У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

Аудиокниги и клипы по произведениям наших авторов теперь можно смотреть и слушать в ю-тубе и рутубе

Наш канал на ютубе - Ссылка

Наш канал на рутубе - Ссылка

Встроенный аудиоплеер на форуме все еще работает с перебоями, увы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Академия пана Кляксы » Задание № 2. Про колечко... (анализ детали в литературном тексте)


Задание № 2. Про колечко... (анализ детали в литературном тексте)

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Решила я остановиться на своем любимом Дюма, а точнее – на «Трех мушкетерах» с кратким историческим экскурсом в «Двадцать лет спустя».
Итак, кольца. Целых два штука.
Начнем с того, которое возникает в тексте первым. Алмаз королевы Анны Австрийской, которым она одарила д`Артаньяна за спасение своей чести.
Самый явный смысл, который несет подобный подарок – монаршья милость.
Для тех, кто понимает исторические реалии того времени, появляется еще один смысл. Это клятва «Никогда не забуду». Причем интересны обстоятельства, при которых происходит передача дара: королева просто протягивает руку с перстнем за портьеру, д`Артаньян целует руку государыни и принимает перстень. Он не видел ее, она не видела его. О каких-либо чувствах и речи быть не может.
Смысл третий, связанный с первым и вторым: это символ рыцарского служения Прекрасной Даме, величайшая награда, какую может получить рыцарь за преданность. Естественно, что д`Артаньян воспринимает подобный подарок как талисман.
Смысл четвертый является чуть позже: подарок, который может оказаться гибельным для его владельца, поскольку он несет в себе слишком много информации о дарителе. О чем гасконца и предупреждает благосклонно относящийся к молодому гвардейцу капитан де Тревиль: «У пистолей, молодой человек, нет имени, а у этого перстня есть имя, страшное имя, которое может погубить того, кто носит его на пальце».
Итак, это королевский дар за преданность, который и ценой, и внешним видом свидетельствует о статусе дарительницы.
Далее по тексту рыцарь еще раз проявляет свою преданность Прекрасной Даме, когда продает свой драгоценный талисман для того, чтобы спасти герцога Бекингема. Причем на процесс принятия решения о продаже повлияли все три друга главного героя – это трогательное проявление единодушия косвенно свидетельствует о теснейшей душевной связи мушкетеров.
Казалось бы, тема исчерпана! Ан нет! Этот же перстень возникает в продолжении «Трех мушкетеров» - «Двадцать лет спустя». Там деталь тоже превосходно работает на текст. Королева выкупила перстень у капитана гвардейцев Дезессара. Но перстень лежит у нее – и двадцать лет в жизни бравого лейтенанта ничего не происходит. Нуждаясь в помощи, королева отдает перстень своему фавориту, кардиналу Мазарини – для того, чтобы Мазарини вернул кольцо д`Артаньяну.
Кольцо вновь исполняет свою роль символа королевской власти. На сей раз оно еще и символ корыстолюбия: Мазарини не только оставляет кольцо у себя (эта маленькая деталь добавляет штрих к негативному образу кардинала), но и заставляет д`Артаньяна беспрекословно повиноваться – именем королевы. Это получается у него сразу: д`Артаньян узнает перстень.
Через некоторое время перстень опять превращается в талисман, приносящий гасконцу удачу: Мазарини вынужден отдать кольцо королевы. Справедливость торжествует, алчность наказана.
Наконец, кольцо вновь расстается со своим владельцем (д`Артаньян отмечает с грустью, что некоторые кольца имеют свой характер – так вот, они с этим перстнем характерами явно не сходятся). Причина – нужны деньги на спасение еще одного венценосного страдальца, короля Карла I.
В этот раз круг уже не замкнется. Лондонского палача удастся подкупить, но король Карл погибнет на плахе.
И уж если совсем углубляться, то получается у меня вот что: кольцо королевы - это еще и символ бескорыстного служения королевской власти. Попавшая в беду женщина, несчастливый король, против которого взбунтовались его подданные - они слабы, они требуют помощи. Д`Артаньян, который не лишен некоторой доли любви к богатству, готов пожертвовать материальными ценностями ради торжества справедливости.

Если почтенному обществу любопытно, поведаю историю про еще одно колечко из «Трех мушкетеров»: алмаз в оправе из сапфиров.

Кстати, и алмаз-то - камень непростой. Красивый - да, дорогой - да, "статусный" - да, но и символ прочности тоже.

Отредактировано Джиль из Лисса (01.02.2013 10:34)

+3

2

Прекрасный анализ, Джиль! Не знаю, как сообществу, а мне весьма любопытно продолжение. Ждём-с!

