У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

В данный момент на форуме наблюдаются проблемы с прослушиванием аудиокниг через аудиоплеер. Ищем решение.

Пока можете воспользоваться нашими облачными архивами на mail.ru и google. Ссылка на архивы есть в каждой аудиокниге



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Своя тропа » Ехидинки


Ехидинки

Сообщений 1 страница 50 из 55

1

"Чувства юмора у пажа не было. А вот чувство ехидства - было"
(В.П.Крапивин "Еще одна сказка о Золушке")

Меня тоже порой одолевает "чувство ехидства". Разумеется, оно бывает необъективным, и результаты выдает спорные. Но зато подбрасывает темы "на подумать", а еще - позволяет увидеть забавное даже в горьковатой ситуации.

+1

2

***
Чтобы понять разногласья полов
Достаточно помнить:
От века
девочка —
Любит играть в Любовь.
А мальчик —
В Великого Человека.

+7

3

А.
Любовь, знай свое место!
Сиди в углу, чтоб не видно, не слышно.
Не бурчи, что так, мол, нечестно.
Из нас двоих кто-то явно лишний.
Ты же рвешь кошачьим оркестром
Шов спокойствия, сделанный ночью.
Любовь! Знай свое место.
Если уж совсем уходить не хочешь.

+1

4

Ревность

Здравствуй, змейка зеленоглазая!
Заползай. Здесь немного тесно…
Но тебя не встречала ни разу я.
А познакомиться так интересно!
Хочешь есть? Угощайся, конечно же.
Что ты просишь? Зависти с солью?
Извини, но порадовать нечем мне —
Подобное блюдо я не готовлю.
Дать обиду в горчичном соусе?
Там, в углу, не ее остатки?
Не разгрызть? У меня нет совести?
Ну, куда же ты без оглядки?
О себе я дурное мнение
Ей оставила. Змейку сдуло.
И, за рук у себя неимением,
Лишь хвостом на меня махнула.

+2

5

Мария_Валерьевна написал(а):

девочка —
Любит играть в Любовь.
А мальчик —
В Великого Человека.

Какое же это было для меня в своё время открытие... :)

+1

6

Старый дипломат написал(а):

Какое же это было для меня в своё время открытие...

Разумеется, исключения есть и среди мальчиков, и среди девочек. Но редко.)

+1

7

***
След свой оставив в литературе
(Только уместней предлог был бы «на»),
Вдумчиво котик подверг редактуре
Рукопись, что для оценки дана.
Важно прошелся туда и обратно.
Нюхал, лизал и хвостом помахал.
Муркнул, кивнул. Спать улегся. Понятно:
Видимо, здесь не совсем чепуха.
В этом вопросе от зверя обмана
Трудно дождаться. Два слова о том:
Радуйся, автор! На тексте романа
Штамп «одобряю» поставлен котом.

+6

8

«Любимый мой, пожарный, прибыл скоро»
(Наталья Орлова)

                                                                                       

Романтически сжечь собралась письмо,
Неотправленное когда-то.
От свечи. На блюдце… Ан нет, тесно!
Лучше — в таре из-под салата.
Огонек лизнул, и опять зачах.
И двух строк-то не съел, зараза!
Ну и как на хилых таких кострах
Можно с прошлым покончить разом?
Безголовых спичек — лесоповал…
Треть письма, и то еле-еле
Переевший огонь сжевал.
А закончит — через неделю?
Хрусть… Салатница лопнула. Все!
Пепел, сажа, стекло повсюду.
Я не помню. О чем письмо.
Как сжигала — не позабуду!

+5

9

Стихотворение про сжигание письма очень понравилось. Особенно образ "спичек лесоповал"))

+1

10

***
Встречки-провожалки,
Губки и ладошки.
Детские игрушки
Мячики-матрешки.
Правила известны
Вечного обряда,
Что не очень хочешь,
И не сильно надо.
Но — таскаться вместе
Всюду. Неразлучно.
Если врать — "Волшебно!"
Если честно — скучно.

+1

11

***
Маленький робкий зверек в кринолиновой клетке.
Всем на потеху — такой очаровательно-неуклюжий!
«На же, возьми: вот цветочки, стишата, конфетки».
И — очень смешно, когда он пытается выйти наружу.
Очень смешно и досадно. Чего не сидится?
С тобой хорошо поиграть. И чтоб козыри — червы.
Маленький робкий зверек отчаянно боится.
И потому до сих пор иногда нападет первым.

