У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

В данный момент на форуме наблюдаются проблемы с прослушиванием аудиокниг через аудиоплеер. Ищем решение.

Пока можете воспользоваться нашими облачными архивами на mail.ru и google. Ссылка на архивы есть в каждой аудиокниге



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



05. Глава V

Сообщений 1 страница 30 из 30

1

http://forumstatic.ru/files/0012/57/91/67806.png
Глава V
http://forumstatic.ru/files/0012/57/91/42904.png
 
Санкт-Петербург, 15 октября 1884 г.
Маятник часов покачивался вправо-влево. Клак-клак. Клак-клак. Размеренные механические звуки не просто отмеряли течение времени – они оформляли его, придавали ему структуру, делали его осязаемым.
Понятным.
Ему нравились механизмы. С ними было удобнее, чем с людьми. Как и люди, они действовали по правилам, но, в отличие от людей, их правила вытекали из природы вещей. Эти правила нельзя было игнорировать или поставить под сомнение; больше того, их нельзя было обойти, как нельзя не отдёрнуть руку от раскалённого металла. В них была прямолинейность и по-своему прекрасная прямота.
Боковая пластина ствольной коробки с приятным металлическим стуком легла на столешницу.
С правилами людей было сложнее. Взять хоть миссис Доджсон, вдовую тётку, у которой он жил после смерти матери – последняя скончалась слишком рано, чтобы помнить о ней хоть что-то. Он не понимал, почему нельзя садиться за стол без молитвы, зачем при встрече необходимо здороваться, почему нужно вставать, если в помещение входит старший. Эти правила были странными и необъяснимыми; их можно было затвердить, как заставляли его твердить библейские стихи, но не понять, потому что в них не было смысла. Вместо смысла за ними стояла розга миссис Доджсон – это, по крайней мере, было доступно пониманию. Взмах, свист, и обжигающая боль. Ему не нравилась боль. Но миссис Доджсон была сильнее.
Коленчатый рычаг затвора последовал за боковой крышкой.
Он был не единственным ребёнком в доме – у костлявой Доджсон была и собственная дочь. Её звали Энни. Опрятная девчонка с худым рябым лицом лет на шесть старше него самого, Энни мало говорила, но много улыбалась. Ему всегда было интересно за ней наблюдать. Энни была ещё непонятней, чем миссис Доджсон, но в этой непонятности не было опасности. Она никогда его не обижала – больше того, она относилась к нему хорошо, и это было загадочнее всего. Она не кричала на него, не пыталась ударить, не говорила резкостей о его матери – иными словами, не делала ничего, что определяло миссис Доджсон. Однажды проезжавший мимо джентльмен спросил у неё дорогу, а в награду за ответ потрепал смышлёную девчонку по голове и вручил ей твёрдую мятную конфету. Энни поблагодарила, дождалась, пока всадник скроется за поворотом дороги, и отдала конфету ему. Он спросил, что она хочет взамен – хотя не сказать, чтоб он многое мог предложить – но Энни только улыбнулась и сказала, чтобы он не говорил глупостей.
Конфету он взял, но вопрос остался. Почему она так поступила? Выгода, боль, угроза – это он мог понять, но она ничего не получала взамен, а он ничем ей не грозил. Как он ни напрягал свой ум, понять Энни было невозможно. Как будто… Как будто у неё в голове звучал голос, который был внятен ей одной, и которому она не могла не повиноваться.
Он знал про людей, которые слышат голоса. Если они жили тысячи лет назад, их называли пророками и писали про них скучные книги, которые требовалось зубрить. Если они жили сейчас, их называли сумасшедшими, хватали и увозили в место, которое называли «Бедлам». Он не знал, что такое Бедлам, но представлял его как большой кирпичный дом, наполненный десятками миссис Доджсон.
Снятый рычаг открыл металлическое нутро карабина, и пальцы привычными движениями начали обрабатывать его промасленной ветошью.
