2025 - ёлка на Перекрестке
Перекресток миров |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Перекресток миров » Элементарно! » Шерлок Холмс и дамы - исследование в мире канона » 08. ВАЙОЛЕТ ХАНТЕР. РАССКАЗ «МЕДНЫЕ БУКИ»
ВАЙОЛЕТ ХАНТЕР.
РАССКАЗ «МЕДНЫЕ БУКИ»
Это один из моих любимых рассказов сэра Артура. И — самая любимая героиня канона.
Мы уже могли убедиться, что женские образы в детективах Конан-Дойля весьма разнообразны. Каждая леди — по-своему интересная, а главное — живая, а не картонная личность. Но даже в этом цветнике Вайолет Хантер — весьма самобытный и очень привлекательный экземпляр.
Итак, скучающий сыщик получает письмо от неизвестной девушки. Она просит о встрече, чтобы «посоветоваться с вами по поводу предложения занять место гувернантки».
Шерлок Холмс сдержанно шутит, что превращается в наставника молодых девиц. Однако готов принять клиентку.
Ровно в назначенное время появляется мисс Хантер:
«Дверь отворилась, и в комнату вошла молодая женщина. Она была просто, но аккуратно одета, лицо у нее было смышленое, живое, все в веснушках, как яичко ржанки, а энергичность, которая чувствовалась в ее движениях, свидетельствовала о том, что ей самой приходится пробивать себе дорогу в жизни».
По викторианским канонам — совсем не красавица. Ни беломраморной кожи, ни легкого румянца, а по лицу пятнышки, с которыми обычно боролись изо всех сил. Ибо истинные леди прячутся от солнца, и неважно, что веснушки у тебя врожденные.
Далее — девушка не просто живая, она — «энергичная». А это, по мнению среднего лондонца, ох, как неженственно! Леди должна быть мягкой, нежной, тихой. Да, работоспособной и трудолюбивой хозяйкой, но ни в коем случае не демонстрировать лидерские способности. Ибо, это — прискорбная самоуверенность и мужеподобность…
Вот только Холмс, как ни странно, несколько иного мнения о барышне, явившейся по такому пустяковому, казалось бы, поводу:
«Я понял, что речь и манеры клиентки произвели на Холмса благоприятное впечатление: он испытующе оглядел ее с ног до головы, а затем, прикрыв глаза и сложив вместе кончики пальцев, приготовился слушать».
Да, а что же сказала девушка? Она отлично понимает, что дело ее стороннему наблюдателю покажется мелким, что, возможно, отрывает занятого человека от важной работы. Поэтому прежде всего Вайолет извиняется и объясняет причины своей тревоги:
« — Ради Бога извините за беспокойство, — сказала она, когда мой друг поднялся ей навстречу, — но со мной произошло нечто настолько необычное, что я решила просить у вас совета. У меня нет ни родителей, ни родственников, к которым я могла бы обратиться».
Оставшуюся без работы мисс Хантер желает нанять некий мистер Рукасл — человек с очень странными требованиями. Гувернантка должна будет носить одежду, которую выберут будущие хозяева, садиться, куда укажут, а главное и самое странное — отрезать свои замечательные каштановые волосы.
Когда удивленная девушка отказывается, ей приходит письмо с повторным предложением. Условия те же, но обещана прибавка к жалованию. Мисс Хантер, накопления которой подошли к концу, собирается согласиться. Но хочет услышать мнение Холмса.
Сыщик явно успел оценить упорство и решительность клиентки. Ибо его ответ таков:
« — Что ж, мисс Хантер, коли вы решились, значит, дело сделано, — улыбнулся Холмс».
Мнение же его о происшествии — резко отрицательное. Место, как говорит Холмс, не для молодой леди, и он не пожелал бы такого для своей сестры. Но также сыщик понимает положение безработной одинокой девушки и не удивляется тому, что мисс Хантер хочет предложение мистера Рукасла принять.
Вайолет, как и Холмс, считает, что во всем этом есть нечто подозрительное. Девушке будет спокойнее, если она сможет обратиться к Холмсу за помощью.
Сыщик на это сразу же соглашается.
« — Можете вполне на меня рассчитывать. Уверяю вас, ваша маленькая проблема обещает оказаться наиболее интересной за последние месяцы. В деталях определенно есть нечто оригинальное».
