Дорогие друзья!
В качестве небольшого новогоднего подарка с удовольствием показываю вам диафильм по рассказу очень популярного во время моего детства писателя Анатолия Мошковского:
https://youtu.be/1oKcJb1juBo
Просмотр диафильмов в кругу родных и друзей было очень распространённым времяпрепровождением в 60-70-е годы. В прямом смысле ламповым , так как обычная лампа накаливания являлась основным элементом этого прибора.
Ровно полвека назад я смотрел это, говоря современным языком, слайд-шоу вместе с друзьями накануне нового, 1970-го, и мне было очень хорошо Хочу передать вам в этакой "капсуле времени" немножко духа того времени.
Анатолий Мошковский, родившийся в 1925 году, в детской литературе является преемником Аркадия Гайдара и предшественником Владислава Крапивина. Он автор многих хороших рассказов для детей.
Поскольку в детстве сам писатель повредил руку во время мальчишеского баловства со взрывчаткой, то в 18 лет, то есть в 1943 году, он не был призван в армию. Это обстоятельство - факт того, что он уцелел, потому что оказался негоден (а мужчины 1925 года рождения после войны были редки, как динозавры) - наложило очень узнаваемый отпечаток на всю его прозу.
Как правило, драматургия произведений Мошковского закручена либо вокруг мальчишеской борьбы за место в иерархии, либо по поводу "осознания судьбы" (родиться/стать инвалидом, родиться с мужскими половыми признаками неравно "состояться как мужчина", преодолеть физический недостаток - стать "дваждырождённым" т.е. первым после Бога, "первенца из мёртвых", со всеми атрибутами богоравного героя в контексте советской атеистической парадигмы, и т.п.).
В общем, проза Мошковского для детей 60-70-х была очень интересной, моделирующей многие узнаваемые трудности роста.
Одной из таковых была достаточно болезненная проблема для человека мужского пола от 7 до 13 лет: как с минимумом потерь вырваться из-под власти авторитарной матери. Она впервые встала как массовое, социологически масштабное, явление именно перед моим поколением, поскольку у предыдущих поколений, в семьях 1) с 5-8 детьми и 2) с "женщинами на кухне", её просто не существовало.
Об этой проблеме и рассказывается в диафильме.
Предлагаю литературную игру (если у кого-то появится на неё время): дописать эпилог, буквально один абзац. Как сложатся первые 5-10 минут жизни маленького Кости после последнего кадра диафильма?
Это своего рода зеркальное отражение темы о становлении английской леди в переломную эпоху, о котором нам так интересно рассказывает Мария Валерьевна в своей теме о Шерлоке Холмсе и его времени.
Дописать эпилог
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться131.12.2019 23:07
Поделиться201.01.2020 09:13
Старый дипломат, какие дивные рисунки!
Детством на меня пахнуло в другом плане: мама, когда мы выезжали на дачу, разрешала мне все: и с деревенскими играть, и в ночное поехать, и по деревьям лазить. Но она приезжала ненадолго, а все лето я маялась с дедом и бабой, которые были пострашней этой мамы из диафильма.)))
У меня есть куча диафильмов, которые мы с собой привезли вместе с проектором.))) надо глянуть: если их не съели муравьи?
Поделиться301.01.2020 18:46
Стелла, ага, старые диафильмы - артефакты целой эпохи!
Поделиться401.01.2020 20:42
У меня куча диафильмов, которые я делала к лекциям в Планетарии. Мне еще повезло поработать в нем, в новом здании, пару лет, когда он был на взлете, пока его не съело окончательно общество "Знание". Это была очень увлекательная и познавательная работа. Что с ним стало теперь - понятия не имею. Вообще, работа над диафильмом - это немного сродни комиксам.