Это открытие многое для него прояснило. Определённо, Энни была сумасшедшей. Сумасшедшей была и миссис Доджсон, и все остальные окружавшие его люди. Каждому из них нашёптывал что-то незримый голос, но их не хватали и не увозили. Понять, по каким критериям определяли тех, кому лежала дорога в Бедлам, и тех, кого можно было оставить на свободе, он даже не пытался. С него хватало и того, что голос в голове Энни никогда не велел ей его обижать. Это было странно. Он не мог знать, что голос прикажет ей в следующий момент, и она всё ещё была сильнее него – пусть и не настолько, как миссис Доджсон – но почему-то рядом с ней ему было спокойно. Это было хорошее сумасшествие.
Выверенные движения аккуратно снимали нагар, оставляя лишь чистый, блестящий металл. Ветошь совсем почернела с одной стороны, так что он перевернул её и чуть добавил масла.
Но даже после открытия всё ещё оставался вопрос: что делать ему, если в его голове звучит лишь его собственный голос? Все кругом явно были безумны, но считали это в порядке вещей. Что они сделают, если узнают, что он нормальный? Нужно было притворяться. Нужно было вести себя как они. Но как это делать, если он не может их понять?
Одним летним днём он увидел, как Энни стояла неподалёку от дома, окружённая несколькими голубями. Заметив его, она качнула головой, приглашая его подойти поближе. Он подошёл. Как оказалось, Энни кормила их крошками, которые собрала в подол, и предложила ему попробовать самому. Щепоть хлебных крошек перекочевала из ладони в ладонь, он опустился на корточки и протянул руку. Голуби, встревоженные появлением новой фигуры, поначалу отбежали назад, но затем один из них, щеголявший иссиня-чёрным оперением, смерил протянутую ладонь нахально-недоверчивым взглядом, потихоньку, шажок за шажком, подобрался поближе и схватил клювом предложенное угощение.
Из дома послышался скрипучий голос – Энни зачем-то потребовалась миссис Доджсон. Она потрепала его по волосам и отправилась на зов, а он продолжал восседать на корточках и наблюдать за клюющими голубями. Примеру первого последовали и двое других, так что крошки закончились в мгновение ока. Птиц это не смутило – нахохлившийся сине-чёрный голубь заурчал и больно клюнул подставленную ладонь.
Ему не нравилась боль. Он медленно протянул вторую руку, словно предлагая новое угощение, а затем резко выбросил её вперёд, ощутил под пальцами перья, сжал, рванул, и птица с неестественно скрученной шеей судорожно задёргалась в пыли.
Двое других кинулись врассыпную. Одного он успел схватить за крыло, подтянуть поближе, и так же свернуть ему шею. Второй опрометью метнулся в сторону, на бегу расправляя крыльями и набирая скорость. Дотянуться до него руками было уже невозможно, но рядом был камень, который очень удобно ложился в руку.
Возможно, именно тогда он первый раз был собой. Настолько кратко, что потребовались ещё годы и годы, чтобы это понять, но всё же. Время потекло медленно-медленно. Он отвёл руку с камнем назад, готовя бросок и не сводя глаз с размахивающей крыльями удирающей птицы. Ему было известно слово «целиться», но он не понимал его смысл – он просто видел, куда хотел попасть, и попадал.
Маленький булыжник ударил голубя, едва оторвавшегося от земли, точно в основание головы, и несостоявшийся беглец повалился наземь, бессмысленно трепыхая расправленными крыльями.
За спиной кто-то выдохнул его имя. Он обернулся. Энни смотрела на него большими и неподвижными глазами.
– Зачем ты это сделал? – тихо спросила она.
Это было что-то новое. Раньше его никогда не спрашивали, почему он поступил так или этак. Голос из своей головы люди предпочитали его голосу в ста случаях из ста.
Так или иначе, для него всё было просто. Голуби сделали ему больно. Ему не нравилась боль. Он сделал так, чтобы это не повторилось. Так он и объяснил.
– Но ведь это… – прошептала она.
Ах вот оно что. Он нарушил ещё одно правило. Только этого не хватало. Сейчас голос в её голове скажет что-то, что положено говорить в таких случаях, и Энни превратится в миссис Доджсон. Почему-то ему было неприятно об этом думать
