У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

В данный момент на форуме наблюдаются проблемы с прослушиванием аудиокниг через аудиоплеер. Ищем решение.

Пока можете воспользоваться нашими облачными архивами на mail.ru и google. Ссылка на архивы есть в каждой аудиокниге



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Куда форель в реке хвостом плеснула » 01. Глава первая. Ведьма из посёлка Рийхийоки


01. Глава первая. Ведьма из посёлка Рийхийоки

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

http://forumstatic.ru/files/0012/57/91/19816.png
Глава первая
Ведьма из посёлка Рийхийоки

http://forumstatic.ru/files/0012/57/91/42904.png
   
- Она точно ведьма! – возбуждённым шёпотом сообщал двум приятелям девятилетний Инту Самулинен. – Совершенно точно ведьма, вот чем хотите поклянусь!
Олва Мяккинен, восьми лет от роду, думал недолго:
- Чтобы ты весь год просыпал на школьный автобус и добирался до школы сам!
Проклятье было значимым, поскольку мальчишки чётко знали с самого раннего детства, куда и как можно и нужно добираться самостоятельно или со взрослыми в любую погоду. Полагаю, что этим знанием нужно овладеть и вам. Мамы и папы, прикройте глаза и не читайте то, что я изложу ниже! Хотя ладно, можно открыть, вы сами это знаете. Вспомните себя в детстве и не вздумайте наказывать юных негодяев, иначе я первая вызову службу по защите детей от насилия! Или современные правила, или традиции, которые вы помните с детства!
Что? Традиции? Тогда кто не знает, пусть слушает!
Итак, мужчина девяти лет от роду в Рихийоки и на пятнадцать километров в округе не считался достойным, если он никогда, совсем никогда в жизни не переночевал с удочкой в руке на речке или озере без присутствия рядом взрослых, не знал десять верных способов развести костёр с двух спичек, хотя бы раз в жизни не спасся из водоворота, ныряя с мельничной запруды, не выпутался пару раз из чужих сетей при купании в незаконном месте и понятия не имел, как за пять дней избавиться полностью от впечатляющего нарыва на ноге или руке, оставленного мелкой гадкой мошкой. Понятно, что если эта тварь, которую не сразу и заметишь, тяпнула за лицо, то потащат к доктору, а если отёк надёжно скрывают джинсы или рукава рубашки (тут главное ходить по дому в пижаме, паинькой), то имелись варианты: к примеру, дождаться, пока родители уедут по делам, включить или растопить сауну, как следует пропариться, пропотеть, вымыться в горячей воде и прямо там безжалостно протереть маминым капроновым спонжем место укуса. Будет не так больно, на месте расчёса появится прозрачная капелька лимфы. Тут не жалей себя, выдавливай всё, пока не поймёшь, что ранка прочистилась, промывай водой и знай, что через три дня отёк спадёт, а если заметят коросту, то всегда можно сослаться на неудачное падение.
Нельзя было уходить на дальнее озеро с топкими берегами, потому что там жил ахти, водяной, а кто же не понимает, что ахти слушается только тех, кому исполнилось четырнадцать лет. Нельзя было не предупредить кого-то из доверенных приятелей о том, куда ты отправился на плоту. Нельзя было пропустить все четыре занятия воскресной школы в месяц, вне зависимости от того, ходишь ты в православный храм или кирху. Нельзя было открыто врать родителям. Нельзя подставлять друзей.
Зато обязательным для достижения авторитета среди ровесников считалось наведаться на форелевую ферму господина Туомостена, прокрасться к озеру, доплыть до красных пополавков, не попав под зоркий глаз видеокамер и обманув бдительную охрану, немного подрезать сеть, и… Ха-ха-ха! Какая-нибудь рыбина из тридцати тонн откормленной форели, которая ринется наружу, станет твоей!
Дальше, если повезёт, случится не безумный штраф, и не разборка с родителями и полицией, а вкусная уха, клокочущая в котелке на берегу. Если не повезёт… ну, не поедешь ты летом к тётке в Турку, делов-то… Муми-тролли для девчонок!
У Инту под подушкой лежали как раз сказки про муми-троллей, но он считал себя человеком чести, знал все правила и плевать хотел на службу по защите детей от насилия!
