http://forumstatic.ru/files/0012/57/91/19816.png
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: «ЗОЛОТОЕ ДЕТСТВО»
http://forumstatic.ru/files/0012/57/91/42904.png
   
Кажется, не так уж он давно был – 19 век. Не Средневековье и даже не галантное 18 столетие. Но попасть в нужный тон, уловить атмосферу удается не каждому.

Викторианство  вообще очень специфично. Время невероятных контрастов и противоречивых явлений. Могучая поступь прогресса, поезда, электричество, первые пылесосы. И тут же – отчаянная, прямо-таки детская вера в фейри и эльфов, призраков и спиритизм, причем людьми образованными и солидными.

Мир, где девушка из хорошей семьи выходила замуж, зачастую не подозревая, откуда же берутся дети  – и огромное количество публичных домов, где можно было купить 12-летнюю девственницу.

Убежденность в том, что люди перед богом равны… И отношение к жителям колоний, словно к второму, а то и третьему сорту.

Империя крепла – и тут же, пока еще незаметно, разрушала сама себя. И именно в этом странном, двояком мире и живет Шерлок Холмс. Почему и трудно, да и неинтересно мне воспринимать его современную версию. Ибо он весь оттуда – из мира света и тьмы, мира  жутких трущоб и уютного огня в камине. Почтенный и непредсказуемый, насмешливый и грустный, предубежденный – и справедливый.

Но как показать эту атмосферу туманного Лондона 19 – начала 20 века?

Почти у каждого из нас есть фильмы, книги, настраивающие при творчестве на соответствующий лад. Я хочу поделиться теми, которые помогают обдумывать холмсовские истории мне самой. Видеть, слышать, ощущать. Самого сыщика в них нет, но… Вот тут он мог пройти, этим загадочным случаем заинтересоваться, а вот этому человеку непременно бы помог! А таким образом мог быть воспитан, так учился… И тому подобное.

Начать хотелось бы с викторианского детства.

Потому что тема детей очень близка, и в свои фанфики о сыщике я ее непременно ввожу. И призером по умению ввести меня в нужное состояние, пропитать радостью и болью, слезами и надеждой, является экранизация «Маленькой Принцессы» Ф.Бернетт.

Их существует несколько. Моя любимая – российская, 1997 года.  Сюжет книги и мало отличающегося от нее фильма таков.

Где-то во второй половине 19 века из Индии в Лондон приезжает капитан Кру с дочерью Сарой. Девочке исполнилось 7 лет, и ей уже пора получать образование. С отцом расставаться Саре очень тяжело, как и ему со своей «маленькой хозяюшкой». У них – общие сказки и игры, отец и дочь понимают друг друга без слов. Но, тем не менее, малышка на несколько лет останется в школе, капитан продолжит службу в Индии и даже навещать ее слишком часто не сможет. Такая вот обыденная для тех лет ситуация, которая может поразить воображение жителей 21 века. Особенно тех, кто убежден - так отделить от себя ребенка способны лишь жестокосердные и нелюбящие родители.

19 век на дворе, господа-товарищи. Ребенок, даже любимый – не господин и повелитель, вокруг которого все крутится в мире. Он - будущий взрослый, который обязан уметь держать себя в руках и поступать по принятым правилам, чтобы влиться в общество. Любовь  и степень близости с родителями тут роли не играет.

Но вернемся к Саре Кру. Это не по годам умный, проницательный и тонко чувствующий ребенок. Она не закрывает глаза на несправедливость, остро сочувствует тем, кому плохо. Сара рада делиться деньгами (которых у нее очень много), сладостями, знаниями и фантазией. Она не ангел во плоти, ей бывает грустно и тяжело. Директрисе, мисс Минчин, которую блестяще сыграла Алла Демидова, непонятна и неприятна эта девочка. Но она вынуждена демонстрировать любовь к Саре, боясь потерять богатую ученицу. Но Сара не покупается на лесть, она знает, что мисс Минчин ее не любит. Однако держит себя девочка безукоризненно. И весьма логично и не без иронии замечает: "Хотя, может быть, я сама виновата, так как не люблю её".