Но время шло, а Энни не показывала злости. Даже начатую фразу она договаривать не стала. Когда, спустя долгую минуту молчания, она всё же открыла рот, прозвучали совсем другие слова.
– Ты же помнишь, в честь кого тебя назвали?
Он осторожно кивнул – как уж тут не помнить. К заучиванию Библии миссис Доджсон относилась так же ревностно, как к розгам – тем более, что одно, как правило, шло рука об руку с другим.
– Помнишь, что Калеб ответил, когда Моисей спросил его про Ханаан?
К такому развитию событий он был не готов, но это явно было лучше розог, так что стоило подыграть.
– «Пойдем и завладеем той землёй, потому что можем одолеть её», – без запинки отозвался он.
Энни кивнула, не сводя с него серьёзных глаз. Да что у неё в голове творится?
– Многие отговаривали Моисея идти войной на Ханаан, – осторожно начала она. – Как ты думаешь… почему Калеб сказал иначе?
А вот это застало его врасплох. Задумываться над Писанием он не привык – хватало с него и зубрёжки. И впрямь – почему? Прочие в один голос – ну, был ещё Иисус Навин, но тот не в счёт – твердили, что с Ханааном не совладать, а вот его тёзка считал иначе. Он видел вещи, как они есть, а не так, как на них смотрели остальные…
– Калеб… – он остановился и облизал губы. – Калеб понимал что-то, чего не знали другие.
– Именно! – обрадованно улыбнулась Энни. – Молодец! А что это было?
Он и рад был бы дать ответ – коль скоро это удерживало Энни от превращения в мисс Доджсон, но разговор уже добрался до странной и непонятной области людских правил, так что ему оставалось только внутренне сжаться и коротко помотать головой.
Энни, однако же, осталась сама собой и на этот раз.
– Понимаешь… – она запнулась и неуверенно сцепила пальцы на переднике. – Калеб знал: если ты будешь поступать как надо, тебе поможет Господь. Вот почему он знал, что они победят Ханаан. Видишь? Можно справиться с чем угодно, но только если ты будешь поступать правильно.
Справиться с чем угодно? Стать сильнее, если знать, как надо сделать?
– И как оно – правильно? – спросил он.
Энни улыбнулась и положила ладонь ему на щёку.
– Давай я тебя научу.
Они называли это «держать себя в рамках». Не сказать, чтобы он начал лучше понимать, как именно Энни устанавливала эти рамки, но хотя бы свист розги перестал быть единственным ориентиром. Это было всё равно что идти по тропинке с завязанными глазами, следуя её наставлениях на слух. Никакой загадочный голос так и не поселился у него в голове, но уже через какое-то время он мог спросить себя, одобрила бы это Энни – и чаще угадывал, чем промахивался. В результате Энни улыбалась, и даже миссис Доджсон становилось труднее найти поводы взяться за розгу.
Знай, как надо сделать. Поступай правильно. Держи себя в рамках.
Так прошло сколько-то одинаковых девонширских лет. Едва ему хватило возраста, он завербовался в армию – всё лучше, чем ковыряться в земле в опостылевшей компании тётки. Энни обняла его на прощание и ещё раз напомнила держать себя в рамках, и, надо сказать, ему неплохо это удавалось – даже за полмира, даже под изнурительным солнцем Бомбея и в холодных предгорьях Гималаев.
А потом был Афганистан…
– Мистер Хинкстон? – прозвучало за спиной. – Жаль вас отвлекать, но, похоже, вам пора приниматься за работу.
Калеб поморщился, зная, что владелец голоса всё равно это не увидит. Ему не нравилось это поручение – ни затхлый промозглый город, ни звучащий кругом грубый язык, ни – вот это уж меньше всего – тот, кому приходилось подчиняться. Мелкая сошка, возомнившая себя главным… было от чего выйти из себя. Ну, ничего, всему своё время.
Аккуратно отложив ветошь в сторону, он мгновение полюбовался блеском начищенной стали. Рычаг встал на положенное место, и пальцы привычно перекинули скобу взад-вперёд, проверяя ход затвора. Карабин отозвался ласкающим слух металлическим звуком.
Клак-клак.