После ухода клиентки и Холмс и Уотсон сходятся во мнении, что мисс Хантер, к счастью, может за себя постоять. И ей, вероятно, придется это сделать.
А теперь отвлечемся ненадолго от рассказа и вспомним особенности женоненавистников. Так вот, самостоятельные, решительные дамы вызывают у них крайне ядовитую реакцию. Ибо, по их мнению, это и вовсе — непозволительная игра на чужом, истинно мужском поле, попытка обставить их самих — Мужчин. А уж если такая девушка проявляет растерянность, просит совета — какой простор для насмешек и презрения. «Ишь, не справляется, как гром грянул — сразу хвост поджала. Потому что ничего вы сами не можете!»
Тут почему-то вспоминается Гоша из фильма «Москва слезам не верит»: «Неженское дело — решения принимать!»
Вот уж в ком играет большая доля женоненавистничества…
Что мы наблюдаем у Холмса? Явную симпатию к энергичным манерам девушки, к ее четкому изложению дела, к тому, что уж она-то в своей молодой жизни успела принять множество решений. Потому что обеспечивает себя сама, а в 19 веке — это не жук начихал. Особенно для юной особы женского пола, с образованием, но без средств.
И к ее последнему решению, пусть оно идет вразрез с мнением сыщика, Холмс относится с уважением и пониманием. И готов оказать мисс Хантер всяческую помощь. Хотя пока ничего такого ужасного она ему не сообщила.
Ну что же, двигаемся дальше.
О том, что ждет на новом месте Вайолет, в течение недели размышляют как доктор, так и его друг. А ведь Холмс не склонен анализировать дело, если мало данных. Обычно он довольно легко абстрагируется от него и ждет новой информации. Что мы видим в рассказе «Медные буки»?
«Что касается Холмса, то он подолгу сидел, нахмурив лоб и рассеянно глядя вдаль, но когда я принимался его расспрашивать, он лишь махал в ответ рукой.
— Ничего не знаю, ничего! — раздраженно восклицал он. — Когда под рукой нет глины, из чего лепить кирпичи?»
Сведений мало, известия от клиентки еще не пришли. Но Холмс почему-то тратит время на размышления, явно тревожится и беспокоится. За решительную женщину, которая может сама за себя постоять.
Глины нет, но он таки пытается лепить кирпичи, в надежде предупредить беду.
Наконец, приходит телеграмма, в которой Вайолет просит приехать сыщика в Винчестер. Разумеется, Холмс и Уотсон отправляются в путь.
Девушка рассказывает о странностях, которые творятся в поместье «Медные буки». К ней относятся вроде бы хорошо. Но то и дело просят надеть синее платье (уехавшей дочери мистера Рукасла, Алисы), сесть спиной к окну, читать отрывки из книжки. Вайолет с помощью зеркала в платке удается заглянуть за окно. Она видит там отражение незнакомого молодого человека. Мистер Рукасл, заподозрив что-то, велит гувернантке помахать посетителю, чтобы он ушел.
А еще в ящике комода мисс Хантер обнаруживает красивую каштановую косу. Только вот это не ее волосы, хотя и очень похожие…
Также в доме живет огромный лютый дог, и хозяин предупреждает гувернантку, чтобы ночью она не выходила из дома.
Кроме того, девушка выяснила, что в поместье имеется нежилая комната, где раздаются шаги. Правда, мистер Рукасл уверяет, что там занимается фотографией. Однако его явно очень рассердило, что мисс Хантер вычислила комнату.
Поэтому, заинтригованная и напуганная, Вайолет посылает телеграмму сыщику и является на встречу.
Да, еще один момент, интересный в плане характеристики героини. Она описывает супругов Рукасл и вот что говорит о жене:
«Миссис Рукасл показалась мне внутренне столь же бесцветным существом, сколь и внешне. Она не произвела на меня никакого впечатления. Пустое место. И сразу заметна ее страстная преданность мужу и сыну. Светло-серые глаза постоянно блуждают от одного к другому, подмечая их малейшее желание и по возможности предупреждая его».
А ведь перед нами — собственно, идеал того времени. Женщина, целиком растворившаяся в семье, в господине муже и наследнике. Вайолет явно не приемлет таких отношений и совершенно не восхищена примером «ангела у очага». Пусть ей приходится пробиваться самой, но платить цену собственной личности за стабильность в браке мисс Хантер точно не собирается.
Спойлеры.