+3

12

***
Никогда не сбегала из дома…
А было, наверное, нужно.
Потому что
Домашняя девочка — это, видимо,
До зубовного скрежета скучно.
Домашняя девочка — понятная, кажется,
Как дважды два.
Что там может хранить ее голова?
Рецепты котлет.
Расписание стирки-уборки.
В лучшем случае — нежный наивный роман,
Что зачитан от корки до корки.
Домашняя девочка… Молчит?
Это самое главное.
Ведь когда серенады
Далеким и ветреным спеты,
Домашняя девочка — такая уютная гавань
Для тех, кто искренне любит
Ее борщи и котлеты.

+3

13

***
Самой с собой заговаривать первой,
Это признак дурного тона…
Не распускай, пожалуйста, нервы.
Не наноси воспитанью урона.
Даже о погоде и ценах — не надо.
Разговор о серьезном — вреден.
Мисс — у тебя с головой не ладно.
Сдержанность — так полагается леди.
На лице и сердце — Северный полюс.
Он не нуждается в солнечном свете.
… Ну, а уж если услышишь внутренний голос,
Что делать? Тогда придется ответить.

+2

14

***
Снежная слякоть. Город заляпан.
Здесь не отыщешь сухую нишу.
Ветер ноябрьский сносит шляпу,
А мне хотелось бы, чтобы крышу!
Ну же, вперед! Догонять не буду.
Пусть улетает на юг куда-то.
Без крыши можно схватить простуду,
Или потеря другим чревата?
Пусть это будет сезоном года!
Яркой в журналах напишут тушью:
«Гулять без крыши — такая мода!
Люди, без крыши — намного лучше!»
… Но ей одиноко. И страшно даже,
Там, где дожди и серые тучи.
Пусть ветер вернет мне мою пропажу,
И набекрень чуть-чуть нахлобучит.

+2

15

Как хорошо! Причём всё - и образы, и слова. Спасибо!

+1

16

Принцесса и Дракон

Ну, и что это значит — беги не хочу?
Дверь открыта настежь пещеры.
Чешуйчатокрылый ты мой! Молчу
О твоем благородстве без меры.
Но вообще-то глупо, ты согласись,
Обращаться с пленницей этак!
Эй, зубастый, пожалуйста, отзовись!
Стоп. На стенке кто понаставил меток?
«Я сегодня навек покидаю вас.
Будьте счастливы и любимы.
Выдыхаю огнем, как в последний час,
Незабвенное ваше имя»
Где же ты нахватался подобных слов,
Эй, пожароопасный ящер! —
Я сама спалила бы груду дров,
Я ведь в ярости настоящей!
Почему никто не спросил меня?!
Умилиться мне, и заплакать вроде?
Вот удача — Принц! Одолжи коня!
От меня любимый Дракон уходит!

Отредактировано Мария_Валерьевна (25.08.2019 20:55)

+4

17

Мария_Валерьевна написал(а):

Чешуйчатокрылый ты мой! Молчу
О твоем благородстве без меры.

Я сама спалила бы груду дров,
Я ведь в ярости настоящей!

Прелесть какая!!!!)))))))
А вообще, это же по настроению - чисто иллюстрация к "Концу Игры", глава "Духи говорят")))

+3

18

Irina G. написал(а):

А вообще, это же по настроению - чисто иллюстрация к "Концу Игры", глава "Духи говорят")))

Действительно))) Хотя написано гораздо раньше)

+2

19

***
Принц приглашает меня на ужин?
Если понравлюсь — на трон и ложе?
Но у меня нет для него жемчужин.
Жабы с гадюкою, правда, тоже.
Но лягушонок — ехидный, мелкий,
Не знающий правил, стыда и страха,
Может и выпрыгнуть. Прям в тарелку.
Забрызгав пафосный белый бархат.
Король потеряет вставную челюсть,
У королевы сползет румянец.
Боюсь, и принцу такая прелесть
Не подойдет под фамильный глянец.
Ведь от семейного переполоха,
Недалеко до переворота…
Нет, во дворце лягушонку плохо.
Скучающий принц — не его забота.
Поставим-ка точку в нелепой пьесе!
Мы с лягушонком хихикнем хором,
Да посочувствуем той принцессе,
Что по контракту приедет скоро.

+2

20

Мария_Валерьевна написал(а):

***

Ведь от семейного переполоха,

Недалеко до переворота...

Точно!

