У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

Аудиокниги и клипы по произведениям наших авторов теперь можно смотреть и слушать в ю-тубе и рутубе

Наш канал на ютубе - Ссылка

Наш канал на рутубе - Ссылка

Встроенный аудиоплеер на форуме все еще работает с перебоями, увы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » В плену книжных страниц » "Мастер и Маргарита": разные ракурсы


"Мастер и Маргарита": разные ракурсы

Сообщений 51 страница 100 из 151

51

Мария_Валерьевна, согласен, что "Доктор Живаго" - тягомотина редкая. Хотя стихи неплохие. Но "Хождение по мукам" и "Тихий Дон" гораздо качественнее.
Надеюсь, что хоть что-то в нашем обсуждении было для Вас интересным :)
В конце концов История идёт так, как идёт. Опять-таки, поверьте на слово, не встречал ни одного счастливого "большого дядьку", всё чего-то им не хватает. А вот счастливых людей из рабоче-крестьянской среды - сколько угодно, если у них крепкая семья, дорогие друзья-соседи, и все друг другу помогают.

+1

52

И вот никак не уйти, выскажу еще одну мысль. Впрочем, ее уже высказали. По поводу того, что книга может стать откровением для определенной части определенных поколений. а потом ее заряд теряется, или одни смыслы - смазываются, а проявляются другие.

Вот - "Бедная Лиза". Кто теперь будет рыдать над ней, кто побежит топиться? А ведь была и она учебником, открытием, "то, с чего делать жизнь надобно!". Нет, кончено, человек с сердцем поймет многое, посочувствует героям, но, конечно, и не в половину так, как это было двести лет назад.

Или - "Что делать?". Опять, для людей уже 20 века, и то - скучно, непонятно, "за что нам это..." Для современников писателя - руководство к действию, призыв, указатель к новым дорогам и отношениям. И, кстати, много умного там сказано. Я вообще люблю этот роман))) За попытку очистить отношения мужчины и женщины от эмоциональной грязи. наивную, но первую. Но для большинства - ужас-ужас, почему молодежь его любила?

Что же, пришло время и громким книгам 20 века для перкрутки в такой вот ... "центрифуге". И хорошо, что те, для кого он стал откровением, теперь имеют возможность оставить на века свое обоснованное мнение для потомков. Именно свое, лчиное, а не литературоведческое.

+1

53

Человеческая память устроена таким образом, чтобы забывать плохое, а мозг - отторгать мысли о своей смерти. (это какие-то ученые недавно обнаружили))
Каждый человек мир хочет видеть по-своему. Мысли о плохом лишают его сна, и заставляют думать о ненужных вещах. Лучше и легче, когда прошлое окутывает сияние.)
Мне всегда было интереснее читать про Иешуа, а, оказавшись на месте, в его стране, я обнаружила, что, никогда не бывавший в Иерусалиме, Булгаков с удивительной силой почувствовал его настрой. Именно - сам воздух города, его предгрозовую атмосферу. Дни перед Песахом, когда вот-вот совершится переход из одного состояния - в другое. Песах - это не Пасха, у них нет ничего общего. Песах - это выход из рабства, и это умение помнить, что было плохого. А помнить об этом надо, чтоы не повторилось то, что привело к рабству. "Рабами мы были во времена фараона".
МиМ - это напоминание.

Отредактировано Стелла (20.10.2019 08:32)

+2

54

Стелла написал(а):

"Рабами мы были во времена фараона"

"Царскими хемуу" они были во времена фараона. Это не то же самое, что "бак" - рабы. Если уж помнить, что было плохого, так помнить это верно. :)

0

55

Robbing Good,                         עבדים היינו לפרעה    (авадим аину ле паро)  Слово эвэд переводится как раб, согласно словарю "Ирис" под редакцией Подольского.

а что изменит название, если они не могли вырваться от этого фараона? И еще умудрялись хвалить свою жизнь. А когда из них стали делать стахановцев, увеличив им норму, оказалось, что всему есть предел.(
Так что все повторяется в мире, а прогресс идет не в головах, а только в научном плане.

Отредактировано Стелла (20.10.2019 12:08)

+1

56

Стелла написал(а):

А что изменит название, если они не могли вырваться от этого фараона?

Другое название соответствует другому правовому статусу. Ни древний еврей под властью фараона, ни афинский раб под властью господина, ни французский серв под властью сюзерена, ни мануфактурный рабочий под властью промышленника, ни, в конце концов, солдат регулярной армии под властью своего командира никуда не могут деться от тех, кто отдаёт им приказы. Но всё это - разные формы зависимости.
Это ведь всё та же проблема запечатления действительности, с которой мы начинали. Как здесь же присутствующие говорили, "нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся - а оно ведь отзовётся". Вот древнееврейский автор решил, что для его художественной задачи необязательно делать разницу между египетскими категориями "хемуу" и "бак" и заявил без затей (фактически неверно заявил!) что его соплеменники были рабами - а три тысячи лет спустя это уже догма. Вот Булгаков решил, что для его художественной задачи хорошие советские люди ни к чему - так спустя какое-то время и его уродливый гротеск могут ведь начать считать отображением истины. Поэтому я и призываю с очень большой осторожностью подходить к литературным воспоминаниям об историческом плохом.

Отредактировано Robbing Good (20.10.2019 12:10)

+1

57

Robbing Good пишет:

Поэтому я и призываю с очень большой осторожностью подходить к литературным воспоминаниям об историческом плохом.

Любое воспоминание субъективно, но если плохое вспоминают одинаково хотя бы тысячи  людей - это уже факт, что событие не было положительным. А если на этом плохом еще и воспитывают, как на положительном тех, кто не был свидетелем событий - это уже катастрофа.

+2

58

Стелла написал(а):

А помнить об этом надо, чтобы не повторилось то, что привело к рабству.

Так для того, чтобы событие предотвращать, как раз и надо понимать, чем оно являлось фактически, а не в намеренно искажённом восприятии, служащем художественной цели. Ошибка не становится истиной, если её разделяют тысячи людей. Она становится лишь более опасной ошибкой. Именно поэтому в анализе прошлого надо опираться не на воспоминания, литературные или нет, а на научные исследования. Давайте обсуждать "Мастера и Маргариту" как культурный артефакт, а не как историческое откровение.

Отредактировано Robbing Good (20.10.2019 14:25)

0

59

Стелла, не соглашусь, что Песах и Пасха совсем уж не имеют никаких точек соприкосновения. Пасха для нас - это спасение от рабства смерти, и избавление Богом еврейского народа от египетского рабства всегда поминается )) А главнейший покаянный канон прямо открывается словами: "Яко по суху пешешествовал Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим".
Что касается опять-таки той нашей памяти, то никто не спорит, что память избирательна.
Вы вот прокладки упоминали, а я вспоминаю, как покупал жене и сестре лифчики "на глаз", а продавщица с такой жалостью и высокомерием спросила, вернее, утвердила: "Vous etes Sovietique".
Чувства в моей душе Вы можете представить. Хорошо, что новое поколение не знает такого унижения своего народа именно как народа. Казалось бы, подумаешь, вон, французы немцам Париж сдали на раз, и, может, той продавщице ни отпуск на Ривьере не светит, ни Дюма прочитанного нет за душой, и её язык я знаю, а она в моём ни бум-бум, но она ведь правду говорила, я выглядел жалко с этими гроздьями лифчиков. Что же это за мужчины, которые своим женщинам не могут обеспечить возможность носить удобное бельё? А не тот ужас советского легпрома, который ещё поди достань по размеру.
Вот это было страшно унизительно. Так же, как и валютные магазины "Берёзка" (в Киеве назывались "Каштан", помните, был на бульваре Шевченко, у памятника Ленину?). Почему они существовали в стране? Почему обычный гражданин не имел права использовать в них денежную единицу своего собственного суверенного государства?
Помните, как в "Варьете" какой-то мужчина показывал Бегемоту и Коровьеву паспорт со штампом, чтобы получить для жены чулки? Ужасная стыдоба.

+3

60

О, эти магазины я помню отлично. Как и выставку, о которой говорили шепотом, и которую сделал не то Ив Монтан, не то Жерар Филипп, который в одночасье стал из друга СССР - врагом. А он именно не мог понять, как мужчины допускают, чтобы его женщины ходили в таком белье. И устроил в Париже выставку этого убожества.)))) В Союзе его юмора не поняли, а это получился магазин Булгакова наоборот.
И магазины ветеранов с их колбасой или магазины для новорожденных, где коляску можно было купить только по талонам из роддома!
Причем номенклатура свои семьи одевала с парижских магазинов, и самые последние фильмы смотрела на спецпоказах.
Я о том времени не жалею, хорошее было, несомненно, в первую очередь в людях, которые встречались на пути. У кого их было много, у кого - редко, но было еще и предчувствие перемен, ожидание глотка свободы.