- Клянусь! – он, не моргая, посмотрел на приятеля взглядом, достойным рыцаря Айвенго.
Олва кивнул и протянул загорелую, покрытую ссадинами и не очень чистую руку третьему участнику сговора, семилетнему Ханну Мускиненну. Тот деловито сплюнул через дырку в передних зубах изрядный кусок соснового вара, который предпочитал всяким жвачкам и свёл ладони приятелей вместе, прижав своими:
- Клятва!
Целый год опаздывать на школьный автобус и гарантированно прогуливать первый урок могли только самые лихие старшеклассники, а для младших подобное пренебрежение обязанностями без особой просьбы родителей грозило серьёзными последствиями!
- Ведьма, - уверенно сказал Инту, отбрасывая со лба выгоревшую добела чёлку. – Чтоб я нынче яблоками до икоты объелся, а вы видели.
- Да ладно, - отмахнулся Олва, - ты уже поклялся, мы верим. Только я не понимаю, почему ведьма. Моя тётя тоже не замужем, одна живёт, разве что две доярки приезжают к ней коров доить и ухаживать за ними, да на маслобойне трое рабочих и техник работают посменно. Мы её в гости постоянно приглашаем, а она в ответ сыр и масло присылает, сама не едет, говорит, у нас шумно слишком. Она что, тоже ведьма?
Инту решительно помотал головой, возвращая свою роскошную чёлку на место.
- Она в православную церковь ходит! Они ведьмами у нас быть не могут, им силы природы подчиняться откажутся!
- Она заговорами пользуется! – гордо возразил маленький Ханну. – Я сам видел, как она их над коровами читала и водой из церкви над ними брызгала, и ленточку красную на рог старшей корове привязывала! А вот этой Марье заговоры не нужны, она просто всё знает заранее! Откуда бы она угадала, что мы подкоп под забором устроили? Ведь вчера всё было снова засыпано, а мы аккуратно делали! Какой взрослый полезет к забору, если он цел и рядом растёт густой малинник!
Насколько густой, знали все трое. Марья Линнатар, отправившись на покой, отвела изрядный участок своих владений под ягодный сад. На склоне к небольшому пруду, выкопанному ещё прадедом нынешней хозяйки, росли притягательные для любого ребёнка кусты: пять стройных длинных рядов малины, необычайно сладкой и сочной, поспевавшей чуть не на две недели раньше, чем у остальных, крыжовник восьми сортов, смородина всех оттенков, по изгороди вились плети ежевики, отцветала экзотическая лиана, названия которой мальчишки никак не могли запомнить. Даже виноград имелся, только он поспевал лишь к сентябрю, был кисловатым, со множеством косточек, но у прочих и того не имелось!
Аккуратный, ухоженный участок невольно притягивал взоры тех, кто был лишён подобной роскоши. На клубнику не покушались никогда, потому что эта ягода росла у всех. Малина, правда, тоже, но… Своя малина мелкая, червивая и безвкусная. Зато у Марьи-Анны… Куда ей такое сокровище, она же одна живёт, бездетная, даже племянников не имеет,  только пять котов, и при этом ни одной собаки!
- Твоя тётя не ведьма, - сплюнул на землю и энергично растёр пяткой плевок Инту. – Вот эта – точно ведьма. Я ещё не успел даже к калитке подойти и постучать, как она уже мне открывает. И у ног…
- Кто? – выдохнули приятели.
Инту поддался нахлынувшему чувству и сделал шаг назад. Зря он это: позади была крапива, густая, сочная и удивительно жгучая.
Он невольно взвыл и тут же до боли прикусил губы, показывая дружкам, чтобы те помогли ему встать. Выдавать своё присутствие никто не хотел!
Очень кстати ведьму Марью отвлекли соседки, которым она продавала молоко. Женщины сидели в красивом цветнике перед домом, в окружении роскошных розовых кустов, под небольшим тентом, любовались игрой солнечных лучей в маленьком бассейне и оживлённо обсуждали местные актуальные новости. Их голоса доносились до ушей мальчишек, притаившихся за дальним углом ограды, где заранее были расшатаны и вытащены из земли три жерди косой ограды.
- Чёрный кот, вот кто! – самым мрачным тоном ответил Инту, осматривая волдыри на ногах и руках. – Кто же ещё может быть пособником ведьмы?
   