У Сары есть любимая игра – в Принцессу. И суть ее не в нарядах и балах. А в том, что Принцессы благородны душой, сдержаны и горды. Не опускаются до мести и подлости, жалеют бедных и помогают им, верны друзьям, и так далее. Эта игра очень помогает Саре в хорошие времена. И становится настоящим спасением, когда мир вокруг мисс Кру приобретает серые оттенки…

На мой взгляд, в фильме очень хорошо показан маленький частный женский пансион. Девочки самых разных возрастов и характеров, с разными системами ценностей. С разным отношением к прислуге. Ибо тут же, рядом – служанка Бекки, ровесница Сары. Бекки запуганна и несчастна, ничего не видит, кроме черной работы. А большинство учениц ее не замечают, не считая за человека. И только Сара убеждена в обратном.

Бекки играет маленькая Лянка Грыу. И этот образ – волшебный. Бекки получилась шустрой, доброй, сообразительной. И такой вот – истинной дочерью трущоб, привыкшей выживать, но не потерявшей человеческого облика.

По книге Сара учится в школе несколько лет. В фильме явно проходит не больше года. Но – все резко меняется. Капитан Кру, вложив деньги в алмазные россыпи, разоряется и умирает. Вмиг обнищавшая Сара остается на руках разъяренной мисс Минчин. Выгнать девочку все-таки нельзя, надо думать о репутации школы. И для Сары совершают «великую милость» – оставляют в качестве служанки. Девочка теперь живет на чердаке, бегает по лавкам, помогает слугам, а на закуску – дает уроки младшим воспитанницам.

Ничего у Сары больше нет. Кроме фантазий, веры в добро и настоящих друзей, среди которых две ученицы школы и бедная Бекки.

Сару играет Анастасия Меськова. Играет очень талантливо. У нее все настоящее – и смех, и танец, и дрожащие в глазах слезы. Можно изобразить рыдание, но вот эти капли между ресниц – как? Сорванный сдерживаемыми всхлипами голос… И видеть, как эта девочка оказывается целиком во власти холодной, бездушной женщины – очень больно.

А так могло быть –  и случалось часто. Никто не проверял, как живется детям, обедневшим и никому не нужным. Умерли ли они в приюте? Находятся ли на положении рабов у «опекунов»?  Одно дело – наследник, а тут… Юрист, приехавший сообщить о смерти капитана, решительно отказывается нести малейшую ответственность за судьбу осиротевшей девочки. И сам советует мисс Минчин «извлечь из дочери капитана пользу».

И я вечно буду благодарна Игорю Ясуловичу за роль мистера Кэрисфорда – друга капитана Кру. Именно он вовлекает отца Сары в дело с алмазами. Он чувствует свою вину перед капитаном и его дочерью. Перенеся тяжелейшую болезнь, м-р Кэрисфорд ищет Сару, не зная толком ни сколько ей лет, ни как она выглядит… Ясулович играет сломленного, невероятно уставшего, вконец согнувшегося под тяжестью вины человека. И опять же –  смотреть на это спокойно невозможно.

Многим авторам фанфиков нравится помещать возлюбленных или детей Холмса в мрачную и неблагоустроенную среду. Чтобы проникнуться духом этой несправедливости, обиды, боли и в то же время – человеческой храбрости и стойкости, очень подойдет «Маленькая Принцесса».

Когда я писала «Время камней» и создавала эпизоды, связанные с благотворительной школой для девочек-сирот, вдохновлялась именно пансионом мисс Минчин. И выдуманная мною директриса (мисс Мерайя Спенсер) нашла бы о чем побеседовать с героиней Аллы Демидовой…

А вот образ возможной дочери Холмса, выросшей в бедности, у меня варьируется. То вижу ее шустрой Бекки, то – задумчивой Сарой.

Понятно, что «Маленькая Принцесса» рассчитана на детскую аудиторию. Но на меня, взрослую тетю, производит каждый раз неизгладимое впечатление.

