У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



04. Волшебный телевизор

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

ВОЛШЕБНЫЙ ТЕЛЕВИЗОР

— Мить! Ну давай играть в Принца и Принцессу!
— Не хочу! — он упрямо копал лопаткой снег.
— Ну в последний раз!

К сожалению, на Митьку песня про «последний раз» не действует.

— Последний раз уже был.

Вот зануда.

— Ну в самый-самый последний!

Может быть, я бы его уговорила, но тут раздался голос Лидии Сергеевны:

— Группа! Быстро построились!

Пришлось вместе с остальными встать около стены детского сада. Интересно, что случилось? Только-только на прогулку вышли.

— Так… — сказала Лидия Сергеевна, оглядывая наш пестрый строй, — кто разбил декоративную тарелку со стены?

Услышав это, многие уставились в небо, как будто самолет увидали, а некоторые — на собственные ботинки. Я же смотрела на Лидию Сергеевну и размышляла: неужели она и вправду верит, что виноватый признается? Я понятия не имею, кто разбил эту несчастную тарелку, но если бы и знала — не сказала. Да и никто не скажет, мы не ябеды.

Воспитательница начинала злиться, и глаза у нее стали совсем как имя — ледяными.

— Молчим? Хорошо. Тогда сейчас все пойдем смотреть волшебный телевизор.

Я еле сдержалась, чтобы не расхохотаться. Сколько хожу в детский сад, столько и слышу об этом волшебном телевизоре. Стоит он, мол, в кабинете заведующей, и стоит его включить, как покажет он нарушителя…

Самое смешное, что почти все в эту чушь верят. Кроме меня. Мой папа — мастер по телевизорам. И я прекрасно знаю, что телевизор ничего не может показать просто так. А видеокамеры у нас в группе точно не установлено.
Но остальные до заикания боятся увидеть себя на экране этого сказочного чуда. Поэтому все преступления в группе раскрываются очень быстро. Стоит упомянуть волшебный телевизор, и виновник сдается.

Но сегодня все молчали. Неужели никто не признается? Вот было бы здорово!
Лидия Сергеевна слегка растерялась, но решила не отступать:

— Из-за одного будут наказаны все! Молчим? Тогда встали парами и пошли к заведующей, — приказала она.

Мы послушно протопали в садик, и начали подниматься по лестнице. Я шепнула Митьке:

— Только бы не признавались!
— Почему?
— А мне интересно, как взрослые выкрутятся с этим телевизором.
— Я хочу его, наконец, увидеть, — ответил Митька. — Может быть, мультики покажут?

Ой, дурак…

— Да ведь нет никакого телевизора! Понимаешь? Нет!

Митька опять вздохнул.

Вот и второй этаж. До кабинета заведующей только несколько шагов по желтой линолеумной дорожке. У меня внутри все запело, — сейчас сказка о волшебном телевизоре прикажет долго жить!

Но нервы преступника не выдержали.

— Не на-адо! Это я-а-а… — басом заревел Димка Кораблев, размазывая слезы красной варежкой.

Во время тихого часа я сказала Митьке, чья раскладушка стояла рядом:

— Зачем он признался? Сейчас бы все знали, что волшебный телевизор — выдумка.
— И мультики мы не посмотрели… — разочарованно протянул Митька.

+3

2

Реалий из двух последних рассказов в моем детстве точно не было. Сейчас вот думаю, какое счастливое оно было. Без страха. Вообще. Хотя нет, вру. Мы до дрожи боялись войны. До меня только в 85м дошло, что её не будет. И такое это было облегчение!