+2

61

Robbing Good написал(а):

Стелла написал(а):

    А помнить об этом надо, чтобы не повторилось то, что привело к рабству.

Так для того, чтобы событие предотвращать, как раз и надо понимать, чем оно являлось фактически, а не в намеренно искажённом восприятии, служащем художественной цели. Ошибка не становится истиной, если её разделяют тысячи людей. Она становится лишь более опасной ошибкой. Именно поэтому в анализе прошлого надо опираться не на воспоминания, литературные или нет, а на научные исследования. Давайте обсуждать "Мастера и Маргариту" как культурный артефакт, а не как историческое откровение.

Отредактировано Robbing Good (Сегодня 17:25)

А никто из нас и не расценивает МиМ как исторический источник. Если хочешь, любое произведение искусства - это культурный артефакт.Только те, у кого память о Советском Союзе не заёмная, видят, в каком из этих артефактов какая доля исторической правды содержится. Это те, кто руководствуется только воспоминаниями родных, могут лелеять образ "потерянного рая" или "кромешного ада". СССР не был ни раем, ни адом. ВСего понемногу было.
Упоминавшиеся в параллельной ветке фильмы Александрова - это тоже культурный артефакт. Но вот в упомянутом "Светлом пути" отражение реальности куда более искажённое, чем в МиМ. Потому что Булгаков худо-бедно отражал в своей сатире совершенно реальные типажи, а вот "Светлый путь" - это пропагандистская сказка от начала до конца. Единственная правда в ней - что социальные лифты хорошо работали. Фильм "Цирк" - тоже артефакт. И там правды побольше. Да, мы были большими интернационалистами и друзьями всех угнетённых за рубежом. Но была и другая правда, о которой в фильме не сказано: к тем, кто жил рядом в Союзе относились с куда большим пренебрежением. По детству сама слышала, как казахов у нас уничижительно именовали "калбитами" и говорили что де "русские их стоя ссать выучили" (пардон за прямоту). О антисемитизме Стелла лучше расскажет. Так что всё было.
А статью критика Латунского я сама отлично помню. И читала её во вполне себе перестроечном 1986 году. В "Комсомолке". Не помню, как реально его звали, но автор очень напористо обвинял всех девушек, влюбившихся в Анжелику. Дескать, искательницы красивой жизни и продажной любви. Мне было 16 лет, в жизни я ещё нифига не знала и печатному слову верила. Иду к матери, говорю: "Как так? Советские девушки - и вот эта мерзость!" А она смеётся: "Не верь ерунде. "Анжелика" - хороший исторический роман о женщине, которая любит своего мужа". Когда я прочла её, сама поразилась, что вызвало такое негодование "критика Латунского". Но вот такие Латунские как раз и определяли, что мы должны думать по тому или иному поводу. а если кто начинал думать не в ту сторону, всегда могли найтись "могарычи", чтобы стукнуть куда следует.
Да, в моей памяти и в памяти моей семьи Союз тоже остался позитивным временем. Только перекашивать не надо. Одно из самых счастливых воспоминаний детства: прихожу я домой со школы, а дома новая книга - "Приключения Шердока Холмса". Родители, зная, как я его люблю, собрали 20 кг макулатуры, выстояли громадную очередь и "достали". А хватило далеко не всем. Да, у меня громадная библиотека, половина которой собрана при СССР. И именно поэтому я знаю, каким трудом она собиралась, и что такое было - книги "доставать". Как подписные издания разыгрывали, весь Дворец Спорта забит был народом. При этом, когда началолсь коммерческое книгоиздание, книжный рынок насытили очень быстро и легко. Вопрос: что создавало такой жуткий дефицит, если книги издавались по всех стране громадными для нынешнего времени тиражами? Про это тоже знаю сама, дома выписывали "Книжное обозрение". Невозможно было пойти в книжный и купить там то, чего душа просила. Там только материалы пленумов были и книги "дорогого Леонида Ильича".
К чему это я? А к тому, что Булгаков не врёт. Он отражает именно ту сторону действительности, которая была в поле его художественной задачи. Сатана пожаловал в Москву и выступил катализатором. И из людей попёрло напоказ всё, что в обычное время скрывалось. В ком было, из того и попёрло. Сеанс в Варьете - это издёвка прежде всего над советским тотальным дефицитом. И сцена в Торгсине - отражение того, о чём вспоминали коллеги. Те самые валютные магазины "Берёзка". Первое книжное издание Булгакова именно там и продавалось, в свободной продаже не было. кому посчастливилось достать, давали почитать только доверенным друзьям на ночь. Почему за валюту это было можно, а в свободной продаже нельзя?
Вернёмся к художественной задаче. Почему при появлении Сатаны зашевелились именно эти персонажи: взяточник-управдом, доносчик барон Майгель, махинатор-буфетчик? Да потому что они и есть контингент дьявола. Кстати, зелёная брынза - тоже не вымысел. У нас в институтском буфете на витрине лежала зелёная яичница-глазунья, вызывая омерзение своим видом. И буфетчицу не заботило, что эта реклама протухла несколько недель назад. она там дооолго лежала. Это был 1987 год.
Да, Воланд пришёл в Москву собирать души мерзавцев. Но ведь по итогу достались ему далеко не все. Варенуха взмолился, что не хочет быть вампиром и пожалел Римского, которого они с Геллой "мало насмерть не уходили". И доносить он больше не будет. Пресыщенная барыня Маргарита, которая свою свободу и невидимость вначале использовала для мести критику Латунскому, королевскую власть использует, чтобы помиловать Фриду. А в награду просит единственную ценность, которую осознала: Мастера и роман. Иван Бездомный становится профессором Иваном Николаевичем Поныревым и мучится в поисках истины.
Кстати, доблестные милиционеры, сражающиеся с котом на люстре. ведь тоже не в негативных тонах выведены. А вот аллегория хороша. Ребята борются с иллюзорным злом, а реальное - все эти взяточники, обманщики, доносчики - им не по зубам.
Нет, миМ - великий роман, как бы к нему ни относились. Вот про "Доктора Живаго" - согласна полностью, весьма среднее произведение. Но Латунские и тут всполошились.

+3

62

Стелла написал(а):

Как и выставку, о которой говорили шепотом, и которую сделал не то Ив Монтан, не то Жерар Филипп, который в одночасье стал из друга СССР - врагом. А он именно не мог понять, как мужчины допускают, чтобы его женщины ходили в таком белье. И устроил в Париже выставку этого убожества.))))

Относительно той выставки - это, скорее всего фейк и слухи. Ни одного нормального свидетельства, кроме "а вот рассказывали" найти невозможно, ни с русской, ни с французской стороны.

Кстати, объясните мне, мерзлявой, - а чем были страшны те панталоны? Насчет лифчиков не знаю, но панталоны! Специально однажды полезла фото искать этих панталон. Те фото, что я нашла, да это же прелесть! Цветастые, даже на вид мягкие и теплые. Я бы на зиму купила такие, так их уже нет! Только черные, или серые, и не на наши, увы, зимы зачастую.

+1

63

Мария_Валерьевна написал(а):

Стелла написал(а):

    Как и выставку, о которой говорили шепотом, и которую сделал не то Ив Монтан, не то Жерар Филипп, который в одночасье стал из друга СССР - врагом. А он именно не мог понять, как мужчины допускают, чтобы его женщины ходили в таком белье. И устроил в Париже выставку этого убожества.))))

Относительно той выставки - это, скорее всего фейк и слухи. Ни одного нормального свидетельства, кроме "а вот рассказывали" найти невозможно, ни с русской, ни с французской стороны.

Кстати, объясните мне, мерзлявой, - а чем были страшны те панталоны? Насчет лифчиков не знаю, но панталоны! Специально однажды полезла фото искать этих панталон. Те фото, что я нашла, да это же прелесть! Цветастые, даже на вид мягкие и теплые. Я бы на зиму купила такие, так их уже нет! Только черные, или серые, и не на наши, увы, зимы зачастую.

Подпись автора

    "Дело не в том, чтобы много страдать, а в том, чтобы думать и набираться мудрости, если пережитое не отшибло ума..."

    М.Семенова "Тот, кого я всегда жду"

Тем, что не секси. Я их никогда не носила, но и по кружевному белью убиваться не стану.

0

64

Atenae написал(а):

Но Латунские и тут всполошились.