Следующий фильм, вернее, мини-сериал от ББС, который хочу посоветовать – «Беркли-сквер». Он позволяет заглянуть нам на кухню и в детскую, всмотреться в жизнь прислуги и в положение детей из вполне состоятельных домов.

Итак, 1906 год. Новый век наступил, но традиции старого еще в полной силе. Так что почти все увиденное  можно смело применять и к более ранним десятилетиям. Беркли-сквер – это площадь в Лондоне. Ее окружают дома. В трех из них требуются няни.

И вот три девушки получают новую работу.

Матильда, Мэтти – очень ответственная, старшая сестра из большой семьи, любящая детей, но не намеренная их баловать. Ее профессия – это вполне сознательный выбор ума и души, и девушка ставит свою деятельность чуть ли не научную основу. Она умеет командовать, сразу оговаривает правила кухарке – насчет детского меню, например. И как-то не по себе, даже  очень обидно, что в рекомендации от прежней хозяйки звучит фраза: «А еще у нее хорошие зубы, и она не испугает ребенка». 

В семье, где служит Матильда, двое детей – Том и Харриет. Думаю, мальчику лет девять, девочке – семь. Они почти целиком зависят от няни и других слуг. Ибо в детскую мать и отец поднимаются крайне редко. Причем оба к детям неплохо расположены, но соблюдают большую дистанцию. У отца – важная служба, и явное ощущение семейного несчастья. У матери – «кризис среднего возраста» и отчаянная влюбленность в молодого усача-военного. Так что молоденькая горничная вполне может раздраженно едва не открутить голову малышке Харриет при умывании – кроме брата никто не вступится. А пожаловаться и в голову не придет – мир детей и родителей почти не пересекается. А когда отец попытается резко приблизить сына, вовлекая в типично мужское дело охоты, происходит трагедия, изменившая судьбу мальчика. И, увы, даже добрая и умная Матильда ничего не может сделать.

Однако, жизнь Тома и Харриет – малина в сравнении с воспитанником второй няни – Ханны. Родители Берти в самом начале фильма уезжают на год в Индию, и явно не в первый раз. Старший Берти (лет восьми) и младенец Чарли остаются во власти няни Симмонс. Именно к ней поступает помощницей Ханна.

История самой Ханны очень печальна. Она была личной горничной в богатом доме. Возникла взаимная любовь с хозяйским сыном, родился ребенок… Юноша заботился о них, но жениться родители не позволяли. И вот на скачках парень падает с лошади и разбивается насмерть. Ханне с малышом приходится уезжать из прежних мест, где  местные уже готовят ей обструкцию за блуд без брака.

Обманом раздобыв бланк с хозяйской печатью, Ханна подделывает себе рекомендацию. В Лондоне она снимает комнату у польки Брановски, с которой и оставляет своего родного сына, покуда сама воспитывает Берти и Чарли. Признаться, что у нее есть незаконный сын Ханна не может – уволят. Часто видеть малыша – тоже. Мука для Ханны мученическая. Но без работы и она, и ее Билли погибнут.

Ханна любит детей. Но в детской заправляет няня Симмонс, которая их как раз ненавидит. Берти похож  на призрак – бледный, с синяками под глазами, робкий. В комнате – пустые стены и голый пол, все игрушки под замком, и на целый день можно выбрать только одну. Малыш Чарли может рыдать всю ночь – Симмонс к нему не встанет, это ее принципиальная политика. А потом выясняется, что Чарли очень часто получает нехилую дозу опиума – чтобы не орал и не мешал. Из-за этого пару лет назад умерла маленькая сестренка Берти, отравленная няней… И одинокий мальчик изредка достает крестильный набор сестры, чтобы вспомнить о ней.

Ханна и Берти заключают союз, и жизнь обоих становится гораздо легче. Но скоро этот союз будет скреплен страшной тайной, которая может громко выстрелить в будущем…

Третья няня – молоденькая дочка фермера, Лидия. Она, как и Мэтти, старшая дочь в огромной семье. И ей надоела ругань отца и беспросветная пахота в деревне. С помощью пастора и с благословения матери, Лидия получает работу в семье хозяина поместья, в качестве помощницы старой няни. И вот деревенская девчонка приезжает в город, где все в новинку. А сама она – искренняя и непосредственная, привыкшая к иной жизни, но жаждущая влиться в эту.

