Решила я остановиться на своем любимом Дюма, а точнее – на «Трех мушкетерах» с кратким историческим экскурсом в «Двадцать лет спустя».
Итак, кольца. Целых два штука.
Начнем с того, которое возникает в тексте первым. Алмаз королевы Анны Австрийской, которым она одарила д`Артаньяна за спасение своей чести.
Самый явный смысл, который несет подобный подарок – монаршья милость.
Для тех, кто понимает исторические реалии того времени, появляется еще один смысл. Это клятва «Никогда не забуду». Причем интересны обстоятельства, при которых происходит передача дара: королева просто протягивает руку с перстнем за портьеру, д`Артаньян целует руку государыни и принимает перстень. Он не видел ее, она не видела его. О каких-либо чувствах и речи быть не может.
Смысл третий, связанный с первым и вторым: это символ рыцарского служения Прекрасной Даме, величайшая награда, какую может получить рыцарь за преданность. Естественно, что д`Артаньян воспринимает подобный подарок как талисман.
Смысл четвертый является чуть позже: подарок, который может оказаться гибельным для его владельца, поскольку он несет в себе слишком много информации о дарителе. О чем гасконца и предупреждает благосклонно относящийся к молодому гвардейцу капитан де Тревиль: «У пистолей, молодой человек, нет имени, а у этого перстня есть имя, страшное имя, которое может погубить того, кто носит его на пальце».
Итак, это королевский дар за преданность, который и ценой, и внешним видом свидетельствует о статусе дарительницы.
Далее по тексту рыцарь еще раз проявляет свою преданность Прекрасной Даме, когда продает свой драгоценный талисман для того, чтобы спасти герцога Бекингема. Причем на процесс принятия решения о продаже повлияли все три друга главного героя – это трогательное проявление единодушия косвенно свидетельствует о теснейшей душевной связи мушкетеров.
Казалось бы, тема исчерпана! Ан нет! Этот же перстень возникает в продолжении «Трех мушкетеров» - «Двадцать лет спустя». Там деталь тоже превосходно работает на текст. Королева выкупила перстень у капитана гвардейцев Дезессара. Но перстень лежит у нее – и двадцать лет в жизни бравого лейтенанта ничего не происходит. Нуждаясь в помощи, королева отдает перстень своему фавориту, кардиналу Мазарини – для того, чтобы Мазарини вернул кольцо д`Артаньяну.
Кольцо вновь исполняет свою роль символа королевской власти. На сей раз оно еще и символ корыстолюбия: Мазарини не только оставляет кольцо у себя (эта маленькая деталь добавляет штрих к негативному образу кардинала), но и заставляет д`Артаньяна беспрекословно повиноваться – именем королевы. Это получается у него сразу: д`Артаньян узнает перстень.
Через некоторое время перстень опять превращается в талисман, приносящий гасконцу удачу: Мазарини вынужден отдать кольцо королевы. Справедливость торжествует, алчность наказана.
Наконец, кольцо вновь расстается со своим владельцем (д`Артаньян отмечает с грустью, что некоторые кольца имеют свой характер – так вот, они с этим перстнем характерами явно не сходятся). Причина – нужны деньги на спасение еще одного венценосного страдальца, короля Карла I.
В этот раз круг уже не замкнется. Лондонского палача удастся подкупить, но король Карл погибнет на плахе.
И уж если совсем углубляться, то получается у меня вот что: кольцо королевы - это еще и символ бескорыстного служения королевской власти. Попавшая в беду женщина, несчастливый король, против которого взбунтовались его подданные - они слабы, они требуют помощи. Д`Артаньян, который не лишен некоторой доли любви к богатству, готов пожертвовать материальными ценностями ради торжества справедливости.
Если почтенному обществу любопытно, поведаю историю про еще одно колечко из «Трех мушкетеров»: алмаз в оправе из сапфиров.
Кстати, и алмаз-то - камень непростой. Красивый - да, дорогой - да, "статусный" - да, но и символ прочности тоже.
Отредактировано Джиль из Лисса (01.02.2013 10:34)