Примечания:
«Пойдем и завладеем той землёй, потому что можем одолеть её» – Числа 13:31.
 
http://forumstatic.ru/files/0012/57/91/67806.png
   
Следующая глава          Содержание
   

[player][{n:"музыкальная иллюстрация к главе",u:"http://forumstatic.ru/files/0012/57/91/10016.mp3",c:""}][/player]

+12

2

Ох, с какой пугающей достоверностью описано расстройство аутистического спектра! Очень точно и очень страшно.

+9

3

Atenae написал(а):

Ох, с какой пугающей достоверностью описано расстройство аутистического спектра! Очень точно и очень страшно.

Совершенно жуткая фигура вырисовывается. Даже странно, что это человек и у него есть имя - думает и действует Калеб Хинкстон, как какой-то механизм. И какая же у него будет роль в повести? Зачем-то его привезли "в этот затхлый город" - Петербург, надо полагать.

+2

4

Паноптикум монстров РЗВ пополнился еще одним персонажем. Еще более жутким от того, что этому эмоциональному инвалиду, похоже, чужды и незнакомы обычные человеческие чувства. Существо, которое становится собой, убивая. Не способное ощутить, что когда больно  -  это не нравится, одинаково для всех. Страшное сочетание. Киллер 19-го века, для чего он в Петербурге? Да, с каждой главой напряжение возрастает...

+5

5

Наталья_О написал(а):

Паноптикум монстров РЗВ пополнился еще одним персонажем. Еще более жутким от того, что этому эмоциональному инвалиду, похоже, чужды и незнакомы обычные человеческие чувства. Существо, которое становится собой, убивая. Не способное ощутить, что когда больно  -  это не нравится, одинаково для всех. Страшное сочетание. Киллер 19-го века, для чего он в Петербурге? Да, с каждой главой напряжение возрастает...

Одна надежда - противостоит этому монстру наш несгибаемый сыщик. Встречи с ним даже Перчатка Сатаны не пережила.

+3

6

Наталья_О написал(а):

Киллер 19-го века, для чего он в Петербурге?

Я, когда только начала читать, подумала было, что это Лассаль.

+1

7

Жуть какая!
Этот персонаж сначала даже не воспринимается как человек - настолько у него мышление близко к его обожаемым механизмам. Будто он и сам - не более чем робот, которого кое-как сумели запрограммировать на следование правилам человеческого общества. Но эти правила так и остались для него непонятными и чуждыми. И странно думать, что у него есть человеческий атрибут - имя и фамилия...
...а с другой стороны, мне Калеба немного жаль. Как подумаешь, какое богатство и счастье прошло мимо него... богатство и разнообразие человеческих чувств, которых ему не познать... Хотя он же - не познал, нет, но ощутил их краешком души... тогда, когда в его жизни была Энни. Ведь было же ему с ней хорошо, спокойно... отголосок привязанности? Или просто потому, что она, в отличие от миссис Доджсон, его не обижала?
А ведь у Хинкстона меткость на уровне настоящего таланта. Издержки образа мышления, что ли? - ему ведь даже не нужно целиться. Он просто видит цель и попадает в неё. И то, как просто этот талант использовать во зло - тоже жутко.
Страшная глава.
Что же этому "идеальному убийце" (а точнее, его командиру) нужно в Петербурге?..

P. S. Доджсон... Кэрролл... Алиса в Стране Чудес... Калеб Хинкстон, для которого всё окружающее - непонятный мир, населенный безумными существами, живущий по неведомым ему законам - та же Страна Чудес... И снова Алиса-Элис Лоуренс с её (мнимым?) сумасшествием, тоже внешне напоминающим аутизм... Какую занятную цепочку ассоциаций запускает одно только упоминание фамилии!

P. P. S. Талант... талант и очень особенное мышление... и отсутствие человеческих чувств... Ну конечно. А я-то думаю, что же мне это напоминает... Зюскинд. "Парфюмер". Жан-Батист Гренуй.
Правда ведь, похоже?

+4

8

Irina G. написал(а):

"Парфюмер". Жан-Батист Гренуй.

Правда ведь, похоже?