http://forumstatic.ru/files/0012/57/91/42904.png

Отредактировано KisaLissa (09.07.2020 19:34)

+9

2

Автор, это очаровательно, легко, непринуждённо, забавно! И такой замечательный колорит. Жгите дальше!

+1

3

Дорогой автор, очень рады вас видеть на "Перекрестке Миров"! С почином вас.
Замечательный язык и интригующее начало. И финская глубинка как живая перед глазами. Мальчишки с их проказами заставили вспомнить собственное детство. 30 тонн откормленной форели - это, конечно, местная специфика, а вот что касается купания в незнакомых местах... всякое бывало))
Ну и ведьма, куда же без неё в таком колоритном месте)) Ждём продолжения!

+2

4

Мальчишки суеверно отшатнулись. Всем известно, что ведьмы набрали силы в Юханнес* у легкомысленных людей, которые никак не озаботились вопросами безопасности дома и скотины, плясали у догоревших костров и пытались утянуть невинных девушек и юношей в укромные места, чтобы вытянуть из них жизнь и молодость, и теперь вплоть до праздника Жатвы будут пользоваться цветением трав, следить за тем, как наливаются ягоды, чтобы варить колдовские зелья впрок. Где же им зимой взять что-то для колдовского варева?
Олва торопливо перекрестился и зашептал обережный заговор, который обычно говорили женщины, отправляясь в лес. Инту, совсем не ожидавший от верных адъютантов подобной реакции, гневно сдвинул брови и, подобно Наполеону Бонапарту, чуть дотронулся кончиками пальцев до козырька бейсболки, исполнявшей роль знаменитой треугольной шляпы:
- Так вы идёте со мной или нет? Уже достаточно стемнело!
Адъютанты воспряли духом и согласно кивнули. Оба помнили вкус малины, до которой удалось дотянуться сквозь частые жерди забора, это было незабываемо и внушало отчаянную храбрость. Извести подобное сокровище на колдовское зелье мог бы только безумец или бесчувственная ведьма, куда лучше ягоды будут себя ощущать в желудках нормальных людей вроде Инту, Олва и Ханну! Эти трое не станут жадничать, поделятся с приятелями… ну, и немного оставят хозяйке, так и быть. С остатков она не сможет ничего сварить, только полакомится сама и угостит своих приятельниц. Небось, такие же колдуньи, а не соседки, про молоко беседуют ради отвода глаз, чтобы затем обсуждать действительно важные для подобных особ вещи.
Забор заметно подрагивал, когда вытаскивали жердь за жердью из приготовленного нового лаза, а в момент, когда в дыру просовывался Олва, раздался тихий зловещий треск. Мальчишки замерли, забыв даже дышать, но обошлось, и операция по захвату малины продолжилась. Вот же Олва увалень! Говорят, он толстеет с гамбургеров, которыми племянника угощают при любой возможности любящие родственники, владевшие заправкой на большом шоссе, ведущем к русской границе.
Илту поклялся ни за что на свете не есть гамбургеры и чизбургеры, разве что когда отец раз в год возьмёт на Рождество в Хельсинки, потому что в Рождество и на Пасху от вкусностей отказываться грешно.
Троица двинулась вдоль забора к заветной цели, находившейся совсем рядом. Сортовая малина Марью Линнатар тоже была колдовской, поскольку манила к себе с непреодолимой силой! Мальчишки, поддавшись чарам, принялись торопливо уминать добычу. Мммм… у всех соседей ещё совсем зелёная, неспелая, а здесь…
Точно – ведьма! Нашептала ягодам, чтобы поскорей созревали, на две недели раньше положенного, только начало июля, а здесь уже всё созрело! Сочная какая!
- Сладкая! – шептал в упоении Инту.
- Мммм… - неслось с соседнего ряда.
Они дошли примерно до половины, каждый по своему ряду, когда неожиданно зелёные заросли осветил яркий луч мощного прожектора!
Прожектор? Откуда он тут? Мальчишки пригнулись к земле и ящерками заскользили к спасительной дыре, та часть сада не была ярко освещена, давала надежду на спасение.
Каково же им было обнаружить, что за забором их ждёт торжественная встреча:
Сама ведьма - Мария-Анна Линнатар.
Её помощник по хозяйству, хромой Мика.
Лиза Мускинтар, матушка Ханну.
Софья Мяккинтар, матушка Олвы.
О дальнейшем предпочитаем умолчать, вам всё ясно и так. Полагаем, крапива показалась Инту лёгкой разминкой перед тем, что ожидало его дома. Сцепив зубы, он проклинал приятелей, сдавших его на первой же минуте перекрестного допроса и думал о том, что после такого позора отец точно не возьмёт его в Лаппеенранта на день рождения. Никаких пароходиков, никакого катания, а он так мечтал впервые в жизни попасть на озеро Сайма и увидеть настоящий шлюз! Говорят, Лаппеенранта огромная, там даже парк с развлечениями есть, и красивые фигуры на улицах, и мороженое из автомата в вафельном рожке… Даже пицца, которую выпекают прямо в твоём присутствии. Отец бы, отдав документы на рыбу заказчику, повёл его к озеру, там крепость, там красиво…