Лидия попадет в самую адекватную, на мой взгляд, семью. Хозяин, ученый, женат вторым браком на молоденькой американке. Жена передовых взглядов, потому что САМА кормит новорожденного сына грудью и вообще, предпочитает давать ему побольше внимания, нежели принято. Также очень пожилая нянюшка, которая нянчила еще хозяина, продолжает жить в семье, и относятся к ней с большой любовью и уважением. И, замечая, что выполнять свои обязанности той уже тяжело, предпочитают нанять ей помощницу, но не выгонять, целиком заменяя новой.

Заслуженная няня сначала встречает Лидию в штыки, но в итоге они находят общий язык. А вот старший хозяйский сын (от первого брака), заинтересовавшись свежей наивной девушкой, явно вынашивает совсем нечестные намерения.

Фильм очень хорош и с бытописательской, и с психологической точки зрения. Как одевались, разговаривали, развлекались, что ели люди разных категорий. Как влюблялись и строили отношения, что было можно, а что нельзя. Что нельзя, но если очень хочется – то можно… И вечная истина – не спасет семью богатство, если нет желания понимать и любить. Кстати, в этом вопросе оказывается на высоте Констанс – та самая американка. В очень трудной ситуации она берет на себя ответственность решить мужской спор между мужем и пасынком.

И, конечно, мы видим детей. Не бедных детей, не тех, кто вынужден работать с десяти лет, или хотя бы носить штопанное-латанное. Но жизнь юных леди и джентльменов тоже далека от мифической картины «Идеальная семья». Юное поколение задвинуто на задворки дома – в детскую. Главный человек в их жизни – няня. И какой окажется няня - таким и будет существование ребенка. Как поведет себя мама? С радостью самоустранится от хлопот или, наперекор обществу, будет проявлять интерес и внимание? В Брекли-сквер, увы, такая мама среди хозяек только одна.

Судя по мемуарам, исследованиям, художественным романам, похожая картина имела место быть весь 19 век. Поэтому, даже сочиняя детство Холмсу, можно брать на вооружение показанные в «Беркли-сквер» ситуации. А уж для его расследований или личной жизни – вообще в самый раз.

Наиболее трагична и страшна история Ханны… Сюжет подводит ее к трудному и жуткому решению. В районе, где живет с Брановски нянин сын Билли, свирепствует холера. Ханна находится в постоянном страхе за малыша. И вот умирает хозяйский младенец – Чарли. Няня Симмонс опять переборщила с опиумом.

Сама преступница сбегает, в ужасе твердя: «У меня уже умирал хозяйский ребенок!!!». А Ханна видит в этом шанс. Девушка относит мертвого Чарли в дом Брановски, чтобы та его похоронила. А своего сына забирает в хозяйский дом. Чтобы Билли заменил собой Чарли. Старший Берти знает – и не выдаст. Родители младенца почти не видели. Другие слуги тем более. Симмонс не объявит о своем преступлении.

Но что дальше? Ведь сама Ханна останется для Билли только няней. И хозяева – ведь имеют они право знать о смерти сына, прийти на его могилку? Любопытно, если бы в это оказался вовлечен Холмс, отпустил бы он девушку или нет? Дал бы тайне покоится с миром или настоял на обнародовании?

Так что всем советую этот мини-сериал. Именно мини, всего пять или шесть серий. Он не очень известный, но хороший. В Контакте видео точно есть. Так что – приятного просмотра и вдохновения.

R.S.

Эта глава писалась давно, когда я еще не очень представляла, во что выльется "историческая" часть работы. Поэтому многие, затронутые здесь темы - "няни и гувернантки", "аристократическое детство", "хозяйка дома" будут более подробно рассмотрены в дальнейшем.
       
http://forumstatic.ru/files/0012/57/91/42904.png
   
Следующая глава       Содержание.