Похоже. Особенно в части ономастики. Ведь Jean-Baptiste — это Иоанн Креститель, а grenouille — лягушка.
К слову, ветхозаветная армия Иисуса Навина (в которой находился и Халеб, "преданный, как собака"), смогла одолеть Ханаан из-за полного развращения живших там народов. Если единственным условно достойным человеком в столице государства оказалась проститутка, которая встретила разведчиков чужого народа как освободителей, — это хотя и скупо, но очень красноречиво говорит о нравах ханаанеев. Как контрапункт к известной истории, что Гитлер был очень недоволен, когда узнал, что 90% незамужних девушек на оккупированной территории СССР — девственницы.
Так что да, о том, как "поступать, как надо", ханаанеи забыли напрочь.
И герой-социопат в таких материях тоже ориентировался с трудом.

+2

9

Старый дипломат написал(а):

Если единственным условно достойным человеком в столице государства оказалась проститутка, которая встретила разведчиков чужого народа как освободителей, — это хотя и скупо, но очень красноречиво говорит о нравах ханаанеев.

В материалах гитлеровской военной пропаганды Вермахт тоже встречали как освободителей, но вряд ли такой источник красноречиво говорит о нравах советских людей. :)

+1

10

Atenae написал(а):

Ох, с какой пугающей достоверностью описано расстройство аутистического спектра!

Не знаю замысел автора, но пока из того, что можно понять по одной главе, этот персонаж все же скорее похож на латентного социопата. Умение ради достижения цели "держать себя в рамках" и мимикрировать, когда нужно, весьма показательно. Для человека с аутизмом это было бы немалой проблемой.

+1

11

Ужас какой!!! Это что за биоробот??? Машина для убийства.

+1

12

Musician написал(а):

Не знаю замысел автора, но пока из того, что можно понять по одной главе, этот персонаж все же скорее похож на латентного социопата. Умение ради достижения цели "держать себя в рамках" и мимикрировать, когда нужно, весьма показательно. Для человека с аутизмом это было бы немалой проблемой.

Так оно для него и есть проблема. Социопат обычно мимикрирует достаточно успешно. Я бы сказала, что у Калеба есть признаки синдрома Аспергера. Впрочем, спорить не будем. Просто отдадим должное автору, которому удалось создать такой жуткий и достоверный персонаж.

0

13

А потом был Афганистан...
Характерно, что он бывал потом не раз у многих. Подходящее место, для того, чтобы человек осознал свое второе "я". Скольким этот Афганистан жизнь искалечил. ПрОклятое место для чужаков.
Этот киборг 19 века, этот спусковой крючок, это приложение к стреляющему устройству, мне и видится вероятным убийцей графа и мальчика.

+2

14

Стелла написал(а):

Этот киборг 19 века, этот спусковой крючок, это приложение к стреляющему устройству, мне и видится вероятным убийцей графа и мальчика.

Во всяком случае, моральной или физической трудности для него бы это не составило.

0

15

Robbing Good, гитлеровскую армию, с пропагандой она была или без, встретили миллионы мужчин и женщин, сражающихся не только за свою землю, но и за жизнь человечества. А ханаанеи были настолько развращены культом Ваала, что им нечем было сопротивляться, дух весь истлел, осталась одна животная похоть - и жрать. Бог недаром приказал древним евреям уничтожить даже скот ханаанеев. Есть какая-то закономерность в том, что оргии с кровосмешением и скотоложеством очень быстро (три-четыре поколения) уничтожают народ как семью людей и превращают его в толпу безумных животных, не способных к самоорганизации. Как пали стены Иерихона, так и народ, ставший одной только плотью, обрушился сам собой.
Когда культ Ваала подхватили потомки победителей, то сами немедленно оказались в вавилонском плену, и там остались живы только те, кто понимал, что цель жизни не в жратве и пресмыкательстве перед такими же порочными людьми. Вот такая грустная, но поучительная история. Дело же не в языке или цвете кожи, а в том, "куда жить". Если от урожая до урожая, от пьянки до пьянки и от блудилища к блудилищу, это кончается быстро и плохо.

+4

16

Старый дипломат написал(а):

Если от урожая до урожая, от пьянки до пьянки и от блудилища к блудилищу, это кончается быстро и плохо.