Внимательно выслушав мисс Хантер, Холмс утверждается в своих догадках. В таинственной комнате заточена Алиса, старшая дочь Рукасла. Вайолет Хантер, похожая на девушку фигурой и цветом волос, должна была сыграть ее роль. Юноша, ходивший под окном — возлюбленный Алисы, с которым отец ее разлучил. Сама мисс Рукасл не желала отказаться от этого человека. Видя издалека Вайолет, которая весела и довольна и машет ему, чтобы уходил, молодой человек должен был решить, что больше невесте не нужен.
Холмс готов вступить в схватку. А помощи и содействия просит… та-да-да-дам!.. у мисс Хантер. У женщины. У слабого, неумного, презираемого существа! Это женоненавистник-то!
« — Мисс Хантер, вы вели себя очень отважно и разумно. Сумеете ли вы совершить еще один смелый поступок? Я бы не обратился с подобной просьбой, если бы не считал вас женщиной незаурядной».
Необходимо в отсутствие мистера Рукасла нейтрализовать служанку. Слуга и сам напьется, и будет спать. Мисс Хантер успешно справляется с задачей:
«Откуда-то снизу доносился глухой стук.
— Это миссис Толлер в погребе, — объяснила мисс Хантер. — А ее муж храпит в кухне на полу. Вот ключи, кажется, такие же, как у мистера Рукасла.
— Умница! — восхищенно вскричал Холмс. — А теперь ведите нас, через несколько минут преступление будет раскрыто».
Каков комплимент! Явно искренний, от души, причем в момент, который не очень располагает к сантиментам. Время дорого, нужно все успеть. Но «женоненавистник» не может не похвалить помощницу.
Увы, в комнате спасатели находят только распахнутое окно и веревочную лестницу. Алисы тут нет. Однако появляется ее отец, грозит палкой, а затем спешит вниз, отвязать собаку.
Однако дог нападет на хозяина, делая его инвалидом.
Всю правду рассказывает миссис Толер — служанка. В целом Холмс правильно разгадал подоплеку этого дела.
Алиса Рукасл стала очень несчастна после второй женитьбы отца. Девушка была терпеливой и послушной и, хотя имела свои деньги, не возражала, чтобы ими распоряжался отец. Но вот на горизонте появился мистер Фаулер — тот самый юноша. Перспектива замужества, в которое уплывут и деньги, ужаснула Рукасла. Он запер Алису, требуя, чтобы все права на ее состояние девушка передала отцу. Дочь отказалась, затем тяжело заболела. Из-за горячки ей остригли волосы. Чтобы Фаулер решил, что Алиса его больше не любит, в дом была привезена мисс Хантер.
Однако служанка согласилась посодействовать молодой госпоже — и от души, и за деньги. Именно она помогла Алисе сбежать и — соединиться с женихом.
Алиса и мистер Фаулер обвенчались и уехали на остров Маврикий. Мистер Рукасл остался целиком на попечении заботливой жены.
Вайолет Хантер, как выяснил доктор Уотсон, заняла пост директрисы в частной школе, где и трудится с успехом.
Правда, вот незадача! Доктор расстраивается, что Холмс к судьбе Вайолет никакого интереса не проявил, ибо «она перестала быть центром занимающей его проблемы».
Боюсь, не все тут так просто. Но черкану свое мнение чуть позже на полях.
Подведем итоги.
В рассказе присутствует энергичная, умная, храбрая девушка. На жизнь она зарабатывает сама и на данное обстоятельство не сетует. У мисс Хантер явно есть лидерские наклонности, и путь покорной жены ее не привлекает. Однако Вайолет умеет верно оценивать свои силы и не стесняется попросить помощи. В данном случае — у Шерлока Холмса.
Холмсу эта деятельная решительная натура весьма импонирует. Если до прихода Вайолет он иронизировал над тем, что становится советчиком для благородных девиц, то слова и поведение девушки сразу завоевали его уважение. В ходе дела Холмс сильно беспокоится о клиентке. Выслушав же ее впечатления от нового места, не задумываясь, берет мисс Хантер в помощники. То есть — уверен в ее уме и храбрости, о чем и говорит.
Опять же, если это и есть поведение женоненавистника, то я мечтаю с таковым познакомиться. С далеко идущими намерениями.