Увы, Латунские - примета любой власти. Ибо стоят на страже морали и нравственности))) Некоторые - потому что выгодное. А некоторые - по зову души, как, например Валендра из "Завтра была война..." Он же не выгоду ищет, она искренне СПАСАЕТ детей от Есенина, зеркал, и прочего.

Тут в некоторых педагогических пабликах стали возникать споры о детском ябедничестве. Хорошо, или плохо? Отсутствие самостоятельности, желание чтобы другого наказали, или - нормально, законопослушное поведение - "увидел нарушение - сигнализируй"?

Я росла еще на тех убеждениях, что - "доносчику - первый кнут". Но, если ты этим реально предотвращаешь чью-то травму, а то и смерть? Или помогаешь установить истину?

Я пока не мама, но в той, или иной степени, педагог. И, когда бываю ответственной за детский коллектив, понимаю, насколько хорошей помощью может стать "сигнал" - "А Петя хотел огнетушитель вытащить". Хотя внутренняя девочка при этом аж кулаки сжимает - "Фу, ябеда!" И она тоже права в чем-то...

Я это к тому, что власть (любой страны, любого строя) как бы принимает ответственность за жителей... Даже если мы, взрослые и умные, этого не хотим, и сами все знаем. И порой такие сигналы могут не то что жизнь спасти, - серьезную диверсию предотвратить. А могут, да стоить невинному человеку жизни, потому что доносчик ошибся, и специально подставил.

Так вот Латунские... Вот вышла недавно "черная комедия о блокаде" - "Праздник". Разумеется, мнения разделились, еще до выхода пошла волна. И автор сей комедии тоже моргал невинными очами в объектив, и жаловался, как его травят, а он никого не хотел обидеть! Кинцо - дрянь редкостная, но кто-то в отзывах захлебывается похвалами, и тем, "что все так и было!". А я жалею о том, что цензуры нет. На экраны да, не выпустили, а в интернет слили.

Не защищаю конкретного Латунского из романа. Но явление это тоже сложное и противоречивое. И качнуться маятником в другую сторону - "Ничего не запрещать и не ругать, а вдруг оно гениально!" тоже нельзя...

И во всех странах так, при любом строе.

+1

65

Atenae написал(а):

Тем, что не секси. Я их никогда не носила, но и по кружевному белью убиваться не стану.

Видимо, мне этого никогда не понять. Тут в журнале Истории моды читала про белье американских и английских женщин-военнослужащих времен ВМВ. И то же - "Ах, это смерть страсти!" А на фото - что-то вроде тех самых советских панталон, только защитного цвета. Удобно и тепло. Неужели страсть от такой малости загнуться может?

Или с подругой-врачом в музее рассматривали нательное белье советских боевых медсестер. Для сохранения тепла - идеально. А стонов тоже сколько - некрасиво... А на фото - нормальные девушки, и не полнило вас это белье, и все параметры видны, и красивыми вы были.

Нет, конечно, хорошо бы "легонькая промышленность" работала получше. Но для этого не надо было разрушать все.

0

66

Мария_Валерьевна написал(а):

Atenae написал(а):

    Тем, что не секси. Я их никогда не носила, но и по кружевному белью убиваться не стану.

Видимо, мне этого никогда не понять. Тут в журнале Истории моды читала про белье американских и английских женщин-военнослужащих времен ВМВ. И то же - "Ах, это смерть страсти!" А на фото - что-то вроде тех самых советских панталон, только защитного цвета. Удобно и тепло. Неужели страсть от такой малости загнуться может?

Или с подругой-врачом в музее рассматривали нательное белье советских боевых медсестер. Для сохранения тепла - идеально. А стонов тоже сколько - некрасиво... А на фото - нормальные девушки, и не полнило вас это белье, и все параметры видны, и красивыми вы были.

Нет, конечно, хорошо бы "легонькая промышленность" работала получше. Но для этого не надо было разрушать все.

Подпись автора

    "Дело не в том, чтобы много страдать, а в том, чтобы думать и набираться мудрости, если пережитое не отшибло ума..."

    М.Семенова "Тот, кого я всегда жду"

Так о том же и речь. Дамы в Варьете не в рубище пришли. А хочется большего. И нахаляву. Кто рванул за халявными шмотками - остались в одном белье. Когда эту истину высказывает Пушкин в "Сказке о рыбаке и рыбке", Вас это не смущает?

+1

67

Atenae написал(а):

Так о том же и речь. Дамы в Варьете не в рубище пришли. А хочется большего. И нахаляву. Кто рванул за халявными шмотками - остались в одном белье. Когда эту истину высказывает Пушкин в "Сказке о рыбаке и рыбке", Вас это не смущает?

Гм, если бы дамы стали ныть, и ходить за чудесатарами потом - "А еще то, и это, вот такого пять штук и разного цвета!", согласилась бы с аналогией. А подставить шапку под летящие с неба конфеты, коли уж так звезды сошлись один раз в жизни - почему бы и нет?

И при красивых трусах можно хотеть такие же, но с перламутровыми пуговицами. И если вдруг оказывается, что тебе их готовы отдать просто так - почему бы и не взять? Но травить себе душу годами, что "ах, не те на мне трусы, потому и счастья нет" - это просто смешно и нелогично на мой взгляд.

Одноразово просто рвануть за халявой - нет, преступлением и грехом не считаю, если это не счет кого-то другого. А для дам ничего такого озвучено и не было, и даже предположить это сложно. Наряды - новенькие, раздаются в общественном месте, людьми явно не бедными. Провозглашается - берите. И ничего взамен не требуется. Не взять - это пять. Взять, поблагодарить, и уйти домой, помня это чудо, - четыре. А вот ждать и требовать еще и еще - это два)))

0

68

Стелла, я потому и пишу, чтобы молодые люди не идеализировали прежнюю власть, она была ничем не лучше. Более того, что самое зловредное, впервые при смене строя в России не сменилась элита. Это та же советская партноменклатура и её потомки.
Советские люди потому и выстояли во всей этой лжи по колено, что сохраняли чувство родства, единства, добрососедства друг с другом. Партноменклатура, понимая, что правит она из рук вон плохо, просто продала страну, оставшись "смотрящими". Потому и продала, что сама была уже ни на что не способна. Выродилась. В правящую элиту набирали только "своих", давили всякую инициативу снизу: рацпредложения, изобретения, бригадный подряд и т.п. А потом просто украли наличные активы (все сбережения граждан со сберкнижек), а ваучерами и залоговыми аукционами растащили основные средства производства.
Но ответ на вопрос "что делать" очень простой. В Китае после Эпохи сражающихся царств, когда страна была разорена, главный духовный стержень выражался формулой "замкнись и заведи свой дом". Применительно к нашим реалиям я бы сказал так: "Будь трезвым, заведи свой дом, знай своих соседей и находи друзей везде, где есть возможность. Жизнь - прекрасна, но эту красоту ты можешь увидеть, только когда сам приложишь руки к своей жизни.
Если ты молодой человек:
1. Не пей и не кури.
2. Не сотвори себе кумира.
3. Женись. Обязательно создай свой дом, свой клан - друзей, близких, единомышленников. Не ной, что нет жилья: будет жена и желание стать мужем и отцом - придёт к тебе и дом, и люди в помощь. Не наоборот.
4. Не матерись. Матерясь, ты и сам становишься импотентом, и других людей отравляешь.
5. Выходи из виртуальной реальности в реальный мир. Не зависай в играх. Общайся с друзьями по поводу жизни, а не игр. Не торчи в телефоне, подними голову и оглядись по сторонам. (Вот как мне согрело душу, что Robbing Good, любя компьютерную игру, написал на её основе рассказы и выложил сюда - поделился своими живыми мыслями и чувствами с живыми людьми, то есть даже из виртуальной пустоты сделал живую жизнь, это по-мужски; ведь есть тысячи молодых людей, которые спускают жизнь буквально в виртуальный унитаз - "рубятся в танчики", ничего не возвращая настоящей жизни.)
6. Не бери кредитов.
7. Учись - главным образом, думать, но и всему, чему можешь.
8. Занимайся САМ воспитанием своих детей. Общайся с ними, смотри, чему их учат. Нет ничего более лёгкого для отца, чем потерять сердце сына.
9. Отвечай за свои слова, не хули своих родителей, не ругай свою страну.
10. Не пей! Как бы ни было трудно жить - не уходи в никуда. "Сейчас за Родину не умирать нужно, сейчас за Родину пожить нужно" (с) "28 панфиловцев"
Если это девушка:
1. Не отдавай свою жизнь никому и ничему без любви.
2. Следи за своей речью, не злословь!
3. Проси Бога о хорошем муже, но не зацикливайся на мысли о замужестве. Ты можешь попасть в процент тех, на которых нет мужчин - что же, не жить? Женщина способна прожить одна и в большой радости, если щедро делится с миром не телом, а духом. Такую Господь не оставляет, питает её и греет Сам.
4. Найди себе дело по душе.
5. Учись всему, что тебе интересно.
6. Не предавай.
7. Помогай детям; все люди - это чьи-то дети.
8. Не отдавай всю себя работе за деньги. Работая, смотри на людей, которые тебя окружают, как на своих близких или учителей. И снова: не злословь! Злословие женщины - это как радиация, которая невидимо убивает её народ.
Над такой программой жизни не властна никакая элита. Тем более, что сейчас она меняется естественным путём. Не бунтами. Элита до того выродилась, что бесплодна и физически, и духовно.