0

3

"А что это у него в кармашке, моя прелесссть?" :)
Ладно, давайте дубль два. :)

Сначала просто про предмет как таковой.
Второе кольцо появляется в тексте позже, чем первое, потому читатель уже осведомлен о том, что у перстня может быть имя.
У этого есть, как выяснится со временем, не только имя, но и история. Дюма оставляет нас в неведении о том, каким образом кольцо попало к королеве Анне (правильно, для развития сюжета подобные подробности лишние), но считает необходимым достаточно подробно изложить, как путешествовало от владельца к владельцу второе кольцо. Оно и понятно: это семейная история, причем история одного из главных персонажей - Атоса.
Кольцо королевы все же сохраняет нейтральную окраску, а второй перстень - нет.
Исходя из того, что постепенно узнает читатель, можно восстановить всю цепь событий. И вот тут уже переходим на уровень того, как художественная деталь помогает раскрывать характеры персонажей и влияет на развитие сюжета.
Кольцо - знак высокого статуса семейства. Это предположение подкрепляется признанием Атоса: "Я родом из Берри". Берри - родной край для самых древних и благородных родов королевства. Дворянство высочайшей пробы, если так можно выразиться. Потому и выбор материалов - золото, сапфиры, алмаз.
Кольцо - знак преемственности поколений. Оно переходит от одного старшего представителя семейства к другому. Интересная особенность - кольцо может носить как мужчина, так и женщина. Логично предположить, что его можно регулировать по размеру, а тонкость работы и изящество кольца одинаково подходят представителям обоих полов.
Кольцо - знак доверия мужа к жене. Не иначе. "Мы принесли клятву верности друг другу у алтаря, и я знаю, что эта клятва крепка как алмаз, имеет вечную ценность как золото и прекрасна как сапфиры" - можно расшифровать примерно так.
Кольцо - память о предыдущих поколениях. Эта память настолько ценна, что даже незначительная погрешность в виде царапины на одной из граней алмаза, возникшая в результате случайности, не только не портит кольцо, но и придает ему очарование. Есть лишний повод вспомнить семейную историю.
В истории Атоса и миледи кольцо - один из символов обманутой любви и погибшей чести. Граф де Ла Фер получил кольцо от своей матери и подарил в ночь любви своей юной жене. Видимо, кольцо было на графине и в день роковой охоты. Деталь играет на общую картинку: граф, узнав страшную правду, повесил жену и разодрал на ней платье, чтобы продемонстрировать, за что она предана смерти, но оставил на графине все драгоценности. Не до меркантильности было.
Кольцо играет на раскрытие образа миледи. Остается загадкой: если кольцо настолько ценное и узнаваемое, почему она продолжала его носить, не продала? Можно предположить, что миледи была уверена в том, что ее первый супруг мертв, потому и позволила себе не избавляться от кольца. Кроме того, кольцо опять выступает как символ непреодолимой страсти: миледи увлеклась графом де Вардом и в ночь любви одаривает любовника не чем-нибудь, а этим самым кольцом. Оно и для нее символизирует искренность чувств. Кроме того, миледи помнит, что кольцо имеет имя, она рада избавиться от воспоминаний, которые не доставляют ей никакой радости: "Приняв его, вы оказываете мне неоценимую услугу". Теперь кольцо у де Варда, и он имеет полное право не отвечать, от кого и по какому случаю получил столь ценный подарок.
Кольцо, попавшее на палец д`Артаньяна, оказывается меткой для Атоса. Он не может не узнать вещь, которую помнит до мелочей. У автора есть прекрасная возможность показать все терзания и мучения Атоса: не глядеть невозможно, так как это память, одновременно сладостная и мучительная, смотреть - никак, потому что о слишком страшных событиях оно напоминает.
И, наконец, через кольцо Атос получает урок: иногда необходимо переступить через себя, усилием воли отпустить прошлое, чтобы получить шанс на будущее. Кольцо - лишь кольцо, лишь память о прошлом. Уже не символ, а просто ценная вещь. Прошлое не изменить, будущее туманно, а здесь и сейчас продажа кольца может избавить от многих затруднений. Кольцо, по сути, принадлежит Атосу. Он им и распоряжается по-хозяйски. Избавиться от собственных привязанностей не так-то легко, потому поначалу кольцо закладывают. Но уже через час Атос согласен навсегда лишиться фамильной драгоценности. Тут ситуацию можно расшифровывать как пожелает читатель: можно вообще не заметить, можно предположить, что Атос окончательно свыкся с маской простого мушкетера Атоса и принял окончательное решение забыть о том, что он граф де Ла Фер. Можно, напротив, трактовать произошедшее как незаметное для окружающих возвращение Атоса в его истинное состояние: старший в роду без зазрения совести может распоряжаться всем имуществом. В том числе и каким-то там кольцом.
Былая сверхценность оказывается просто красивой и дорогой побрякушкой, Атос по-братски делится своим богатством с д`Артаньяном, друзья получают экипировку. Есть ценность выше, чем фамильное кольцо - это дружба.

Отредактировано Джиль из Лисса (02.02.2013 09:25)

+2

4

Безупречный анализ, на мой взгляд. Очень хорошо показано, как работает деталь.

+1

5

Кольцо Всевластия от зависти должно  нервно куда-то укатиться :)) Замечтательно! :yep:

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » Академия пана Кляксы » Задание № 2. Про колечко... (анализ детали в литературном тексте)