть умнее хоть кого-то? Или здесь работает правило: короля играет свита? Возможно, харизму следователя легче всего оттенить фигурой простака.

0

24

Ну, у простака с обаянием тоже может быть всё в порядке - просто оно другого типа. В советском сериале про Холмса и Ватсона это замечательно было сделано.
Но главная роль простака, как выше справедливо отмечалось - это ухо, в которое излагается последовательность рассуждений сыщика; когда открыли, что таким персонажем может быть не простак или даже равноправный сотрудник с другой специализацией - спутники сыщиков в детективах стали стремительно умнеть. Но для этого потребовалось сделать рискованный шаг - лишить Великого сыщика его универсальности, свойства "мастер на все руки". И тут большая заслуга Рекса Стаута, пожалуй - показавшего достаточно ограниченного в личных возможностях гениального сыщика, которому сообразительныйи деловитый напарник необходим. А в другую сторону то же самое развивал "полицейский роман" (вроде как у Мкбейна), где обсуждения происходят в коллективе и этот коллектив заведомо имеет большие возможности, чем один из его членов.

0

25

Давайте договоримся о терминологии.
1) В роли "простака" не следует считать существо из серии "..в половине седьмого, странно озираясь, в кабачок вошло взлохмаченное нечто в клетчатом пиджаке, коротких брюках, верхняя скрпика вместо ЛЯ взяла ЛЯ-БЕМОЛЬ"...
2) Сыщику требуется не УХО, а партнер, который сам жаждет раскрыть преступление, любознателен, схватывает с полуслова...перед таким и "мечет бисер" гениальный сыщик, чего не сделал бы для других.
3) Количество задающих вопросы и отвечающих на них...чем их больше, тем структура запутаннее. "Коллега+коллега+коллега+ еще одна калека" ..а между ними надо еще отношения выстраивать.. это скорее боевик с приключениями и  элементами детектива... сейчас многие идут именно по этому пути. Кстати, тоже выход и "это не есть плохо"... ибо, в конечном счете, важно не только ЧТО, но и КАК ты это сказал...
3) Сценарий киносериала не есть литературное произведение... если мы о кино, то надо открывать ИСЧО одну тему.

0

26

Elena Vorobyova написал(а):

1) В роли "простака" не следует считать существо из серии "..в половине седьмого, странно озираясь, в кабачок вошло взлохмаченное нечто в клетчатом пиджаке, коротких брюках, верхняя скрпика вместо ЛЯ взяла ЛЯ-БЕМОЛЬ"...
2) Сыщику требуется не УХО, а партнер, который сам жаждет раскрыть преступление, любознателен, схватывает с полуслова...перед таким и "мечет бисер" гениальный сыщик, чего не сделал бы для других.
3) Количество задающих вопросы и отвечающих на них...чем их больше, тем структура запутаннее. "Коллега+коллега+коллега+ еще одна калека" ..а между ними надо еще отношения выстраивать.. это скорее боевик с приключениями и  элементами детектива...

Разумеется. "Простак" - противоположность "гениальному сыщику", тот, кто может внести в расследование в среднем не больше, чем мог бы внести и читатель. Он может обладать какими-то знаниями, полезными сыщику, но основная функция его - не во внесении вклада в расследование при помощи этих знаний, а выслушивание разрабатываемых сыщиком версий и техническая помощь по указаниям сыщика. Уотсон в двух рассказах вносит чрезвычайно важный вклад в расследование за счёт своих познаний в медицине и по меньшей мере однажды самостоятельно ведёт расследование на большей части повести - но это малая толика от общего объёма рассказов и повестей о Холмсе; Хастингс и этого не делает. Коллеги, в отличие от этой роли, сами обладают знаниями и умениями, которых у основного сыщика нет, и эти их умения задействованы собственно в расследовании: они необходимы для сюжета, а не только для изложения. Это может усложнять структуру повествования, но, как правило, делает историю более достоверной: универсальный гений - куда большая диковина, чем сработанный коллектив. В любом случае, боевиком текст из-за количества сыщиков не становится - жанр боевика определяется не этим. А сохранит ли произведение жанр детектива или перейдёт в другой жанр "с элементами детектива" - зависит от того, занимает ли в нём главное место расследование преступления (преступлений) или что-то иное. Скажем, повести Макбейна стоят на грани детектива и "производственного" (полицейского) романа, но за эту грань обычно не переходят - именно потому, что сюжетообразующим остаётся расследование преступлений.

Сценарий киносериала не есть литературное произведение... если мы о кино, то надо открывать ИСЧО одну тему.

Сценарий киносериала - это именно литературное произведение (как и пьеса, скажем). Но даже если отбросить сценарии и пьесы, книг про коллективные расследования тоже хватает.

Отредактировано Кладжо_Биан (11.01.2013 20:11)

0

27

20 правил для пишущих детективы

В 1928 английский писатель Уиллард Хэттингтон, более известный под псевдонимом Стивен Ван Дайн, опубликовал свой свод литературных правил, назвав его «20 правил для пишущих детективы»:
1. Надо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн, для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах.
2. В отношении читателя позволительны лишь такие трюки и обман, которые может применить преступник по отношению к сыщику.
3. Любовь запрещена. История должна быть игрой в пятнашки не между влюбленными, а между детективом и преступником.
4. Ни детектив, ни другое профессионально занимающееся следствием лицо не может быть преступником.
5. К разоблачению должны вести логические выводы. Непозволительны случайные или необоснованные признания.
6. В детективе не может отсутствовать сыщик, который методично разыскивает изобличающие улики, в результате чего приходит к решению загадки.
7. Обязательное преступление в детективе — убийство.
8. В решении заданной тайны надо исключить все сверхъестественные силы и обстоятельства.
9. В истории может действовать лишь один детектив — читатель не может соревноваться сразу с тремя-четырьмя членами эстафетной команды.
10. Преступник должен быть одним из наиболее или менее значительных действующих лиц, хорошо известных читателю.
11. Непозволительно дешёвое решение, при котором преступником является один из слуг.
12. Хотя у преступника может быть соучастник, в основном история должна рассказывать о поимке одного человека.
13. Тайным или уголовным сообществам нет места в детективе.
14. Метод совершения убийства и методика расследования должны быть разумными и обоснованными с научной точки зрения.
15. Для сообразительного читателя разгадка должна быть очевидной.
16. В детективе нет места литературщине, описаниям кропотливо разработанных характеров, расцвечиванию обстановки средствами художественной литературы.
17. Преступник ни в коем случае не может быть профессиональным злодеем.
18. Запрещено объяснять тайну несчастным случаем или самоубийством.
19. Мотив преступления всегда частного характера, он не может быть шпионской акцией, приправленной какими-либо международными интригами, мотивами тайных служб.
20. Автору детективов следует избегать всяческих шаблонных решений, идей.

+1

28

М-да, Агата Кристи успешно нарушила правило №4, а Артур Конан Дойль и того больше - №7,11,12,13. Итог: победителей не судят.

0

29

Atenae написал(а):

3. Любовь запрещена. История должна быть игрой в пятнашки не между влюбленными, а между детективом и преступником.

Опыт "Анны детективъ", от которой многие сошли с ума в 2016 году, показывает, что это правило можно нарушить, да так, что опять же - победителей не судят! Хотя, если анализировать именно детективную составляющую, то она в "Анне" слабее драматической линии.
Кстати, можно попытаться проанализировать отдельные новеллы с точки зрения механики детектива. Много ошибок вскроется, однако. Но игра может быть интересной. Попробуем?

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » Творческая мастерская » Как пишется детективный рассказ?