+2

3

Эх, эта приказка: " Лишь бы войны не было!" Этот страх перед войной в первые дни Чернобыля сменился недоумением: " Но почему именно с нами это произошло?"
У нас, последнее время, что-то зачастили случаи жестокого обращения с детьми в яслях. Самое страшное, что в основном, это воспитатели-русскоязычные, хотя бывает и другие, из коренных, отличаются. На днях одна такая получила 12 лет тюрьмы. Вроде, нелегалка с Украины, пристроилась нянечкой в частные ясли. Полуторогодовалая девчушка раскапризничалась, плакала, так она ее бросила на матрац, накрыла одеялом с головой, уселась на нее всей своей солидной тушей, и занялась телефоном. Ребенок погиб.
Истоки - вот в таких воспитательницах, которые придумывали для детей полиграф с садиковского возраста. Дочь мне рассказывала, что по сей день помнит, как она не добежала до горшка, и ее выставили посреди группы и стыдили при всех детях. Она рассказала мне об этом уже в юности. Если бы она не молчала, я бы эту воспитательницу смешала с землей еще тогда. Она бы у меня точно с работы вылетела.

0

4

Стелла написал(а):

Истоки - вот в таких воспитательницах, которые придумывали для детей полиграф с садиковского возраста. Дочь мне рассказывала, что по сей день помнит, как она не добежала до горшка, и ее выставили посреди группы и стыдили при всех детях. Она рассказала мне об этом уже в юности. Если бы она не молчала, я бы эту воспитательницу смешала с землей еще тогда. Она бы у меня точно с работы вылетела.

А как одно связано с другим? В рассказе ребёнка подталкивают поступить ответственно - да, принудительно, но воспитание неотделимо от принуждения. И заметьте: воспитательница не пытается внести раскол в детский коллектив. Она не говорит: "Кто наябедничает, получит бочку варенья и гору печенья" - она хочет, чтобы виновный признался сам и добровольно. И выдуманный "волшебный телевизор" служит именно этой цели: спровоцировать виновника и только его на признание. В описанном же вами случае ребёнка просто унижают перед сверстниками - тут как раз срежиссированный раскол в коллективе с благодатной почвой для создания парии в перспективе. Так как одно может вырастать из другого, если это противоположные вещи?

0

5

Мне странно другое: зачем в помещении с большим количеством маленьких, активных детей вообще вешать какие-то хрупкие и бьющиеся декоративные предметы? У той тарелки просто изначально не было шансов. ))))

Отредактировано Musician (17.07.2019 13:16)

+5

6

Ох, про "педагогов", которым делать нечего рядом с детьми, - это больная тема всех времен и народов!

Для своей статьи про Холмса начиталась популярной литературы о быте викторианской Англии. Так от некоторых воспоминаний о нянях и гувернантках волосы дыбом поднимаются. Розги, пощечины, темные кладовки, связанные руки-ноги... И это я не про школу, вроде Ловуда из "Джейн Эйр", а про средний и высший класс. Да и сами мамы не отставали порой:

"Лорд Честерфилд клялся, что на ягодицах у него навсегда остался отпечаток от золотой короны, украшавшей мамину щетку для волос" (Е.Коути "Недобрая старая Англия")

Но вот у меня, да, данная воспитательница (ее и вправду звали Лидией, и для меня это имя навеки ассоциируется со льдом), была, думаю, из дошкольного возраста - самой плохой педагогиней. То есть, нас не били, не помню публичных унижений, связанных, скажем, с описавшимися, и т.д. Накричать - могли, в угол поставить. Вот с едой, да, скушать надо было ВСЕ. Кстати, готовили у нас очень вкусно. Но одно блюдо я терпеть не могла, - не то мясо, не то печень в подливке. И однажды отказалась наотрез. И единственный раз была осуществлена угроза - вывалить в несъеденное другое блюдо. Но в итоге я все равно не съела))

Насчет тарелки - вот да, висели такие глиняные, расписные, с птицами-узорами. Высоко довольно, но кто-то ухитрился))

+1

7

Мария_Валерьевна написал(а):

Вот с едой, да, скушать надо было ВСЕ.

О! Единственное, что я помню из "плохого" о садике. Наверняка было еще что-то, но от раннего склероза иногда бывает польза))) Так, до сих пор не люблю одну из тогдашних воспитательниц - но хоть убей, не помню, за что именно)))
А вот бессмертное "Через пять минут всё должно быть съедено!" - откуда это, зачем?