0

21

***
Я легко находила Страну Чудес,
Между куклами, книгами, драками.
Сочинила сотню Прекрасных Принцесс,
Но они никогда не плакали.
А причины были. Я ж ни одну
Не оставляю в светлице маяться.
Надевай доспехи — и на войну.
То, что барышня — не считается.
Ни поблажек, ни скидок не стоит ждать
Представительнице династии.
Без короны ей налегке шагать.
И во всем принимать участие.
Ну, а Принцам, с легкой моей руки,
Невезенье ложилось глыбами:
Капитаны, Поэты да Рыбаки
Называли Принцесс любимыми.
И хозяйку ждал небогатый дом,
Суп да хлеб. Башмаки с заплатками.
Три чумазые рожицы за столом.
Но Принцессы мои никогда о том
Даже мысленно не заплакали.
…Мне теперь самой бы все это смочь,
Если сбудется Сказка моя точь-в-точь.

+4

22

Мария_Валерьевна, это стихотворение напомнило мне одну из моих самых-самых любимых принцесс из книги Андрея Пазарчука "Солдаты Вавилона": в одном измерении её звали Ника, и она была замужем за дальнобойщиком, а в другом — Аннабель, и её избранником там стал человек хотя и с высоким статусом, но — сами посудите, вот портрет: "К ним подходил, заранее широко улыбаясь, Берт Яскульский, рыжий и круглолицый; четыре года назад, когда он только начинал свою карьеру, его простецки-легкомысленная внешность страшно мешала ему. Как и островной акцент. От акцента и веснушек он избавился, но не это, конечно, стало причиной его стремительного взлёта".
Вдруг Вам захочется почитать и даже дочитать до конца — надеюсь, не пожалеете. Книга очень сложно выстроена композиционно, но начинается именно с истории Ники/Аннабель, так что, может быть, и захватит.

+1

23

Спасибо за рекомендацию, заинтересовали)

+1

24

Мария_Валерьевна, буду рад, если пойдёт. И там есть, помимо фантастических граней, очень много такого... лучшего, что было в советских людях.
Я эту книгу регулярно перечитываю. Раз в два-три года обязательно. И каждый раз как впервые, до того она хорошо сделана.
Но вообще это последняя часть огромной эпопеи "Опоздавшие к лету".

Отредактировано Старый дипломат (03.09.2019 23:28)

0

25

***
Умываясь холодным ветром,
На бегу поправляя лохмы,
Я несусь со скоростью света.
Тороплюсь — ни вздохнуть, ни охнуть.
А дома бесстыдно таращат
Синестекольные квадраты:
«На будильник смотрела б чаще!
Твой уехал трамвай. Куда ты?
Ведь часы не пойдут иначе.
И догнать его — не надейся!»
Напугали — «дрожу и плачу»!
Вот как лягу сейчас на рельсы.
Я веселую скорчу рожу.
Я упреков не принимаю.
Опоздав, попытаюсь все же
Прибежать быстрее трамвая.

+2

26

Собрался Август. Ждет на чемодане.
Сентябрь воду взбалтывает в лейке.
Как хорошо, что завтра мне не надо
Стоять в цветочной грядке на линейке.

+3

27

Мария_Валерьевна написал(а):

Собрался Август. Ждет на чемодане.

Сентябрь воду взбалтывает в лейке.

Как хорошо, что завтра мне не надо

Стоять в цветочной грядке на линейке.

О да! Второй год я купалась 1 сентября и думала об этом. А то вся жизнь на этих линейках прошла.

+1

28

Atenae написал(а):

О да! Второй год я купалась 1 сентября и думала об этом. А то вся жизнь на этих линейках прошла.

А я с тех пор, как закончила всякую дневную учебу, проезжая на работу первого сентября, чувствую искреннюю радость, что за знаниями топаю не я.

Иной раз, почти каждый год, топают потом, после школьной линейки, за знаниями КО МНЕ, но это совсем другой коленкор!

+1

29

Мария_Валерьевна, какие правильные Вы нашли слова! И такие мягкие, добрые образы. Я свою школу ненавидел до черноты в глазах, а самая тошнота была именно от линеек.Поэтому если и открываю рот на тему школы, то тут же стараюсь его закрыть, чтобы дракон не пыхал.
Наверное, "всё прогрессивное человечество" со временем найдёт какие-то более приемлемые формы социализации детей и передачи им знаний... Хотелось бы в это верить ))
Насколько же приятнее было учиться в институте, да вообще, где угодно, кроме школы. Если садик был концлагерь, а школа тюрьма, то институт — именно и наконец-то место получения знаний, общения с мудрыми наставниками. Но время-то упущено, потеряно, изгажено, и это ведь самое прекрасное время!
Эх-эх, если наша директриса Римма Константиновна уже в местах отдалённых (а она именно там, не сто же ей лет), думаю, к ней сейчас снова подошёл следователь с нимбом и предъявил этот мой пост. Принёс Фриде платок.

