http://forumstatic.ru/files/0012/57/91/19816.png
ЧАСТЬ ПЯТАЯ: «ЗА ПРИЛАВКОМ МАГАЗИНА»
http://forumstatic.ru/files/0012/57/91/42904.png

   
Сфера торговли — одна из самых многообещающих во все времена. Правда, она не слишком уважаема в аристократических кругах, но для девушек из народа могла послужить неплохим социальным лифтом. Могла же, напротив, и выпить все силы, и толкнуть на дно.

Интересный момент: в цикле произведений сэра Артура Холмс и Уотсон ни разу не сталкиваются с продавщицами. Почему-то ни одно дело не привело друзей в универмаг или хотя бы маленькую лавочку, где за прилавком стояла бы женщина. Так что если кому-то из фикрайтеров захочется ввести в свое произведение продавщицу, канон ничем не сможет помочь.

Самая нижняя ступень — уличные торговки цветами, зеленью, галантереей, едой в разнос. Большинство таких продавщиц начинало свой путь уже в детстве. Образ маленькой цветочницы был очень любим художниками. Малышки в бедных платьях, босоногие, с фиалками в руках и печальными голодными глазами… Художественное преувеличение не столь уж сильное — на эту работу шли те, кто ни на что иное претендовать не мог. Мало кто из уличных продавщиц умел читать и писать. Для некоторых юных цветочниц их букетики и вовсе становились лишь прикрытием для встреч с мужчинами…

Но вот девушка из магазина — это совсем иной уровень. И исходные данные должны ему соответствовать:

«Родители, которые хотели отдать своих дочерей в продавщицы, должны были озаботиться тем, чтобы те хорошо овладели арифметикой. Чем выше разряд магазина, тем более образованной и воспитанной должна быть продавщица. Любая жалоба клиента, особенно богатого и влиятельного, послужила бы причиной для увольнения или перевода в другой магазин» (Катя Коути, Кэрри Гринберг «Женщины Викторианской Англии»)

Жили девушки при магазине, в общежитии, там же и столовались. Условия целиком зависели от нрава хозяина.

Например, для работниц универсама «Уайтлис» был организован драмкружок, хор, библиотека, клуб… Правда, деньги на книги вычитались из заработной платы девушек. Работали продавщицы с 7 утра до  11 вечера, семь дней в неделю.

И — самое мерзкое: продавщица целиком зависела от владельца. И если хозяин дает понять, что жаждет видеть тебя в неофициальной обстановке и без одежды — отказ будет стоить работы.

Тот же мистер Уайтли, устраивавший хоровое пение и клуб для продавщиц, прославился своей жестокостью и невоздержанностью.

«Мистер Уильям Уайтли склонял к сожительству всех своих продавщиц и бросал их, когда они беременели. Когда один из его незаконнорожденных сыновей вырос, то, испытывая к отцу жгучую ненависть, однажды пришел в магазин и застрелил его» (Таня Дитрич «Повседневная жизнь Викторианской Англии»)

Понятно, что дочерей джентльменов за прилавок судьба заносила крайне редко. Чаще продавщицами становились дочери и сестры торговцев или девушки из рабочих семей. Был шанс прорваться туда, наверх. Дорасти до должности заведующей отделом, например, либо накопить денег и опыта, чтобы попытаться открыть свое дело. Хорошенькие особы мечтали о том, что кто-то из покупателей или начальников предложит им брак. Ну, или хотя бы покровительство. Хотя  на примере Уайтли, ясно, что последнее могло стать дорогой в пропасть.

«На каждую бывшую продавщицу из магазина, гордо выхаживавшую в дорогих нарядах на квартиру которую снимал для нее любовник, приходились сотни, чья жизнь была сломана по той же причине» (Таня Дитрич «Повседневная жизнь Викторианской Англии»)

Не стоит забывать и о длинном рабочем дне, который продавщица проводила на ногах, о придирчивых покупателях, штрафах за малейшую жалобу на твою нерасторопность. Но — при этом продавщицы больших магазинов вполне могли соответствовать определению «почти леди». То есть они умели себя держать, следили за языком и манерами, ибо грубость и вульгарность были недопустимы. Одежда тоже должна была соответствовать — строго, скромно, но вполне изящно.