+1

8

Atenae, как я Вас хорошо понимаю! Я тоже трепетал перед мыслью о ядерной войне и (будучи атеистом, как и предписывалось статусом настоящего советского человека) в садике и младших классах школы перед сном горячо молился — очевидно, Неведомому богу в Афинах))), чтобы если случилась война, то сразу умереть и не мучиться. Этот ужас, наверное, понятен только моим и Вашим ровесникам, и слава Богу!
Что касается темы садика, то долгое время она для меня была настолько травматизирующей, что, во-первых, до сих пор на гречневую кашу и винегрет могут быть рвотные позывы (до садика свёкла была одним из любимых овощей, я это прекрасно помню, я себя помню с 2,5 лет), а во-вторых, простить воспитательницу-садистку, которая, наверное, была травмирована войной, как известный "обувной" маньяк, у меня получилось только путём целенаправленных психофизических и духовных упражнений. Когда впадаешь в берсеркерскую ярость при одном только запахе варёной свёклы или гречневой каши — это, согласитесь, неприлично для цивилизованного человека и с этим надо что-то делать.
Воспитательница-садистка особенно ненавидела мальчиков, там просто клиника была. Но кто же из детей о таком расскажет?
Мой дед по матери во время войны попал в плен, бежал, сражался в партизанском отряде, и хотя очень редко рассказывал об ужасах концлагерной жизни, но рассказывал — так вот, именно его рассказы спасли мою психику :)

0

9

Старый дипломат написал(а):

Этот ужас, наверное, понятен только моим и Вашим ровесникам, и слава Богу!

Вы знаете, Дипломат, я вас тоже понимаю. Может быть, не до конца, но представить могу. Ибо моим "патриотическим воспитание" дома занимались очень серьезно, с младых лет. За что, я очень благодарна, кстати. И вот рассказы о войне и блокаде (и семейные, и из книг/фильмов) впечатляли так, что я эти события считала очень близкими, и - возможно-повторящимися. И боялась очень, особенно блокады и оккупации. Для меня воспитательные присказки из серии - "не играй с едой, не бросай хлеб" и т.д. имели очень прямой ассоциативный ряд. До настоящего ощущения святотатство и предательства, если ослушаюсь. Ну, и на всякий случай, лет с 8-ми, продумывала, если что - какой от меня толк будет, и как я буду справляться... И это не были фантазии, типа - буду героической летчицей/разведчицей. Я трезво оценивала свои силы и возможности, подбирала что-то не столь яркое, но реальное. Кстати, мысли про то, что лучше умереть, чем мучиться, тоже были. Но они как раз больше именно к блокаде относились. Я очень боялась историй о том, как за стеной - мертвые соседи лежат, темно-холодно, никого рядом нет, и только метроном стучит...

Я по-детски была убеждена, что повториться все может точь в точь. В голову мне не влетало, что время, страна, оружие уже несколько иные. И что будет страшно, но страшно по-иному...

Но, кстати, этот страх в итоге тоже переработался в "волшебный пендаль". Когда настроения упаднические, - 2Люди в войну смогли, а ты сейчас не можешь? Встала, и пошла!"

+1

10

Мария_Валерьевна, в свете вышеизложенного (умереть, чтобы не мучиться), представляете, каким апокалиптическим унынием наполнили мою пяти- или шестилетнюю душу слова папы о том, что Москва и Ленинград надёжно защищены от ядерной атаки? Вся страна в руинах и мертва полностью, а мы живы, но умираем от лучевой болезни.
Сейчас много других детских страхов, но таких, к счастью, нет.

+1

11

Старый дипломат написал(а):

Мария_Валерьевна, в свете вышеизложенного (умереть, чтобы не мучиться), представляете, каким апокалиптическим унынием наполнили мою пяти- или шестилетнюю душу слова папы о том, что Москва и Ленинград надёжно защищены от ядерной атаки? Вся страна в руинах и мертва полностью, а мы живы, но умираем от лучевой болезни.

Сейчас много других детских страхов, но таких, к счастью, нет.

Представляю. Страшно.