+1

30

, О, оказывается я не одна ненавидела школу.)))) В особенности - в старших классах. А в училище - сплошная радость общения. Лучшие годы.

+1

31

Старый дипломат написал(а):

Если садик был концлагерь, а школа тюрьма, то институт — именно и наконец-то место получения знаний, общения с мудрыми наставниками.

У меня все не настолько трагично))

В детском саду самым ужасным издевательством для меня был дневной сон. Сама я лет с 3-4 в дневном сне совершенно не нуждалась, и дома меня ложится не заставляли. А в саду приходилось))
А так - и друзья хорошие, и игры. Воспитатели были адекватные, хотя помню одну ледяную сердитую Лидия. Но и она до звания дракона не дотягивала). Еда - вкусная, праздники - интересные. Сейчас в спорах о детских садах (вести туда дитенка, или пусть мама до школы нянчится) я обычно на стороне сада. Хотя, конечно, все зависит от семьи, мамы, ребенка и многого другого.

Школа... Ну, опять же, все-таки хороших людей было там больше. Просто плохие (вернее, неумные), действовали более напористо. А из того, что от людей не зависело, я не любила домашние задания, ранние вставания, и почти все точные науки))) Первые три класса были вообще очень уютными и хорошими. Самыми тяжелыми стали 6-8 классы, видимо, из-за подросткового возраста, который еще совпал с "прекрасными святыми" девяностыми. Потом - ничего, как-то выровнялось. Но все равно, ходить на встречи выпускников мне совсем не хочется. Впрочем, проклинать что-то - тоже. "Что нас не убивает - делает сильнее", и спасибо, что некоторые уроки были мне даны не в самой жесткой форме.

А вот техникум и институт стал новой эрой, так как 1. Ушли  в небытие нелюбимые и непонятные предметы 2. Резко ослабли надзор и контроль - учишься, реально САМА, и отвечаешь САМА. Лично мне в таких условиях стало горзадо легче.

+1

32

А одним из факторов, почему я категорически отказывалась идти в детский садик, и был дневной сон. Я лет с трех тоже днем не спала. Ну, а потом дома были и мама и бабушка. Это ведь было давно - тогда еще не все женщины работали, годы послевоенные. И маму на работу не брали никуда: она отказалась сотрудничать с КГБ (давать разговорную практику на французском), так ей, соответственно, и перекрыли дорогу везде. (((
Но мне одной никогда не бывало скучно: можно рисовать, шить, вышивать, вязать, лепить. А потом и книги появились - разве с ребятами во дворе может быть интереснее? Прыгать через скакалку или играть в классики - тоже мне интерес!)))

+1

33

А я была старательная девочка и всегда спала в тихий час. Буянила моя лучшая подруга, прыгала с криками: "Да здравствует 1 мая!" А наказывали нас обеих, так как априори считалось, что мы всё делаем вместе.
Но я своё детсадовское детство не променяю ни на что. Потому что там я повстречала Ленку. Мы вместе с трёх лет и до сих пор. Книги - это здорово! Но ещё лучше, когда прочитаешь её, а потом играешь в неё с лучшим другом. И в мушкетёров, и в Томека, и в "На берегу Севана".
Да и на школу свою я не в обиде. Пока там рулили хорошие люди, это было хорошее время. Из 35 лет, которые я в общей сложности провела в ней, скверными были только 9. Но это совсем другая история. И уже другая школа.
Интересно, кто-то из моих учеников будет молить, чтобы мне подали платок?