+2

69

Просто мне кажется, что поданный в "МиМ" момент в варьете - именно слабость, очень понятная и простительная. Которая неадекватна наказанию.

Ну вот, как те же перестраховщики разрезали узкие штанины стилягам, дабы наказать,  - и кто в итоге идиотом выглядит?

+1

70

Мария_Валерьевна написал(а):

Просто мне кажется, что поданный в "МиМ" момент в варьете - именно слабость, очень понятная и простительная. Которая неадекватна наказанию.

Ну вот, как те же перестраховщики разрезали узкие штанины стилягам, дабы наказать,  - и кто в итоге идиотом выглядит?

Вы хотите милосердия и адекватности от Сатаны? Полноте! Это дух зла. Повелись на соблазн - получите и распишитесь! В потреблении яблок ведь тоже ничего такого нет. А рай потеряли.

+1

71

Atenae написал(а):

Вы хотите милосердия и адекватности от Сатаны? Полноте! Это дух зла. Повелись на соблазн - получите и распишитесь! В потреблении яблок ведь тоже ничего такого нет. А рай потеряли.

Я хочу справедливости. А именно так позиционируется свита Воланда. Не было проверки на продажность, ничего плохого дамы не совершили. В таком разрезе можно сразу сжигать весь мир. Кто-то курит, кто-то яркую тесемку к платью пришил, кто-то на красивую девушку без серьезных намерений загляделся.

Насчет яблок, Адаму и Еве было прямо сказано - "Не есть". Они знали, что нарушают запрет. Нарушил - наказаны. Верим мы в эту историю, или же нет, тут все логично. А в варьете правила не установлены в отношении нарядов. И на существующие, хотя бы в моральной области, они не опираются. Какой запрет нарушен? "Бойся данайцев, дары приносящих"? Так это совет скорее, а не правило)))

Опять же, будь хотя бы озвучено - "Выбирайте, но учтите, каждый наряд - чья-то жизнь. Может быть, незнакомого человека. Или, хотя бы - неудача". Вот уже тест. Или хотя бы, как в том анекдоте - "Дам тебе, что хочешь, но соседу - в два раза больше".

А тут... Мелко и глупо для сил зла.

0

72

Мария_Валерьевна написал(а):

Я хочу справедливости. А именно так позиционируется свита Воланда. Не было проверки на продажность, ничего плохого дамы не совершили. В таком разрезе можно сразу сжигать весь мир. Кто-то курит, кто-то яркую тесемку к платью пришил, кто-то на красивую девушку без серьезных намерений загляделся.

Насчет яблок, Адаму и Еве было прямо сказано - "Не есть". Они знали, что нарушают запрет. Нарушил - наказаны. Верим мы в эту историю, или же нет, тут все логично. А в варьете правила не установлены в отношении нарядов. И на существующие, хотя бы в моральной области, они не опираются. Какой запрет нарушен? "Бойся данайцев, дары приносящих"? Так это совет скорее, а не правило)))

Опять же, будь хотя бы озвучено - "Выбирайте, но учтите, каждый наряд - чья-то жизнь. Может быть, незнакомого человека. Или, хотя бы - неудача". Вот уже тест. Или хотя бы, как в том анекдоте - "Дам тебе, что хочешь, но соседу - в два раза больше".

А тут... Мелко и глупо для сил зла.

Разве дух зла позиционирования как справедливость? Ничуть! Он просто сказал, что хочет посмотреть на москвичей. И что они напоминают ему прежних. При этом они с подачи свиты показали ему себя во всей красе. И за халявой полезли. И конферансье потребовали помиловать. "В общем, люди как люди. Квартирный вопрос их испортил".

+1

73

А если рассуждать ещё на тему булгаковских смыслов. В стремлении приодеться красиво и на халяву нет ничего такого? Не наказуемо?
Ну, да. В СССР мы все были одеты и обуты, никто не жил в подвалах, не побирался, не голодал. Во всяком случае, в 70-80 годы. Но нам хотелось большего. Не просто штаны, а фирмовые. Не просто колбаса, а 50 сортов. Оглянуться не успели, как остались голыми - но посмеяние всему миру. Потому что достоинство великой страны поменяли на шмотки. Скажете, что Сатана нас не по заслугам наказал?

+2

74

Atenae написал(а):

Скажете, что Сатана нас не по заслугам наказал?

Здесь сатана вообще не при чем. Здесь мы сами себе выбрали соблазн, сами за ним погнались. Ошиблись. Как я выше говорила - "Если меня в этой халяве обманут - сама балда. Но балда ведь, а не грешница". Так и тут. Да, балбесы. Кто-то это признает, и сделает выводы. Пусть горько, на посмеется. Кто-то будет криком исходить, что да, некие инопланетяне и силы зла виновны. "А я тут не при чем"(с) А кто-то и вовсе считает, что все хорошо, и в капиталистическом обществе жить гораздо лучше.

Собственно, подобные заманухи обещают при любой смене строя. "Земля - крестьянам, фабрики - рабочим! Долой войну" - тоже самое. И ответное им - "Война до победного конца!" - тоже замануха. Что окажется хорошим и правильным выбором понять всегда трудновато, а выбирать надо. И рулить чаще всего будешь не ты, а те кто предлагал, то есть, где-то это все равно халява.

Те кто понимал целиком, чего эта колбаса будет стоить - виновен. Те, кто считал, что это будет приятным бонусом к прежним социальным благам - просто балда.

Ну вот не солидарна я с автором в его злобном кураже над ВСЕМИ. Я понимаю, и разделяю ненависть к доносчикам. Я погу объяснить презрение к бездуховному критику. Но почему он прикопался к дама с платьями, я не понимаю. Это же он их судит-то, шут с ним с Воландом. Для него они почему-то грешницы. ну прямо пуританин 16 века, ей-ей. Театр - грех, цветная одежда - грех, чепчик не надела - проститука.

Мне непонятны критерии, по которым он их судит. Нельзя принимать подарки? Нельзя любить красивые платья? Нельзя ходить в варьете? "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст?"

Да, все можно списать, на то, что Зло - оно такое Зло, и играет не по правилам. Но у автора-то правила быть должны. И вот тут я их не вижу, именно в этом эпизоде.

0

75

Atenae, отлично сказано. Заграничные "кружевные трусики" очень дорого обошлись. Но народ был совершенным духовным младенцем. Правителям достаточно было переключить условных Латунских на трескотню о райской жизни на Западе - и дело в шляпе. Альтернативной-то мысли никакой. Возможности анализировать, да хоть видеть своими глазами этот Запад не туристом!
Мне хоть дай титул Рокфеллера, я на Западе жить не хочу, нигде. Именно потому, что видел его своими глазами. Но почему нельзя было дать возможность открыть мелкие мастерские, как в той же Польше, и насытить спрос на товары ширпотреба - это вопрос власти и собственности. На диком товарном голоде делали капиталы сращенные с партноменклатурой цеховики (попросту бандиты). Помните в "АССЕ" негодяй Крымов изготавливал подпольно (на советских же предприятиях!) дефицитные люстры "Каскад", и милиционер брал под козырёк, когда его видел? То-то и оно (((
Мария_Валерьевна, тёплые трусы в холода - необходимейшая вещь. Но Вы сами говорили, что красивые платья и прочая женская радость - это хорошо. И это хорошо!!! Почему нельзя, чтобы в магазине были и тёплые трусы, и кружевные? Сейчас на киевской, советской ещё, фабрике "Каштан" отшивается весь Hugo Boss. В СССР можно было наладить свой легпром. Но для этого элита должна была смениться. А она не хотела. Она включила режим лжи на полную катушку. И только ВПК работал - пока у руля не встали уже полные предатели, которые всё продали. Военные секреты спасали и прятали инженеры, офицеры и некоторые генералы. Заграничную агентуру всю сдали, рядовые дипломаты спасали списки от козыревщины. И т.д.
Сам я, простите, как носил семейные трусы при Союзе, так и сейчас ношу тот же фасон. Не стринги :) И майка-"алкоголичка" - очень удобная вещь. Не в одежде дело. А в том, что искусственным дефицитом народ унижали и развращали - возможностью "достать" с чёрного хода, жить не как "быдло". На французский лифчик моей сестры приходила смотреть вся параллель на физкультуре в школе. В то время как "золото партии" - деньги, выжатые из родителей этих девочек, очень даже приносили дивиденды.