Увы, многие дети сейчас тоже боятся войны. Но войны уже современной, связанной с противостоянием двух бывших советских республик((((

+1

12

Мария_Валерьевна, согласен. Современные войны хотя и содержат огромную информационную составляющую, но это не значит, что на них не стреляют. Во время свадьбы в Малиновке были жертвы? Были, конечно.
Что касается гражданских конфликтов на территории бывших союзных республик, то люди там страдали и страдают, гибли и гибнут, да, в том числе и дети, как всегда в предполье. И как бы это жестоко ни звучало, назначение предполья — задержать наступающего противника для того, чтобы выиграть время и измотать его до наступления на основной рубеж обороны, а гражданские конфликты — в современной военной стратегии именно инструмент наступления.
Вот смотрите, читаем ту же Википедию: "Во время раздела Британской Индии в августе 1947 года в княжестве Джамму и Кашмир правил махараджа Хари Сингх, индуист, однако 77 % его подданных были мусульманами. В нескольких районах княжества вспыхнуло восстание против махараджи. Затем, 21 октября 1947 года, ополчение пуштунских племён афридиев, юсуфзаев и масудов с территории Пакистана, а потом и «пакистанские добровольцы» вторглись в княжество на помощь восставшим единоверцам-мусульманам".
Знакомая закладка, не правда ли?
Ключевое понятие — "во время раздела".
[indent]
В РФ, к счастью войны нет, была в 90-х на Кавказе, но в настоящее время и там нет именно войны, только очаг напряжённости. Силы, которые хотели бы создать отдельное от РФ образование на территории кавказских автономий как плацдарм противника, сейчас скованы. Но вообще-то там 200 лет пограничная полоса, что тут скажешь...
Ахиллесова пята современной России — огромный разрыв между богатыми и бедными, история вернулась по кругу в 1914 год.
А при Союзе ахиллесова пята страны была в соотношении правды и лжи о реальном положении дел в её материальном и духовно-нравственном состоянии. Чем кончилось наше счастливое детство? В том, что дай Бог, чтобы только половина (а не 2/3) поколения 1970-1980 остались без ориентиров, а значит, и без потомков. Помните — "Кругом измена, трусость и обман"? И ещё помните — "В чём сила, брат?" Моё поколение потеряло страну и позволило превратить её окраины в предполье. Ни у одного из моих ближайших друзей нет детей. Я учился в одной школе с Чубайсом, он был просто одна мелкая гнида. Одна! Но она выросла — и вуаля. Потому что правда нас многих повисла в воздухе, а кривда его одного оказалась замаскированной под правду, и люди уже не отличали правды от лжи из-за десятилетий вранья. У Гребенщикова есть отличная строчка: "С одной стороны свет, а другой стороны нет — значит, в нашем дому спрятался вор". Это неправда, всегда есть другая сторона, всегда есть проблемы. И замалчивать или перевирать их выгодно только "вору". Атена как-то рассказывала историю о том, что её знакомая, честная учительница истории, покончила с собой, не вынесла неправды вокруг. А "коллективный Чубайс" с собой не покончил, отнюдь. И мысль о киднеппинге у маленькой Юльки возникла как бы само собой — детей воруют, деньги из родителей выбивают, это в порядке вещей. Откуда это могло возникнуть, если ещё 10 лет назад все якобы "строили коммунизм"?
Вот какие мысли вызвала история маленькой девочки Юльки.
Но! :)
Чем не годится трагическое мировосприятие, в чём его глубинная неправда? В том, что оно с высокомерием смотрит на живую жизнь. То есть исполнено гордыни. А жизнь всегда — продолжается, и в этом её правда.
Когда кто-либо из моих близких с унынием говорит о том, что всё пропало, я говорю: забор покрась, выучи английский, бумажки бросай в урну, молись Богу и сам не плошай, будь надёжей и опорой для своих близких, живи по совести. В этом больше смысла на твоём конкретном месте, чем в нытье по поводу "тайной руки".
Поэтому если новые Юлька и Митька будут читать Пушкина, прыгать на диване и любить своих родителей, всё будет хорошо и правильно. Пушкин их научит всему, в том числе жить, трудиться и воевать в предполье. Мы с Атеной, видите, боялись ядерной войны, но до сих пор живы и здоровы :)

+3

13

Старый дипломат написал(а):

Пушкин их научит всему, в том числе жить, трудиться и воевать в предполье.