+2

34

Atenae, вообще-то платок не Римме Константиновне уготован, а мне — за такое лютое злопамятство. Ведь и сам я разве не хотел бы, чтобы меня простили?
Садик... Садик — это ужас хотя бы потому, что детям до семи лет хорошо бы быть с мамой. Или с кем нибудь из своих взрослых. Очень не хватает именно родного маминого тепла. Когда меня отводили в садик, я терпел до вечера, воспринимая окружающее именно как "игру в плен и концлагерь". У нас одна из воспитательниц была настоящая клиническая садистка, её уволили — к сожалению, только в подготовительной группе.
А в школе было просто очень-очень скучно. Вся настоящая жизнь начиналась только после уроков — с книгами, друзьями и играми.
Хотя я получил очень качественное образование, разностороннее, как бы грех жаловаться на школу... Может, дело в застое, в умирании страны, в постоянном вранье взрослых? Всё было пропитано враньём и лично Леонидом Ильичом. Тут в диктанте пишем, какую великолепную обувь делают на фабрике "Скороход", а сами взрослые только за импортом гоняются, и вообще, слова "ах, наше..." по поводу любых товаров народного потребления... А сколько времени уходило на смотры строя и песни, на всякие линейки и речёвки к очередному съезду КПСС или к годовщине дедушки Ленина? Я это ну никак не воспринимал как любовь к Родине, тем более знал, что такое настоящая строевая подготовка или, например, летний лагерь в военном училище, да и служба как таковая.
Я просто уверен, Atenae, что Вы со своими учениками по-другому организовывали время. Поэтому они за Вас точно молятся ))) Я же своих хороших учителей тоже поминаю с огромной благодарностью — француженку Тамару Ивановну, русичку Людмилу Александровну, математичку и классную руководительницу Ирину Михайловну... :)

+1

35

Старый дипломат написал(а):

Садик — это ужас хотя бы потому, что детям до семи лет хорошо бы быть с мамой. Или с кем нибудь из своих взрослых. Очень не хватает именно родного маминого тепла.

Я думаю, тут дело в садике, и его коллективе. И в том, насколько мама может дать тепло и общение в часы совместного досуга. Потому как я, безусловно, хотела из сада - домой. Но именно, просто - домой. Вообще. Не было тогда, и нет сейчас ощущения, что мама и папа мне чего-то недодали, и меня на чужих теть скинули. Я точно знала, что меня любят, что со мной поговорят, почитают, или даже сами придумают сказку, поиграют... А то, что не 24 часа в сутки, так оно и понятно, детоцентризм тогда еще не наступил)))

А сам садик научил меня многому. Я человек-сычик по натуре, могу сидеть в углу, и занимать сама себя. Без сада, возможно, с трудом научилась бы общаться и играть с другими детьми. Научилась дружить, научилась ссориться и мириться, искать компромиссы, или, наоборот, завершать отношения раз и навсегда. Возможно, в многодетной семье этому и правда, учишься рядом с мамой и братьями-сестрами. Но я, как и многие тех лет, была единственным ребенком среди семьи взрослых людей. И коллектив себе подобных, причем не только для игры, как на площадке, а в бытовых мелочах, я могла увидеть только в саду. 

Да и занятия у нас были очень интересные, игрушки, праздники. Домашний деть хочет маму всегда, и до семи, и после семи))) Но оно не реально. И не нужно. Хороший садик - как раз самое то для того, чтобы выпускать птенчика потихоньку на большой птичий двор.

+2

36

Мария_Валерьевна, повезло Вам! Это просто здорово, что такая тёплая память осталась.
Но всё равно хорошо, что лейка не на линейке поливает, а? ;)
Какие глубинные струны задели Ваши стихи :)