И даже резкая концовка рассказа, которая словно еще и еще раз убеждает читателя — «Не было ничего, не было, все слышали, он ее забыл!», — вызывает недоверие.
«Меня терзают смутные сомнения»©
Заметки на полях. Экранизации, фанфики и мое ИМХО.
Опять же — увы, увы, но наша экранизация обошлась без «Медных буков». Жаль, думаю, образ Вайолет Хантер у многих советских актрис получился бы интересным. А романтическую линию Холмса можно было бы не банально вытягивать из шляпы Ирэн Адлер, а переключить на иную героиню.
Сериал с Джереми Бреттом этот рассказ не обошел. Вайолет в нем хороша. И внешностью, и характером. А вот симпатии и уважения Холмса к ней не чувствуется. Хотя он мисс Хантер и задание дает, и рвется спасти в критический момент. Но так уж играет Бретт — слишком сурово и малость маниакально.
В фанфикшене, на мой взгляд, образ Вайолет Хантер — самый что ни на есть подходящий для пейринга. Однако пока я обнаружила всего один фанфик, посвященный новой встрече Холмса с мисс Хантер. В основе сюжета — детективная линия, но вот эту взаимную «химию» сыщика и девушки авторы очень хорошо уловили и мастерски ее показали. На полутонах и нюансах.
Фанфик опубликован на фикбуке, и называется «Золотые фазаны». Очень советую. https://ficbook.net/readfic/4139294#part_content
И под занавес главы — мое ИМХО о резкой утрате интереса Холмса к Вайолет.
Моя версия — интерес как раз был более чем велик. Гораздо сильнее, чем в обычных случаях. Ведь сыщик очень часто узнавал о дальнейшей судьбе своих клиентов и клиенток. И ничего особенного в этом не видел. А тут, судя по несколько обиженному и недоумевающему тону Уотсона, было сказано нечто вроде:
— Да не трогайте вы меня с мисс Хантер! Какая мне разница, где она работает, у меня новое дело, и вообще…
Причем, голос, вероятно, был преувеличенно резкий и раздраженный. Как у человека, который тщательно оберегает тайну своей души, даже от лучшего друга. Не дай бог, поймет, что-то скажет. И оно перестанет быть тайной, и появится ощущение неуюта и боли. Для такой скрытной личности, как Холмс — очень понятное поведение.
А уж сам Холмс, думаю, и без доктора выяснил — где, как и кем работает Вайолет Хантер. Но все дальнейшее осталось за страницами рассказа.
Так что почитать бы еще какие-нибудь варианты с Холмсом и Вайолет. У самой были идеи, но пока в связный текст они не связались. Может быть, когда-нибудь…
Но — пора выныривать из облаков фантазий и возвращаться в мир канона.
Следующая глава Содержание
И даже резкая концовка рассказа, которая словно еще и еще раз убеждает читателя — «Не было ничего, не было, все слышали, он ее забыл!», — вызывает недоверие.
«Меня терзают смутные сомнения»©
Разделяю ваши сомнения))
Хотя бы потому, что это единственная концовка такого рода. Во всяком случае, не могу припомнить больше. Зачем было нужно упоминать о дальнейшей судьбе Вайолет, а главное - подчеркивать это вот "безразличие" Холмса?
Не могло ли случиться, что автор сам почувствовал, что герои тянутся друг к другу, против авторской воли - и поспешил устами доктора Ватсона заранее отгородится от такого развития событий?))
Разделяю ваши сомнения))
Хотя бы потому, что это единственная концовка такого рода. Во всяком случае, не могу припомнить больше. Зачем было нужно упоминать о дальнейшей судьбе Вайолет, а главное - подчеркивать это вот "безразличие" Холмса?
Не могло ли случиться, что автор сам почувствовал, что герои тянутся друг к другу, против авторской воли - и поспешил устами доктора Ватсона заранее отгородится от такого развития событий?))
Могло, и запросто))) Ужаснувшись, при мысли, что ему предстоит развивать любовную линию сыщика, Дойль поспешно открестился от нее. И, увы, не нашлось храброго читателя/читательницы, который явился бы к нему в черном балахоне, и с лопатой, дабы высказать читательские претензии и пожелания)))))
Вы здесь » Перекресток миров » Элементарно! » Шерлок Холмс и дамы - исследование в мире канона » 08. ВАЙОЛЕТ ХАНТЕР. РАССКАЗ «МЕДНЫЕ БУКИ»