С этим-то не спорю. Но по Библии судить о том, таковы ли были реальные исторические ханаанеи - не основательней, чем на материале британской карикатуры всерьёз рассуждать о порочности Наполеона. В принципе судить о чьём-то моральном облике по стопроцентно предвзятому источнику, насквозь пропитанному готтентотской моралью - плохое решение. И это правило тоже работает независимо от языка или цвета кожи.
Но да, как художественный ход, как элемент басни, приванной рассказать, что консумерки души - это плохо, это очень поучительная и важная мораль.

+3

17

Если не брать текст книги Иисуса Навина, а только смотреть археологические находки, то картина та же. Французские археологи в 1929 году открыли целый ханаанейский город в Сирии, Рас-Шамра. Там нашли массу клинописных табличек и статуэток, всё это к 1950-му было расшифровано. Культ Ваала был одним из самых гедонистических и в то же время кровопийных, сравним с культами Месоамерики. Только там вырывали сердца у живых, а в Ханаане "просто" выпускали кровь в так называемые "чашечные камни" (валуны со многими отверстиями для сбора крови) - разумеется, для хорошего урожая, потому что культ материального благополучия был тотальным. Человеческая жизнь, особенно жизнь жещины, была дешевле грязи, чуть угроза благополучию, всех "лишних" под нож. В фундамент дома нужно было замуровывать младенца, иначе дом рухнет. И т.д. Вот такой "праздник урожая во дворце труда" (с) В Ветхом Завете была констатация факта: этот народ потерял берега. Тот же еврейский запрет "варить козлёнка в молоке его матери" появился как ответ на ханаанейский пыточный обычай.
Так что если бы библейский Халеб увидел своего тёзку из Вашей повести, он бы сильно огорчился: снова мерзость проросла, несмотря на все усилия.

+1

18

По себе знаю, как трудно придумать убийцу. Мы так воспитаны уже, что убийство, как средство решения проблемы себя не оправдывает, т.к. порождает ещё большие проблемы. Так что  - намеренное убийство должно быть связано с патологией.

А это Калеб на обложке?

Отредактировано Muxmix (02.12.2020 07:40)

+2

19

Muxmix написал(а):

По себе знаю, как трудно придумать убийцу. Мы так воспитаны уже, что убийство, как средство решения проблемы себя не оправдывает, т.к. порождает ещё большие проблемы. Так что  - намеренное убийство должно быть связано с патологией.

А это Калеб на обложке?

Отредактировано Muxmix (Сегодня 10:40)

Да, на обложке Калеб. Найден автором именно таким, как он его себе представляет.

0

20

Muxmix написал(а):

По себе знаю, как трудно придумать убийцу.

А уж насколько трудно его писать... Признаюсь: именно из-за этой главы текст вышел только тогда, когда вышел. Когда я над ней работал, меня так переклинило, что полтора года вернуться не мог.