Море

У Станислава Лема в его романе "Непобедимый", который я очень люблю и перечитываю, есть такая замечательная строчка:
"Уже не слышно было в лазарете ни нечеловеческого скулящего завывания, ни бессмысленного младенческого лепета, такого страшного в устах зрелого мужчины".
Мой младенческий лепет о садике — это именно оно. Правда, у нас в семье был случай ещё более показательный. Мой двоюродный брат, которого, разумеется, тоже отдали в садик, причём ещё раньше меня, по рассказам тёти, ревел, не переставая. Я в том казённом доме вообще не плакал (что толку надрываться, лучше беречь силы для битвы со всем миром), а брат мой был ужасно крикливый. Тётя уходила на работу и слышала, как он орёт, приходила за ним в садик — и слышала, как он орёт. Причём в нашей со всех сторон атеистической семье он вопил именно к Богу: "Господи, не забирай её у меня!" Через неделю воспитательница сказала тёте, что не может брать такого ребёнка в группу, его надо показать невропатологу и т.п., и что вообще-то это мальчик — а с такой возбудимой психикой как же он собирается на свете жить? И т.п. В общем, нашли ему няньку, и почти весь заработок тёти уходил на неё. И брат всегда вспоминал с огромной благодарностью, что не ходил в садик.
Вот он благополучно вырос, работал с автомобилями, даже открыл свой автосалон (он очень машины любит), но, к несчастью, тётя заболела раком кожи, а это очень скоротечная болезнь. Конечно, возили её по разным клиникам, надеялись, он продал свой бизнес, занимался её лечением. Однажды едем с тётей к очередному врачу, и вдруг ей становится совсем плохо, умирает. Брат впадает в истерику — с теми же криками "Господи, не забирай её у меня!" (а он был за рулём — это отдельная песня, руки свело...). И так он орал и рыдал — в точности как в "Непобедимом", да... Но главное, что тётя в тот раз не умерла, она жила ещё полгода, успела подготовиться к смерти должным образом, со всеми простилась, даже обвенчалась с дядей, причастилась и отошла очень тихо. Конечно, в последние дни ей кололи наркотики, но она простилась с семьёй, будучи в себе. И брат на похоронах не буянил, а отпустил маму, как и положено взрослому разумному человеку.
:) И про себя я знаю, что в детстве потому так вымучился этим садиком, чтобы анестезироваться для дальнейшей жизни. При всей тонкости нервной организации ))) И мой брат вымучился не зря, пусть и неделю всего садик его жевал. Зато имел буквально "память смертную" и помог тёте хорошо приготовиться к вечности, проводил её, как положено.
В общем, всё на свете было не зря. Но, видите, как о садике речь зайдёт, так и вспоминается тот адский холод. И свою сестру я забирал из этого заведения до сна, и своей ученице, когда она дочку в сад отдавала, рекомендовал несколько дней сопровождать девочку, забирать раньше, чтобы убедиться, что это будет безопасно для психики. Но там садик был очень хороший, частный :)

0

37

Старый дипломат написал(а):

Но всё равно хорошо, что лейка не на линейке поливает, а?

Про школьную линейку - ДА! В школу я не хочу ни под каким видом, ни за какие пряники (в свое детство, в свою школу - ученицей)

А вот подумала про свой садик (второй, куда пошла лет с пяти), и поняла, что туда окунуться еще раз, на пару дней, недельку, - я бы не отказалась. В старшей и подготовительной группе. Там мне, реально, в целом было очень хорошо, уютно и спокойно. Да бывали ссоры с ребятами, случались наказания (но ни в коем случае, не физические), скучала по маме-папе (но я по ним так же скучала и летом на даче, с родной и любимой бабушкой), но ничего ужасающего, травмирующего и тюремного там не было.

А вот школа... Но, с другой стороны, в один год у меня был опыт домашнего обучения из-за болезни - месяца три ходили учителя. Так вот, перейти на такую форму целиком я тоже не хотела - ни тогда, ни сейчас. Анализировала тут почему, и поняла. Школа, какой-бы ни была не самой сладкой, - это была МОЯ жизнь. Не внутрисемейная, где под приглядом родных, а МОЯ. Передо мной вставали мои проблемы, от меня требовалось их решать (чаще - криво-косо, но зато самостоятельно), мои отношения с ребятами-учителями. Мои хитрости на тему списать, или - подсказать другим. Мои старания распределить время, и определить приоритеты. Целая психологическая практика на тему местных интриг. И вот в этом куске моей жизни я могла что-то решить, и сделать. А дома бы училась... И все было бы на виду у взрослых, и проблемы мигом бросались бы решать взрослые, и многих моментов, пусть болезненных, но важных - просто не было бы. Я не хотела бы их потерять. Повторять - нет. Но не вычеркивать из жизни.

К сожалению, что-то не так со всей системой, и очень давно. Сколько читала школьных воспоминаний - разных стран и эпох, - проблемы примерно те же. Причем, в элитных заведениях 100-150-летней давности такая жесть, что моя школа - розовый сад с феечками.

Но, опять же. Всевозможные новаторские демократически-гуманистические системы мне тоже не нравятся. Я не понимаю уроков (всех уроков) в форме веселенькой игры. Не понимаю отсутствия оценок. Групп (типа классов) не по возрасту, а по интересам. И так далее.

В целом, мне нравится "идеальный образ" советской школы, каким он подан в детско-юношеской литературе той поры. Где есть иерархия, но логичная, и основанная на справедливости и уважении. Где все отвечают друг за друга, где есть система вожатых, помощи отстающим, и так далее. Общественная деятельность, вовлеченность в жизнь страны. Очень люблю роман Матвеева "Семнадцатилетние", хотя я и не сторонник раздельного обучения. Но в той женской школе я бы поучилась!

Я знаю, что это - идеал, и далеко не каждому повезло в подобной школе учиться. И повести Крапивина, например, дают более многостороннюю и многоцветную картину. Но я имею ввиду именно то, на что хотелось бы равняться.