Да главное чтобы читали они его, Пушкина-то.
Честно, не стал бы в других обстоятельствах это писать, но конкретно сейчас ваши слова очень уж сильно наложились на буквально сегодняшнее впечатление. Несколько часов назад прочитал у какого-то блогера, что-де "Слово о полку Игореве" неуместно в школьной программе. Обычно я к идеям что-то исключить из курса литературы отношусь с усмешкой, но тут меня выморозило. Что неуместно - "Кони ржут за Сулою, звенит слава в Киеве, трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле"?! Вот что будет, если условным Юльке и Митьке будут говорить, что неуместно чувствовать себя русским человеком?
А перед автором за оффтоп всё-таки извиняюсь.

+1

14

Robbing Good написал(а):

Да главное чтобы читали они его, Пушкина-то.

Как работник детской библиотеки, могу вас успокоить. Пушкина, Толстого, Гоголя, пока никто из программы не убирает. Как, кстати, и Гайдара, например. И дети их читают.

Другой вопрос - как проходят уроки. Не секрет ведь, что во все времена у многих стойкое отвращение к классике прививали именно школьные уроки((( Кстати, наша учительница очень любила "Слово о полку Игореве...", и на его чтение и разбор уходили чуть ли не по полгода в течении 2-3 лет. Так что, даже мне, в принципе терпеливой, и от старинной литературы не шарахающейся, уже от одного названия произведения становилось плохо. Хотя и рассказывалось много интересного, но я уже слышать об Игоре не могла)))

Ну, а свободолюбивые личности, которые считают, что классика угнетает их, и детей, сейчас - явление распространенное. И - не новое. Сколько раз это приходило - Базаровы отрицали пушкина, футуристы грозились сбросить его с парохода современности, педологи глаголили, что детям не нужна старорежимная литература, спорили физики и лирики... А классика все равно возвращалась. Пополняясь заодно новыми смыслами.

А гордится своей страной сейчас для отдельной категории граждан - вообще дурной тон. Есть такая авторша, Ю.Яковлева. И пишет она серию "Ленинградские сказки". Поставила себе целью познакомить школьников с трудными страницами истории, особливо с темами неудобными. Репрессии, пропаганда, и прочее. Вышло пока три книги - "Дети Вороны", - про 1937 год, "Краденный город" - про блокаду, и "Жуки не плачут", про эвакуацию. Ну, что сказать? Такой ненависти к советскому строю, такого презрения к советским людям - его еще поискать. В таком тоне в самых агитационный советских книжках для детей о царском времени не писали.

Например, Папани для чего на льдине дрейфовал?

«...мечтал однажды пристать к какой-нибудь маленькой симпатичной стране, где зимой пьют горячий шоколад, едят булочки с изюмом, а у барышень на муфтах иней»

Или, почему немцы в 1941 году подошли к Ленинграду?

"Чудовище побаивалось Ворона, а Ворон боялся его – так, что клацал челюстью. Не сводя глаз, Ворон вынимал из большого мешка каменные ватрушки и проворно скармливал чудовищу одну за другой. И все приговаривал: «На вот… на вот… на вот…» Шурка, который был везде, понял, что эти ватрушки были города" (Чудовище - Гитлер, Ворон - Сталин)

А что в самом блокированном городе?

"Когда людям хорошо – они хорошие. Когда им плохо – они плохие. А когда им ужасно – они ужасные. А хороших или плохих людей или, там, добрых и злых – нет. И сейчас людям очень плохо. Вот и все"

А знаете, какой плакат самый ужасный, и тоталитарный? "Родина-мать зовет!"! Ибо:

"— Напал бы если на меня кто. Допустим. Я бы сказала им: рвите меня, душите, на куски режьте. Только Валю, сыночка, не трогайте. Вот так, Шурка, оно, когда ты мать. Я бы не сказала: иди, Валюша, ты, мол, это, умри — а я буду жить. Ни одна мать такое не скажет. Не подумает даже. Ей в голову это не придет. Фух. В жар кинуло.
Она сняла с головы косынку. Комкала ее.
— И того. Стою перед плакатом. Как обухом меня. Мысли так и полезли. Какая ж это родина? Что это за родина такая? Что это за мать такая? Кто плакат этот нарисовал?"

