Этот автор - мое Открытие Года.
Слышала о нем, видела книги, ошибочно предполагала, то он - дитя кого-то из эмигрантов (из-за фамилии). Чаще всего на слуху оказывался "Замок Броуди". Из кусочков, еще не читая, я примерно представила сюжет, который заинтересовал. Потому, увидев издание 50-хх годов на стенде "Отдается безвозмездно, то есть даром", забрала себе. И лет пять до него не доходили руки.
И вот, в начале этой зимы, я наконец, открыла эту книгу.
Совпала ли она с моим представление о ней? И да, и нет. Но я ни капли не разочарована. Мне было, кого любить. Кого презирать и ненавидеть, к кому попеременно испытывать разные чувства. Я с удовольствием погрузилась в хороший, неторопливый язык, отлитый в форму семейного романа 19 века. И, - о чудо! Несмотря на то, что автор творил в 1930-хх годах, пройдя Первую Мировую войну, и проживая не самую легкую жизнь, я не увидела ни постмодернистских игр, ни выворачиваний наизнанку морали и истории, ни завываний на тему "Этот ужасный, ужасный, ужасный мир, и столь же ужасные люди!".
А этот момент лично для меня принципиально важен, ибо тема "Потерянного поколения" - совсем не мое. Я читала Фицжеральда, я читала Хэмингуэя, я читала, и даже была в восторге от отдельных моментов у Ремарка... Но я люблю, когда в книге о тяжелых временах и трагических судьбах есть ощущения того, что жизнь - все-таки больше этого. Что в ее полотне не только черные и гнилые нити. Что все продолжается, и не завершается горем и болью одного человека.
На самом деле, в первом же, и самом знаменитом романе Кронина ("Замок Броуди") тяжелого, страшного, горького очень много. Это история о социальных условностях и рамках, - которые губят. Это история упорства - которое губит. Это история любви - которая опять-таки, губит. Это история истинной гордости и достоинства, которые спасают.
Джеймс Броуди - глава дома. По правилам социального уклада вообще, и одной семьи в частности, его удобству подчинено все в доме. Жена сведена на положение безгласной рабыни. Мать - угодливой приживалки. Дети...
Старшая дочь, Мэри, особо нелюбима никем из родителей. И в данном случае, это - великое благо. Ее душа - сама по себе, не скованная ни уродливым баловством, ни тираническим восхищением. Мэри предстоят очень трудные испытания, но она так отделена от семьи, что умеет брать ответственность за свои поступки, и гордость, - ничего не ждать от родных. Особенно, от отца.
Второй ребенок, сын, Мэтью - любимец матери. Угнетенная мужем, в сыне она видит единственную отдушину. Ему - лакомые кусочки тайком, ему - возможность притвориться больным, ему - последние деньги и силы. Броуди, напротив, презирает сына , считая его ( и не без оснований) слабаком и трусом. Юноша жаждет свободы и удовольствий - но платить за них должен кто-то другой.
Младшая - Несси. Гордость отца, его знамя, его возможность доказать миру превосходство фамилии Броуди. У девочки феноменальная память. И вот, Джеймс Броуди, ни во что не ставящий женщин вообще, убежден, что его умная дочка будет очень, очень ученой. Закончит с отличием школу, и выиграет конкурс на стипендию Первая из девушек города. Дело происходит в 1880-хх годах, но ставка отцом сделана именно на дочь. Потому, главная обязанность Несси - учиться. Целыми днями сидеть за книгами, и приносить из школы только "первое место в классе". Упрямо штурмовать вершину, назначенную отцом...
Какие знакомые типажи и ситуации! Замкнутая девушка "сама по себе", балованный слабый паренек, замученная высокими стандартами отличница... Мне кажется, некоторым родителям прямо-таки обязательно надо читать этот роман, чтобы не повторять ошибок Джеймс и Маргарет Броуди.
Да, в этом первом детище Кронина еще проскальзывают моменты пафоса и мелодрамы, не все герои могут похвастаться объемом и глубиной. Но тем не менее, она мудра, прекрасна и человечна.
Ну, а мой любимый персонаж, безусловно, доктор Ренвик. Человек, сумевший преодолеть ханжеские взгляды своего (и не только своего) времени. Разглядевший достойного любви человека в девушке оступившейся, и отвергнутой другими. Что в 1880-е, что 1930-е - поступок смелый, и благородный.
Второй роман Арчибальда Кронина, прочитанный мною, - "Цитадель". Это уже не семейная сага, а роман взросления и воспитания.
Эндрю Мэнсон, молодой выпускник-медик, получает место в маленьком шахтерском городке. Он полон хороших, честных стремлений и надежд. Реальность ужасает юношу, но он упорно поступает по совести, даже если это идет в разрез с законом. Например, помогает другому доктору взорвать канализационную трубу. Ибо иначе власти не будут ее менять, а от эпидемии брюшного тифа, заразившись через питьевую воду, уже слегло множество людей...
Эндрю - честен, беден, активен и молод. По любви он создает семью с чудесной девушкой, которая становится ему другом и помощником. Но это только середина романа. А вот что происходит дальше? Как подобный Мэнсону человек превращается в шарлатана и бюрократа, почему перестает отзываться на крики страдания, и готов пользовать богатых бездельников фальшивыми лекарствами?
И - возможно ли вернуть обратного честного и воодушевленного Эндрю?
И опять-таки, эта тема очень актуально и сейчас. Когда коммерция и медицина сливаются в трогательном экстазе, порождая богатство одних, и горе других.
Ну, и лично мне было интересно увидеть изнанку "богатого и успешного" Запада (в лице Англии и Шотландии) 1920-30-хх годов. Не изящные приемы на виллах, ни роллс-ройсы и рестораны, ни пляжи на Ривьере. А жизнь шахтерских семей, существование обитателей небогатого района Лондона, бюрократическую и полную взаимных услуг медицинскую систему страны. А ведь Кронин коммунистом не был, и за точно СССР никого не агитировал.
Ну, и третий роман, прочитанный мною на сегодняшний день - "Три любви".
Люси Мур умеет отдать себя чувству без остатка. Страстно, пылко, преданно. И эта любовь - деятельная. Люси точно знает, что и кому нужно для счастья, и готова, засучив рукава, потрудится для достижения цели.
И каждый раз все получается совсем не так.
Нет, не она одна в этом виновата. Люси есть за что уважать и ценить. Но она же - предупреждение для всех, кто хочет положить себя на алтарь, ради... Неважно, кого. Особенно это касается женщин, - увы, именно им почему-то часто присущи подобные настроения. Мало кто понимает, что и жизнь, и другие, даже самые близкие люди, не обязаны следовать твоим планам и ожиданиям. Самым правильным и логичным, выстраданным и выверенным.
Поэтому нужно иначе. Как? Автор однозначного ответа не дает. Но прожив два десятка лет с Люси Мур, мы может хотя бы понять - как НЕ НАДО.
На очереди у меня лежит томик "Звезды смотрят вниз". Но сделаю небольшой перерыв, хотя и не могу сказать, что Кронин меня утомил. Но все-таки, вкусное надо растягивать.
А кто здесь читал Кронина? Какие у вас впечатления от его романов?