Собственно, нечто похожее изобразил Ефремов в "Туманности Андромеды" - "Школа третьего цикла".

+2

38

Мария_Валерьевна, собственно, система школьного образования неразрывно связана с тем, какой "конечный продукт" нужен обществу...

0

39

Старый дипломат написал(а):

Мария_Валерьевна, собственно, система школьного образования неразрывно связана с тем, какой "конечный продукт" нужен обществу...

Смольный Институт (и подобные ему заведения) был основан на самых благих принципах, имея ввиду очень важные и благородные цели. Воспитание образованных, умных женщин, с широкими взглядами, и в то же время - хозяйственных жен, и заботливых матерей. И подобные женщины ведь реально были нужны! Но, увы, к середины 19 века Женские Институты в большинстве выродились в благородные курятники, с весьма условным образованием и воспитанием. Многое зависело от самой ученицы, и педагогов, но половина задумок 18 века пошла прахом. К счастью, случился Ушинский, давший Институтам хороший "волшебный пендаль".

Так что, дело, думаю, не только в конечном продукте, есть иные силы, готовые в любой момент превратить школу в мутное болото.

+1

40

Дело только в людях. В среде. В том, кто рядом: Учитель или урокодатель. Мне повезло. Учителей было больше.
И Мария Валерьевна права: социализироваться ребёнок может только в коллективе. Даже в том случае, когда этот процесс не слишком приятен из-за окружения. Без этого никак. Негативный опыт - тоже опыт. Лучше с ним, чем вообще без опыта.

+1

41

Мария_Валерьевна, школа Третьего цикла - я ей посвятила свое сочинение на аттестат.)) И еще - школа в "Полдне. 22 век") Это был мой идеал обучения. Нечто подобное происходит у нас в Израиле на уроках гуманитарных дисциплин. Но в целом - ситуация и у нас катастрофическая.
Сегодня мне пересказали, что выдала младшая внучка. Ей будет 4 года в декабре.
Забирали ее с садика вечером, и она забыла свою любимую пеленку, которую таскает с собой в сад, одевает ее, как платок, на плечи. Вернулись за ней, а садик закрыт. Дед №2 говорит: "Поехали, у нас дома найдется другая!"
А Ади ему в ответ: " Другая мне не нужна! Моя пахнет мамой, домом, Фреддиком (собака), а я их люблю!"
Вот и ответ. Ребенку нужно продолжение дома, его запахи. Он скучает по дому. И никакой садик не заменит ему этого ощущения комфорта. Хотя у сына дома - типичный израильский балаган - не пройти, ни проехать среди раскиданных вещей, но детям это представляется уютом, потому что он согрет родителями.

+1

42

Стелла написал(а):

А Ади ему в ответ: " Другая мне не нужна! Моя пахнет мамой, домом, Фреддиком (собака), а я их люблю!"

Да-да! Знакомо. Но я знаю случаю, когда дети подобные вещи, согретые родительским теплом, берут с собой в любую поездку, если грядет разлука. То есть, опять же, дело не в факте садика. Так, или иначе, малыш (и не совсем малыш) отделяется от родителей, - гости, дача. и так далее. Я считаю, это нормально. И то, что в разлуку человек берет нечто, связанное с домом, - тоже хорошо и нормально.

Я знаю девушку, у которой папа умер уже 15 лет назад. Но в серванте на прежнем месте хранится полупустая пачка "Оптимы" и зажигалка. И некурящая девушка то и дело это пачку нюхает, закрыв глаза. Потому что этот запах связан с папой. И выкинуть она ее никому не дает, - это тоже такой вот мостик через разлуку.

+4

43

Дело не в отделении от родителей - оно необходимо и нормально, дело в том, в каком возрасте оно происходит и в какой среде. Это как с зародышем: если каких-то веществ на определённом этапе развития не получил, будет больной, и возможно компенсаторное восполнение, но не здоровье. Осмелюсь предположить, что столько невротиков и алкоголиков развелось именно потому, что мамы в самом нежном и нужном для сыновей возрасте были заняты "без объяснения причин". Мне, по крайней мере, моя хоть объясняла, что своим трудом она крепит обороноспособность страны, и я шёл в садик, скрепя сердце и без слёз - потому что есть такое слово "надо")) А других просто сбрасывали злым тёткам без комментариев, и вся недолга.
Даже в самых маскулинных традиционных обществах дети до трёх лет всё-таки живут с мамами или с близкими родственницами (в Японии - до пяти). А не в казённых домах с полутора лет.