Так что, понимание свободы, разума, образования и долга у этих людей очень своеобразное...

+3

15

Мария Валерьевна, спасибо вам за развёрнутый ответ. А что до этого:

Мария_Валерьевна написал(а):

"...Вот так, Шурка, оно, когда ты мать. Я бы не сказала: иди, Валюша, ты, мол, это, умри — а я буду жить. Ни одна мать такое не скажет. Не подумает даже". (с)

Мне сразу на ум приходит "Они сражались за Родину". "А заявись сыны, я бы их на баз не пустила. Благословила бы палкой через лоб и сказала бы своим материнским словом: взялись воевать, так воюйте, окаянные, как следует, не таскайте за собой супротивника через всю державу, не срамите пред людьми свою старуху-мать". Вот как скажет мать, ежели в моём представлении.

Отредактировано Robbing Good (17.07.2019 20:49)

+3

16

Robbing Good написал(а):

Мария Валерьевна, спасибо вам за развёрнутый ответ. А что до этого:

Мне сразу на ум приходит "Они сражались за Родину". "А заявись сыны, я бы их на баз не пустила. Благословила бы палкой через лоб и сказала бы своим материнским словом: взялись воевать, так воюйте, окаянные, как следует, не таскайте за собой супротивника через всю державу, не срамите пред людьми свою старуху-мать". Вот как скажет мать, ежели в моём представлении.

Отредактировано Robbing Good (Сегодня 20:45)

Вот. И у меня так же. А есть люди, которые считают, что Родину защищать, - это негуманно. И тоталитарно.

+1

17

Robbing Good написал(а):

Да главное чтобы читали они его, Пушкина-то.
Вот что будет, если условным Юльке и Митьке будут говорить, что неуместно чувствовать себя русским человеком?
А перед автором за оффтоп всё-таки извиняюсь.

И я извиняюсь перед Марией Валерьевной за пространные посты на грани фола, но ведь как иначе понять, "куда уехал цирк?" ))
Возможно, это всё послано нам для того, чтобы мы истрезвились и поняли, в том числе знаменитые слова Пушкина об Отечестве, и слова Суворова, и дела... И свои дела оценили вообще-то.
Чем больше давят русскость в русских, тем больше она проступает. Св. Иван Русский в плену у турок такие чудеса творил, что  греки его до сих пор вспоминают с благоговением. А на своей-то земле супостата с Божьей помощью всегда одолеем.
Под "нами" я понимаю людей русской культуры, государственников. Как одна утроба породила, например, Иакова и Исава, также Русь породила государственников и хуторян. При этом хуторяне могут жить внутри первого КАД, а государственники - на выселках в Ивано-Франковске или в окрестностях Бишкека.
Разница между ними та, что хуторяне, видя Папанина на льдине, думают о пирожных и девушках в муфтах, а государственники - о более удобном морской пути для решения военно-транспортной задачи. Да, военно-транспортной, потому что вне своей ойкумены слабых бьют, бывает, даже ногами, и муфточки с шоколадом там предлагают только своим женщинам и детям, а к чужим женщинам и детям относятся, как к военной добыче. Я работал в консульстве в одной южноевропейской стране, где ровесницы и, возможно, родственницы Ю. Яковлевой традиционно подвергаются особо изощрённой эксплуатации. И там не до муфточек, когда им удаётся вырваться и прибежать в консульство. Но пока Ю. Яковлева до поры пьёт шоколад, ей кажется, что таковое равновесие вселенной над её головой будет вечно. Ей придётся разочароваться, если вдруг шоколад исчезнет из круга предметов первой необходимости.

+3

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»