Также необходимо было уметь найти подход к разным людям, угодить, уговорить, да так, чтобы покупатель и не догадался о том, что им вертят. Так что некий курс «актерского мастерства» и «прикладной психологии» продавщицам обеспечивала сама жизнь. Навыки более чем полезные, помогающие создать образ, очень далекий от бедной комнатушки в трущобах или фермерском домике, где родилась продавщица.

Поэтому в рамках заданной мною темы — «Шерлок Холмс и дамы» —  продавщица большого, статусного магазина выглядит вполне уместно. Да, это тоже совершеннейший моветон, но не столь уж непреодолимый. Так что если светские барышни, гувернантки и учительницы «навязли в зубах», можно одарить героиню и такой профессией.

Продавщица, не выпадая из эпохи, имеет полное право быть умной и сообразительной. Хотя, разумеется, лишенной классического образования, но умеющей читать, думать и быть весьма близко знакомой  с расчетами. Также она умеет себя держать, чутко разбирается в иерархии, отшлифовала речь  и понятия, общаясь с покупательницами из «верхнего мира». При этом, скорее всего, знает жизнь и лишена многих иллюзий.

Такая героиня весьма интересна и сама по себе, и — как вариант личной жизни для Холмса. Да-да, он — джентльмен, она — ни в коме случае не настоящая леди, но при желании и определенных условиях и такую пару можно привести к отношениям и даже алтарю.

Ну, а теперь — тот самый волшебный экран.

Есть в литературе книга — прямо-таки гимн коммерции, торговле и универсальным магазинам. Роман Эмиля Золя «Дамское счастье». Несмотря на сахарное название, считаю, главная тема романа — именно магазин нового типа. Игра с покупателем, заманивание и обещания, груды товаров, реклама, антураж, акции и скидки. Как это все начиналось, развивалось и действовало — об этом и писал Золя.

Недавно ВВС выпустило сериал по мотивам книги. Английское название — «Парадиз». В русском переводе — «Дамское счастье». Действие перенесено в Англию, изменены некоторые детали и сюжетные ходы. Но по-прежнему в центре Он — шикарный, огромный, завлекающий и обольщающий магазин «Парадиз».

1870-е годы. Юная Дениз Ловет приезжает в Лондон из провинции. Ее дядюшка держит лавочку, торгуя тканями и обшивая клиентов на заказ. Он придерживается традиций, индивидуального подхода и теории — «лучше меньше, да лучше». Увы, наступают другие времена. Капитализм набирает ход, словно паровоз, летящий в будущее. И под его колеса попадет как раз такая мелкая торговля.

Напротив лавочки мистера Ловета красуется большой универсальный магазин «Парадиз». Туда теперь спешат покупатели, чтобы окунуться в сказочный мир пещеры Алладина. Ведь в «Парадизе» есть всё:  готовое платье, перчатки, белье, зонтики, кружева, посуда, экзотические диковинки. Сияют люстры, благоухают цветы, расторопные служащие и милые продавщицы готовы выполнить любой твой каприз.

Это чудо сотворил Джон Моррей. Начав конторщиком, он стал владельцем маленькой лавки, из которой и вырос «Парадиз». Моррей буквально влюблен в свое детище. Все силы и энергию он отдает магазину. О да, его заботит прибыль, но Морей получает искренне удовольствия от самого процесса торговли, от новых идей и возможностей. Он — своеобразный художник, пусть и в коммерции.