+1

44

Согласна, слишком маленьким, конечно тяжело.

Тут все от обстоятельств зависит. Но в тех же традиционных обществах прошлого, если жена требуется в поле-хлеву-лавке, дитяти нанимали дешевую няньку "за еду и колотушки". Чем это могло закончиться - рассказ Чехова "Спасть хочется". Так что, уж лучше бы детский сад существовал и ясли, для подобного. Да, там тоже всякое могло случиться, знаю, но я бы саду доверила больше, чем 7-10-летней няне.

Часто в деревнях именно двух-трехлетка поступал под "патронаж" многочисленных братьев-сестер, осваивал какие-то действия, которые вскорости становились его обязанностями, типа подай, принеси. А у мамы других забот полон рот, и новый малыш в люльке.

А сейчас, несмотря на 21 век, тоже многие физически не могут не выходить на работу. И бабушки есть не у всех...

Вот как сделать, чтобы работницы сада могли дать детям заботу и тепло, чтобы у них для этого были силы и желание, чтобы те, кто не годится, просто на такие должности не попадали... Вопрос вопросов.

+1

45

Мария_Валерьевна, то есть на основе всего произнесённого мы можем выделить два блока проблем:
1. Если мужчины не выполняют своих обязанностей быть кормильцами и защитниками семьи, то женщины не выполняют своих обязанностей по рождению и воспитанию детей. Нельзя требовать от двух равных сторон неравного вклада. Это государственная управленческая задача: хочешь заблокировать рождаемость - а) не плати мужчинам адекватную их трудовым затратам зарплату и б) внуши им, что все ценности находятся в исключительно материальной плоскости, тогда женщины будут вынуждены тяжело работать вне семьи, и семьи будут малодетными или бездетными. И напротив, хочешь повысить рождаемость - уменьшай разрыв между бедными и богатыми и оперируй нематериальными ценностями в мужской среде (её ценности - ведущие в социуме: если для мужчин важен условно говоря "мир - труд - май", то женщины будут "красавицы - спортсменки - комсомолки"; если "ешь, пей, веселись" - женщины будут "путана, путана, путана, ночная бабочка, ну кто же виноват", и т.д.).
2. Проблему интереса к труду (любому) нельзя решить только на материальном уровне. Если труд воспринимается как каторга ради куска хлеба - это одно дело. Если как служение - другое дело. Если как путь спасения - третье.
Если бы воспитательницы знали, что в их труде страх растратить себя - главный запал для профессионального выгорания, они бы так не зверели.
Но для этого человеку надо передать информацию. Без информации он не имеет программы действий. "Вера - от слышанья".
Как-то так :)

+1

46

Народ, а не создать ли нам тему касательно проблем воспитания? А то мы отчаянно оффтопим в поэтический теме. Забыв, что предмет обсуждения - стихи.

+1

47

Atenae, создать.)
Тема больная. Меня, из-за моих "традиционных" взглядов на семью уже заклеймили на "Дюмании".

+1

48

Стелла, Вы молодец, что защищаете семью. Даже просто слово в защиту этих райских чертогов сейчас на вес золота :) Семья - это святое место.
Atenae, а у нас там в "Реальном мире" что-то такое уже было, можно в ту тему перенести.
Но хорошие стихи тем и отличаются от плохих, что хорошие касаются прям проводки от главного генератора и вызывают эффект ярче тысячи солнц в хорошем смысле, а плохие - это просто бумажка "Света нет и не будет"))

0

49

Автор совершенно не против оф-топа по таким серьезным темам. Но если людям будет удобнее в отдельной ветке - только за)))

+1

50

Мария_Валерьевна написал(а):

Автор совершенно не против оф-топа по таким серьезным темам. Но если людям будет удобнее в отдельной ветке - только за)))

У нас и впрямь есть тема в "Топталище", Поговорим о том, о сём!, где участники форума одно время начинали  беседовать о проблемах воспитания. Словом, решайте:
1. Переносим дикуссию туда.
2. Создаем новую ветку там же, в "Трех пескарях" - и таки переносим))
3. Делим "Ехидинки", вынося их в отдельный раздел, как был поделен "День дивана", но тут решение главным образом остается за автором. И тогда продолжаем дискутировать в комментариях под каждой Ехидинкой.
P.S. Как админ я не раз наблюдала, что самый нужный и серьезный оффтоп не приживался, будучи пересаженным на новую почву)))

+1

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » Своя тропа » Ехидинки