+1

76

У меня к доносительству четкое отношение, хотя воочию убедилась, как оно может предотвращать теракты, драки и антиобщественные действия.
А вот к тому, как за такое невинное дело, как шпоры (святое дело для советского учащегося), или подсказки становятся причиной отстранения от экзамена и лишения аттестата зрелости или права учебы - это я увидела уже в Израиле. Не пользуйся чужим трудом, не пытайся обмануть там, где тебя проверяют на знания, умение или честность. Проверка на вшивость.
Возвращаясь к белью.))) Оно не было удобным, оно не сидело так, чтобы не искажать надетое на него платье, оно мешало, натирало, скатывалось, садилось и вообще долго не носилось. И его стыдились, в нем не было ни грана женственности. Не знаю, как кому, но я, хоть и носила джинсы до последних лет, никогда не испытывала восторга от того, что уподобляюсь мужчине. Никогда не променяю длинное, в пол , платье, на две, колом стоящие штанины.))) Я женщина, несмотря на свои 72, и только мысль о целесообразности штанов в походе или поездке заставляет меня их надевать.
К чему это я? Да все к тому же: женщине хочется нравиться не только себе и подругам. А красивое белье поднимает самооценку. :blush:
Мой покойный шеф говорил: плохо сидящая вещь на женщине, это все равно, что перекрученные швы на чулках. А он знал толк в женщинах и шмотках, мой покойный шеф.))

+1

77

Старый дипломат написал(а):

Почему нельзя, чтобы в магазине были и тёплые трусы, и кружевные?

Можно, но обсмеивать теплые и симпатичные-то при этом зачем? Мне именно смех над этими панталонами непонятен. А так - кончено, пусть будут и кружевные. Я же признаю, что легонькая промышленность не поспевала))) Я именно претензий цветным теплым панталонам не понимаю.

+1

78

Мария_Валерьевна, а почему вы считаете, что в глазах Булгакова женщины, которые пошли в магазинчик Коровьева за красивыми тряпочками - великие грешницы? С религиозной грамотностью у Булгакова было всё в порядке, смертный грех от человеческой слабости отличать умел, от морализаторства он тоже далёк. У него одна из главных героинь - неверная жена - и та в аду не осталась.
Булгаков образно рассказал о том, о чём малым детям на первых занятиях в воскресной школе рассказывают, только несколько иными словами. Схема действия дьявола довольно-таки проста: манит ярким фантиком, обещает сладкую конфетку в обмен на тот бутерброд, который человек себе на завтрак приготовил, в итоге у человека ни бутерброда, ни конфетки, а зачастую и фантика нет.
Черти просто гнусно посмеялись над доверчивыми дамочками. Работа у них такая, у чертей - гнусно над людьми смеяться. А над женщиной они смеются часто и унижают её весьма охотно, потому что призвание женщины - давать жизнь, а у чертей задача  - жизнь человеческую уничтожать всеми доступными способами, опошливать и пачкать на всех этапах, начиная от зачатия и даже ранее. 
Почему на балу у Сатаны мужчины во фраках, а все женщины, включая королеву бала, обнажены?  Да всё по той же причине: обнажение символизирует униженность. Нечистому духу надобно женщину унизить, а проще всего это сделать, низведя её до положения вещи, предмета удовлетворения похоти. Чем меньше степень восприятия  женщины, как дающей жизнь (не только в физическом смысле), тем в большей степени она - вещь, удовлетворяющая чужие потребности. В аду продолжения жизни нет, ад - вечная духовная смерть. Там всеобщая униженность, а значит, и униженность женщины, достигает своего максимума.

Отредактировано Jelizawieta (20.10.2019 23:24)

+2

79

Мария_Валерьевна, претензий к тёплым панталонам не имею и не высказываю. Наоборот, прекрасной половине только в таких и надо ходить в холода по улице, чтобы сохранить женское здоровье.
Аналогия: в американских фильмах русские даже в Афганистане носят зимние шапки-ушанки. Вы согласны с тем, что это абсурд и глупость?
Писать на стенах "Всё во имя человека, всё для блага человека" - и унижать человека в том, где он наиболее уязвим, где он является животным... Именно там и нужно облагораживать его быт, чтобы он не оскотинивался. Для скафандра космонавта умные головы придумали совершенную систему очищения - и в то же время не расширяли мощности для производства средств гигиены для народа, хотя для этого имелись (!) все ресурсы. Туалетной бумаги, палочек для ушей, миль пардон, презервативов. Лучше мучить женщин в абортариях, чем наладить выпуск презервативов. Лучше резать стилягам штаны, чем разрешить портным открывать частные ателье. Абсурд планирования всего - это абсурд. Правительство не должно беспокоиться о длине волос и фасоне штанов своих граждан, это инквизиция, которая всегда вызовет протест. Есть хорошая притча о том, что игумен одного монастыря гостил у своего собрата и спросил, почему тот разрешает братии есть больше, чем хлеб и воду, и вставать не до рассвета, а с рассветом. Тот ответил: "Брат, если слишком затянуть тетиву, лук не будет стрелять, а если и будет, то скоро сломается. Если не давать послаблений, никто не спасётся, братья измучатся и озлобятся".
Советские граждане, в силу своих умений, уходили от абсурда системы. Кто-то всё шил своими руками, кто-то сам собирал всю мебель (так ведь и стройматериалов невозможно было купить - только "договориться" и "украсть", то есть опять развращение и унижение на ровном месте). Общество не может "функционировать, как единая фабрика", люди - не машины.
И это при том, что восстановившись после войны, советская экономика была способна обеспечить граждан всем необходимым. Когда начался структурный кризис (нехватка товаров при реальном росте благосостояния), нужно было всего лишь поправить структуру экономики - разрешить частный сектор для производства товаров ширпотреба. Но нет, болван Хрущёв разогнал разрешённые Сталиным артели и завинтил до абсурда все гайки в сельском хозяйстве. А авантюра с целиной при загибающемся от нехватки вложений Нечерноземье? Почему не вложить средства в русскую глубинку? Крепкая сельская семья - это основа влспроизводства населения. Нет же, распахали целину, повредили экобаланс, двинули миграцию молодого населения совсем не туда, куда нужно. Варварское, хищническое отношение к своему народу и к своей земле. Это должно было когда-то закончиться. Советский Союз могла спасти смена элиты, но увы. Началом конца была непроходимая тупость Хрущёва во всём, кроме аппаратных игр. Например, когда он изрёк "догоним и перегоним Америку", этим было признано, что мы должны двигаться в фарватере Запада, а не творчески создавать своё, человечное общество, а под него - экономику. Не привязывать Советский Союз в качестве донора сырья к западному рынку. Не включаться в финансовую систему капитализма. Торговать - да, но не на основе расчётов в долларах. Развивать свой тонкий химпром, а не продавать сырую нефть. Но увы...
До этого "догоним и перегоним" Советский Союз как экономическая система, обновившаяся после войны, был автономен и полностью жизнеспособен. После - уже с червоточиной: элиты принялись жадно сверхпотреблять не доступные для рядовых граждан иностранные блага, ничего не делая для адекватного запросам граждан развития своей экономической базы. Даже крупные инвестиции в геологоразведку (туркменский газ) были сделаны с расчётом "всё продать". А там и до предательства было рукой подать: продать всё сразу.