+4

21

Старый дипломат, по-моему, в обсуждении возникает риск ненужного смешения трёх разных явлений.
1.Культа урожая и плодородия
2.Человеческих, в том числе детских, жертвоприношений
3.Разложения общества вплоть до полной неспособности бороться за своё существование
Все три реальны, все три мы находим в истории. Культ урожая есть вообще во всех раннеземледельческих обществах, в том числе ближневосточных – для них это вопрос физического выживания, а не необузданного консюмеризма. Массовые, в том числе человеческие жертвоприношения – характерная особенность энеолита и раннего бронзового века. Грубо говоря, человечество, получив первые знания материаловедения, земледелия и строительства, убедившись в своей возможности влиять на свойства доступных ему материалов и окружающую его среду, бросается в другую крайность – решает, что может (и должно) влиять вообще на всё, в том числе на космический миропорядок, проявляющийся в виде смены сезонов. В долине Нила с её фантастически стабильной экологией культ может получиться вполне гуманный – зачем чинить то, что не сломано? – а вот если миропорядок надо поддерживать в Палестине или Тунисе, нижней Месопотамии, или, избави боже, в долине Инда или Хуанхэ? Тут нужны усилия посерьёзней, и до человеческих, и до детских жертвоприношений (которые, кстати, вполне себе были и в прото-иудейской традиции) недалеко. Наконец, и разложившихся обществ, не сумевших поддерживать своё существование, в истории полно – римский солдат не был побеждён варваром, но дал ему себя заменить.
По Вами упомянутым археологическим данным видно, что у ханаанеев был культ урожая и человеческие жертвоприношения. Но о разложении государственности это не говорит – его мы находим только в Библии. Иными словами, по археологическим данным мы видим исторически нормальное общество, адекватное своему уровню материального и социального развития - а вот по библейскому тексту филиал ада на земле. Картина совсем не идентичная. Более того, и за пределами этого конкретного примера история учит, что три поименованных явления реальны, но вовсе не обязаны друг с другом коррелировать. В Таренте мы не найдём жертвенников для человекоубийства, но это не помешало полисам Великой Греции разложиться настолько, что они даже не пытались сами противостоять римской экспансии, Пирра пришлось нанимать – а викингов-язычников, отнюдь не чуравшихся человеческих жертвоприношений и грабивших напропалую в интересах того самого материального обогащения, язык не повернётся назвать разложившимися и нежизнеспособными.
Как басня о потенциальной угрозе необузданного потребления, этот пассаж из Библии весьма хорош и эффективен. Но как исторический источник это – памфлет одного древнего ближневосточного культа против другого древнего ближневосточного культа, и как таковой он малорелевантен для обсуждения хоть реального морального облика когда-то живших реальных людей, хоть исторических закономерностей человеческого развития.
P.S. И да, «не вари козлёнка в молоке матери его» – это не столько гуманность и борьба за права животных, сколько запрет участвовать в ритуалах иноверцев. Важно не то, что гипотетический козлёнок страдает, а то, что культ чужой.

+2

22

Robbing Good, а в каких источниках вы вот это почерпнули:

Тут нужны усилия посерьёзней, и до человеческих, и до детских жертвоприношений (которые, кстати, вполне себе были и в ранней иудейской традиции) недалеко.

(Ну, не могла пройти мимо такого, уж извините. Оно противоречит всей концепции иудаизма, зато вполне вписывается в историю об убиенных младенцах для изготовления мацы).

0

23

Стелла,
«Не медлите совершать приношения из ваших амбаров и кувшинов. Отдавайте Мне первенцев из своих сыновей» – Исход 22:29.
Разумеется, в современных переводах это предпочитают интерпретировать как «отдачу в служение», но, тем не менее, ставится это требование в контексте буквальных жертвоприношений.
«И Я дал им недобрые законы, дал повеления, которые не сохраняли их жизни. Я позволил им оскверниться с их жертвоприношениями. Они стали приносить в жертву даже своих новорожденных детей, и Я бы уничтожил тех людей, чтобы они знали, что Я - Господь» – Иезекииль 20:25-26.
Здесь видно, что а) к моменту написания пассажа детское жертвоприношение уже воспринималось как однозначное зло и б) в какой-то предшествующий исторический период детское жертвоприношение было частью «недобрых законов», которые не у иноверцев позаимствованы, а даны именно и конкретно Яхве.
По мере развития иудейских верований, человеческое и детское жертвоприношение стало рассматриваться как нечто чудовищное и пристойное только для идолопоклонников (см. Иеремия 19:5-6). Иудаизм в своём развитом, завершённом виде - гуманная религия. Но иудеи не из космоса в Палестину свалились – они вышли из общего семитского котла со всеми его религиозными практиками.

+1

24

Надо глянуть в оригинале, потому что перевод на русский достаточно вольный.
А попробую я у теологов наших выяснить, интересно, не встанут ли у них волосы дыбом от такого толкования.))) результат расскажу.
Но суть в том, что жертвоприношение - это брит-мила.(обрезание, как знак союза с Б-гом.) А в храм отдавали первенцев для служения - это и есть жертва Богу. Первым иудеем был Авраам, он первый и обрезал себя. Иудаизм с него и начался.))
А то, что было до него - так это религии, которые и были отринуты иудаизмом, Библия в оригинале об этом и говорит.