Дядюшка не может дать работу Дениз. И девушка приходит на поиски места в «Парадиз». Она умна, симпатична, имеет опыт — служила в магазине своего городка. Мисс Одри,  заведующая отделом женского платья, относится к соискательнице без восторга, но дело решает проходящий мимо Моррей. Привлеченный внешностью Дениз, а также тем, что она — племянница бедняги Ловета, хозяин «Парадиза» принимает девушку на работу.

В фильме бытовые условия жизни продавщиц сильно смягчены. В романе Дениз с большим трудом привыкала к новой жизни, страшно уставала, стирала по ночам единственную смену белья, мучилась в неудобных башмаках… В сериале это не показано. Но всё равно можно увидеть изнанку магазина.

Продавщицы живут по трое в комнате. Их рабочая одежда — черные платья с высоким воротом, узенькая плоска кружев под горлом. Волосы — строго убраны в узел. К покупателям выходят по очереди, очередь пишется на доске. Одна из девушек, Клара, стирает имя новенькой, мухлюет, чтобы самой обслужить богатую клиентку.

Чем привлекателен образ Дениз — это девушка явно с большими способностями и упорством. Она амбициозна, но не беспринципна. Она говорит: «Я не хочу быть женой Моррея. Я хочу быть им!» В смысле — самой стать во главе такого же дела, как «Парадиз». Но Дениз не позволяет себе идти по головам, подставлять и подличать — в отличие от той же Клары, которая рвется к повышению и готова укусить каждого, кто талантливее её.

Моррей очень скоро убеждается, что новенькая — это не просто хорошенькое личико. Дениз легко принимает новые порядки, осознает, что будущее — именно за большими магазинами. И ей это нравится. Она полна идей, как привлечь покупателей, что можно придумать, чем поразить и восхитить.

Устроить час «полуночной леди», чтобы дамы могли без помех и стеснения выбрать нижнее белье, организовать отдел детской одежды и многое другое — это все предложения Дениз, которые идут на пользу магазину. У девушки и Моррея начинаются странные отношения — дружба на почве любви к «Парадизу».

В романе Моррей весьма банально «западет» на молодую и порядочную девушку, желая добиться её. В фильме мы видим партнерство и растущее родство душ в процессе общей работы. Моррей — это блеск и фейерверк, риск и ходы ва-банк. Дениз — сдержанность и упорство, уверенность в себе, умение идти к цели.

Разумеется, все непросто для их взаимной симпатии. Никто не отменял иерархию — и Дениз обязана подчиняться мисс Одри, которая страшно боится за свое место и не хочет давать шанс одной из продавщиц. У самого Моррея — тяжелое воспоминание о погибшей первой супруге, Хелен. А ещё  — весьма запутанные отношения с богатой наследницей, леди Кэтрин Гленденнинг.

Сериал хорош. И актерами, и антуражем, и сюжетными линиями. И как иллюстрация работы магазина 19 века с той стороны, о которой обычно ничего не знают покупатели. А вот мы увидим рассыльных и кухарок, продавцов и управляющих. Как и чем они живут, чего хотят и боятся, как развлекаются и флиртуют — все будет показано.

Дениз Ловетт — это нечто вроде Вайолетт Хантер, но в коммерции. Упорная, храбрая, сообразительная, пробивающая себе дорогу сама. Четко знающая, чего она хочет и что может. Девушка, готовая к отношениям уважительным и честным, не на основе страсти или туманных грез, а на почве общего дела.

Если такая барышня окажется в качестве участницы детективного дела… Подозреваемая, свидетель, клиентка сыщика. О, тут есть много вариантов, интересных возможностей и сюжетных переплетений. Начиная от социального неравенства, и заканчивая ее стремлением к независимости.

Мне кажется, это была бы изумительная история, вполне в духе взаимных приглядываний и словесных дуэлей Элизабет Беннет и мистера Дарси. Пусть и по иным поводам. А в итоге — осознание сходства, даже родства и возможностей «смотреть не друг на друга, а в одну сторону».
       
http://forumstatic.ru/files/0012/57/91/42904.png
   
Следующая глава        Содержание.