+5

80

У меня тут в двух шагах магазин "Эльсити", в советское время он просто назывался "Всё для женщин". Там и сейчас всё для женщин, а так же для их мужей и детей. А заодно и собачек, и кошечек. Для волнистых попугайчиков, правда, пока ничего нет. Пока...  Короче, там можно купить всё, начиная со швабры и заканчивая дорогими духами. Каждый месяц хозяева магазина издают новый каталог, в нём перечислены товары, которые в ближайшие недели можно будет купить со скидкой. И начинаются сценки из Варьете.  :tired:  Если б я лично не знала некоторых дамочек, до верху нагружающих корзинки всякой дребеденью, а потом занимающих денежку у соседок-приятельниц до зарплаты, быть может, и поверила бы в то, что людям действительно всё это нужно.
А ещё у нас в городе объявилась какая-то ярмарка шуб, где предлагают сдавать старую шубу взамен на хорошую скидку на новую... Моя мамочка в девяностые сама нам шапки шила и меня немного этому учила, во всяком случае, я знаю, как помыть шкурку и растянуть её без ущерба для внешнего вида. Но я так же знаю, что потом надо подвести под неё хотя бы тоненький слой ватина, иначе в такой шапке из растянутой шкурки зимой будет холодно. Если шкурку хорошо растянуть, то она будет греть примерно так же, как и марлевая повязка... А вот теперь какие-то  предприимчивые люди принимают у населения старые шубы. Ох, кого-то они мне напоминают  :crazy:

Отредактировано Jelizawieta (21.10.2019 00:32)

+2

81

Jelizawieta, ага, вспомним нашу праматерь Еву, которая посмотрела на плод Древа не чего-нибудь, а познания добра и зла - и первая её мысль, что оно приятно для глаза, хорошо пахнет, и нужно его потребить, чего зря висит. Укрощать страсть мшелоимства (ведь так называется страсть ненужного потребительства) - это задача не для слабаков. Но чтобы эту задачу поставить, нужно для начала её осознать как важную для жизни, в прямом смысле жизненную. А то ведь люди, у которых рекламой распалена жажда потребительства, берут кредиты под дребедень! То есть закладывают своё будущее под пшик.
Недаром ещё в Ветхом Завете указано: своим в рост не давай ничего, только чужим, кого хочешь уничтожить.

+1

82

Старый дипломат написал(а):

Аналогия: в американских фильмах русские даже в Афганистане носят зимние шапки-ушанки. Вы согласны с тем, что это абсурд и глупость?

Согласна абсолютно со всем вашим постом. Просто не думаю, что это было целенаправленное унижение. Не подумали, не приняли в расчет, и прочее - да. А не изощренное циничное специальное издевательство.

Просто реально НЕ_ДУМАЛИ. Это тоже дичь, но по-крайней мере, на заговор вселенский.

Любая власть о чем-нибудь не думает. Когда не думает о слишком важных для людей вещах слишком долго, копится взрыв.

0

83

Jelizawieta написал(а):

Мария_Валерьевна, а почему вы считаете, что в глазах Булгакова женщины, которые пошли в магазинчик Коровьева за красивыми тряпочками - великие грешницы?

Потому что они так выставлены, - без всякого сочувствия автора. Именно так, словно он сам и судит, и ими брезгует. По крайней мере, в моем восприятии. Я же говорю, я какую вещь Булгакова не возьму, - везде к большинству обычных людей у него презрение с отвращением.

0

84

Мария_Валерьевна, как хорошо, что Вы не подходили к этой грязи. Правящие лица (в 80-х - слышал своими ушами) называли советский народ не иначе как стадом. Знаете такой персонаж, как Ксюша Собчак? А её маму, г-жу Нарусову? Это продукты гниения советской партийной элиты.
"Не специально... Не досмотрели..." Это задача руководителя - досматривать. Они просто потеряли берега от мысли, что можно брать из казны, ни за что не отвечая. Сделать самые доходные активы страны своими личными, а долги сбросить на бюджет.
Вы не знаете имя такого местного деятеля тех лет, как тов. Тигипко, комсомольский вожак города Днепропетровска, всесоюзной кузницы кадров. Прикарманил комсомольскую кассу при распаде Союза. Бросил первую жену; бросил и вторую, с тремя детьми. Вот уровень, личности, понимаете?
В Питере выбирали между реально толковым управленцем Гидасповым, человеком с реального производства, и номенклатурной шушерой Собчаком. Выбрали Собчака за правильный перестроечный трёп. И т.д. Atenae наверняка знает что-то такое же в Усть- Каменогорске. Протухла система, вся сгнила. Наверху оказались самые подоночные сливки.
И теперь мы подходим к главному вопросу: почему души этих людей - советских людей! - оказались подвержены такому разложению? И почему ни одно подразделение Советской Армии не встало на защиту конституционного строя?
Ответ находится в области духа, в сфере системы ценностей.
Когда Александр Невский говорил "Не в силе Бог, а в правде", он знал, о чём говорил. Когда Дмитрий Донской пришёл за духовным советом к Сергию Радонежскому, тот его благословил и отправил в войско князя двух монахов как вклад монастыря в общее дело.
Даже когда Сталин обращался к народу "Братья и сёстры!", он понимал, о чём говорит. Хрущёв говорил, что покажет по телевизору последнего попа, а Горбачёв был уже полностью не в курсе, где руководитель высшего ранга находит силы для своей работы, и что такое вообще дух и воля.
Соблазнить великий народ, который оказался "без царя в голове", где место "царя" занял дефицит, можно было по щелчку пальцев. Как в сказке "была у зайчика избушка лубяная, а у лисы ледяная".
Управление происходит с высшей ступени. Если высшая ступень в голове правителя занята идолом, его государство ждёт крах, а народ - чреда суровых испытаний.
[indent]

Отредактировано Старый дипломат (21.10.2019 02:01)

+2

85

Старый дипломат пишет

Управление происходит с высшей ступени. Если высшая ступень в голове правителя занята идолом, его государство ждёт крах, а народ - чреда суровых испытаний.

Элиту надо растить , лелеять, и не одно поколение. И вводить в нее новых, достойных, а не замыкать двери наглухо. Власть предержащие должны обладать чувством ответственности.
Проигравшие выборы должны уходить достойно, а не цепляться за власть. Но и у избирателей должен быть достойный выбор.
То, что мы сейчас наблюдаем во всем мире, говорит, что это уже планетарная проблема.

+2

86

Мария_Валерьевна написал(а):

Потому что они так выставлены, - без всякого сочувствия автора. Именно так, словно он сам и судит, и ими брезгует. По крайней мере, в моем восприятии. Я же говорю, я какую вещь Булгакова не возьму, - везде к большинству обычных людей у него презрение с отвращением.

Только что перечитала фрагменты о магазинчике на сцене Варьете и об исчезновении одежды в "Мастере..." и в "Князе тьмы". Не нашла презрения и отвращения автора к женщинам ни там, ни там.  :dontknow: Зато вижу отвращение автора  к гнусно улюлюкающим хулиганам и похотливому извозчику.  :yep: К тому же сцена "раздевания" изображена глазами Римского, а там, в этих глазах, больше досады на себя и других за легковерность, плюс страх, что за последствия сеанса чёрной магии придётся отвечать ему.
Фрагмент в МиМ, когда было объявлено, что "магазин" через минуту закроется, и все ринулись на сцену, хватая всё, что попадётся под руку, да, написана с сарказмом. В "Князе..." этого фрагмента ещё нет.
А вот в описании "шопинга" первой блондиночки в "Князе..." и первой брюнетки в "Мастере..." больше обычной иронии, притом тёплой. Обычный снисходительный взгляд нормального мужчины, наблюдающего за хорошенькой женщиной, примеряющей разноцветные пёрышки. Там и доля любования присутствует.
Могу и цитаты привести из обоих версий романа, если интересно.  :unsure:

Отредактировано Jelizawieta (21.10.2019 12:35)

+3

87

Мария_Валерьевна написал(а):

Здесь сатана вообще не при чем. Здесь мы сами себе выбрали соблазн, сами за ним погнались. Ошиблись. Как я выше говорила - "Если меня в этой халяве обманут - сама балда. Но балда ведь, а не грешница". Так и тут. Да, балбесы. Кто-то это признает, и сделает выводы. Пусть горько, на посмеется. Кто-то будет криком исходить, что да, некие инопланетяне и силы зла виновны. "А я тут не при чем"(с) А кто-то и вовсе считает, что все хорошо, и в капиталистическом обществе жить гораздо лучше.