Слёзы сами заструились по щекам, пока ведьма вела Инту к калитке, только его одного, потому что приятелей тут же увели матери, притом в полном молчании, что не сулило ничего хорошего. Преступник думал о том, что лучше бы она его в лягушку превратила, или в филина, или в ворона… она же может, почему подвергает его пытке неведения?
Ведьма неожиданно свернула в сторону, подтолкнув туда же Инту. Но вместо котла с зельем мальчик увидел обычный столик с плетёной столешницей и раскладные стулья, на которых лежали вязаные маленькие коврики. Марья легко надавила на плечо незваного гостя, заставив присесть.
Инту шмыгнул носом и часто заморгал. Нельзя допустить, чтобы женщина увидела его, мужчину, плачущим!
Напротив страдальца появилась креманка с домашним мороженым и глиняная расписная миска, доверху наполненная той самой малиной.
- Кушай, Инту, - сказала ведьма ласково. – Твоя мать слишком строга к тебе, а отец постоянно пропадает на рыбной ферме у Туомостена. Опять Тарья заставила тебя собирать землянику, а затем варила варенье и не дала тебе ни ягодки?.. Ну, будет, не плачь, дело того не стоит. Ты можешь вместе с приятелями приходить и есть у меня малину, она ранняя, позже будет ещё. Только прибегайте через калитку, не расшатывайте больше жерди, Мика с трудом их вкопал.
У Инту кусок в горло не лез. Он помотал головой и отодвинул креманку.
- Кушай, - вазочка вновь оказалась перед ним, - я же тебя сама угощаю.
- Вы – ведьма! – тихо прошептал мальчик. – Вы не могли бы знать, что мы туда полезем.
Марью Линнатар засмеялась.
- Дурачок, - сказала она ещё более ласково, чем прежде, - у меня на участке шесть видеокамер. Я за вашими стараниями неделю наблюдала…
- Ви… - дальше Инту ничего не мог из себя выдавить. В его представлении люди старше пятидесяти лет однозначно принадлежали к эпохе мамонтов и динозавров, ничего не смыслили в техническом прогрессе и были абсолютно беспомощны в вопросах взаимоотношений с телефонами и компьютерами.
- Ну да, видеокамеры, изображение выведено на планшет, я постоянно могу его отслеживать…
У мальчика, что говорится, отвисла челюсть.
- Ешь давай, - подбодрила его хозяйка, - чтобы тебе было не так стыдно это делать одному, я себе тоже порцию положу. Расправляйся, не стесняйся, добавки положу. Знаешь ли, выдёргивать жерди из моей изгороди – это сколько силы нужно иметь… Восстанавливай теперь. Пока мы с тобой не прикончим содержимое контейнера, я тебя не отпущу. Вот малина. Вот кексы.
Устоять против такого предложения было немыслимо!  Кто же во Рийхийоки не знал, что у Марии Линнатар самые вкусные кексы во всей Финляндии!
Кексы, мороженое, малина, пастила, домашний лимонад – всё было уничтожено, извинения принесены, как и обещания «больше никогда так не делать», солнце почти скрылось за крышу соседского амбара, кошки пришли просить вечернюю порцию сливок, настойчиво мяукали, требовали угощения и ласки. Разморённый и совершенно довольный жизнью Инту, твёрдо уяснивший, что ему ничего не грозит за учинённый грабёж, нехотя вымолвил:
- Мне домой пора.
Хозяйка поднялась следом, накинув на плечи лёгкую ажурную шаль.
- Пойдём, я провожу тебя. Не бойся, твои родные ничего не узнают, разве что твои дружки проболтаются. Но, Инту, я кое-что попрошу тебя рассказать прямо сейчас. Мне можешь довериться, я не из полиции, меня бояться не надо.
- Что? – при упоминании полиции Инту моментально превратился в подобие ежа, выставившего иголки.
- Ты ведь нашёл тело бедной Тулы не на том месте, которое указал сержанту, а чуть выше по течению ручья, не так ли? – очень тихо спросила "ведьма", глядя на мальчика своими выразительными светло-серыми глазами. Инту зачарованный этим прозрачным взглядом, почему-то согласно кивнул, и это была сущая правда. Может быть, он сделал это потому, что госпожа Линнатар, владелица лучшего кафе во всей коммуне, была не чужой для бедной юной девушки, почти девочки, покончившей с собой месяц назад, в самом начале июня.

* - Юханнес - финский аналог праздника Ивана Купала. Отмечается в конце июня.
   
http://forumstatic.ru/files/0012/57/91/42904.png
         
Следующая глава          Содержание

Отредактировано KisaLissa (09.07.2020 21:17)

+7

5

Как тут волшебно и красиво у вас :)

+1

6

Автор, Вы полностью завоевали моё внимание! Так забавно все начиналось, и вот уже труп в наличии. Жду продолжения!

+1

7

Atenae, спасибо. Я обещала в аннотации три трупа, так вот, это труп № 0.
Спасибо всем, кто читает!

0

8

Очень интересно, прекрасный язык и читается легко. Вдвойне интересны жизнь и быт в Финляндии, мне всегда любопытно как протекает обыденная жизнь в тихой провинции любых стран. Мегаполисы практически одинаковы везде, а вот жизнь провинциальная сильно отличается. Спасибо Вам, автор, персонажи Ваши замечательные, жду продолжения.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » Куда форель в реке хвостом плеснула » 01. Глава первая. Ведьма из посёлка Рийхийоки