Отредактировано Стелла (02.12.2020 14:26)

+1

25

Стелла написал(а):

Надо глянуть в оригинале, потому что перевод на русский достаточно вольный.

Да, это самое правильное. В оригинале там ещё что-то про первенцев скота должно было быть.

Стелла написал(а):

А то, что было до него - так это религии, которые и были отринуты иудаизмом, Библия в оригинале об этом и говорит.

Похоже, наша проблема как раз терминологическая. Именно опасаясь подобного, я написал не "в иудаизме" как сформировавшейся религии с каноном и догматами, а "в иудейской традиции" - в комплексе семитских религиозных верований, из которого иудаизм эволюционировал. Разница как между маздакизмом и зороастризмом. Если так будет лучше, могу заменить на "прото-иудейскую традицию".

Стелла написал(а):

Но суть в том, что жертвоприношение - это брит-мила.(обрезание, как знак союза с Б-гом.)

Одно только уточнение, обрезание - это редуцированное жертвоприношение.

Отредактировано Robbing Good (02.12.2020 14:34)

+1

26

прото-иудейскую традицию"

- да, это будет ближе к исторической канве, потому что Библия, все же, это книга.)))

+1

27

Друзья, я написал большую "простыню" на телефоне, но она пропала. Вернусь к дискуссии, как только буду возле ноутбука. Просто не могу отказать себе в удовольствии пообщаться на острейшие темы в кругу благожелательных мыслящих собеседников. Прямо как в Ноевом ковчеге :)

0

28

Удивительная история!
Учитывая глубину проникновения в суть вещей, о которых Вы пишете, Robbing Good, трудно представить, что Вам довелось пережить при написании этой главы. Спасибо, что Вы сделали это, в том числе, и ради нас!
Очень красивое начало - звуки тикающих часов, которые "делают время осязаемым". От этого стало тепло и уютно.
А дальше история мальчика, имя которого появляется после трети прочтения рассказа. Такое впечатление, что в доме ему было отказано даже в собственном имени, настолько он, как личность, был не важен.
История Калеба-история ребёнка, выросшего в насилии. Поэтому для меня лично происшествие с голубями, при всей своей дикости, может быть объяснимо. Как хорошо, что была в жизни героя Энни-единственный добрый к нему и принимающий его человечек!
Если же Калеб был болен, то, вдобавок к сказанному, ещё бы прибавила и сочувствие ребёнку. Тогда это совсем другая история, с другим отношением к ней.
Мне очень понравилось, как Энни научила Калеба "держать себя в рамках". "Не сказать, чтобы он начал лучше понимать, как именно Энни устанавливала эти рамки, но хотя бы свист розги перестал быть единственным ориентиром." Ну, хоть что-то.
Мне, вообще, понравилось рассуждение о "правилах, которые устанавливают люди". Вот и получается, что это один из немногих признаков человека - возможность и необходимость устанавливать правила (или договариваться о них) и следовать им. Это и есть жизнь человеческого сообщества. Воля, способность принимать решения-это человеческая характеристика. В противном случае работают правила животного мира-жизнь по инстинктам.
Такие размышления были у меня при прочтении этого текста.
Думала, как это относится к нашей теме? Да очень относится. Штольман и подобные как раз пытаются помочь встать на верный путь тем, кто принебрегает правилами и защищает других людей от них.
И с Калебом, похоже, мы ещё встретимся.

Спасибо, Robbing Good, за Ваш большой труд! Это очень интересно! Умеете же Вы удивить.

Отредактировано Nika (14.10.2023 12:12)

0

29

Да, не совсем поняла, что имеется в виду:
"Ему нравились механизмы. С ними было удобнее, чем с людьми. Как и люди, они действовали по правилам, но, в отличие от людей, их правила вытекали из природы вещей."
"Правила" в механизмы заложили люди. Почему - "из природы вещей"?

0

30

Nika написал(а):

"Правила" в механизмы заложили люди. Почему - "из природы вещей"?

Механизмы работают только так, как им позволяют фундаментальные законы физики. Как ни старайся, не получится установить для механизма "правила", противоречащие им. Вот и природа вещей.

+3

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»