А я и не говорю, что инопланетяне виноваты. Я пытаюсь объяснить то, что Булгаков имел в виду ещё в 30-е годы. И что на наших глазах отняло у нас наш мир в 80-е. Ну, не сводим Булгаков к соцреализму.
В этой связи вспомнилась мне история из моего далёкого университетского прошлого. Первый семинар по философии, тема "Идеализм Платона". Ну, я уж попыталась вникнуть, Лосева перелопатила, Диалоги Платона прочла.Выхожу отвечать: "Эйдос, по Платону это - ..." И преподавательница перебивает меня с позиций диалектического материализма: "Нет, Платон был неправ, идея - это совсем другое!" Пытаюсь объяснить снова: "Когда Платон творил, он не мог знать, какой смысл в этот термин вложат классики марксизма-ленинизма. Если мы желаем  понять его философские идеи, нам придётся принять ту дефиницию. которую использовал он сам". А мадам мне в ответ: "Вот в этом он был и неправ!" Сорок минут шёл диалог двух глухих, потом я плюнула. К чему это я? Если роман, условно говоря, "не ваш", то не надо хаять автора. Почему бы не допустить, что вы просто не видите в нём чего-то, не понимаете языка образов, через которые он с вами говорит? Вот я, к примеру, ни рукой, ни ногой, ни через зонд, ни под наркозом не могу в себя запихать "Унесённые ветром". Значит ли это, что роман плох, не имеет никакого отношения к американской истории, а на основе образа Скарлетт О'Хара автор хотела сказать, что все американские женщины - дрянь? Да ни фига подобного!
Если же совсем утрировать, то передёрнуть при желании можно всё, что угодно. Скажем, на основе нашей дискуссии я делаю вывод" "Мария Валерьевна выступает за то, что доносить, плохо управлять государством и гоняться за тряпками - это хорошо, потому что так всегда делалось. И высмеивать это - глумление над всем народом" - правда ли это будет? М? Но ведь и к такому выводу можно прийти, если не пытаться понять оппонента даже в малости.
Некоторое количество не самых глупых людей в этом сообществе (не говоря о других людских сообществах) считают, что в "Мастере и Маргарите" что-то есть. Видимо, они там и впрямь для себя что-то видят. Или все эти люди - тоже гады, не уважающие советских людей, как и почитаемый ими автор?
Кстати, когда я высказала свою мысль о поколенческом феномене любви к МиМ своей бывшей ученице, а сейчас просто близкой подруге, она возмутилась и заявила, что от возраста это не зависит. Ей 34 года. Поверю на слово. Она роман тоже любит и видит там много подтекстов.

0

88

Я, наверное, единственная здесь, 15 лет проработала в советской торговле, в крупнейших киевских универмагах того времени: в ЦУМе и в "Украине". Вот где можно было ежедневно наблюдать сцены из булгаковского магазина.(((
Кто помнит из киевлян старый ЦУМ, там было пять торговых этажей. На пятом располагался отдел ковров. Ковры были дефицитом, их не каждый день "выбрасывали" в открытый доступ. К девяти утра под тяжелыми входными дверями магазина выстраивалась толпа. (не очередь - толпа) Милиция по звонку открывала эти двери со стороны Крещатика, и начинался кросс на 5-й этаж. Те, что добегали раньше, получали приз - возможность купить. Те, что не поспевали - оставались с носом.
Зрелище, в особенности зимой, было еще то: распаренные, раскрасневшиеся люди, толкая друг друга, цепляясь за скользкие мраморные перила, отпихивая все, что имело неосторожность оказаться на пути, неслись вверх. Это было мерзко, это унижало достоинство человека, это только поначалу было смешно: ежедневность таких зрелищ ( а оно было за обувью, за помадой из Болгарии, за тюлем для занавесок) стала раздражать, порой волна омерзения поднималась в душе: как же низко надо пасть, чтобы лупить себе подобных из-за нескольких метров кримплена. (так называлась импортная ткань, в которой было жарко летом).
Дефицитом человека низводили до положения овцы в отаре, которая несется к водопою.
Я, после этих представлений, очень быстро возненавидела торговлю. А про партсобрания, на которых клеймили, поносИли и подписывали я говорить не буду - вы достаточно и читали, и видели сами - Булгаков здесь мало что преувеличил.
Да, то что получила страна в перестройку - это ужасно, но Перестройка началась не в 86-ом: корни ее - в приходе к власти большевиков и в психологии самого народа, который привык долго молчать.

+2

89

Стелла написал(а):

Да, то что получила страна в перестройку - это ужасно, но Перестройка началась не в 86-ом: корни ее - в приходе к власти большевиков и в психологии самого народа, который привык долго молчать.

Думаю, что большевики здесь как раз не виноваты. Они пытались воспитать нового человека, привить ему достоинство и гордость. И даже почти получилось. Ведь не все ломали кости ближнему в гонке за дефицитом. Как раз достоинство советских людей, умиравших от голода, но не сдававшихся в блокаду, бившихся за каждый дом в Сталинграде, голодавших в деревне, как моя бабушка, пахавших на себе, но никогда не хаявших свою страну - вот это показатель.
А все эти стада в погоне за халявой - они оттуда, из прежнего времени. Как Воланд сказал: "В чём-то напоминают прежних". Кто был быдлом в душе, быдлом и остался. хоть как его возвысь. Тот же Шариков, которого из собаки сделали человеком - тому яркий пример. А кто был человеком, тот из безмозглого рифмоплёта-пролетария становится настоящим интеллигентом, как Иван Бездомный. Большевики не виноваты, они хотели как лучше. Они считали, что мечта о счастье для всех заменит благосостояние здесь и сейчас. Примерно два поколения так и прожили. Мой прадед первым добровольно отдал в колхоз своё имущество, сказал: "Хочу напоследок новой жизнью пожить!" Поколение моих бабки с дедом выиграло войну. И они тоже были не из стяжателей.
Беда в том, что вот это самое ненасытное стадо кадавров окопалось на самом верху и хотело от страны только брать, брать и брать. Себе любимым. И никому больше. Идея-то была хороша: накормить и обеспечить всех. Вот только равенства не было. Кто-то жрал из Торгсина, а кто-то на картошке жил в селе. Так оно и нынче ничем не лучше. Просто нынешнее гламурное стадо кидает уже не советские лозунги, а рекламирует общество всеобщего потребления. И они-то опять у кормушки. А работяги опять на картошке. и это с лучшем случае.
Люди как люди. И опять напоминают прежних.

+3

90

Jelizawieta, да, очень интересно. Пожалуйста, приведите обе редакции.
[indent]

Atenae написал(а):

Пытаюсь объяснить снова: "Когда Платон творил, он не мог знать, какой смысл в этот термин вложат классики марксизма-ленинизма. Если мы желаем  понять его философские идеи, нам придётся принять ту дефиницию. которую использовал он сам". А мадам мне в ответ: "Вот в этом он был и неправ!" Сорок минут шёл диалог двух глухих, потом я плюнула.

Atenae, если бы я заявил на семинаре по философии, что Платон не знал о классиках марксизма-ленинизма, боюсь, меня бы ещё пропесочили на комсомольском собрании как в высшей степени несознательного уклониста  :D  Вы ещё легко отделались, всего лишь 40 минут стены непонимания (но не стенки же  ^^ )
[indent]
Мария_Валерьевна, я слышу в Ваших комментариях искреннюю боль за страну и людей, которых раздели и разули. Это так. Но Вы же сами знаете, по своей жизни, есть вещи, которые невозможно отнять. Они у Вас есть: тёплое детство, любимые книги и на этом фундаменте — нелицемерная любовь к Отечеству. Михаил Афанасьевич тоже очень любил своё Отечество, нашу Россию, неважно, как она называлась при нём — РИ или СССР, или уже при нас — РФ. Он мог уехать в 20-е годы — не уехал. Он работал, чтобы дать нам прививку против опасностей, которые подстерегают всякую человеческую душу. Вот цитата из книги Леона Эндрью "Властелин спичек":
– Нет для дьявола лучшего лакомства, чем чистая душа, – сказал аптекарь. – Предложите ему чистую душу – и он ваш. Все очень просто.
– Все очень просто… – Антони поглубже натянул шляпу; дождь лил сильнее и сильнее. – А я голову ломаю: куда из Шарбона пропали все чистые души?
В Советском Союзе было много хорошего, и мы тому свидетели и пользователи. Но было и плохое, Булгаков акцентировался именно на выявлении плохого, как сатирик. Когда он работал фельетонистом в рабочей газете "Гудок", благодаря его острому перу у тружеников появлялась возможность сходить в баню, в нормальных условиях поесть и т.п. Он сам питался исключительно трудом своих рук. В юности, даже при почечной недостаточности, участвовал в Первой мировой войне санитаром-добровольцем. Затем был земским врачом. Затем газетчиком-подёнщиком. Он знал послереволюционный быт от "а" до "я", был со своей страной во всех трудностях и катаклизмах до самой смерти. И после смерти остаётся сыном своего Отечества. Нам, более старшему поколению, он показывал язвы на теле общества, как врач.
Согласен с Вами, что книги несут отпечаток времени, и восприятие злободневных текстов всегда иное, нежели мемориальных.
Собственно, предмета для спора нет, потому что о вкусах-то спорить бессмысленно...
Нам просто очень жаль, что такой чуткий ценитель словесности, как Вы, не находите в Булгакове пищи для души. Жаль...
Но вот у меня была знакомая, которая обожала Пастернака, а я к нему совершенно глух. Признаю. Но очень люблю, например, Шефнера, советского поэта и фантаста, младшего современника Булгакова. Любовь к текстам — она ведь так избирательна. Книги имеют не только свою судьбу, но и "группу крови" — совпадает она с твоей или нет, принимается или нет... :)

+4

91

Стелла, как я однажды сверзился с этой мраморной лестницы... Какая же она скользкая была, зараза! К счастью, я был без ковра!  :D 

Atenae написал(а):

Беда в том, что вот это самое ненасытное стадо кадавров окопалось на самом верху и хотело от страны только брать, брать и брать. Себе любимым. И никому больше...
Люди как люди. И опять напоминают прежних.

Именно. Люди всегда люди. "Нет, ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит" (с) "Мёртвые души"

+4

92

Старый дипломат, а теперь представьте, как я по этой лестнице спускалась и поднималась со стремянкой на плече(той самой, металлической, за 17 рублей)))))) с четвертого этажа, потому что ехать на эскалаторе среди людей несподручно.

+1

93

Старый дипломат написал(а):

Atenae, если бы я заявил на семинаре по философии, что Платон не знал о классиках марксизма-ленинизма, боюсь, меня бы ещё пропесочили на комсомольском собрании как в высшей степени несознательного уклониста  :D  Вы ещё легко отделались, всего лишь 40 минут стены непонимания (но не стенки же  ^^ )

Ну так десять лет исторической разницы между нами.)))) И, опять же, это была перестройка. Года два спустя у нас устроили партийно-комсомольское толковище на тему: "Возможен ли плюрализм в СССР". И я уложила эту даму на лопатки, заявив: "Не только возможен, но и необходим. Иначе нарушается закон диалектики "единство и борьба противоположностей". И дама вынуждена была признать мою правоту, ибо классиков крыть было нечем. Правда вот тогда уже последовал выговор. Правда, не только за это. Нас на это толковище согнали с методики воспитательной работы. На перемене мы сходили, а там грустная аспиранточка сидит и напрасно нас ждёт. Мы с подругой-старостой заваливаемся в аудиторию и при всех преподах и партийных бонзах объявляем: "Четвёртый курс, пошли на семинар! Чего тут время терять?" И все пошли. Всем и прописали потом. На том толковище второй секретарь обкома сидел. Вам не надо объяснять, какие вопросы он курировал.)))
А там ещё один аттракцион случился. Портрет Ленина со стены упал. А мне вдруг вспомнились "Прозаседавшиеся": Маркс на стенке висел-висел, а тут разинул рот да как заорёт!... За точность цитаты не ручаюсь, но аплодировали мы этому падению знатно.
Перестройка, птица-тройка!

+4

94

Atenae, моя жена рассказывала, как на худсовете (год этак 80-й или 81-й) принимали иллюстрации к чему-то там про Ленина, а художник нарисовал его в кепке на голове и в кепке в руке. Усмотрели фронду, и чуть было не дошло до исключения из партии, но отделался болезный строгим выговором за пьянство на рабочем месте (в том смысле что с перепою нарисовал). И это не анекдот.

+3

95

А я вспомнила, как мы с моим другом яростно обсуждали нововведения Горбачева в году, этак 89-ом, и пришли к выводу, что в стране сейчас самое интересное начинается, и глупо из нее куда-то уезжать.
А через неделю этот друг пришел ко мне на работу в конце дня, сказал, что есть что обсудить, и, провожая меня до троллейбуса, как раз на переходе улицы Свердлова, сказал: " Я получил вызов из США. будем уезжать". Я от неожиданности чуть под машину не попала. Как это - уезжать? А Горбачев?))))
Друг этот изумительно устроился: он известный художник, фотограф, у него свое дело, а сыновья имеют свои студии в Голливуде. А все - не просто так. Он вовремя вступил в Демократическую партию.)))) Так что надо уметь находить свое место в любой стране.))))
Я как-то раз попала на худсовет производственного объединения "Продоформление" в Москве. Это надо было смотреть и слушать, хотя до Ленина там не дошло.
А вы знаете, что практически при каждом НИИ был закрытый отдел, где изучались новинки производства в данной области в разных странах? Мужу привелось поработать в таком от полиграфии. Сами изобретать уже не хотели, драли безбожно и внедряли, как свое.( но это уже 70-80-е. Королевы были не везде.)

+3

96

Atenae, второй секретарь по идеологии — это всегда было пугало, копия своего первообраза Суслова. От них каким-то моргом несло от всех.
Если бы не Суслов, мы бы не ввели войска в Афган. Его слово было решающим.
Вообще, когда он умер, ходил слух, что его убрали "буром", т.е. КГБ, потому что сухой и мёртвый внутри страны, он был бешеным любителем авантюр за рубежом, несколько раз по-крупному подставлял "контору" и надоел хуже горькой редьки.
Я как раз диплом писал о расчёте "братской помощи" вложений, а Суслов считался в этом вопросе главным корифеем.

+1

97

О, Суслов - это был Кощей Бессмертный. Тварь редкая, это да. Израиль ему особенно должен был быть "благодарным" за создание "палестинского народа"(( Если бы его убрали пораньше, скольких бы бед избежали.

+2

98

Стелла, он был бешеный антисемит. Помните его "налог на эмиграцию"?
Мой тесть был еврей по маме и страшно боялся, что это "всплывёт" именно по причине наличия Суслова.
К слову, как раз и цитата подходящая из "МиМ":
– А как его фамилия? – тихо спросили на ухо.
– То-то фамилия! – в тоске крикнул Иван, – кабы я знал фамилию! Не разглядел я фамилию на визитной карточке... Помню только первую букву «Ве», на «Ве» фамилия! Какая же это фамилия на «Ве»? – схватившись рукою за лоб, сам у себя спросил Иван и вдруг забормотал: – Ве, ве, ве! Ва... Во... Вашнер? Вагнер? Вайнер? Вегнер? Винтер? – волосы на голове Ивана стали ездить от напряжения.
– Вульф? – жалостно выкрикнула какая-то женщина.
Иван рассердился.
– Дура! – прокричал он, ища глазами крикнувшую. – Причем здесь Вульф? Вульф ни в чем не виноват!

Отредактировано Старый дипломат (21.10.2019 17:15)

+2

99

Сейчас начала цитату мужу читать, так он мне закончить не дал, сам процитировал.))))
Да вообще - Политбюро, во все времена, это еще тот паноптикум был.))))
Украинское Политбюро дед знал все: еще бы, они все у него шили костюмы, пальто и макинтоши, а в редчайших случаях - фраки.)))  Фрак - это такая форма, которую уметь носить дано не каждому. Но критически посмотреть на себя сумел только Туполев.)))
Дед знал всех, но самое интересное : его все это звериное кодло уважало. К нему обращались по всем вопросам, минуя настоящего директора "Коммунара"(так звались эти мастерские на Печерске.) И директор от него избавился: довел до сердечного приступа и отправил на пенсию. А дед еще года два бесплатно кроил и делал примерки, просто потому что не мог без этого. И никто ему не оплачивал работу, мы сразу ощутили, как не стало денег. Но дед был человек гордый, не хотел никого просить. Потом к нему вернулась часть его, уже городской клиентуры, а потом парализовало бабушку - и все, за полгода кончились запасы и наступила если не нищета, то нечто близкое к ней.

Да, вашему тестю было чего опасаться: еврей по матери - это 100% еврей, еврей по Галахе. Политбюро в этих делах секло, они в таких нюансах хорошо разбирались. В первом правительстве только у Калинина, и еще кого-то, жены не были еврейками.)))

Отредактировано Стелла (21.10.2019 17:42)

+2

100

Фрак — а как же! Его можно носить только при идеальной осанке :) Наверняка Ваш дед шил фраки для партийных бонз, когда в Киев приезжала принцесса Анна? Я-то в то время ещё в Питере жил...
Хотя, может, если бы Щербицкий пришёл к власти, мог бы стать вторым Дэн Сяо Пином. Но что теперь гадать.
Стелла, наши молодые коллеги не понимают, например, того дьявольского искушения, которое было у меня во время наиболее острого противостояния с тестем — просто "стукнуть" куда следует, что он "скрывает подлинную национальность" и "собирается в Израиль". Сейчас накала этих страстей просто не понимают, и слава Богу!
А как он меня ненавидел: мало того, что я влез к его дочери, так ещё и знаю "страшную тайну", которой она меня вооружила именно чтобы обезопасить от него. Драм-м-ма шекспировского масштаба!  :writing: 
Самое невероятное в этой истории, что мы с ним в конце концов помирились. Но стоило нам как-то друг друга признать, как моя жена заявила "ты в точности, как мой папа!" и снова улетела искать себя :D

+2

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » В плену книжных страниц » "Мастер и Маргарита": разные ракурсы